ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
Кривая спроса. Закон спроса. Спрос (Demand) – это модель, описывающая поведение реальных и потенциальных потребителей. З акон спроса формулируется следующим образом: на рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса. Следует разграничить такие понятия, как «изменение спроса» и «изменение величины (объема) спроса». В первом случае мы имеем в виду сдвиг самой кривой спроса вверх или вниз, а во втором – изменение значения спроса при изменении цены, движение вдоль кривой спроса. Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара. Величина спроса зависит от изменения не только самой цены, но и от изменения следующих неценовых факторов: 1. Вкусы потребителей часто меняются в зависимости от моды, сезона, рекламы и т. д. Смещение кривой спроса зависит в первую очередь от числа потребителей на рынке. Увеличение покупателей смещает кривую D вправо вверх. 2. Рост доходов смещает кривую D вправо вверх. 3. Ожидания покупателей. Если мы считаем, что цены должны вырасти, то начнем делать покупки впрок. На графике это отмечается как сдвиг кривой D вправо вверх. 4. Влияние на предпочтения потребителей оказывают цены взаимосвязанных товаров. Выделяются товары-заменители (субституты), например, пиво и квас, молоко и кефир и т. д. Повышение цен на заменяемые товары смещает кривую вправо вверх. Для сопутствующих (комплементарных) товаров зависимость будет обратной. Рост цен на эти товары приведет к смещению кривой D влево вниз. Такими товарами являются бензин и автомобили, электроэнергия и бытовые приборы и т. д. Кривая предложения. Закон предложения. Кривая предложения (Supply) – такая же модель, как и кривая спроса. Предложение – это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течение определенного периода времени. Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. На предложение блага влияет не только цена этого блага, но и другие факторы: цены на ресурсы, технология производства, ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, число продавцов на рынке. При росте предложения кривая предложения сдвигается вправо вниз, а при уменьшении – влево вверх. Равновесная цена. Устойчивость рыночного равновесия. Только в одной точке, где планы продавца и покупателя совпадают, количество товара, которое продавец согласен продать по данной цене, равно количеству товара, которое покупатель согласен купить. В этой точке наступает рыночное равновесие. Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Соответственно, равновесная цена – это та цена, которая позволяет продать все количество товара, которое производители при данной цене согласны произвести. При совмещении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия Е (см. рис. 2.1). Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Это выражается в следующем: - увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара; - уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара; - рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара; - сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара. Таким образом, через постоянные колебания спроса и предложения рынок стремится к равновесию, которое может быть более или менее устойчивым. Влияние различных факторов может привести к дефициту товаров на рынке или к их перепроизводству. Возникает вопрос, сможет ли вновь установиться равновесное рыночное состояние? Выводы об устойчивости (неустойчивости) равновесия могут привести, в свою очередь, к выводам о необходимости государственного вмешательства в экономику.
Раздел 3. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ФАКТОРЫ.
1. Предпринимательская деятельность и основные предпринимательские способности 2. Экономические и бухгалтерские издержки производства 3. Постоянные, переменные и предельные издержки 4. Правило максимизации прибыли
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|