Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 9. ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ




Дефицит госбюджета возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Причины дефицита многообразны. Не исключены и неграмотные действия властей, осуществляющих траты, превышающие размеры налоговых поступлений. Но, как правило бюджетный дефицит является отражением неэффективной экономики, не способной обеспечить необходимый рост доходов.

Существует несколько способов финансирования госбюджета:

а) дополнительная эмиссия денег (монетизация), которая считается самым опасным путем погашения дефицита из-за лавинообразной инфляции;

б) превращения дефицита в государственный долг за счет обращения к кредитным учреждениям или выпуска займов;

в) увеличение налогового бремени;

г) сокращение государственных расходов.

Успешная борьба с дефицитом бюджета достижима только в том случае, если она способствует искоренению вызвавших его причин и ликвидации его негативных последствий. С этих позиций следует оценивать каждое из направлений его покрытия.

Бюджетный дефицит в малоэффективной экономике считается бомбой замедленного действия так как все способы его покрытия, провоцируют длительную стагнацию либо инфляционный взрыв.

Когда такой дефицит покрывается за счет нарастающего государственного долга, ей может угрожать так называемая долговая ловушка, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не увеличение национального богатства.

Существуют различные концептуальные подходы к бюджетному дефициту: а) бюджет нуждается в ежегодном балансировании; б) балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла, при котором дефицит во время спада должен компенсироваться профицитом (превышение дохода государственного бюджета над его расходами) во время подъема; в) балансирование не является самоцелью фискальной политики государства, балансировать нужно не бюджет, а экономику.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг –задолженность государств иностранным гражданам, фирмам, учреждениям.

Очень трудно дать количественную оценку бюджетного дефицита и государственного долга, их абсолютные размеры не могут служить надежными макроэкономическими показателями. Поэтому используют относительные показатели задолжности:

1. Показатель запаса (бремя долга)

Долг и Долг

ВНП Экспорт товаров и услуг

2. Показатели истока:

Сумма обслуживания долга и Долг

ВНП Экспорт товаров и услуг

3. Сравнительная динамика показателей

ВНП и Долг

Численность населения страны Численность населения страны

Под управлением государственным долгом понимается набор мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе:

1) недопущение долговой ловушки;

2) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающий сам долг и проценты по нему;

3) поиск средств выплаты долга;

4) нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Основные способы погашения государственного долга:

1) отказ от долга или части его;

2) использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;

3) его конверсия в долгосрочные иностранные инвестиции;

4) продажа с уценкой безнадежных долгов страны, которым ранее был предоставлен кредит.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что сдерживало экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как ткмпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

 

Тесты

 

1.Государственный долг – это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

 

г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

2. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как оно:

а) не обязательно должно погашать долг;

б) может рефинансировать долг;

в) может увеличивать массу денег в обращении;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы неверны.

3. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства между членами общества;

г) увеличение совокупных национальных расходов;

д) все предыдущие ответы неверны.

4. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате государственных расходов:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к увеличению ставки процента;

в) приводит к сокращению производственного потенциала в будущем;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы неверны.

5.Когда международная ценность национальной валюты растет, когда:

а) наблюдается тенденция к увеличению экспорта;

б) наблюдается тенденция к сокращению экспорта;

в) наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта;

г) все предыдущие ответы верны;

д) не происходит изменений в объемах экспорта и импорта.

6. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

7.Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:

а) суммой государственного долга;

б) суммой процентных выплат по долгу;

в) отношением размеров долга к объему ВНП;

г) отношением суммы процентных выплат по долгу и объему ВНП;

д) все предыдущие ответы неверны.

8. Государственный долг выступает как обязательство государства перед налогоплательщиками. Это вызвано тем, что:

а)только платежи процентов представляют собой экономическое бремя;

б) официальные данные преуменьшают размеры государственного долга;

в) основная масса государственных облигаций принадлежит гражданам страны и национальным фирмам;

г) государственный долг равен сумме активов государства;

д) граждане являются получателями трансфертных платежей.

9.Эффект вытеснения предполагает, что:

а) рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций;

б) импорт замещается производством товаров внутри страны;

в) рост частных инвестиций приводит к уменьшению государственных расходов;

г) потребление товаров и услуг растет, а объем инвестиций сокращается;

д) все предыдущие ответы неверны.

10. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма активов государства превышает размеры его обязательства;

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;

в) расходы государства уменьшаются;

г) сумма налоговых поступлений сокращается;

д) обязательства государства превышают его активы.

Задачи

1. Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд руб. по годовой ставке 8 %. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн. руб. ежегодно.

А. Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

Б. Вырастет ли чисто финансовое бремя налагаемое на граждан данной страны?

2. Правительство получило заем на сумму 10000 ден. ед. сроком на 1 год по ставке 4 %.

А. Какую сумму долга правительство должно выплатить к клнцу года?

Б. Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной?

В. Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции?

Г. Если инфляция составит 3 % в год, то каковы будут сумма долга и величина процента, исчисленные без учета инфляции.

 

Литература

[7, с. 378 – 386; 12, с. 180 – 187; с. 185 – 189].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данное издание предназначено для студентов технических специальностей Брянского государственного технического университета. Практикум включает краткий теоретический курс по микро и макроэкономике, тесты, задачи. Решая задачи, оценивая конкретные ситуации, можно научиться пользоваться различными методами экономического анализа, самостоятельно анализировать экономическую реальность.

Тщательная проработка материала, представленного в практикуме является, по нашему мнению, результативной тренировкой для развития экономического мышления у читателей, что позволит им глубоко осмыслить основные положения экономической теории, а также получить практические навыки для самостоятельного анализа важнейших проблем современной экономики.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных