Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Усильте ваше восприятие




Главный аспект для улучшения концентрации - это тренировка органов чувств, которые помогают нам управлять нашим вниманием.

Когда мы концентрируемся, то усиливаем свое внимание к процессам, людям, информации и поступкам. Мы воспринимаем интенсивнее окружающую действительность: наше восприятие – это своего рода объектив фотоаппарата, способного снимать крупным планом. При этом наши органы чувств могут действовать самостоятельно, не завися друг от друга: мы видим, слышим, осязаем, чувствуем вкус. Как правило, наши органы чувств функционируют ниже порога сознания. Иногда мы замечаем, что обработка и накопление воспринимаемой нами информации может прерываться. Например, прочитав несколько страниц книги, мы вдруг замечаем, что из содержания ничего не поняли. На концерте музыка звучит мимо наших ушей, так как мы думаем о конференции, которая состоится на следующий день. Нас отвлекают наши же мысли, и в этот момент восприятие никак на нас не влияет.

Но если мы будем сосредоточиваться на каком-то одном чувстве, необходимом нам в данный момент, то нам удастся лучше концентрироваться и воспринимать поступающую информацию.

УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения помогут вам улучшить способности ваших органов чувств.

Распределите упражнения на несколько дней (на каждый из органов чувств выделяйте только одно упражнение в день) и повторяйте этот комплекс регулярно в дальнейшем.

ЗРЕНИЕ

Нет. Мы не будем здесь говорить о том, хорошо вы видите или нет. Здесь речь идет о том, чтобы научиться наблюдать и отсеивать нужную для себя информацию.

Представьте себе, что вы находитесь на крошечном клочке суши посреди безбрежного океана. Ничто вокруг не отвлекает вас.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Сядьте у окна и посмотрите на небо, покрытое облаками. Сконцентрируйте свое внимание именно на облаках. Изучите их форму, цвет, направление их движения. Не думайте больше ни о чем, кроме как об облаках. Если вы заметите, что начинаете отвлекаться, то постарайтесь вернуть свое внимание и мысли снова к облакам. Прекратите упражнение, как только заметите, что вы уже больше не в состоянии долго удерживать свое внимание на облачном небе.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Посмотрите из окна. Выберите какой-нибудь объект (например, соседний дом) и внимательно рассмотрите его, не упуская никаких деталей. Затем сядьте, закройте глаза, расслабьтесь и представьте себе этот дом. Постарайтесь держать у себя в мозгу картинку этого дома как можно дольше. Когда ваше внимание начнет ослабевать, откройте глаза и сравните дом, созданный в вашем воображении, с оригиналом за окном.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Упражнение 3 можно проводить в любых условиях, будь то ванная комната, мастерская, шезлонг на террасе...

Сядьте за свой рабочий стол и изучите его взглядом до мелочей: компьютер, телефон, стопка бумаг, семейное фото. Закройте потом глаза, расслабьтесь и представьте себе свое рабочее место, как можно подробнее, каждый предмет, их цвета, формы предметов; материалы, из которых они сделаны. Когда вы полностью восстановите свой рабочий стол у себя в голове, откройте глаза и сравните этот образ с оригиналом.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Шум - это хорошее испытание для концентрации

Возьмите фотоальбом или просто подборку картинок, все равно каких. Расположитесь удобно в кресле или на диване. Откройте какую-нибудь из страниц. Например, страницу с самыми любимыми фотографиями в фотоальбоме. Посмотрите мельком на одну из фотографий. Закройте глаза. Воссоздайте у себя в голове эту картину полностью. Затем снова откройте глаза, взгляните на фото, и закройте свои глаза снова. Повторяйте эти действия (открывайте и закрывайте глаза).

СЛУХ

Следующие упражнения помогут вам научиться отсеивать из потока звуков только нужные.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Другой вариант тренировки слуха: возьмите пустые черные коробочки из-под фотопленки. Заполните их разными предметами (сахаром, горохом, рисом, канцелярскими кнопками). Плотно закройте их. Затем потрусите каждую из них и попытайтесь угадать по звуку, что находится внутри их.

Распахните окно в своей квартире и прислушайтесь внимательно к звукам города. Попытайтесь выделить из общего потока звуков отдельные (шум проезжающих машин, голоса прохожих, шум со строительной площадки, щебетание птиц, шелест листвы и тому подобное), концентрируйтесь поочередно на каждом звуке. Попытайтесь задерживать свое внимание на каждом звуке как можно дольше.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Поставьте диск с классической музыкой. Но на сей раз наслаждайтесь не красотой симфонии, а уделите внимание отдельным музыкальным инструментам. Например, выделите только духовые инструменты, а затем смычковые и так далее.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Включите телевизор, переключите на канал, по которому передают программу новостей. Выйдите в соседнюю комнату и слушайте голос диктора. С каждым этапом убавляйте звук в телевизоре, чтобы труднее было слышать голос.


УПРАЖНЕНИЕ 4

Одно из распространенных заданий в естественнонаучных музеях - это ощупывание сопоставимых предметов, которые нельзя видеть, так как они спрятаны в ящиках. Попробуйте этот метод, ощупывая кольца деревьев.

Прислушайтесь к какому-нибудь однообразному, однотонному звуку (например, к мерному тиканью часов). Сконцентрируйтесь на этом повторяющемся звуке, удерживайте на нем свое внимание как можно дольше.

ОРГАНЫ ОСЯЗАНИЯ

Свою способность осязать вы можете натренировать только с завязанными глазами. Поэтому у вас под рукой должен быть темный непрозрачный платок.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Откройте платяной шкаф, закройте (завяжите повязкой) глаза. По очереди берите в руки разные вещи, пощупайте материал. Из какого материала они? Колючие или мягкие, плотные или тонкие?

УПРАЖНЕНИЕ 2

Сядьте за свой рабочий стол и закройте глаза. Берите по порядку различные предметы, которые находятся на столе, ощупывая их. Установите, что это за предметы и из чего они сделаны. Какую они имеют форму и вес? Что вы чувствуете, когда трогаете эти предметы? Выполняя это упражнение, держите свои глаза закрытыми.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Пройдите с закрытыми (завязанными) глазами в свою комнату. Установите для себя цель – например, взять с полки определенную книгу

ОБОНЯНИЕ

Теплое или горячее? Мягкое или колючее? Концентрируйтесь на своем процессе осязания.

Как и в случае со слухом, речь здесь идет о способности выделять отдельные запахи.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Попробуйте описать запахи в тех местах, в которых вы часто бываете: в офисе, автомобиле, магазине, сауне...

Поставьте перед собой чашку с разными фруктами. Закройте глаза и склонитесь над чашей. Попытайтесь определить каждый из видов фруктов по запаху. Это – апельсин, а это – груша...

УПРАЖНЕНИЕ 2

Пройдитесь по квартире, принюхиваясь к царящим в ней запахам. Чем пахнет в коридоре, чем – в кабинете, чем – в ванной, а чем на кухне? Где пахнет чем-то, а где - чистящими средствами?

УПРАЖНЕНИЕ 3

Вы любите вино? Если нет, то все равно. Как-нибудь возьмите бокал с красным вином. Подержите нос над бокалом, вдохните аромат и опишите словами – какое это вино: терпкое или сладкое, приторное или крепкое.

ОРГАНЫ ВКУСА

Отметьте свои любимые блюда и попытайтесь описать вкусовые качества каждого из них.

Существует больше вкусовых качеств, нежели просто сладкий вкус, кислый, горький. Попробуйте сами!

УПРАЖНЕНИЕ 1

Каков на вкус собственно шоколад? Он просто сладкий или есть еще какие-то вкусовые качества, которые сложно определить? Попробуйте! Например, попробуйте шоколад, фрукты или напитки. Каковы они на вкус, и как можно их описать?

УПРАЖНЕНИЕ 2

Можете вы определить по вкусу сорт пива? Или различать по вкусу вина? Испытайте «память», заложенную в вашем языке? Попробуйте три сорта однотипного напитка (например, светлое пиво). Через какое-то время «вслепую» возьмите напиток, который был среди тех трех, которые вы пили раньше, и угадайте его сорт. Ну как, получилось?

Улучшите свою способность
обрабатывать информацию

Эффективная обработка информации связана с продуктивностью вашей памяти. Тот, кто систематически воспринимает и запоминает информацию, всегда может вызвать ее из самых дальних уголков памяти.

Мы живем во времена информации: информационные технологии проникают во все сферы жизни; обработка информации стала движителем экономического развития. Изо дня в день производятся миллиарды бит информации, на нас обрушиваются потоки данных, сообщений, кодов и сигналов. Можно запросто потерять ориентацию. Как отличить нужное от ненужного? Как выделять «правильную» информацию, и как ее можно наиболее эффективно обрабатывать? Как можно усвоить всю информацию и надолго запомнить? Принципы функционирования нашего головного мозга уже не являются непознанной тайной.

У нас уже есть об этом представление, о том, как мы воспринимаем информацию, каким путем она попадает в кору головного мозга, как она запоминается и то, как мы можем ее воскресить в своей памяти. Вы можете вмешаться в эти процессы, чтобы лучше управлять ими и эффективнее обрабатывать информацию. Для этого существуют различные технологии и тренинги, способствующие улучшению вашей способности концентрироваться и одновременно улучшающие качества вашей памяти. Нельзя разграничивать концентрацию и память. Тот, кто осознанно и целенаправленно воспринимает информацию (то есть концентрируется), тот создает предпосылки ее для надежного запоминания. И наоборот: кто располагает хорошо запомненной информацией, тому будет легко позже воскресить ее в своей памяти.

УПРАЖНЕНИЯ

Уметь отличать существенное от несущественного, выуживать из памяти какие-то знания – это своего рода искусство, с которым приходится сталкиваться каждый день в мире информации.

Развить восприятие, научиться отличать необходимое от ненужного, научиться прочно запоминать информацию – вот путь к успеху.

Первый шаг вы сделали уже в предыдущей главе. В упражнениях, посвященных нашим пяти органам чувств, речь шла об интенсивности восприятия информации, о способности задерживать внимание на отдельных органах чувств, не отвлекаясь на другие. В следующих упражнениях вы научитесь фильтровать воспринимаемую информацию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Это упражнение для начала будет проще выполнить, если вы будете записывать свои мысли и выводы. Потренировавшись, вы можете отложить в сторону перо и бумагу.

Послушайте внимательно программу новостей по радио или по телевидению. Заострите внимание на какой-то одной из новостей и подумайте над ее содержанием. Например, это может быть принятый новый закон в Государственной Думе или сообщение о пронесшемся урагане, или сообщение о результатах спортивного состязания и т. д.

Оцените услышанную вами информацию, проинтерпретируйте ее, сделайте выводы. Развивайте свои мысли как можно дольше, но оставайтесь близки к теме.

УПРАЖНЕНИЕ 2

В этом упражнении вы также можете записывать основные мысли.

Большинство выступлений, которые мы слышим в своей жизни, утомляют нас и навевают скуку. Лишь за редкими исключениями риторический талант оратора способен с первой до последней минуты приковывать к докладу наше внимание. Но скучные доклады – хорошее средство для тренировки нашей способности концентрироваться. Поставьте перед собой цель. Придя на один из таких докладов, попытайтесь полностью проследить цепочку мыслей выступающего от начала до конца. Повторяйте в голове отдельные ключевые слова из речи. Если же вы начинаете отвлекаться и терять нить, попытайтесь вернуться к докладу. После самого доклада кратко напишите ключевые слова из доклада, которые вспомните, в том порядке, в каком они следовали в выступлении.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Для этого упражнения вам понадобятся способности ваших глаз.

Не замечали ли вы, что во многих видах деятельности вы теряете детали и «за деревьями не видите леса»? Что вы при всем при этом не можете удерживать свое внимание на самом главном.

Попробуйте научиться фокусировать свое внимание. Поупражняйтесь, взяв самые обычные свои повседневные действия и предметы. Если вы ярый читатель газет, то попробуйте читать только те статьи, которые посвящены, например, Франции. Можете взять в качестве темы что угодно. Не обращайте внимания на прочие статьи!

Тренируйте свою память!

Как нажито, так и прожито. Память нужно тренировать.

У многих людей зачастую создается впечатление, что их память похожа на решето. Вы видите на улице знакомое лицо, но не можете вспомнить имени этого человека.

Или вы стоите у банкомата, понимая, что забыли числа пинкода. Но даже лица, которые не жалуются на память, могут зачастую забывать номера телефонов, забывать о времени назначенных встреч; из головы вылетают недавно заученные слова из иностранного языка.

Упражнения

Продуктивность памяти можно повысить благодаря тренировкам. На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных методик улучшения памяти. Некоторые из них вы найдете ниже. Основную трудность составляет запоминание имен, чисел, основных понятий, ключевых слов, то есть мелочи, с которыми нам приходится сталкиваться каждый день. Методы запоминания можно использовать в самых разных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Хорошая память на имена предотвращает возникновение неловких ситуаций.

Это упражнение поможет вам научиться лучше запоминать имена. Кто-то из ваших собеседников в начале разговора представляется, а через несколько минут вы понимаете, что уже не помните его имени. Если же вы не обменивались визитными карточками, то в этой ситуации будет некорректным шагом переспросить имя своего собеседника. Что же делать, чтобы избегать в будущем подобных неловких ситуаций? Сосредоточивайте свое внимание именно на запоминании имен в начале разговора, когда участники беседы представляются. Повторяйте мысленно эти имена. Если вдруг вы не расслышали имени, то сразу же вежливо попросите представиться этого человека еще раз.

Развивайте внимание к различным повседневным мелочам. Где живут друзья ваших детей? Сколько времени едет автобус утром, в обед и вечерам? И так далее. Слабая память на числа заставляет многих людей негодовать. Эти простые упражнения помогут вам.

Постарайтесь как можно чаще называть своих собеседников по имени. Попытайтесь представлять имена образно, так, как вам это подсказывает ваша фантазия. Старайтесь запоминать не имя, а самого человека, носящего это имя. Образы запоминаются лучше, чем слова и цифры. Если речь идет о так называемой «говорящей фамилии», то с этим вообще не должно быть никаких проблем: Ложкин, Лисицын, Мухоморов, Сухоносов, Белый, Грибов и тому подобное. Имена говорят сами за себя. Сложные и необычные фамилии запоминаются сложнее.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Это упражнение поможет вам научиться лучше запоминать числа. Знаете ли вы наизусть номер вашей кредитной карточки?

Ассоциативный метод – это хороший способ тренировки памяти на числа.

Ваш номер банковского счета или все номера мобильных телефонов ваших друзей? Расписание электропоездов, идущих до нужной вам станции? Научиться лучше запоминать длинные комбинации цифр вы можете при помощи следующих методов. Напишите ряд чисел. Например, 48201856. Затем разбейте ряд на пары 48 20 18 56 и запоминайте эти числа не как четыре – восемь – два-ноль –..., а как сорок восемь – двадцать – восемнадцать... При запоминании чисел используйте ассоциативный метод. Вот пример: 48 – номер вашей квартиры, 20 – возраст вашей дочери, 18 – вы пошли в армию и так далее...

Также к определенным числам можно привязывать какие-то символы. Например, 0 – похоже на яйцо; 1 – фонарный столб; 2 – лебедь. В общем, как в игре «Русское лото». С каждой цифрой от 0 до 9 свяжите какой-то свой образ. Попробуйте проверить этот метод следующим образом: напишите все номера телефонов ваших друзей и знакомых, но не заучивайте их наизусть, а запомните их с помощью этих методов.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Ряд не связанных между собой вещей, например список покупок, можно запомнить при помощи ассоциативного метода.

Это упражнение поможет вам научиться лучше запоминать ключевые слова и понятия. Например, это может быть лист бумаги, в котором написан список необходимых покупок, и тому подобное. В этом случае также будет полезен ассоциативный метод для запоминания никак между собой не связанных понятий. Создайте образ каждого отдельного пункта. Например, вы не просто видите запись в блокноте «купить букет цветов», а вы их «видите», «можете понюхать, потрогать». Спустя 15 минут отвлекитесь, а потом снова, когда это будет необходимо, воскресите в памяти образ букета цветов, который нужно вам купить. Таким образом вы можете создать целый визуальный ролик на каждый из пунктов, который можно прокручивать у себя в голове:

Незадача. Снова забыл купить цветы. В следующий раз попробуйте запоминать отдельные не связанные между собой понятия и слова при помощи ассоциаций и образов.

¨ отнести туфли в мастерскую;

¨ отнести одежду в химчистку;

¨ купить букет цветов;

¨ заправить автомобиль;

¨ проверить давление в шинах;

¨ заменить масло;

¨ купить баллон с питьевой водой;

¨ отослать письма;

¨ отвести сына на тренировку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных