ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Барьер техники и навыков общенияБарьеры техники и навыков общения проявляются во всех видах общения. В качестве анализа возьмем так называемое вынужденное общение. Оно возникает тогда, когда вы и не стремились общаться, а обстоятельства (или общие знакомые) свели вас с нежелательным или малознакомым собеседником и заставляют говорить хоть что-нибудь (не сидеть же пнем...). Попробуем выявить закономерности вынужденного общения. Уяснив их, легче будет справиться с тягостным чувством скованности, когда не знаешь, чем заполнить затянувшуюся паузу. 1. Разговор обычно начинается с формальных вопросов: как поживаете? что нового? как здоровье? куда направляетесь? и т.п. На этой стадии собеседники устанавливают первичный контакт, производя внешнюю диагностику на предмет заинтересованности в контакте. В первую очередь преобладает эмоционально-интуитивное восприятие собеседника. Если людям удается наладить «равно удовлетворительное» общение, то контакт продолжается. Если нет — разговор сворачивается, часто сопровождаясь взаимным раздражением. Техники первого этапа: «Эмоциональный контакт», «Расширение содержание общения», «Включение внимания собеседника», «Конгруэнтное общение». 2. Затем собеседники переходят к какой-либо нейтральной теме, в которой нет разногласий, поскольку ничьи интересы не затрагиваются. Типичной является тема погоды, не менее популярны и разговоры о неполадках в работе городского транспорта. Но на них долго не задерживаются. Мужчины обычно переходят к обсуждению спортивных, общественных или политических событий, достоинств и недостатков автомобилей, а женщины чаще говорят об общих знакомых, моде, сфере бытового обслуживания. Тактики второго этапа: «Подстройка», «Референтная группа», «Принцип Маугли: мы с тобой одной крови». 3. Следующий шаг — обращение к темам, существенно затрагивающим личные интересы: о работе, семье (чаще всего о воспитании детей), об отдыхе, болезнях и т.п. На этом этапе обычно уже удается избавиться от излишней скованности, сориентироваться в интересах партнера по общению. И тогда открывается простор для импровизации, тем более, что всегда можно почерпнуть от другого человека полезную информацию и стать не пассивным, а заинтересованным слушателем. Тактики третьего этапа — «Мотивация на взаимодействие», «Фиксация интереса партнера», «Интрига». Для расширения интереса людей к целенаправленному повышению компетентности в данной сфере можно привести пример работы профессиональных коммуникаторов, технологически преодолевающих данный барьер. ТЕХНИКА «КОММУНИКАТИВНАЯ ВЕРБОВКА» (с использованием материалов И. Сухановой) Стадия 1 Цели. Накопление согласия. Выработка общего стиля поведения. Прогноз желаемого дальнейшего взаимодействия. Набор действий. Планомерно соглашаемся со всеми действиями клиента. Повод для согласия не важен. Категоричность согласия не должна быть поспешной и общей. Категоричность должна нарастать постепенно. Когда нарастает категоричность, она подтверждается выражением радости. Необходимо использовать проводниковую жестикуляцию, процессуальные жесты, подтверждающие междометия. На этой стадии необходимо вызывать согласие клиента с вами по каким-либо вопросам, касающимся общей для вас ситуации. Диагностика успешности прохождения стадии: Клиент растерян, неуверен, находится в режиме ожидания. Растерянность происходит оттого, что он не ожидал, что вы его так сразу примете, впустите в общее коммуникационное пространство. Стадия 2 Цели. На предыдущей стадии мы вызвали у клиента интерес к своей персоне. Данная стадия — поиск нейтральных, совпадающих интересов. Важно найти те сферы, разговор о которых вызывает у клиента приятные ассоциации. Набор действий. Необходимо проявлять интерес к партнеру. Надо использовать механизм ассоциаций и из одной положительной эмоции выстраивать цепочку. Одна положительная тема должна порождать другую. Необходимо, чтобы тема разговора была непосредственно связана с вами, чтобы вы были непосредственным участником его переживаний. На этой стадии никогда нельзя исчерпывать тему, которую вы затронули, до конца. Должно остаться еще много недосказанного. Диагностика. Партнер берет инициативу на себя. Вы делаете этот интерес общим для вас обоих. И тем самым клиент приходит к рассказу о своих особенностях. Желательно использовать технику «улыбка датчанина» — улыбка одними глазами - «искристые» глаза. Стадия 3 Цели. Принятие принципов, предлагаемых для общения. Важно исключить из общения всяческие возражения по поводу того, что говорит о себе ваш клиент. Набор действий. Не должно быть абсолютно никаких возражений по поводу того, что говорит ваш клиент. Должна быть полная готовность принять его позицию. Нельзя в разговор вводить новые темы, нельзя перегружать человека информацией. Те качества, которые человек продекларировал, должны использоваться как принципы общения. То есть, если клиент говорит: «Я умный», ему надо отвечать: «Вы как умный человек должны понимать...». Очень опасно на этой стадии высказывать оценочные суждения. Каждое качество, которое вам было заявлено, необходимо принять по отдельности, а не в совокупности. Все в кучу не мешать — ум, красоту, обаяние. За каждым из этих качеств будет стоять ваш метод воздействия. Диагностика. Клиент готов все продекларированное услышать от вас. Возникает замкнутое коммуникативное пространство, в котором клиент говорит: «Я только для тебя такой... А на самом деле я...». Стадия 4 Название: Выявление качеств, опасных для общения. Цель этого этапа — установить и устранить все возможные помехи и обеспечить себе гарантию сохранения контакта при любых конфликтных и стрессовых ситуациях. Набор действий. Во время предыдущих стадий мы со всем соглашались, выражали максимум одобрения и поддержки и принимали клиента таким, какой он есть. На этой стадии не надо бояться обнажить перед ним все те противоречия, которые вы могли заметить уже множество. Для вас важно столкнуть противоречия и устранить их. Нельзя высказывать осуждение. Можно смело говорить: «Как же вы такой — и не понимаете, что...». Диагностика. Человек вам начинает рассказывать о себе через других людей, подчеркивая их восприятие. Стадия 5 Название. Стадия воздействия и взаимной адаптации. Цель — выяснение тех направлений и тех способов, по которым вы будете полезны друг другу. Набор действий. Эту стадию необходимо начинать с высказываний: «Может быть, вы возмутитесь, но я скажу...»; «Вам это может не понравиться, но...»; «Возможно, вы удивитесь тому, что я скажу...», то есть с фраз-предсказаний возможной реакции. В этот момент важно выработать общий язык, на котором вы говорите, и действовать в логике вашего клиента. На этой стадии можно не бояться, что контакт может быть нарушен, и тут допустимы резкие способы воздействия: «Поднимай свою задницу со стула, и делай...» Здесь резких приемов мотивации на действие можно не опасаться. Диагностика. Образуется тенденция к совместной деятельности. Стадия 6 Название. Стадия общего взаимодействия и выработки общих правил и норм. Цель — выработать программу и создать сферы, в которых вы в дальнейшем будете взаимодействовать. Набор действий. Необходимо ввести роли, расписать функции и выработать общие нормы поведения. Вырабатывается план-программа поведения. Осуществляется переход от взаимоприемлемых отношений к доверительным. Тактика вашего поведения определяется стратегией, тем, что вы хотите получить от человека в конечном итоге. На этой стадии происходит полное снятие вашего контроля над ситуацией. Ситуацию контролируют выработанные вами нормы общения. На этой стадии запрещено так называемое реактивное поведение: «Ах, ты так, — а я вот так» (я с ним так же, как он со мной, в худшем смысле этого слова). Диагностика. Возникает сфера деятельности, общая для вас. Здесь надо отметить, что легче дружить не с кем-то, а против кого-то. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|