ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СУЩЕСТВОВАНИЯ – ВЫЖИВАНИЕ
Цель жизни – бесконечное выживание. Человек – одна из форм жизни. Во всех своих действиях и целях он подчиняется одной команде: «Выживай!» То, что человек Стремится к выживанию, мысль не новая. Однако то, что все действия человека мотивируются исключительно стремлением выжить, является новой мыслью. Тот факт, что единственная цель человека – это выживание, не значит, что он сам является самым лучшим механизмом выживания, который был или когда‑нибудь будет создан жизнью. Целью динозавра тоже было выживание, однако его давно нет. Подчинение команде «Выживай!» не значит, что все попытки выжить будут одинаково успешны. Изменения окружающей среды, мутации и многие другие условия мешают организму достичь совершенной технологии или формы, которая была бы безупречной с точки зрения выживания. Формы жизни изменяются и умирают, возникают новые, точно так же, как любой живой организм, который не бессмертен, создает подобные себе организмы, а потом умирает сам. Превосходным способом выживания на протяжении длительного периода была бы способность жизни принимать различные формы, где сама смерть становилась бы необходимой для увеличения жизнестойкости. Ведь смерть убирает с дороги старые формы, когда новые изменения в окружающей среде помогают созданию новых форм жизни. Жизнь как сила, существующая практически в бесконечности, нуждалась бы в циклическом проявлении в каждом отдельном организме и форме. Что могло бы служить оптимальной характеристикой выживания для различных форм жизни? Они должны иметь различные фундаментальные свойства, которые были бы неодинаковыми у разных организмов, так же, как одна окружающая среда отличается от другой. Это важно понять, потому что набор характеристик для выживания одного вида организма не подходит для другого, что, к сожалению, раньше мало привлекало внимание наблюдателей. Методы выживания можно обобщить так: питание, безопасность (защита и нападение) и размножение. Не существует ни одной формы жизни, которая бы испытывала недостаток в решении этих проблем. Любая форма жизни может ошибаться, придерживаясь одной характеристики слишком долго или вырабатывая некоторые свойства, которые приводят к вымиранию целого вида. Приспособления, обеспечивающие успех вида, гораздо более поражают, чем просчеты этого вида. Натуралисты и биологи познают разные характеристики той или иной формы жизни, обнаруживая, что именно необходимость, а не прихоть является причиной возникновения этих приспособлений. Створки на раковине моллюска и устрашающий рисунок на крыльях бабочки ценны для их выживания. Как только выяснилось, что выживание – единственная динамика [23] форм жизни, которая объясняет все действия, возникла необходимость продолжать изучение действия выживания. Было обнаружено, что только боль и наслаждение являются единственно необходимыми в действиях, которые предпринимаются всем живым в стремлении выжить. Как видно из диаграммы, помещенной на следующей странице, спектр жизни размещен от нулевой отметки (смерть или вымирание) и уходит в бесконечность потенциального бессмертия. В спектре содержится бесконечное количество линий, напоминающих лестницу, ведущую к потенциальному бессмертию. Каждая ступенька отстоит от предыдущей на расстояние, которое увеличивается в геометрической прогрессии.
Выживание отталкивается от смерти и направлено к бессмертию. Максимальная боль может быть представлена как существующая непосредственно перед смертью, а максимальное удовольствие – как бессмертие. С точки зрения каждого организма или вида, бессмертие обладает притягательной силой, а смерть – отталкивающей. Но выживание направлено к бессмертию через все более и более широкие промежутки между ступеньками, пока в конце концов преодолеть их становится невозможным. Стремление выжить направлено от смерти, которая обладает отталкивающей силой, к бессмертию, которое имеет притягательную силу; сила притяжения – это удовольствие, сила отталкивания – это боль. Длина стрелки означает высоту потенциала выживания человека. В пределах четвертой зоны потенциал выживания превосходен, человек в состоянии наслаждаться своим существованием. Направление слева направо обозначает время. Стремление к удовольствию динамично. Удовольствие – это награда. И стремление к ней, к целям жизни, способствующим выживанию, само по себе удовольствие. Для того, чтобы обеспечить выживание в соответствии с командой «Выживай!», судя по всему, природой устроено так, что уменьшение потенциала выживания приносит боль. Боль существует для отталкивания человека от смерти; удовольствие служит приманкой к стремлению достичь оптимальной жизни. Поиски и получение удовольствия не менее важны для выживания, чем возможность избежать боли. По фактическим наблюдениям, удовольствие гораздо важнее в космической схеме вещей, чем боль. Здесь было бы уместно дать определение понятию «удовольствие» вне его связи с бессмертием. Словарь объясняет, что удовольствие – это «вознаграждение; приятные эмоции, умственные или физические; мимолетная радость; противоположность боли». Удовольствие можно найти в таком огромном количестве вещей и занятий, что один только каталог всех предметов и действий, которые человек считает принятыми, мог бы сделать определение полным. Что мы имеем в виду под словом «боль»? Словарь объясняет: «физические или душевные страдания, наказание». Эти два определения демонстрируют интуитивность мышления, выраженную в языке. Как только кто‑то обнаружит решения не разрешенных до сих пор проблем, выясняется, что словари «всегда об этом знали». Если бы мы захотели сделать диаграмму для цикла жизни целого вида организмов, она выглядела бы точно так же, но само время измерялось бы в миллионах лет, а не в годах. Между одним представителем вида и всем видом не существует иного отличия, кроме величины параметров, которыми они характеризуются. Это наблюдение можно сделать, даже не используя такой замечательный факт, что человеческий зародыш В своей эволюции проходит те же фазы развития, которые скорее всего прошел весь вид. В этой диаграмме содержится больше информации, чем было изложено до сих пор. Физическое и психическое состояние человека изменяется от одного часа к другому, от одного дня к другому, от одного года к другому. Поэтому уровень выживания расположен на кривой линии (на кривой дня или на кривой жизни), составленной из часовых или годичных положений человека в зонах. Существуют две кривые; психического и физического состояния. Когда мы будем подходить к концу этой книги, то увидим, что взаимосвязь этих двух кривых важна и что понижение линии психического состояния всегда предшествует понижению линии физического состояния. Зоны на диаграмме могут относиться к двум категориям существования: физическому и психическому. Поэтому четыре зоны могут быть названы зонами состояний существования. Когда человек счастлив, его уровень выживания находится в четвертой зоне. Если человек серьезно болен, его график разместится в первой зоне или близко от смерти – в зависимости от тяжести болезни. Этим зонам даны не совсем точные, но выразительные названия. Третья – зона общего счастья и благоденствия. Вторая – уровень сносного существования. Первая зона называется зоной гнева. Апатия расположена в нулевой зоне. Все они могут быть использованы как шкала тонов [24], по которой можно определить душевное состояние. Чуть выше нуля, которым обозначена смерть, находится низший уровень душевной апатии, низший уровень физической жизни – 0,1. Тон 1, когда организм борется с физической болью или болезнью, или когда человек яростно борется, начинается от 1,0, что является зоной враждебности и возмущения, через тон 1,5 – клокочущая ярость, к 1,9 – что соответствует готовности к ссоре. От тона 2,0 до 3,0 присутствует увеличивающийся интерес к существованию и т. д. Психическое или физическое состояние не бывает подолгу на одном и том же уровне, оно меняется, в течение одного дня психическое состояние аберрированного может колебаться от 0,5 до 3,5 вверх и вниз по шкале. Причиной подобных колебаний в течение дня может быть несчастный случай или болезнь. Этими цифрами определяются четыре состояния: душевное во время обострений, душевное в общем плане (среднее значение), физическое во время обострений и физическое в целом. Физическая шкала тонов не имеет широкого распространения в Дианетике [25]. Однако шкала тонов умственного или душевного состояния представляет громадный жизненный интерес! Эти значения счастья, сносного существования, злости и апатии не взяты произвольно. Они – результат исследований поведения человека в разных эмоциональных состояниях. Клир в течение дня находится в районе тона 4,0 (с небольшими колебаниями). Он и есть общий четвертый тон, что является характеристикой, присущей клирам. Нормальным в современном обществе скорее всего может быть тон 2,8. В этой диаграмме, которая имеет две проекции, функционально представлена основная информация для разрешения проблемы динамики жизни. Горизонтальные линии отмечают геометрическую прогрессию, берущую начало с линии нуля – чуть выше смерти. Каждая зона насчитывает десять линий и отражает душевное (психическое) или физическое состояние человека, как это описывалось выше. Геометрическая прогрессия, использованная таким образом, оставляет постоянно увеличивающиеся промежутки между линиями. Их ширина означает потенциал выживания, существующий в тот момент, когда конец стрелки динамики выживания показался в этом промежутке. Чем дальше от смерти находится конец стрелки, тем больше шанс человека выжить. Геометрическая прогрессия стремится к бесконечности и, конечно, не достигает ее. Организм выживает во времени слева направо. Бессмертие – оптимальное выживание – расположено справа относительно времени. Только потенциал выживания измеряется по вертикали.
Динамика выживания существует в организме, она унаследована от биологического вида. Организм – часть вида; это примерно так же, как железнодорожная шпала есть часть железной дороги с точки зрения пассажира в вагоне. Наблюдатель всегда находится в «сейчас», но, может быть, это сравнение и не самое удачное. в организме существует сила, которая отталкивает его от источников боли. Источник боли сам по себе не обладает никакой силой, ведь и шип на колючем кусте сам не имеет силы; организм отталкивает боль, связанную с уколом шипа. В то же время организм обладает силой, которая притягивает его к источникам удовольствия; они не притягивают его магнитом, он сам обладает большой силой притяжения. Это – врожденная способность. Сила отталкивания от источников боли работает вместе с силой притяжения к источникам удовольствия, и обе они толкают от смерти к бессмертию. Толчок от смерти не сильнее, чем толчок к бессмертию. Другими словами, с точки зрения динамики выживания удовольствие столь же значимо, как и боль. Не нужно думать, что выживание есть проблема повышенной заботы о будущем. Размышление об удовольствиях, чистое наслаждение, память о прошлых приятных моментах – все собирается в гармоничное целое, действует автоматически и работает на повышение потенциала выживания человека, хотя само по себе физически не требует будущего как активной части в этом созерцательном процессе. Удовольствие, реакцией на которое является физическое повреждение организма (например, в случае разврата или дебоширства), открывает закономерность между физическим эффектом (который понижен в направлении боли) и умственным эффектом испытанного удовольствия. Это влечет за собой понижение динамики выживания. Возможность будущих неприятностей, связанных с подобными поступками, в добавление к состоянию, когда был совершен хулиганский поступок, понижает динамику выживания. Именно по этой причине разного рода дебоширство и хулиганство не почитались на протяжении всей истории человечества. Это уравнение «безнравственных развлечений». Любое действие, которое повлекло за собой снижение способности выживать, или то, которое может привести к такому последствию, даже если используется как удовольствие, осуждалось в человеческой истории. Клеймо аморальности всегда стояло на тех действиях или поступках, которые понижали уровень динамики выживания. Неприятности, связанные с ярлыком аморального поведения, зависят в большей степени от предрассудков и аберраций людей, и поэтому существует постоянный спор о том, что – морально, а что – аморально. Вследствие того, что определенные занятия, которые считаются удовольствиями, на самом деле суть боль (вам будет ясно почему, когда вы закончите чтение этой книги), и в силу действия «морального уравнения», приведенного выше, само удовольствие может стать запрещенным в любом аберрированном обществе. Существует особый вид мышления (речь о нем пойдет ниже), который допускает только очень слабую способность отличать один предмет от другого. Например, некоторые верят, что все политические деятели бесчестны, если выяснилось, что один из них оказался именно таким. В древние времена римляне любили удовольствия, но некоторые забавы были не по вкусу другим – например, христианам (их римляне бросали на съедение львам). Когда христиане захватили языческое государство, римские порядки попали в немилость. В опале оказалось все римское, и это зашло невероятно далеко. Например, обычай римлян принимать ванну сделал мытье настолько «аморальным», что Европа ходила немытой на протяжении 1500 лет. Рим считался таким интенсивным: источником боли, что все римское стало считаться злом и оставалось таковым на протяжении длительного времени после падения Римского язычества. Таким образом, аморальность имеет тенденцию становиться довольно сложной для понимания. В нашем примере она стала настолько сложной, что любое удовольствие считалось неприемлемым. Когда из списка того, что считается дозволенным, вычеркивается половина потенциала выживания, происходит значительный упадок выживаемости. Посмотрите на график на шкале рас: уменьшение потенциала в два раза говорит об ужасах, которые ожидают расу в будущем. Поскольку каждый человек устроен так же, как и другие люди, никакие законы и принуждения не в состоянии свести на нет притягательную силу удовольствия. Но в нашем примере достаточное количество удовольствий было запрещено и вычеркнуто, и это послужило причиной того, что случилось: в средние века произошел упадок общества. Оно «веселело» только в редкие периоды подъема, как, например, в эпоху Возрождения, когда удовольствия стали менее запрещенными. Когда человек или нация опускается до второй зоны, как отменено на диаграмме, и общий тон простирается от первой зоны и почти не затрагивает третью, наступает состояние всеобщего сумасшествия. Сумасшествие – это отсутствие рациональности, это также состояние, при котором нация (или организм) подходят к опасной черте выживания настолько часто, что начинает искать самые дикие решения своих проблем. Для дальнейшего рассмотрения диаграммы необходимо объяснить понятие «сапрессор [26] выживания». Это сила, толкающая вниз от бессмертия расы или организма, представленных как динамика выживания. Сапрессор выживания – сочетание всего, что угрожает выживанию расы или организма. Угрозы возникают от других видов жизни, от времени и от других энергий. Все они участвуют в соревновании за выживание до потенциального бессмертия с точки зрения своих видов или, личностей. Таким образом, возникает конфликт. Каждая форма жизни может быть отмечена на нашей диаграмме как динамика выживания. Мы могли бы использовать для графика выживание утки, и тогда человек был бы частью сапрессора утки, которая стремится к высокому уровням выживания. Равновесие и природа вещей не позволяют достигнуть бесконечности – цели бессмертия, в непостоянном равновесии и неограниченной сложности разные виды жизни и энергии проходят через свои приливы и отливы, бесформенная туманность обретает формы, они распадаются и снова переходят в бесформенность. Можно было бы привести множество уравнений на данную тему, но это не входит в нашу задачу. Изучая диаграмму, важно знать степень давления сапрессора на динамику выживания, присущую всем людям, группам и расам, привыкшим противостоять сапрессорам в течение целых геологических эпох. Человек несет в себе еще один вид наступательной и оборонительной технологии – свою культуру. Основное оружие выживания человека – умственная деятельность, руководящая физическими действиями на разумном уровне. Однако каждая форма жизни имеет собственную технологию для разрешения проблем питания, безопасности и размножения. Степень успеха технологии, разработанной любой формой жизни (броня или мозг, скорость передвижения или обманчивая форма) – прямой показатель потенциала выживания, относительного бессмертия данного вида организмов. Существовало множество сложностей в прошлом; человек, когда он превратился в самое опасное животное на земле (он действительно убивает или обращает в рабство все другие формы жизни, не правда ли?), увеличил силу сапрессии на другие организмы, в результате чего они вымерли. Великие климатические изменения типа того, которое «упаковало» столько мамонтов в сибирскую мерзлоту в состоянии увеличить силу сапрессии, действующую на живые организмы. Длительная засуха на американском юго‑западе не так давно уничтожила большую часть индейской цивилизации. Катаклизмы типа взрыва земной коры или атомной бомбы, либо внезапное прекращение существования Солнца, если бы это стало реальностью, уничтожили бы все формы жизни на Земле. Вид в состоянии даже увеличить давление сапрессора на себя. Динозавр уничтожил всю свою пищу и таким образом уничтожил динозавров. Бацилла чумы атакует переносчика болезни с таким всепоглощающим аппетитом, что целое поколение этих бацилл исчезает. Природа не намеревалась заниматься самоубийством, просто вид столкнулся с уравнением, содержащим неизвестную величину, а она оказалась в состоянии увеличить силу сапрессии до полного вымирания. Это одно из уравнений типа «не знал, что ружье заряжено». И когда бацилла чумы увеличивает силу собственного сапрессора и прекращает тревожить свою пищу и убежище – животных, тогда животные вздыхают с облегчением. Дерзкий, умный и практически неистребимый человек шел путем, очень далеким от примитивной борьбы за существование с помощью когтей и клыков. Но так же делают акулы и красное дерево [27].Как вид, человек живет в симбиозе [28]с другими видами. Жизнь есть групповое усилие. Лишайник, планктон и ряска могут жить и в состоянии процветать исключительно за счет солнечного света и определенных минеральных веществ, но это всего лишь отдельные строительные блоки. Выше такого существования, по мере усложнения форм, существует огромная зависимость видов друг от друга. Лесник может поверить в то, что некоторые деревья нарочно убивают другие виды деревьев вокруг себя, и тогда он будет относиться к этим растениям как‑то по‑особому. Но пусть лесник еще раз посмотрит, что создало почву, что дает возможность природе поддерживать баланс кислорода, что помогает дождю выпасть в других местах? Это деревья, которые нарочно убивают другие деревья. И белки сажают деревья. И деревья защищают другие деревья. И животные удобряют почву под ними, и деревья укрывают животных. И деревья сохраняют почву, чтобы другие более слабые растения тоже могли существовать. Везде и повсюду жизнь помогает жизни. Множество сложных зависимостей в природе отнюдь не драматичны. Но они становятся той постоянной и важной причиной, благодаря которой жизнь продолжает существовать. Красное дерево может быть самым «передовым» из всех секвой и, хотя и кажется, что оно добивается огромного успеха, существуя в одиночестве, более пристальный взгляд покажет, что оно зависит от других организмов, а они зависят от него. Поэтому динамика любой формы жизни нуждается в помощи многих других динамик и стягивает общие силы для борьбы с сапрессорами. Никто не выживает в одиночку. «Необходимость» считается прекрасным понятием. Однако оно часто принимается без доказательств. «Оппортунизм» нередко заменял «необходимость». Что такое «необходимость»? Кроме того, что она – «мать открытий», является ли необходимость драматической внезапностью, оправдывающей войны и убийства, касающейся человека только тогда, когда он умирает от голода? Или же в это понятие входит более кроткая и менее драматичная величина? «Необходимость толкает все на свете», – сказал Леципий [29]. Это лейтмотив большого количества теорий, возникших в течение веков. «Толкает» – вот ключ к ошибке. Всем нужно управлять, все нужно толкать. Необходимость толкает. Боль толкает. Необходимость и боль, боль и необходимость. Вспоминая все драматическое и не обращая внимание на важное, человек порой видел себя лишь объектом такого управления со стороны необходимости и боли. Эти две человекоподобные фигуры в полном боевом облачении втыкали в него копья. Можно сказать, что эта концепция ошибочна просто потому, что она не дает никаких других ответов. Какой бы ни была необходимость, она находится внутри человека. Ничто им не управляет, кроме его врожденного импульса к выживанию, присущего и ему, и группам, к которым он принадлежит. В себе человек несет силу, с помощью которой отталкивает боль. В себе человек несет силу, с помощью которой привлекает удовольствие. Вряд ли является бесспорным научным фактом то, что человек представляет собой полностью селф‑детерминированный организм, как и любая другая форма жизни. Ведь он зависит от других форм жизни и от среды– обитания. Но он все‑таки селф‑детерминированный. Этот вопрос будет освещен позже. Сейчас только нужно указать, что человек врожденно не детерминирован в том смысле, что его побуждает к действию раздражительно‑ответный механизм. Этот механизм хорошо выглядит в учебниках, но совершенно не работает в мире людей. Жизнерадостные иллюстрации с крысами не отражают действительности, когда мы говорим о людях. Чем сложнее организм, тем менее надежно работают уравнения рефлекторного механизма. И когда речь идет о самом сложном организме – человеке, мы достигаем очень тонких различий в раздражительно‑ответном механизме. Чем более разумен и рационален организм, тем больше он селф‑детерминирован. Селф‑детерминизм, как и все в мире, относителен. По сравнению с крысой, однако, человек действительно обладает селф‑детерминизмом. Это научный факт, который очень просто доказать. Чем более разумен человек, тем меньше он напоминает инструмент с кнопками, которые нужно нажимать для его управления. Аберрированный, с уменьшенными способностями, он может, конечно, до какой‑то степени вести себя, как марионетка; но здесь опять нужно понять, что чем больше аберрирован человек, тем он по своему интеллекту ближе к животному. Интересно посмотреть, как человек использует селф‑детерминизм. Он не может обойти уравнение «не знал, что ружье заряжено», когда речь идет о катастрофах или неожиданных победах других форм жизни, и действует в высокой зоне потенциала для выживания. Но вот перед нами селф‑детерминированный, рациональный человек, имеющий величайшее оружие – ум в прекрасном рабочем состоянии. Каковы его инстинкты, связанные с необходимостью? Необходимостью, как утверждает насыщенный знаниями, но часто меняющий их источник словарь, является «состояние, когда что‑то обязательно нужно; то, что неизбежно; обязательно». Он также добавляет, что необходимость – это «крайняя бедность», но нам не нужно этого. Мы говорим о выживании. Обязательность, упомянутая выше, может быть пересмотрена с точки зрения динамики выживания. Она присутствует в каждом организме или расе. Что же «обязательно нужно» для выживания? Мы видели и можем доказать на практике, что здесь работают одновременно два фактора. Необходимость избежать боль – это фактор: ведь маленькие боли, не очень сильные в отдельности, могут сложиться в большую боль, которая, нарастая в геометрической прогрессии, приводит к смерти. Боль – это недовольство начальника плохой работой, потому что она может привести к увольнению, потом к голоду, потом к смерти. Проследите любое уравнение, в которое попала боль, и вы заметите, что такое уравнение ведет к возможному невыживанию. И если бы это было все, от чего зависит выживание, если бы необходимость была только злым гномом с вилами, то не из‑за чего было бы стремиться к выживанию. Однако существует другая часть уравнения – удовольствие. Оно – фактор более устойчивый, чем боль, что противоречит воззрениям стоиков [30], но подтверждается практическими исследованиями Дианетики. Следовательно, существует необходимость удовольствия, работы, и это может быть названо счастьем; человек идет к цели, преодолевая познанные препятствия. Необходимость удовольствия настолько сильна, что человек готов вытерпеть сильную боль, лишь бы его получить. Удовольствие – полезная вещь. Это наслаждение работой, воспоминание о прошлых заслугах; это хорошая книга, хороший друг; это содранная с колена кожа во время покорения вершины Матерхорна; это голос ребенка, впервые произнесшего слово «папа»; это шумная драка в Шанхае или призыв амура из подворотни; это приключение и надежда, энтузиазм и мечта «когда‑нибудь я научусь писать картины»; это хороший обед, поцелуй красивой девушки, блефовая игра на бирже. Это занятие тем, что человеку нравится делать; это занятие тем, о чем человеку нравится вспоминать; это может быть просто разговор о том, чего человек никогда не сделает и знает об этом. Человек согласен терпеть большую боль ради получения маленького удовольствия. В лаборатории жизни не уйдет много времени на подтверждение этого. А как же вписывается в эту картину необходимость? А так, что существует необходимость удовольствия, такая же трепетная, живая и важная, как человеческое сердце. Тот, кто сказал, что человек, имеющий две булки хлеба, должен продать одну и купить белый гиацинт, говорите правду. Творческое, созидательное, прекрасное, гармоничное, приключенческое и даже само спасение из пасти смерти – все это удовольствия, и все они необходимы. На свете жил человек, который прошел тысячу миль только для того, чтобы увидеть апельсиновое дерево. Другой человек, который состоял из шрамов и плохо сросшихся костей, мечтал только об одном – получить шанс объездить еще одного мустанга. Неплохо было бы сидеть на вершине Олимпа и писать книгу о наказаниях или узнавать из книг о том, что говорит один писатель о работах другого, но все эти сведения не применимы в жизни. Теория боли как двигательной силы не работает. Если бы эти некоторые основы Дианетики, не были ничем другим, кроме поэзии о благоденствии человека, они бы уже были оправданы. Но оказалось, что они к тому же еще и работают в лаборатории жизни. Человек выживает в тесной близости с другими людьми, и это выживание – удовольствие.
Глава Четвертая ЧЕТЫРЕ ДИНАМИКИ
Когда исследования в области Дианетики только начинались, среди ученых существовало убеждение, что понятие «выживание» может быть применено лишь к личности и при этом отвечать всем требованиям. Теория хороша тогда, когда она работает. А работает она настолько хорошо, насколько объясняет обнаруженные при наблюдении данные и предсказывает появление новых фактов. Понятие «выживание» рассматривалось по отношению к личности до тех пор, пока всю деятельность человека можно было теоретически объяснить только с точки зрения его собственного выживания. Эта логика выглядела довольно обоснованной. Потом она была применена к жизни, но что‑то оказалось не так: она не разрешала проблем. Теория выживания оказалась настолько неработающей, что большая часть феноменов поведения осталась без объяснения. Однако все это можно было просчитать, и теория все равно выглядела хорошо. Затем возникла одна почти интуитивная идея. Сознание человека развивалось вместе с осознанием им своего братства со Вселенной. Будучи несколько высокопарной, эта идея, однако, принесла результаты. Не является ли сам человек братством людей? Человек развивался и становился сильным, как стадное существо, как животное, которое охотится в стае. Казалось возможным рассчитать все его действия с точки зрения выживания группы. Такие расчеты были проведены. Результаты были неплохими. Из них родился постулат [31], что человек выживал исключительно ради выживания групп. Идея выглядела правильной, но большинство наблюдений опять остались необъясненными. Тогда объяснить поведение людей попытались только с точки зрения человечества вообще; это означало, что человечество выживает ради человечества из чистого альтруизма [32]. Идея прямо‑таки найденная на лесной тропинке Жана Жака Pycco [33]Из этого можно было бы, конечно, вывести, что человек жил исключительно для выживания всего человечества. Но в условиях лаборатории, которой был весь мир, эта идея не работала. Потом вспомнили, что всю деятельность человека и все его поведение можно объяснить, сведя все цели исключительно к половой активности, сексу. Это было не оригинально, но первоначальные вычисления показали, что нечто рациональное в этом есть, и при помощи некоторых ухищрений с уравнениями активное стремление человека к выживанию можно было объяснить одним только сексом. Но по мере приложения этой теории к данным наблюдений оказалось, что объяснено опять не все. Потом была произведена ревизия всех испробованных идей. Было принято, что человек выживает исключительно ради себя самого, ради группы, стаи, общества, ради человечества; и, наконец, что он живет только ради секса. Но ни одна из этих теорий сама по себе не работала. Были проведены новые расчеты – на динамику выживания. Ради чего, собственно, человек стремится выжить? Все четыре фактора – личность, секс, группа и человечество – были внесены в новое уравнение. И теперь была найдена теория, которая работала. Она объяснила все замеченные явления и предсказала существование феноменов, которые потом действительно были обнаружены. Значит, это было научное уравнение! Таким образом, из динамики выживания были выведены четыре динамики. Под динамикой выживания имелась в виду основная команда «Выживай!», которая является главной во всякой деятельности. Под динамикой подразумевалось любое из четырех целевых подразделений всего динамического принципа выживания. Четыре динамики не были новыми силами, они. были подразделениями, они были основной силой. Первая динамика – это стремление к максимальному выживанию человека ради себя самого. Эта цель объединяет непосредственных симбиотов [34]человека, культуру, в развитии которой он участвует для пользы себе и бессмертия своего имени. Вторая динамика – это стремление человека к максимальному выживанию посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей. Эта динамика включает в себя детей и их симбиотов, продолжение культуры для детей и их будущего благополучия. Третья динамика – это стремление человека к максимальному выживанию группы. Она включает симбиотов этой группы и продолжение ее культуры. Четвертая динамика – это стремление человека к максимальному выживанию всего человечества, что включает симбиотов человечества и продолжение культуры. В разряд симбиотов входят: жизнь, атомы, Вселенная и сама энергия. Сразу становится очевидным, что на самом деле четыре динамики составляют спектр без четких границ. Начиная с индивидуума, динамика выживания охватывает все человечество с его симбиотами. Ни одна из динамик не сильнее другой. Они все сильные. Это четыре дороги, по которым человек идет к выживанию, и которые на самом деле являются одной. А эта одна дорога – на самом деле тысячи дорог, умещающихся в пределах четырех. Они имеют отношение к прошлому, настоящему и будущему, так как настоящее включает в себя прошлое, а будущее – результат прошлого и настоящего. Можно считать, что все цели человека находятся внутри этого спектра, и это объясняет его поведение. То, что человек эгоистичен – правда, если речь идет об аберрированном человеке. То, что он асоциален – это тоже правда и все с той же оговоркой об аберрации. Любое другое заявление требует такого же уточнения. Случается, что четыре динамики соревнуются между собой в воздействии на человека или общество. На это есть причина. Термин «социальное соперничество» отражает соединение аберрированного поведения и трудностей, связанных с восприятием и чувствами. Любой человек, группа или раса могут соревноваться с другой расой, группой, человеком или даже с полом на совершенно разумном уровне. ОПТИМАЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ ЛЮБОЙ ПРОБЛЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, КОТОРОЕ ПРИНОСИТ МАКСИМАЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ НАИБОЛЬШЕМУ ЧИСЛУ ДИНАМИК. Другими словами, решение проблемы, дополненное временем, необходимым для внедрения его в жизнь, должно оказаться благотворным для наибольшего количества динамик. То есть, оптимальным решением является такое, где все четыре динамики получают максимальную пользу. Это значит, что если человек работает над каким‑то проектом, он получает наибольшую пользу для себя, если его проект оказывается полезным для всех четырех динамик, к которым имеет отношение. Человек должен приносить пользу самому себе, если он хочет получить оптимальный результат. Другими словами, посвятить всю свою жизнь службе человечеству и своей группе, блокируя динамики личности и секса – вовсе не оптимальное решение. Образец поведения для выживания построен на основании этого уравнения оптимального решения. Это основополагающее уравнение рационального поведения, на его основе функционирует клир. Для человека – это врожденное качество. Иначе говоря, самым лучшим решением любой проблемы является то, которое приносит наибольшее благо наибольшему количеству людей, включая самого человека, его потомство, друзей семьи, политические и национальные группы, и, в конце концов, человечество. Наибольшее количество добра может потребовать каких‑то разрушений, но ценность решения при этом снижается пропорционально количеству причиненных разрушений. Самопожертвование и эгоизм одинаково понижают ценность уравнения оптимального действия. Люди давно подозревали это и были правы. Дело исключительно в одном: «Работает ли это?». Даже при отсутствии аберрации иногда приходится исключать ту или иную динамику при расчете той или иной деятельности. Да и не так уж много существует жгучих проблем, когда люди должны брать в расчет все четыре динамики. Но бывает, что проблемы достигают крайней остроты, и время не принимается во внимание. Вот тогда серьезные ошибки могут произойти из‑за того, что та или иная динамика не окажется в числе факторов, использованных для принятия решения. В случае Наполеона, «спасавшего Францию» за счет остального населения Европы, уравнение оптимального решения не принималось во внимание, и все революционные достижения французского народа оказались потеряны. В случае Цезаря, «спасавшего Рим», уравнение было настолько плохо проработано, что и само выживание Рима было поставлено под угрозу. Однако случается, что уравнения оптимального решения со временем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками приходится пренебрегать, чтобы остальные продолжали свое существование. История моряка, отдающего жизнь за спасение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики. Такое действие – приемлемое решение проблемы, однако это не оптимальное решение, потому что здесь не принята во внимание первая динамика моряка, то есть он сам. Можно было бы привести много разных примеров, где та или иная динамика должна вследствие необходимости получать приоритет – и в каждом случае это совершенно рационально. При наличии аберрации уравнение все равно остается в силе, но осложняется иррациональностью, которая сама по себе не является частью ситуации. Многие решения ошибочны из‑за неправильной информации, полученной при обучении, или из‑за отсутствия какой бы то ни было информации по данной проблеме. Но это все же решения. В случае же аберрированных решений динамики претерпевают явное и сильное затормаживание – но это будет подробно обсуждаться ниже.
Глава пятая ВЫВОДЫ
Д инамическим принципом существования является выживание. Выживание может быть разделено на четыре зоны, в каждой из которых последовательно обозначены лучшие возможности для достижения потенциального бессмертия. Нулевая зона граничит со смертью и включает в себя апатию; первая зона граничит с апатией и включает в себя яростные усилия; вторая зона простирается от ярости до среднего, но не вполне удовлетворительного успеха; третья зона простирается от среднего успеха до превосходных; возможностей. Эти зоны отражают соотношение сапрессора с динамикой выживания. В апатии, нулевой зоне, сапрессор кажется подавляющим, а победа невозможной. В районе насилия, в первой зоне, сапрессор в большей или меньшей степени одерживает верх над динамикой выживания, требуя от организма отчаянных усилий. И если они не приносят успеха, организм выталкивается в нулевую зону. В районе посредственности (вторая зона) сапрессор и динамика выживания примерно равны. В третьей зоне, где динамика выживания победила сапрессора и где шансы на выживание превосходны, представляются прекрасные возможности для разрешения проблем. Эти четыре зоны могут быть классифицированы как зоны безнадежности, яростных действий, равновесия и больших надежд. Данное деление на зоны осуществлено на основе клинических экспериментов, а сами эти зоны соответствуют повышению духовного и физического состояния по мере продвижения от смерти до высшего уровня существования. Четыре динамики являются составляющими динамики выживания и представляют собой для человечества движущую силу по направлению к потенциальному выживанию всего сущего. Эти динамики включают в себя все цели, действия и поведение человечества… Они также могут быть названы образцом поведения для выживания. Первой динамикой, не обязательно самой важной и приоритетной, является личная динамика, которая включает в себя выживание человека и его личных симбиотов. Вторая динамика – это стремление к потенциальному бессмертию за счет рождения детей. Она включает в себя половую деятельность, а также всех симбиотов детей. Третья динамика – это выживание групп, которые могут быть представлены клубом, полком, городом, штатом, нацией; в динамику включены также симбиоты этих групп. Четвертая динамика – это стремление к потенциальному бессмертию человечества как вида и бессмертию его симбиотов. Эта классификация охватывает каждую частицу сущего, любую форму материи и всю Вселенную. Любая проблема или ситуация, которую можно обнаружить в рамках деятельности или целей человечества, является частью этих динамик. Уравнение оптимального решения является врожденным для организма. Измененное взглядами, образованием или временем, оно является методом действия для неаберрированных людей, групп и человечества. Это уравнение существует даже у серьезно аберрированных людей и используется ими с изменениями, внесенными образованием, взглядами и временем, которым они располагают. Аберрации не снижают уровня действия динамик выживания на человека. Аберрированные действия являются нерациональными действиями, которые предпринимаются для того, чтобы добиться выживания при их помощи. То, что намерение – еще не действие, ни в коей мере не умаляет значения намерения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|