Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гражданская политическая культура: исследование С.Вербы и Г.Алмонда.




Данные типы могут и не выступать в чистом виде, они могут сочетаться с элементами других. Алмонд и Верба выделили 3 типа смешанных культур: провинциально-подданическую, подданически-партисипаторную, провинциалистски-партисипаторную.

К числу смешанных типов политических культур также относится гражданская политическая культура. Политические ориентации на участие в общественной жизни сочетаются с подданническими и патриархальными (провинциалистскими) политическими ориентации. Культура участия преобладает, но она дополняется достаточно распространёнными элементами двух других типов. Алмонд и верба рассматривали гражданскую культуру как культуру, в которой в основном присутствует согласие в отношении легитимности политических институтов, целей и содержания общественной политики, проявляется терпимость в отношении разнообразия интересов, взглядов и убеждение в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры у граждан. Примеры: Англия, США.

 

((

Верба и Алмонд изучали техническую сторону - как люди используют политику (как механизмом в личных целях). Они составили субъективное определение.

По Г. Алмонду и С. Вербе (политические ориентации граждан):

1) Приходская, патриархальная политическая культура – знания граждан о государстве, их представления о его базовых ценностях абсолютно ограничены; индифферентность, аполитичность основной массы населения, отсутствие надежд на власть наряду с замкнутостью и местной или этнической солидарностью (родная деревня, городок, регион) – характерен для традиционных государств и индустриальных, где сознание граждан опирается на традиции.

2) Культура повиновения, подчинения – гос. власть представляется в виде мех-ма доведения до населения директив, норм, которые необходимо соблюдать, которым нужно подчиняться из-за боязни наказания или ввиду ожидании благ.

3) Культура участия, партисипаторная – гос. власть представляется одновременно и как подчинение идущим сверху директивам, указаниям и как возможность участия граждан в процессах выработки решений; граждане исходят из того, что могут играть активную роль в политике, но саму эту возможность оценивают по-разному.

Исследование Алмонда и Вербы сделана попытка вычислить % соотношение 3-х типов в рамках одного общества. Для демократ системы- США, Западная Германия: 60% -активистская, 30- поддан, 10 – патриархальная. Алмонд и Верба выделили три типа смешанных культур: провинциалистко-подданическую, подданически-партисипаторную и провинциалистски-партисипаторную. К числу смешанных типов политических культур относится и граж­данская культура. Здесь политические ориентации на участие в об­щественной жизни сочетаются с подданическими и патриархальны­ми (провинциалистскими) политическими ориентациями. Культура участия преобладает, но она дополняется достаточно распространен­ными элементами двух других типов. Алмонд и Верба рассматрива­ли гражданскую культуру как культуру, в которой в основном присут­ствует согласие в отношении легитимности политических институтов, целей и содержания общественной политики, проявляется терпи­мость в отношении разнообразия интересов, взглядов и убеждение.

Её наиболее харак­терная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

 

52. Политическая культура современной России: общее и особенное.
Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского Взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.

На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

- изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации об­щества и его переустройства политическая культура может выпол­нить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяю­щей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:

первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях;

второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры;

третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».

В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:

1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;

2) связанный с языковыми и этническими особенностями;

3) социально-экономическая субкультура, связанная с различиями в стиле жизни наряду со спецификой интересов;

4) религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.

Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии полити­ческого базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.

Особенностями политической культуры современного российского общества являются:

1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;

2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;

3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;

4) слабость политических партий и движений;

5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;

6) неприятие западных традиций.

Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод­ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры.

 

53. Взаимосвязь политической культуры и демократии.
В целом стоит отметить, что политическая культура каждой страны имеет свои особенности в силу специфики политической системы и множественных политических отношений. Но тем не менее можно выделить общие тенденции.

Рассмотрим общие черты, присущие политической культуре демократического типа.

Для политической культуры каждой страны характерными являются определённые убеждения, представления, установки, в основе своей сориентированные на обеспечение стабильности, сохранение политической системы. В политической культуре основные ценности непосредственно связаны с легитимностью политической власти. Господство принципа легитимации, в свою очередь, ведёт к доминированию в политической культуре принципов консенсуса и толерантности.

Большинство граждан демократических стран придерживаются установки на многообразие политической жизни, плодотворность плюрализма интересов, взглядов, мировоззрений, необходимость различных партий, оппозиций. Превалируют понимание политического конфликта как нормального явления развития общества, взгляд на необходимость его разрешения посредством демократических процедур. Правомерным признаётся право каждого придерживаться или либеральных взглядов, или консервативных, поддерживать партии той или иной ориентации.

В демократической политической культуре сложились вполне определённые взгляды на место и роль государства и гражданского общества, на их взаимоотношения, методы функционирования различных политических институтов. Важнейшими элементами демократической политической культуры признаются разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную, наличие механизма сдержек и противовесов, представительной системы в виде современного парламентаризма; кроме того, господство закона в обществе, функционирование правового государства и всеобщее избирательное право.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных