ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Американская политическая мысль ХХ - начала ХХ1 векаРассматривая основные направления развития политической мысли, следует иметь представление и об основных политологических национальных школах, обеспечивающих это развитие. Одной из самых представительных в современном мире является политологическая наука США. В отличие от других стран, политическая наука США первоначально формировалась как специальная университетская учебная дисциплина. В 1880 г. профессор истории и политической экономии Джон Берджесс создал Школу политической науки Колумбийского университета. Аналогичные школы были созданы и в других крупных университетах США. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, которая с 1906 г. стала выпускать Американский журнал политической науки. В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. Вплоть до 50-х годов ХХ в. наиболее притягательными для американских политологов оставались две области политических исследований – правление и публичная администрация. В рамках данной тематики американские политологи стремились сделать свою науку в значительной степени прикладной. Большая заслуга в этом принадлежит Чарльзу Эдварду Мерриаму (1874-1953), одному из основателей политической науки США. Среди работ этого ученого можно выделить такие как, «Новые аспекты политики», «Политическая власть: ее структура и сфера действия», «Что такое демократия». В течение почти двух десятилетий автор этих и других работ возглавлял отделение политической науки Чикагского университета, где возникла собственная школа политических исследований. Характерной особенностью Чикагской школы стала научная разработка: 1) общетеоретических и методологических (в особенности поведенческих) проблем политической науки; 2) исследование основного содержания и характерных особенностей американской политической системы. Что касается национальной политической проблематики своей страны, то Мерриам преимущественным образом изучал такие вопросы, как особенности американской демократии, реальное функционирование двухпартийной системы в США и др. Отдельные работы были посвящены городской тематике Чикаго, в том числе политическим выборам. Будучи тесно связанной с правом и развиваясь в русле позитивизма, американская политология в основном концентрировала внимание на формальных институтах политической системы: государстве, партиях, профсоюзах, внешней политике. Институциональный подход становится ведущим в американской, да и в мировой политической науке. Вместе с тем в ХХ в. выявились и его определенные ограничения: описательность, статичность, узкий историзм. В силу этого институциональный подход стал дополняться бихевиористским (поведенческим) подходом. В 1950-х гг. бихевиоризм стал главным методологическим направлением в американской политологии, оттеснив исторические, философские, юридические и описательные институциональные исследования. Политологи-бихевиористы интенсивно изучали поведение людей, преследующих свои политические цели, причем приоритет отдавался сбору и обработке эмпирических данных в ущерб интерпретации и теоретическому обобщению полученных результатов. Это объяснялось попыткой создать объективную науку путем отделения фактологических исследований от рассуждений о должном. Широко использовались количественные методы анализа (опросы, наблюдение, анализ документов), получившие наибольшее применение в тех областях исследования, которые поддаются измерению: голосование, общественное мнение, политические партии и т.д. Видным представителем этой школы является Гарольд Лассуэл (1902-1978), опубликовавший целый ряд исследований, которые раскрывали информационно-пропагандистское содержание политики и психологические аспекты поведения личности: «Технология пропаганды в мировой войне», «Психопатология и политика», «Пропаганда и предвидение» и др. Он первым рассмотрел проблему контент-анализа политической коммуникации, предложил ставшую классической формулировку массовой коммуникации: кто сообщает – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом? Также Г.Лассуэл определил переменные, обусловливающие демократический порядок: отсутствие крайней поляризации нищеты и богатства, регулярность социальных процессов, доступ к объективной информации и возможность ее комментировать, занятие ключевых позиций в обществе индивидами с демократическим характером (предполагающим достоинство и уважение). В 60-70-е гг. ХХв. в политической науке формируется необихевиористский подход, который пытался преодолеть функциональные недостатки классического бихевиоризма. В его основе лежат следующие принципы: 1) содержание должно предшествовать методике. Политической науке следует полнее соответствовать насущным социальным задачам, смело анализировать любые политические проблемы, разрушать барьеры замалчивания, отвечать на современные реальные запросы человечества; 2) политология должна вырабатывать альтернативные решения и проекты. Только в соревновании различных политических школ можно найти ключ к успешному развитию политической науки; 3) историческая роль представителей политологии должна состоять в защите гуманистических ценностей цивилизации. В силу этого определения политизация данной профессии представляется неизбежной. Следует также отметить школу «политического реализма», создателем которой стал американский политолог-международник Ганс Моргентау (1904-1980). Принципы данной школы были выдвинуты им в книге «Политика наций». Они сводились к тому, что основной закон международной политики – это тождественность национально-государственных интересов и борьбы за власть; объективные законы политики лежат в основе преобразования международных отношений; последствия политических действий должны быть благоразумными с позиций морали, но она не может быть универсальной, модифицируясь в зависимости от времени и национальных условий; перенос в область международных отношений законов и категорий нравственности и права ведет к неудачам во внешней политике государства. Несиловой внешней политики в мире не существует. Угроза всеобщей ядерной войны с ее катастрофическими для всего мира последствиями заставила Моргентау признать, что в новых условиях существуют не только национально-государственные интересы сверхдержав, но и всеобщие интересы, которые не могут быть достигнуты «какой-либо нацией без ущерба для других наций». С появлением ядерного оружия силовые подходы во внешней политике самоубийственны. Осознавая этот всеобщий военно-политический императив, Моргентау в последние годы своей жизни склонялся к более трезвому пониманию опасных последствий политики глобализма в сфере международных отношений. Системный подход в американской политической науке возник как научное направление после Второй мировой войны, когда политологи ощутили необходимость в разработке теоретического анализа политики, который объяснял бы генезис различных типов институтов. Важный вклад в его создание внес канадско-американский политолог Дэвид Истон (1917). Его основные работы: «Политическая система: исследование состояния политической науки», «Основы политического анализа», «Системный анализ политической жизни», «Анализ политической структуры». В теории политической системы, созданной Истоном, указывается, что данная система представляет собой развивающийся и саморегулирующийся социальный организм. Он имеет вход и выход, регулирующие связи системы с внешним миром. На вход политической системы поступают из общества определенные импульсы – требования, пожелания, критика или поддержка. Политсистема их анализирует, сопоставляет, перерабатывает и посылает на выход обратный импульс в виде определенных решений и действий. Если они не удовлетворяют общество, то на входе системы поддержка ее ослабевает и система претерпевает более или менее глубокий кризис. Если же политсистема на входящие импульсы реагирует адекватно, в интересах людей, она получает от них дополнительную поддержку и продолжает нормально функционировать, с учетом поступивших требований. Системный подход дал политологам дополнительные возможности как для совершенствования комплексного подхода к изучению политики в целом, так и для углубленного изучения феномена политической власти, ее роли и методов функционирования в обществе. Специфику социально-политического развития стран, вступивших в эпоху постиндустриализма отразили различные концепции «плюралистической демократии». Согласно этим теориям, общество на современном этапе является сложно структурированным, и каждая социальная группа стремится реализовать свои интересы посредством политической власти. С целью выяснения этих интересов и их проведения в жизнь создаются соответствующие «заинтересованные группы», «группы давления», дополняющие классические государственные и партийные структуры. Принятие политических решений на государственном уровне – всегда результат «свободной игры» множества политических сил. Происходит как бы диверсификация власти между правительственными и неправительственными учреждениями. Представителями этих теорий в американской политологии являются прежде всего Г.Алмонд и Р.Даль. Габриэль Алмонд (1911) – американский социолог и политолог, один из основателей политической культурологии. Ему принадлежит одна из первых попыток дать научную типологию политической культуры. Он выделил такие ее типы, как приходскую, связанную с религиозными отправлениями; подданническую, когда политическая культура приобретает светский характер, но еще не проявляет себя как самостоятельный феномен; наконец, партиципаторную. Этот наиболее развитый тип политической культуры отличается активным участием граждан в политической жизни. В реальной жизни наблюдается смешение отмеченных типов политической культуры. Современному этапу развития демократического общества присуща гражданская политическая культура, как наиболее совершенная по мнению политолога, особенно в США. Алмонд занимался также исследованиями в области сравнительной политологии и внешней политики. Его интересовали проблемы общецивилизационного развития, модернизации доиндустриальных и индустриальных обществ. Роберт Даль (1915) – один из ведущих представителей политической науки США. Длительное время возглавлял Американскую ассоциацию политической науки. Широко известен трудами в области политической теории: «Введение в теорию демократии», «Полиархия: участие и оппозиция», «Дилеммы плюралистической демократии», «Современный политический анализ» и др. Является основоположником неоплюралистического направления в политологии. Ввел термин «полиархия» для характеристики современных западных демократий. Полиархическая политическая система, по его мнению, - это проявление множественности источников власти, реально существующий политический режим. Он характеризуется высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан и обеспечивает им следующие основные гарантии: свободные и честные выборы, выборность должностных лиц, всеобщее голосование, право избирать и быть избранным, свобода слова, альтернативные источники информации, независимость самоорганизации. Помимо полиархии Даль выделил еще три типа политического режима: закрытая гегемония, открытая гегемония, соревновательная олигархия. Им предложены отличные от других критерии политической системы: а) степень законности и признания власти политических лидеров; б) отношение количества участников политической системы, связанных с принятием политических решений ко всей численности участников данной системы; в) число подсистем, входящих в данную систему, и степень их автономности. Исследователь обращал внимание на последствия влияния неограниченной экономической свободы в лице крупного бизнеса для демократического процесса. Считал демократизацию управления современными корпорациями необходимым условием оптимизации отношений власти и бизнеса. Появление цивилизационного подхода в американской политической науке вызвано к жизни новыми реалиями конца ХХ в., когда в силу размывания роли ряда социальных институтов (государство, семья) глобализационными процессами возрастает значение этнической и социокультурной идентичности. Эти проблемы рассмотрены в получившем всемирную известность фундаментальном труде Сэмюэля Хантингтона (1927) «Столкновение цивилизаций. Пересмотр международного порядка». Гипотезу С.Хантингтона о роли цивилизаций в мировой политике можно сформулировать таким образом: противоречия между основными цивилизациями на планете важны и реальны; цивилизационное самосознание имеет устойчивую тенденцию к возрастанию; конфликт между цивилизациями придет на смену идеологическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта; международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше девестернизироваться; эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивилизаций, чем между ними; главными осями международной политики станут отношения между Западом и остальным миром; политические элиты некоторых расколотых незападных стран постараются включиться в число западных, но столкнутся с серьезными препятствиями; в ближайшем будущем основным очагом международных конфликтов будут взаимоотношения между Западом и рядом стран исламско-конфуцианского ареала. Помимо названной работы получили известность крупные теоретические труды Хантингтона: «Политический порядок в изменяющихся обществах», «Третья волна. Демократизация в конце ХХ столетия» и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|