Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъекты политики и механизм ее реализации




Политика как сфера общественной жизни связана с действиями социальных субъектов, направленными на защиту и реализацию своих интересов. Современное общество представляет собой очень сложно структурированную, многоуровневую систему отношений, в которой присутствуют как вертикальные, так и горизонтальные взаимосвязи. На уровне конкретного человека мы сталкиваемся с тем, что он объективно включен в множество социальных общностей, принадлежность к которым может им осознаваться в большей или меньшей степени, а может и не осознаваться вовсе. Как следствие этого, в политической сфере формируется целая система представительства интересов, а реальными субъектами политики становятся только те группы, интересы которых выражаются и защищаются конкретными политическим субъектами.

Субъекты политики обычно подразделяются на институционализированные, то есть организационно оформленные и вследствие этого попадающие в сферу правового регулирования, и не- институционализированные, то есть объективно существующие в социуме общности, осознающие себя в качестве таковых, но в силу множества различных причин не поддающихся формальной организации.

Главным и определяющим субъектом политики в любом обществе выступает государство. Оно представляет собой сложную систему организаций (институтов), контролирующих монополию на принуждение, осуществляемое при помощи силы, и располагающих самым широким спектром ресурсов для обеспечения определенных форм социального поведения.

Но государство выступает в качестве монолитного субъекта политики только в определенных видах политических отношений, например, в его отношениях с гражданским обществом или другими государствами. Институты государства способны вырабатывать свою собственную политику и проводить ее в жизнь. На этом во многом основывается концепция разделения властей, которая ставит своей целью ослабление монолитности государственной власти, устранение ее всесилия в отношениях с обществом. Исполнительная, законодательная и судебные ветви власти представляют собой, хотя и относительно, но самостоятельные субъекты политики. Это особенно важно в демократическом обществе, так как в нем у избирателей есть право и реальная возможность отдать эти ветви власти под контроль различных политических сил.

Заслуживает внимания и тот факт, что государственный аппарат формируется из организаций, специализированных как по сфере, так и по уровню ответственности. Наряду с защитой общегосударственных интересов, эти органы государства призваны реализовать интересы, во-первых, корпоративные, и, во-вторых, территориальные, которые особенно значимы для низовых звеньев государственной машины. Субъектами политики в этом смысле являются все звенья государственного аппарата не как единого целого, а как сложного конгломерата органов, ведомств и организаций, участвующих в выработке единой государственной политики, которая складывается как равнодействующая политике органов государственной власти. Значимость органов государственной власти в качестве самостоятельных субъектов политики нельзя преувеличивать, так как государственные органы представляют иерархическую систему. Но нельзя и преуменьшать влияние ведомств на политический процесс, так как в государственной машине всегда имеется множество горизонтальных отношений, которые позволяют бороться за реализацию своих интересов вплоть до нанесения ущерба интересам других субъектов.

Понимание того факта, что ведомства государства представляют собой субъекты политики, особенно важно в условиях России. Во-первых, в России бюрократия как социальный слой традиционно сильна, сплочена и влиятельна в политике. Во-вторых, сложность проблем, вставших перед обществом на пути модернизации, и ограниченность ресурсов для их решения резко обостряет конкуренцию между различными отрядами чиновничества за власть, влияние и защиту частных интересов. И, в-третьих, формирование новой российской государственности, осуществляемое сверху при низкой активности структур гражданского общества, также создает возможности для политической самостоятельности звеньев государственного аппарата и усиления их роли как субъектов политики.

Принято считать, что средством борьбы с ростом влияния бюрократии в политике выступает демократизация политической жизни и усиление роли политических партий в качестве субъектов политики.

Политические партии, ассоциации и объединения составляют политическую инфраструктуру общества и наряду с государством формируют институциональную подсистему политической системы общества. Политические организации выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они являются самодеятельными организациями граждан, которые призваны выражать и защищать определенные интересы этих граждан политическими средствами и методами. А с другой стороны, в качестве институтов политической системы политические объединения граждан и, прежде всего, политические партии участвуют в формировании органов государственной власти путем делегирования в них своих представителей. Таким образом, политические партии формируют и проводят в жизнь свою собственную политику в борьбе за влияние на органы государственной власти или даже контроль над ними. Но помимо этого, они через своих представителей в органах государственной власти существенно влияют на политику государства. Уровень такого влияния зависит от способности политической партии привлечь на свою сторону граждан на различного уровня выборах в демократическом обществе или принудить граждан принять влияние данной партии на государственный аппарат как норму политической жизни в недемократическом обществе.

Помимо институционализированных субъектов политики, можно выделить субъекты, которые участвуют в политике, чьи интересы представлены в ней, но которые не являются формально организованными институтами политической системы.

И прежде всего, здесь приходится вспомнить о политическом классе или политической элите как субъекте политики. Этот социальный слой полностью контролирует политическую власть в обществе и является главным политическим субъектом в рамках любой политической системы, возможно, самым главным, но все-таки не единственным.

Вырабатывая политику и проводя ее в жизнь, политический класс вынужден учитывать наличие в обществе других социальных классов и слоев, которые тоже являются субъектами политики. Социальная стратификация общества, его расслоение в иерархическом ранге призвана обеспечить стимулирование человеческой активности и адекватное выполнение социальных функций всеми группами общества. Если марксистскую концепцию политики можно упрекнуть в переоценке реального влияния социальных классов и слоев на политику, то современная политология подчас его недооценивает. Если не все социальные слои, то хотя бы некоторые из них, контролирующие мощные материальные (собственность, доходы) и духовные ресурсы (знания, информация), субъектами политики, безусловно, являются. Они вполне способны обеспечить не только достаточно полный учет их интересов политическим классом, но и навязать ему цели политики, отражающие их интересы. И то, например, что класс крупных собственников во многом контролировал политический класс России в 90-е годы, ни у кого сомнения не вызывает.

Еще одним важным типом субъектов политики являются этнические общности. Во-первых, именно за ними международные правовые нормы закрепляют право на формирование национальной государственности. Во-вторых, нации и народности, как правило, осознают общность интересов и довольно быстро и легко мобилизуются национальными элитами на их защиту. В-третьих, уровень сплоченности и взаимной поддержки в отстаивании своих интересов этническими общностями в современном мире намного выше, чем, например, социальных классов и слоев. В-четвертых, политические партии в ряде случаев формируются по этническим признакам. Приходится оговориться, что с последним в демократических странах ведется борьба, принимаются различного рода прямые и косвенные ограничения, связанные с запретом на разжигание расовой и национальной розни, но тем не менее, во многих регионах мира такого рода партии существуют.

Конкретный человек, личность включается в политику как член определенных социальных и этнических общностей, сохраняя тем не менее известную долю автономности. В этом смысле мы можем рассматривать личность в качестве субъекта политики. Конечно же, влияние конкретного человека на политику зависит, прежде всего, от его места в системе властных отношений. Влияние политических лидеров на политику практически несравнимо с влиянием рядового избирателя, а влияние высокопоставленного чиновника с влиянием его секретарши. Но, будучи гражданином, каждый человек включен в политические отношения и своими действиями или бездействием влияет на политические процессы, протекающие в обществе.

Уровень влияния личности на политику зависит и от возможностей, которые предоставляет конкретная политическая система. В условиях демократии, уважения прав человека и гражданина конкретному человеку предоставляются более широкие возможности для личного участия в политике, чем в условиях авторитарных систем, исключающих подавляющее большинство населения из участия в политике, а точнее из участия в формировании политической воли.

Дело в том, что механизм реализации политики складывается из деятельности по определению властной воли и действий по реализации этой воли, проведения ее в жизнь. Мы уже затрагивали эту проблему, когда говорили о сущности политики.

Политика может выражать общую волю, может выражать волю большинства, может выражать волю творческого и подготовленного меньшинства и, наконец, пусть и чисто теоретически она может выражать волю одного вождя. Еще в XVIII веке Жан Жак Руссо сформулировал проблему различия «общей воли» и «воли всех». Если последняя довольно легко определяется путем проведения всеобщего и свободного голосования, то «общая воля» как некий вектор множества частных волеизъявлений определяется как раз в политике.

Различные политические силы осмысливают социальную действительность, оценивают ее через призму своих ценностных ориентаций, определяются в выборе социальной базы своей политики (т. е. чьи и какие интересы они будут защищать) и формируют программы действий власти для решения, имеющихся, по их мнению, в обществе проблем.

Далее в обществе разворачивается конкуренция подобных программ. Политические партии и различные группы влияния борются между собой за то, чтобы навязать обществу в целом свою волю. При этом они действуют как в рамках существующих правил ее ведения, так и за пределами этих правил. Как следствие, в политике разворачивается еще и борьба по поводу определения норм ведения политической конкуренции, допустимых в ней средств и методов. Политическая борьба ведется по всем направлениям, на всех уровнях и во всех сферах политики.

На каждом конкретном этапе жизни общества в нем складывается некий баланс политических сил, который выражается в государственной политике, которая и служит выражением воли общества, а точнее, тех политических сил, которые контролируют государственную власть в данный момент.

Государство осуществляет свою политическую волю, опираясь на всю мощь своих возможностей и используя самый широкий спектр ресурсов для достижения поставленных целей. В процессе реализации политической воли возникает необходимость корректировки как намеченных целей, так и средств и методов их достижения. И здесь опять приходится вспомнить о продолжающейся борьбе различных политических партий и групп за влияние не только на формирование государственной политики, но и на ее корректировку в процессе реализации.

Здесь приходится оговориться, что механизм реализации политики функционирует в рамках цикла - формирование властной воли, организация ее реализации и корректировка в процессе осуществления - только в абстракции. Политическая реальность сложнее и многограннее. Любой расклад политических сил является продуктом предшествующего развития, в том числе и политического развития. Какие политические силы имеются в обществе, по каким правилам осуществляется конкуренция между ними, что в связи с этим представляется более важным и актуальным для конкретной политической группы, борьба за поддержку своей программы или изменение правил ведения этой борьбы, зависит от множества конкретных обстоятельств.

Помимо изменчивости, механизм реализации политики включает элементы воспроизводства сложившихся в обществе политических субъектов, отношений и идей.

Политология как наука о политике в определенном смысле и изучает строение и функционирование механизма политики. Поэтому более подробно эта проблема будет рассмотрена в других разделах.

 

План семинарского занятия

1. Природа политики и ее сущность.

2. Классификация политики.

3. Политика и другие сферы общественной жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных