ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Постиндустриального обществаНаучно-техническая интеллигенция, понимаемая как социальная группа, то есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общества, анализируется сегодня в ракурсе ряда актуальных научных теорий. Прежде всего, речь идет о теориях индустриального и постиндустриального общества. Хотя термин «индустриального общества» был введен А. де Сен-Симоном еще в начале XIX в., одноименные концепции получили статус академических только во второй половине XX в. Индустриальное общество описывалось при помощи определенного набора параметров: в экономике – завершенная индустриализация, преобладание индустриального сектора над аграрным; в социальной сфере – развитая система социальной стратификации, высокий уровень дифференциации социальных ролей и институтов, развитая система образования; в политической сфере – демократизация общества, приобретение всем населением гражданских и политических прав, формирование институтов парламентаризма, многопартийности, выборов и т.д. Начиная с 1960-х гг. качественно новые процессы в развитии индустриального общества позволили поставить вопрос о формировании постиндустриального общества. Впервые концепция постиндустриального общества была изложена в вышедшей в 1973 г. книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Согласно Д. Беллу, «осью» постиндустриального общества является знание и, прежде всего, знание научное. «Конечно, знание необходимо для функционирования любого общества. Но отличительной чертой постиндустриального общества является характер знания, - писал он. - Важнейшее значение для организации процессов принятия решений и направления изменений приобретает теоретическое знание, предполагающее первенство теории над эмпиризмом и кодификацию информации в абстрактных системах символов, которые... могут использоваться для интерпретации различных изменяющихся сфер опыта. Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание». Важнейшую составляющую процесса превращения фундаментальной науки в источник инноваций Д. Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности - таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. Центральная роль теоретического знания в постиндустриальном обществе определит, по мнению Д. Белла, и положение ученого как центральной фигуры такого общества. «Подобно тому, как фирма (предприятие) являлась ключевым институтом в последние сотни лет благодаря ее роли в организации массового производства товаров-вещей, университет или какая-либо другая форма институционализации знания будет центральным институтом в последующие сотни лет благодаря своей роли источника инноваций и знания», - прогнозировал Белл. Бережное отношение к талантам и распространение образовательных и интеллектуальных институтов станет главной заботой общества. Для постиндустриального общества будет характерна новая элита, опирающаяся на квалификацию, получаемую индивидами благодаря образованию, а не на обладание собственностью, наследуемую или приобретаемую за счет предпринимательских способностей, и не на политическую позицию, достигаемую при поддержке партий и групп. Соединение науки, техники и экономики находит выражение в феномене научно-исследовательской работы, который, по мнению Белла, должен играть все более важную роль в обществе, ориентированном в будущее. Ориентированность в будущее - еще одна черта постиндустриального общества - предполагает контроль за технологиями, оценку технологий, разработку моделей технологического прогноза. С возрастающей ролью теоретического знания как источника инноваций в различных областях связано изменение понятия услуги и предлагаемая характеристика постиндустриального общества как такого, где на смену «экономике товаров-вещей» приходит «экономика услуг». В сферу услуг включается здравоохранение, образование, значительные фрагменты исследовательской и управленческой деятельности. Именно переход к экономике услуг, развитие которых основано на научном знании, позволяет говорить о постиндустриальном обществе как о новой исторической ступени, отличной от предшествующей - индустриальной. Белл чутко уловил важные существенные тенденции развития общества в нашу эпоху, связанные преимущественно с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: возрастание роли науки, в особенности теоретического знания, в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структурах общества. «Совершенно очевидно, - писал он, - что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций все в большей мере становятся исследования и разработки (более того, возникают новые отношения между наукой и технологией ввиду центрального места теоретического знания); во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВВП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания». Становление постиндустриального общества происходит так же, как в свое время индустриальное, капиталистическое общество вышло из недр аграрного, феодального. Если эмбрионом капитализма было простое товарное производство, то эмбрионом нового общественного строя является наука. В процессе рационализации производства наука «растворяет» капиталистические отношения, как прежде меновая экономика разложила феодальные. Этому процессу соответствует переход от сельского хозяйства к промышленности, а от нее - к услугам. Распределение власти в обществе, в конечном счете, зависит от значения того или иного фактора производства: в аграрном обществе это были феодалы, владевшие землей; в индустриальном - буржуа, обладавшие капиталом; а в постиндустриальном - сословие ученых и высококвалифицированных специалистов - носителей научного знания. Для каждой стадии типично преобладание определенного социального института: в аграрном обществе - это армия и церковь; в индустриальном - корпорация; в постиндустриальном – «мультиверситет» (multiversity) и академические центры. Теория Белла представляет собой отнюдь не очередную умозрительную концепцию будущего человечества, которых за последнее время появилось множество. В отличие от множества футурологических концепций теория Белла не просто гипотеза будущего, как бы ни была она привлекательна, а максимально возможное реалистическое описание вовлечения человеческого общества в новую систему социально-экономических, научно-технических и культурно-этических отношений. Белл исходит из того непременного факта, что чем более экономически развита страна, тем все меньше трудовая деятельность людей сосредоточивается в промышленности, и уже в перспективе ее доля вряд ли превысит 10-20 процентов. Здесь следует отметить, что сам термин «постиндустриальное общество» появился в США еще в 50-е гг., когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до Великой депрессии 1929 - 1933 гг. Капитализм 50-х был уже не похож на тот классический американский и европейский капитализм, о котором писали Маркс и Энгельс. Общество уже нельзя было строго разделить на буржуазию и пролетариат: благосостояние наемных трудящихся росло, и, к тому же, начал появляться средний класс, состоящий из людей, занимающих достаточно престижные позиции в обществе, которых, вместе с тем, нельзя было отнести ни к господствующему, ни к угнетаемому классу. Вместе с тем рост производства вызвал расширение корпораций. Если в начале века корпорации занимались лишь крупным производством (железными дорогами, добычей и переработкой нефти), то во второй половине прошлого века они захватили даже те секторы экономики, в которые традиционно преобладал мелкий бизнес. Наступила эпоха и гигантских транснациональных корпораций. Техника, используемая в производстве, все более усложнялась. Это обусловливало потребность в квалифицированных кадрах и увеличивало ценность научного знания. С конца 60-х гг. понятие «постиндустриальное общество» наполняется вполне конкретным содержанием – возрастает престиж образования, появляется многочисленный слой квалифицированных специалистов, менеджеров, наемных работников умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. К 70-м гг. стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху. Тенденция к сокращению занятости в сельском хозяйстве и в промышленности и к росту числа занятых в сфере услуг стала рассматриваться рядом западных социологов как долгожданное начало прекращения пролетаризации общества. В то же время некоторые марксисты стали неправомерно расширять понятие рабочего класса, включая в него массовые слои представителей средних слоев. И лишь немногие, и, в первую очередь, Белл, восприняли это как процесс, далеко выходящий за пределы капитализма и социализма, как явный признак появления нового общественного строя. Постиндустриалистский подход Белла обрел как многочисленных приверженцев, так и серьезных критиков. Советскими исследователями этот подход был изначально отвергнут как утверждающий технологический детерминизм и стремящийся к разрешению противоречий капитализма за счет развития науки и техники. Тезис Белла о движении СССР (наряду с США, Японией и странами Западной Европы) к постиндустриальному обществу не мог быть принят уже в силу того, что официальная идеология предполагала построение коммунистического общества и не нуждалась в таком понятии, как «постиндустриализм». Тем не менее, концепция постиндустриализма оказалась достаточно глубокой в теоретическом отношении и открывающей широкие исследовательские перспективы. Результатами попыток отразить в названии новой исторической ступени черты, определяющие ее качественное отличие от предыдущих, стали термины и концепции технотронного общества, высокотехнологичного общества, информационного общества и т.д. 11.2. Научно-техническая интеллигенция и власть: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|