ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Группы давления” и институт лоббизмаВ политическом процессе в условиях парламентской демократии важную роль играют различные социальные и профессиональные группы. Государственная политика имеет дело в значительной мере с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая, как ему голосовать, думает не столько о конкретном человеке, сколько о потребностях и интересах профессиональных групп фермеров, рабочих, учителей и т.д. В политике группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительствами и «проталкивание» тех или иных групповых интересов в политических решениях. Не все группы имеют прямое отношение к политике. Но вместе с тем очевидно, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе. Здесь, прежде всего, речь идет о так называемых «заинтересованных группах»: разного рода общественных и профессиональных организациях, объединениях, союзах предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, молодежи, адвокатов, производителей той или иной продукции. Если главная цель партий – завоевание власти для определенного политического курса, то «заинтересованные группы» или «группы давления», как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику государства, реализовать через властные структуры свой групповой, корпоративный интерес, объединяющий всех членов этих групп. Например, американская «Нэшнл райфл ассошиэйшн» состоит только из лиц, заинтересованных в непринятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия. «Группы давления» обеспечивают каналы как для политической конкуренции, так и массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы, предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике. Политическим институтом представительства групповых интересов в органах государственной власти является лоббизм. Современный лоббизм – это сложившаяся система политических технологий в тесной связи с экспертной деятельностью, рекламой и «паблик рилейшнз» (РR). «Лобби» в 40-х гг. ХУII столетия называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на планерные заседания этой палаты. В американской истории возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем (политическом) значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные – «лоббист», «лоббизм», «лоббировать» – и примерно с середины ХIХ в. Эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе. В общепринятом смысле под лоббизмом обычно понимается совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, применяемых различными «заинтересованными группами» («группами давления») – союзами, корпорациями, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и другими общественными организациями с целью добиться от этих органов благоприятных для себя решений. Это лоббизм классический. В практической политике термин «лоббизм» используется и для определения отношений между самими органами государственной власти – главным образом между исполнительными и законодательными. А в политической практике понятие «лоббизм» и «лоббист» употребляются в узком (прямом) и широком (переносном) смысле слова. В узком смысле – это профессиональная деятельность определенных организаций (как правило, консалтинговых фирм) или отдельных лиц, получивших статус юридического лица, в пользу какой-либо «группы давления». В широком смысле лоббистом называют любое должностное лицо – будь то президент корпорации, председатель совета директоров или министр, если они предпринимают действия, которые можно квалифицировать как лоббизм. В США не стесняются называть лоббистом самого президента страны, когда он, чтобы провести через Конгресс какой-либо спорный законодательный акт, сам активно включается в кампанию воздействия на законодателей. Лоббистская деятельность базируется на правовой основе. В США, где лоббизм пользуется большим влиянием, а некоторые авторы называют его «третьей палатой» законодательных учреждений и легальным элементом системы управления Америки, была разработана целая система законов о лоббизме начиная с ХIХ века. В 1995 году Конгресс принял новый закон о раскрытии лоббистской деятельности. Закон о лоббизме дополняет серия смежных законодательных актов – законы об этике государственных служащих, федеральных избирательных кампаниях и др. В ряде стран, в отличие от США, нет федеральных законов о лоббистской деятельности. Так, в ФРГ этот политический институт контролирует ряд правовых актов и существует множество «заинтересованных групп»: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых, Немецкий спортивный союз и многие другие. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений германских промышленников, ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным, в ФРГ насчитывается от 4 тыс. до 5 тыс. таких объединений. Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Среди них в США наиболее крупными являются Торговая плата США, Национальная ассоциация промышленников, Национальная ассоциация малого бизнеса, Американская ассоциация фермерских бюро и многие другие. В России также сложилась система ассоциаций представителей бизнеса, которые выступают как «группы давления»: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торговая палата и т.д. Важная задача, стоящая перед предпринимательскими ассоциациями – воздействие на формирование политической стратегии правительства, используя различные организационные формы. Например, это «круглый стол» бизнеса, совещательные комитеты бизнеса при правительстве и другие формы. В России лоббистская деятельность интенсивно развивается. Однако механизм взаимодействия корпоративных структур с исполнительной и законодательной властью не прозрачен, отсутствует правовая база – нет закона о лоббистской деятельности на федеральном уровне. Подготовлено несколько проектов соответствующего закона начиная с 1995 года, однако ни один из них не вышел на утверждение российским парламентом. В дополнение к промышленно-финансовым группам (таким, например, как «Альфа-группа») как группам давления складывается профсоюзное лобби, неплохо представлены интересы страховых кампаний. Крупнейшими «группами давления», представителями гослоббизма являются: 1) военно-промышленный комплекс; 2) топливно-энергетический комплекс (ТЭК); 3) аграрно-промышленный комплекс. Сейчас в силу объективных и субъективных причин в фаворите ВПК, силовые структуры. ТЭК России, например, не несет ответственности за эксплуатацию, сохранность и возобновление недр, окружающей среды. Ранее экологический фонд вел мониторинг в регионах, собирал штрафы за загрязнение, направляя их на природоохранные мероприятия. Экологический фонд был ликвидирован в 2002 году. Это решение пролоббировали в Государственной Думе и правительстве коммерческие структуры, не желающие в полной мер платить за загрязнение окружающей среды, введена секретность информации о запасах нефти и газа. В мировой практике лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода делах между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства. Таким образом, лоббист – это профессионал, который поддерживает контакт с членами парламента, правительства или администрации президента для того, чтобы оказывать воздействие на их мнение по отдельным вопросам внутренней и внешней политики, принятие конкретных законов, внесения или блокирования поправок к ним и т.д.; добиться налоговых или иных льгот, финансовых выгод для своего клиента. Законы о механизме лоббирования предусматривают регистрацию лоббистов и их клиентов, порядок оплаты и контроля результатов деятельности. Основными формами вознаграждения за лоббистскую деятельность являются: оплата отдельных услуг (профессиональные фирмы назначают оплату за каждый час или день своей работы), контракт на определенный срок; соглашение об участии в использовании прибыли и др. Доходы лоббистских фирм и индивидуальных специалистов подлежат налогообложению и регулярным аудиторским проверкам. Однако полная информация о деятельности таких специалистов является коммерческой тайной. Мировая практика свидетельствует, что не существует единственного способа лоббирования. В целом приемы лоббистской деятельности можно сгруппировать следующим образом: 1) Наблюдение, консультации, отслеживание событий в сфере государственной политики, которые могут повлиять на основные интересы клиента. Сотрудники консалтинговых фирм следят за законопроектами, посещают слушания комиссий, поддерживают отношения с чиновниками основных ведомств и информируют обо всем своего клиента. Осуществляют прогноз результатов будущего голосования по законопроектам, перспективы выдачи лицензии или включения программы клиента в кредитные линии и т.п. 2) Активная защита интересов клиента через контроль подготовки тех законопроектов или административных решений, которые могут неблагоприятно повлиять на дела клиента, добиваются законопроектов, которые приоритетно обеспечивают выгоды клиента. 3) Создание режима наибольшего благоприятствования интересам клиента. 4) РR – кампания в интересах клиента в СМИ. В США и других странах развит иностранный лоббизм. С его деятельностью была связана покупка Аляски. Сейчас китайский лоббизм активно проникает в американскую политику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|