Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическое лидерство: природа, черты, типы, функции




Значительное место в современной политологии занимает проблема персонификации власти, слияния ее с индивидуальными качествами личности, их влияния на содержание деятельности лидера, механизм политического лидерства.

Лидерство – это персонифицированная власть, это способность влиять, способность использовать человеческие или иные ресурсы для получения результата.

Общенациональное политическое лидерство – власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить нацию к действию, реализовать политическое руководство.

Современный политический лидер, глава государства действует в рамках определенных предписаний (порой весьма жестких), установленных норм, прежде всего, конституционных, определяющих объем его властных полномочий, способы их реализации. Кроме того, бюрократические институты в сфере государственного управления обладают высокой степенью относительной автономности, в ряде случаев лидер не руководит бюрократической машиной, он лишь обслуживает ее. На установление оптимальных соотношений властных полномочий в сфере политического руководства направлена проводимая в России в настоящее время административная реформа.

Теория политического лидерства в политологии рассматривается на двух уровнях:

1) общетеоретический: различные философско-исторические, политологические концепции лидерства;

2) эмпирические (прикладные) исследования, где широко применяется мультидисциплинарный подход, психологические исследования и тесты, социологические опросы, социометрия и т.д.

К функциям лидеров национально-государственного масштаба могут быть отнесены следующие:

1. Изучение, мониторинг общественно-политической, экономической и геополитической ситуации, определение наиболее актуальных нерешенных проблем, требующих неотложного решения. К этой функции широко привлекаются данные различных политологических аналитических центров и служб, которые вырабатывают конкретные рекомендации управленческому аппарату. Во всех странах многие тысячи научных работников, занимающихся политологией, в той или иной форме сотрудничают с политическими организациями. Существует своего рода «политико-академический комплекс», который оказывает влияние на принятие политических решений.

2. Формулировка и принятие оптимальных политических решений. Именно способностью определить наиболее приемлемые пути решения общественных проблем оправдывается пребывание лидеров на руководящих постах.

3. Мобилизация управленческого аппарата, масс на выполнение принятых решений. В данной функции применяются все методы влияния: административные, психологические, политическая реклама, в целом паблик рилейшнз.

4. Социальный арбитраж, контроль за соблюдением конституционных норм в обществе, защита масс от беззакония и произвола бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Урегулирование социальных, политических кризисов.

5. Инициирование обновления политического режима, мобилизация масс на реализацию инноваций. Лидер призван не только хранить национальные традиции, но и своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, обновление политической системы, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности.

Власть лидера – это, прежде всего, его способность влиять на ход политического процесса.

Влияние лидера имеет два источника:

1. Его политико-правовой статус, место в политической иерархии, властные полномочия, которые определены в Конституции страны. (Например, глава 4 Конституции Российской Федерации).

После окончания срока президентства, когда лидер становится частным лицом, этот источник влияния исчезает.

2. Личные качества лидера, его характер, темперамент, внешний имидж.

Классическая теория лидерства разработана благодаря усилиям мыслителей разных эпох. Достаточно упомянуть учение о благородном правителе китайского мыслителя УІ в. до н.э. Конфуция, греческого мыслителя ІІ в. н.э. Плутарха, Киевского митрополита Иллариона (ХІ в.).

Одной из базовых работ по теории лидерства является книга флорентийского мыслителя рубежа ХУ-ХУІ вв. Никколо Макиавелли «Государь». Эта книга до сих пор вызывает острые дискуссии, так как противники Макиавелли считают его теорию управления государством олицетворением цинизма, аморализма и жестокости в сфере политики. В этой работе впервые в истории политической науки Макиавелли дал рационалистический взгляд на сущность политики, ее отличие от морали, использование лидером знаний психологии масс, предложил типологию лидеров.

Классической стала и теория лидерства, разработанная выдающимся немецким социальным мыслителем и политологом Максом Вебером (1864-1920 гг.). Его классификация лидерства на традиционное, бюрократическое, харизматическое явилась импульсом для развития современной теории лидерства. Методология Вебера особенно широко стала использоваться в современной политологии для исследования политических процессов в тоталитарных режимах, в развивающихся странах, где, по мнению исследователей, харизматическое лидерство взяло на себя функции модернизации общества.

Харизма М. Вебера – сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинять массы; призвание быть вождем, иррациональные качества, которыми обладает и религиозный пророк, и герой, и политик. Именно харизматические лидеры стали в ХХ веке во главе плебисцитарных, вождистских демократий (по терминологии Вебера) – В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Е. Муссолини и др.

Феномен лидерства – многоаспектное явление. Поэтому в современной политической теории утвердился мультидисциплинарный подход к изучению теории лидерства.

Доминирующее положение в первой трети ХХ в. в реализации данного подхода занимала чикагская школа американской социологии и политологии. В разработке теории политического лидерства особенно плодотворным оказалось взаимодействие американской политологии с психологией, которое благодаря работам Ч. Мерриама, Г. Ласвелла, а затем Б. Скиннера, Э. Фрома, А. Адлера и др. позволило создать фундаментальную методику исследования стилей политического поведения лидеров, их типологию, закономерности взаимодействия лидеров и его последователей.

Исследователи чикагской школы творчески использовали богатый теоретический материал европейской школы социальной психологии, существовавшей в начале ХХ века. Так, важную роль в становлении концепции политического лидерства, взаимоотношений лидера и его последователей сыграли идеи Габриела Тарда (1843-1904 гг.), французского социолога, одного из основателей социальной психологии, в частности его идеи о том, что вся социальная жизнь подвержена действию психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие отношения. Главный закон политической жизни – подражание последователей лидеру.

Гюстав Лебон (1841-1931 гг.), французский социальный психолог и публицист, наоборот считал, что в результате промышленной революции, роста городов и массовой коммуникации социальная жизнь все больше определяется поведением толпы, которая всегда представляет собой слепую разрушительную силу. Политические лидеры боятся мнения толпы – это лишает их устойчивости в поступках. Перед лидером стоит задача «обуздать» толпу, управлять ее эмоциями.

Особенно много дал исследователям политического лидерства чикагской школы психоанализ. Модель личности Зигмунда Фрейда, в частности учение о бессознательном, оказалась плодотворной для становления и развития теории политического лидерства в современной политологии.

В исследованиях это учение трансформировалось в устойчивый постулат, что в политической активности человека только видимые мотивы деятельности составляют политические цели и ценности, глубинный же слой и соответственно смысл политических деяний составляют бессознательные инстинктивные мотивы.

В работах политологов, использующих метод структурно-функционального анализа, таких как Т. Парсонс (50-е гг. ХХ в.) и его последователи лидер рассматривается как функция группы, системы. При помощи сложных технологий исследуется роль лидера в сохранении целостности и жизненности социальной и политической систем, способность лидера ликвидировать внутренние и внешние угрозы, «минимизировать» конфликты.

Особенно усложняется роль лидера в условиях смены политического режима, реформ, экономической и политической модернизации.

Исследователи считают, что оптимальная политическая линия лидера при переходе от авторитарного режима к демократическому, прежде всего, предполагает такую фундаментальную черту, как умение сохранить консенсус в политической и социальной жизни, политическую цивилизованность, которая позволяет людям участвовать в политической борьбе на основе плюрализма взглядов и убеждений, не допуская насилия. Демократические политические режимы предполагают наличие политических лидеров, владеющих искусством борьбы именно политическими методами, которые в значительной степени отличаются от методов борьбы в авторитарной системе. Главная дилемма, стоящая перед каждым президентом, состоит в том, чтобы не допустить спорных, разъединяющих общество решений или действий. Если президенту это удается, то общество воспринимает его как олицетворение единства нации.

 

План семинарского занятия

1. Понятие, характерные черты, механизм формирования, функции политической элиты.

2. Особенности эволюции российской политической элиты.

3. «Группы давления» и институт лоббизма в политическом процессе. Правовые основы и механизм лоббистской деятельности.

4. Политическое лидерство: природа, черты, типы, функции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных