Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика политических процессов




Политический процесс – одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Процесс (от лат. processus – продвижение), последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь. Некоторые ученые отождествляют эту категорию с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектов своих интересов и целей (Ч. Мерриам).

Политический процесс – функциональная характеристика политической жизни в целом, определяющее исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

Упрощая содержание процесса политического, можно сказать, что он раскрывает в основном две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах артикуляции и агрегирования последних (например, в участии в выборах, референдумах, в членстве в партиях и т.д.), а также формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. Правда, в русле западной традиции политической науки к содержанию политического процесса принято относить в основном только законные (конвенциональные) формы политического участия, исключая при этом такие нелегитимные способы выражения политических потребностей, как заговоры, террористические акты и прочее.

В качестве структурных элементов политического процесса выступают следующие этапы: этап представления политических интересов граждан институтами власти, принимающих общеобязательные решения; этап выработки и формулирования политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная политическая воля; этап реализации принятых решений, воплощения волевых устремлений институтов власти. В зависимости от характера и условий протекания данных фаз политический процесс может осуществляться в режиме развития, выражающем прогрессивные изменения его качественных параметров (например, в виде расширения демократических каналов волеизъявления граждан); в режиме функционирования, оставляющем без изменения его основные свойства и качества, и в режиме упадка, характеризующего постепенный или стремительный распад данной политической целостности (например, в виде полного пересмотра конституции государства).

В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические; с точки зрения характера политического участия политические процессы бывают ангажирующими, т.е. предполагающими свободное включение (выключение) граждан из отношений с политической властью, неангажирующие (антидемократические, тоталитарные), основывающиеся на принудительных, мобилизованных формах политической активности населения; с позиций устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессах и т.д.

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всем его многообразии для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивало бы приоритет закона, соблюдение прав и свобод граждан, политический плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местную самоуправляемую автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершается трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от «государственного социализма» к новым формам экономической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (процесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех странах СНГ процессам, на капиталистической основе.

При этом следует отметить, что в России отсутствуют характерные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе общество – партии - власть. Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, водораздел между ними происходит главным образом по линии лояльности или враждебности к существующей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздействия на власть. Выборы и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти, носят эпизодический характер.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных