ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическое манипулированиеМанипулирование в Большом Оксфордском словаре трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей в целях достижения личной выгоды неблаговидными методами». Под манипулированием человеком в большинстве случаев следует понимать своеобразное психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено. Манипулятивному воздействию присущи следующие особенности: - оно направлено не на сознание, а на подсознательную сферу; - методом воздействия является не убеждение, которое возможно лишь на рациональной основе, а «внедрение» реакции на событие или объект; - определяющим в воздействии выступает не сообщаемая информация, а характер её подачи; - оно протекает незаметно для тех, на кого направлено воздействие. Существуют два направления в изучении и оценке технологий манипулирования и использования их в политике: апологетическое и социально-критическое. Сторонники апологетического подхода анализируют манипулирование как неизбежный, необходимый способ управления сознанием и поведением масс в условиях современного общества и стремятся оправдать его. Представители социально-критического направления считают, что манипулирование – это «тихое» и незаметное насилие, которое осуществляется над личностью. Однако даже эти исследователи предпочитают не обсуждать некоторые вопросы, например, такие: - В чьих интересах осуществляется манипулирование? - Какие социальные субъекты подвергаются этой специфической форме воздействия, а какие защищены от неё? - Кто выступает заказчиком и направляет процесс? Цель манипулирования – формирование обывателя (конформиста и массового потребителя). Основные социальные функции манипулирования: а) подчинение человека власти; б) организация населения для действий, необходимых власти и одобряемых ею; в) иллюзорная компенсация реально не удовлетворяемых потребностей в политическом участии и ряд других. Средства массовой коммуникациивыступают основной силой, основным каналом манипулирования. Формируется «четвёртая» власть – ни кем не избранная, не подконтрольная обществу и не отчитывающаяся перед обществом за результаты своей деятельности. Главной задачей политического манипулированиявыступает создание политических стереотипов и имиджей. Стереотип – упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. В более широком смысле под стереотипом понимается традиционный, привычный образ мысли, восприятия и действия. Сознательно сформированные средствами массовой информации политические стереотипы выступают основой ориентации различных социальных субъектов в сфере политики. Имидж (политический) – образ политического субъекта или политического события искусственно созданный в целях необходимой манипулятору поведенческой реакции. Методологические направления в манипулировании. Иррациональное направление опирается на приоритет чувственного восприятия над рациональным. (Общество подавляет, но у молодых присутствуют: максимализм, резкость оценок, обострённое восприятие несправедливости, возбудимость, повышенная самооценка). Стереотипное направление опирается на формулирование устойчивых и крайне упрощенных представлений об окружающем мире. (У молодёжи наблюдается особая склонность к «чёрно-белому» мышлению по принципу «или-или», консервативное обучение вырабатывает привычку к классификации). Акселеративное направление опирается на потребность в интенсивной информации вследствие ускорения развития (обеспечивается интенсивный и разнообразный поток информации, который интеллектуально невозможно освоить, - так формируется «псевдо-информативность»). Некоторые принципы манипулятивного воздействия: - «60 на 40». Для формирования у получателя необходимой подсознательной реакции необходимо, чтобы только 60% информации открыто «работало» на необходимый конечный результат, а 40% её как бы «свидетельствовало против» необходимого вывода. Так достигается эффект видимой объективности информации, значит «ненавязанности» и самостоятельности выводов. - Занимательность. Информация должна привлекать внимание, но не должна побуждать серьёзно мыслить, политика подаётся подобно спорту, как зрелище борьбы, в результатах которой получатель информации заинтересован весьма слабо. - Опора на «эффект привыкания». То, что становится привычным, переходит из сферы сознания в сферу подсознательного и уже не контролируется разумом. - Опора на «эффект чистой доски». Экспериментальным путём психологи неоднократно подтверждали вывод о том, что информация, получаемая впервые, крайне легко «проглатывается» и необычайно прочно «застревает» в памяти. - Нагнетание обстановки страха и неуверенности. В состоянии страха человек нуждается в помощи и легче воспринимает «авторитетные мнения». Высокая эффективность применения технологий политического манипулирования в современной России обусловлена: - традиционной для российской культуры высоким доверием к печатному слову и средствам массовой коммуникации в целом; - утратой прежних и отсутствием новых политических и моральных ценностей (дезориентированность приводит к тому, что люди вынуждены ориентироваться в каждой ситуации особо); - отсутствием у широких масс населения политического опыта участия в демократическом процессе; - беззастенчивостью напора манипуляторов, отсутствием альтернативных источников информации; - умелым использованием манипуляторами слабостей молодёжи, заигрыванием с ней, противопоставлением молодых всему предшествующему политическому опыту, оцениваемому как катастрофический.
План семинарского занятия Вопросы 1. Понятие «политический процесс» и его современная трактовка. 2. Структура политического процесса. 3. Политическое участие как важнейшая характеристика политического процесса. 4. Политическое поведение. 5. Основные модели избирательных технологий. 6. Понятие политического манипулирования, основные методы и приемы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|