Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политическое манипулирование




Манипулирование в Большом Оксфордском словаре трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей в целях достижения личной выгоды неблаговидными методами».

Под манипулированием человеком в большинстве случаев следует понимать своеобразное психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

Манипулятивному воздействию присущи следующие особенности:

- оно направлено не на сознание, а на подсознательную сферу;

- методом воздействия является не убеждение, которое возможно лишь на рациональной основе, а «внедрение» реакции на событие или объект;

- определяющим в воздействии выступает не сообщаемая информация, а характер её подачи;

- оно протекает незаметно для тех, на кого направлено воздействие.

Существуют два направления в изучении и оценке технологий манипулирования и использования их в политике: апологетическое и социально-критическое.

Сторонники апологетического подхода анализируют манипулирование как неизбежный, необходимый способ управления сознанием и поведением масс в условиях современного общества и стремятся оправдать его. Представители социально-критического направления считают, что манипулирование – это «тихое» и незаметное насилие, которое осуществляется над личностью. Однако даже эти исследователи предпочитают не обсуждать некоторые вопросы, например, такие:

- В чьих интересах осуществляется манипулирование?

- Какие социальные субъекты подвергаются этой специфической форме воздействия, а какие защищены от неё?

- Кто выступает заказчиком и направляет процесс?

Цель манипулирования – формирование обывателя (конформиста и массового потребителя).

Основные социальные функции манипулирования:

а) подчинение человека власти;

б) организация населения для действий, необходимых власти и одобряемых ею;

в) иллюзорная компенсация реально не удовлетворяемых потребностей в политическом участии и ряд других.

Средства массовой коммуникациивыступают основной силой, основным каналом манипулирования. Формируется «четвёртая» власть – ни кем не избранная, не подконтрольная обществу и не отчитывающаяся перед обществом за результаты своей деятельности.

Главной задачей политического манипулированиявыступает создание политических стереотипов и имиджей.

Стереотип – упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. В более широком смысле под стереотипом понимается традиционный, привычный образ мысли, восприятия и действия.

Сознательно сформированные средствами массовой информации политические стереотипы выступают основой ориентации различных социальных субъектов в сфере политики.

Имидж (политический) – образ политического субъекта или политического события искусственно созданный в целях необходимой манипулятору поведенческой реакции.

Методологические направления в манипулировании.

Иррациональное направление опирается на приоритет чувственного восприятия над рациональным. (Общество подавляет, но у молодых присутствуют: максимализм, резкость оценок, обострённое восприятие несправедливости, возбудимость, повышенная самооценка).

Стереотипное направление опирается на формулирование устойчивых и крайне упрощенных представлений об окружающем мире. (У молодёжи наблюдается особая склонность к «чёрно-белому» мышлению по принципу «или-или», консервативное обучение вырабатывает привычку к классификации).

Акселеративное направление опирается на потребность в интенсивной информации вследствие ускорения развития (обеспечивается интенсивный и разнообразный поток информации, который интеллектуально невозможно освоить, - так формируется «псевдо-информативность»).

Некоторые принципы манипулятивного воздействия:

- «60 на 40». Для формирования у получателя необходимой подсознательной реакции необходимо, чтобы только 60% информации открыто «работало» на необходимый конечный результат, а 40% её как бы «свидетельствовало против» необходимого вывода. Так достигается эффект видимой объективности информации, значит «ненавязанности» и самостоятельности выводов.

- Занимательность. Информация должна привлекать внимание, но не должна побуждать серьёзно мыслить, политика подаётся подобно спорту, как зрелище борьбы, в результатах которой получатель информации заинтересован весьма слабо.

- Опора на «эффект привыкания». То, что становится привычным, переходит из сферы сознания в сферу подсознательного и уже не контролируется разумом.

- Опора на «эффект чистой доски». Экспериментальным путём психологи неоднократно подтверждали вывод о том, что информация, получаемая впервые, крайне легко «проглатывается» и необычайно прочно «застревает» в памяти.

- Нагнетание обстановки страха и неуверенности. В состоянии страха человек нуждается в помощи и легче воспринимает «авторитетные мнения».

Высокая эффективность применения технологий политического манипулирования в современной России обусловлена:

- традиционной для российской культуры высоким доверием к печатному слову и средствам массовой коммуникации в целом;

- утратой прежних и отсутствием новых политических и моральных ценностей (дезориентированность приводит к тому, что люди вынуждены ориентироваться в каждой ситуации особо);

- отсутствием у широких масс населения политического опыта участия в демократическом процессе;

- беззастенчивостью напора манипуляторов, отсутствием альтернативных источников информации;

- умелым использованием манипуляторами слабостей молодёжи, заигрыванием с ней, противопоставлением молодых всему предшествующему политическому опыту, оцениваемому как катастрофический.

 

План семинарского занятия

Вопросы

1. Понятие «политический процесс» и его современная трактовка.

2. Структура политического процесса.

3. Политическое участие как важнейшая характеристика политического процесса.

4. Политическое поведение.

5. Основные модели избирательных технологий.

6. Понятие политического манипулирования, основные методы и приемы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных