ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политических институтовЭффективность действий государства сдерживается асимметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы подчеркивают "слишком" высокий политический вес крупного капитала. Существующие издержки лоббирования требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно высокие издержки организации общенациональных теле- и радио- каналов препятствуют реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации. Наличие издержек распространения информации и издержек организации групп политического давления во многом объясняет наличие существующих несовершенств современного демократического процесса. Так, американским социологом Робертом Далем современная представительная система описывается как "полиархия", или власть многих групп, в отличие от демократии, которая является целью или идеалом. Современная, привычная нам модель демократии в будущем может значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых ИКТ и повышением среднего уровня образования. При становлении демократических государств ключевую роль сыграло появление в начале XVI века эффективных средств массовой информации - книг, периодических изданий, обеспечивших, с одной стороны, массовое распространение начального образования, а с другой - возможность сознательного участия широких слоев населения в политической жизни крупных национальных государств. Именно тогда за счет принципиального снижения издержек распространения информации удалось создать систему демократически управляемого большого национального государства, преодолев сформулированный еще философами античности барьер в несколько тысяч человек - как предельное возможное число граждан для демократически управляемого полиса. Стремительное распространение Интернет - явление сходного, качественного порядка. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также максимальному объему аналитической информации несекретного характера. Во-вторых, принципиальное нововведение современного этапа информационной революции - возможность каждого гражданина с минимальными, практически нулевыми издержками, обратиться к неограниченному по своему составу аудитории – ко всем, подключенным к Интернету. У избирателей, вне зависимости от уровня доходов, принципиально расширяются возможности организованно, точнее "самоорганизованно" лоббировать, отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях. Согласно анализу М. Олсона, типичный рациональный индивид, входящий в большую социальнуюэкономическую группу, не будет добровольно жертвовать ради достижения ее политических целей, не имея каких-либо особых стимулов. Во-первых, он знает, что его усилия не окажут заметного воздействия, а во вторых, он разделит выгоду, достигнутую за счет других (эффект безбилетника). Исключение составляют участие в голосовании и подписание петиций, т.е. случаев, когда издержки оказываются ниже некого критического порога. По-видимому, принципиальное снижение издержек, связанное с развитием электронных коммуникаций, позволяет перейти этот барьер и создаст предпосылки расширенного участия "рядовых" избирателей в политической жизни. Благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, существенно увеличивается, потенциально до уровня всего политически активного населения. В результате создаются предпосылки постепенного уменьшения остро ощущаемого неравенства политических возможностей граждан формально демократических государств, предопределяемое неравенством в распределении собственности и доходах. Важным сопутствующим фактором является стремительное увеличение среднего уровня образования избирателей в большинстве стран мира, наблюдаемое на протяжении всего XX века. За жизнь одного поколения доля населения, получающего высшее образование, выросла на порядок, достигнув в наиболее развитых государствах нескольких десятков процентов выпускников школ. Для ряда государств в долгосрочной перспективе актуальным станет вопрос перехода ко всеобщему высшему образованию, к которому приближается, например Япония. Если наличие всеобщего обязательного среднего образования стало предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование, позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровне) с минимизацией популистских эффектов так называемой "плебисцитной демократии". Принципиальное изменение характера информационных коммуникаций позволяет преодолеть сформулированный Робертом Михельсом "железный закон олигархий", в соответствии с которым постулируется преобладание хорошо организованных властных элит над слабоорганизованным большинством. Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества с развитием ИКТ приобретают необходимую материальную базу. При этом уже в обозримой перспективе всеобщий доступ к Интернет может быть признан общественным благом вследствие высоких положительных внешних эффектов его распространения подобно тому, как сейчас бесплатными и общедоступными являются библиотеки. Обеспечение свободного доступа граждан к Интернет становится фактором, позволяющим добиться как повышения уровня социальной интеграции, так и обеспечения гражданских свобод. Существующая модель демократии крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на политический курс, проводимый государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе. Вместе с тем уже современный уровень развития коммуникаций Интернета позволяет рассчитывать на перспективность разработки программных продуктов - "электронных интерфейсов" демократии участия. В российских условиях субъектами продвижения подобных разработок могут стать как конкурирующие политические партии и движения, заинтересованные в расширении числа своих активистов, так и зарубежные благотворительные фонды, ставящие своей целью развитие институтов гражданского общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|