ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информатизация и реформирование государственногоУправления Главные направления реформирования государственного управления: - дебюрократизация аппаратов органов государственного управления; - реализация принципа открытости и прозрачности государственной службы. Информационная связь государства с гражданами является главным условием обеспечения государству правовой природы и демократичности. Без такой связи с населением государство не может быть ни правовым, ни демократическим. В условиях глобализации, наступления информационной эпохи актуален вопрос о целенаправленном и последовательном использовании информационного потенциала страны как одного из важнейших условий ее конкурентоспособности. В этой связи ставится проблема формирования единого информационного пространства России, электронного правительства, в котором осуществляется коммуникация между государством, обществом и отдельным индивидом. Стратегическая цель электронного правительства - решение всех проблем с позиции интересов граждан и участие всех граждан в процессе руководства управления страной. Основополагающий принцип электронного правительства - доступность участия в его деятельности каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации. Задача электронного правительства - трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе использования ИКТ и информационно-коммуникационной инфраструктуры с целью оптимизации процесса оказания правительственных услуг населению и бизнесу, расширения взаимодействий всех граждан с электронным правительством и их участия в его деятельности. Основополагающие принципы концепции формирования электронного правительства: повышение осведомленности граждан о деятельности правительственных структур; обеспечение доступности информации, ее доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; обеспечение участия граждан в деятельности правительства; непосредственная поддержка демократических процессов. Информационное пространство государства - совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти местного самоуправления. Обобщенные объекты регулирования информационной политики как инструмента государственного управления. Ожидается, что реализация концепции электронного правительства позволит в будущем сократить время обслуживания граждан при их обращениях в правительственные инстанции до нескольких часов и даже минут. Например, для получения справочной информации вместо нескольких дней или недель в настоящий момент. Тем самым работа правительства станет более оперативной и продуктивной, многие бюрократические процедуры будут максимально упрощены, сократятся бюджетные расходы, а граждане станут непосредственными участниками формирования общего информационного пространства государства (совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти, самоуправления) при принятии решений, затрагивающих их конституционные права и свободы, экономические интересы и личную безопасность. Целенаправленные попытки ускорить переход России к информационному обществу предпринимаются с 1999 года, когда была принята Концепция формирования информационного общества в России. Целью этой Концепции было определение основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих переход к информационному обществу. Однако Концепция так и не оказала реального воздействия на стихийно осуществляющиеся процессы информатизации и порожденные ими проблемы, связанные с отсутствием единой государственной информационной политики. Главной из этих проблем являлась (и в значительной мере продолжает являться) проблема "лоскутного" характера отечественной информатизации, когда каждый регион и каждое ведомство создает собственное программное обеспечение и осуществляет собственную программу информатизации, так что результаты никак не стыкуются между собой. В настоящее время действуют концепция информатизации Министерства юстиции, концепция информатизации Министерства труда, концепция информатизации здравоохранения России и т.д., причем они принимались в разное время (например, концепция информатизации здравоохранения еще в 1992 г.), успели во многом устареть и зачастую никак не взаимодействуют между собой. Важным шагом на пути преодоления "лоскутного" характера информатизации стало утверждение в 2002 году Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Первый год реализации этой программы, несмотря на многочисленные трудности, позволил выявить основные направления сосредоточения усилий: развитие государственных информационных систем, становление информационно-компьютерной инфраструктуры общества, формирование образовательных сетей (ИТ- образование) и развитие сектора информационных технологий в экономике. В настоящее время только в Ханты-Мансийском округе (является одной из пяти опорных зон страны, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской и Ярославской областями) реализуется в общей сложности 15 мероприятий ФЦП "Электронная Россия": - создание автоматизированной системы государственного регистра населения; - реализация мероприятий, направленных на повышение открытости органов государственной власти и местного самоуправления; - создание региональных хранилищ данных объединенных государственных информационных ресурсов; - обеспечение электронного документооборота, создание системы информационно-маркетинговых центров; - формирование телекоммуникационной инфраструктуры для подключения бюджетных организаций, компьютерных классов учреждений образования, библиотек и т.п. к сети Интернет. Интенсивное внедрение ИКТ в государственные органы дает возможность: - приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению; - повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор; - стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики. Внедрение в органы госуправления ИКТ - сложный процесс, обусловленный: - вертикальной структурой администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную; - недостаточным уровнем образования служащих (требуются программы обучения); - нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации. Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИКТ и не обладающими такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИКТ: - расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; - увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств; - предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять; - обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций. Однако эти потенциальные возможности и преимущества ИКТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИКТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область личной жизни граждан. План семинарского занятия 1. Информационная революция конца ХХ века как завершение индустриального и начало постиндустриального, информационного периода развития цивилизации. 2. Электронное правительство: характеристика и мировой опыт. 3. Формирование единого информационного пространства страны, информационной сферы как способ коммуникации между государством, обществом и отдельным индивидом.
Темы для докладов, выступлений и рефератов 1. Информационное общество как новый тип социальной организации. 2. Критерии информационного общества. Признаки и принципы его построения. 3. Информация как уникальный, постоянно возрастающий ресурс человечества. 4. Особенности информационного общества с точки зрения политических процессов. 5. Непосредственная демократия и демократия участия. 6. Принципы применения компьютерных технологий в политологическом анализе. 7. Модели информационного общества. 8. Сравнительный анализ планов построения информационного общества США и стран Европейского Союза. 9. Формирование информационного законодательства как политико-правовой процесс. 10. Электронное правительство: принципы формирования и мировой опыт. 11. Возможности компьютерного моделирования политических процессов. 12. Информационно-аналитическое сопровождение избирательных кампаний. 13. Современные ИКТ как фактор повышения эффективности управления по всех сферах человеческой деятельности. 14. Информационная связь государства с населением как способ обеспечения государству правовой природы и демократичности.
Список литературы 1.Городская целевая программа "Электронная Москва" (утверждена Постановлением Правительства г. Москвы от 06.08.2002 г., № 609-пп). 2.Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Информационные технологии в России. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2001. – 187 с. 3.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности РФ. – М.: Информациология, 2000. – 48 с. 4.Иноземцев В.Л. Современное индустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000. – 302 с. 5.Информационное обеспечение государственного управления/ Под. ред. Ю.В. Гуляева. – М.: Славян. диалог, 2000. – 414 с. 6.Тоффлер А. Шок будущего. – М.: Издательство АСТ, 2002. – 557 с. 7.Уэбстер Фрэнк. Теория информационного общества: Перевод с англ. -М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|