ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическое участие, как механизм реализа политическихИнтересов граждан Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно – та материя, из которой складывается реальный политический процесс. Политическое участие – действия, предпринимаемые частными гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном. Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы власти. Л. Милбрайт выделяет четыре основных вида законного («конвенциального») политического участия: 1) голосование, 2) участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 3) участие в политической жизни общины (собрания, денежные пожертвования), 4) контакты с официальными лицами на разных уровнях. Одновременно он выделяет виды незаконного («неконвенциального») политического участия: различные формы протеста (участие в публичных уличных демонстрациях и митингах протеста) с нарушением закона; протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, сожжения и т.д.); отказ повиноваться несправедливым законам. М. Вайнер выделяет три аспекта политического участия: участие определяется как вербальное действие, а не личные переживания или политические предпочтения; участие представляет добровольные действия граждан (исключаются такие действия, как служба в армии или уплата налогов); граждане имеют выбор при избрании государственных должностных лиц (т.е. исключается голосование на выборах с одним кандидатом в списках). Несколько иное отношение к участию политическому высказывают С. Хантингтон и Дж. М. Нельсон. Критикуя отнесение к участию политическому лишь добровольные и осознанные действия, они различают два вида участия политического: автономное и мобилизованное. Автономное участие – сознательная активность частных граждан, более или менее непосредственной целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков. Этот вид участия распространен прежде всего в западных демократиях. Мобилизованное участие – это вынужденное действие, когда участие в политических действиях (например, в голосовании или политическом собрании) зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Исторически сложились две основные концепции участия политического и взаимоотношений между электоратом и избранными представителями народа. Первая концепция восходит своими истоками к Великой Французской революции и предполагает жесткие наказы депутатам. Эта концепция нашла свое зримое воплощение в Советах, где депутат является только передатчиком наказов для формирования общей воли. Суть второй концепции была отражена Эдмундом Берком в знаменитом выступлении перед избирателями в Бристоле в 1776 году и заключается в следующих двух основных положениях. Первое: политик, избираемый в парламент, выше по своему интеллектуальному уровню и компетенции, чем средний избиратель округа. Второе: невозможно написать наказы на все случаи жизни. Кроме этого, электорат может формулировать наказы, которые касаются только данного региона, но политик в парламенте должен исходить из интересов целого народа, страны. Он сам должен находить ту степень сочетания интересов региона и страны, которую он считает необходимой в данной конкретной ситуации. Таких два основных подхода существуют в политической науке относительно желаемых масштабов участия политического. Сторонники расширения демократического участия политического на выборах считают, что это надежный путь легитимации политической власти, устранения насилия при решении политических проблем и надежное средство поставить в соответствующие рамки процесс конкуренции между различными политическими партиями. Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении участия политического угрозу демократическим институтам. Они считают, что участие политическое надо свести к минимуму, чтобы сохранить инструменты принятия решений в руках тех, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности. Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной, относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, регулирование ими осуществляется на трех уровнях. Первый, главный, уровень – это государственно-административное управление, включающее законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития. Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том, что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а, получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп. И, наконец, третий уровень – это управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан - вовлечение их в политику. Эта деятельность носит сугубо общественный характер и остается вне контроля государства. Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтности, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества. Всё общество является объектом политического управления, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов. Субъектами политического управления выступают различные политические институты, прежде всего центры, принимающие политические решения (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определённые виды воздействий на государство, политические и общественные организации и человека. В результате вся система управления обществом приобретает либо устойчивость, либо вступает в кризисную трансформацию и начинает перестраиваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике. Процесс выработки и принятия решений даёт возможность выделить в нём крупные структурные звенья. Важнейшие из них являются: представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений. Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами: 1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенность, структура, результаты) и их прогнозирование. 2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно – государственного управления, адекватных стратегическим задачам в политике, особенно при проведении реформ. 3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (не противопоставляя и не отождествляя их). 4. Применение принципа «внешнего дополнения», предусматривающего определённый механизм компенсации последствий принятых политических решений. 5. Использование принципа «гарантированной устойчивости» управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых политических решений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|