Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУЗЕЙНЫЙ МИР НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ




ГЛАВА VI

Музей и общество в новых исторических условиях. Структура музейной сети России. Музей и наследие. Проблема исторических экспозиций. Международный опыт и сотрудничество. Проблема безопасности музеев. Профессиональные ассоциации. Новые технологии в музейном деле. Возрождение меценатства. Культурный туризм.

1980-е гг. уже стали историей. С 1990-х гг. начинается новый, современный, продолжающийся этап развития музейного дела.

Новые исторические условия, в которых с начала 1990-х го­дов работали российские музеи, дали им огромные возможности, открыли яркие, весьма заманчивые перспективы. Но одновременно музеям и обществу в целом пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Ситуация порой казалась столь критической, что воп­росы спасения культурного достояния нашей страны, в который раз в XX веке, становились одной из главных общественных проблем. Достаточно напомнить о драматических коллизиях в связи с приня­тием Закона о реституции, о массовой передаче церкви музейных зданий, о гибели музеев в Чечне. И все эти события происходили на фоне колоссального падения посещаемости музеев, острейшего ре­сурсного дефицита и смены культурных и идеологических предпоч­тений. Самой опасной тенденцией, о которой писали музееведы в 1993-94 гг., являлось снижение общественного интереса к музеям.

Однако музеи сумели отстоять свой весьма высокий социальный статус в обществе и в определенной степени адаптироваться к пред­ложенным условиям. Не все трудности остались позади, но самый тяжелый период, хочется верить, завершился. Во всяком случае, сохранение культурного наследия осталось одним из приоритетов куль­турной политики государства. Важным показателем востребованности музеев обществом является динамика их посещаемости: повсе­местно упав в 1-й половине 1990-х годов даже в самых популярных российских музеях, она к концу XX века стала медленно возрастать. Впрочем, уровня середины 1980-х годов достигли лишь немногие музеи. В 1999 году в музеях России побывало 43 млн. человек, из них 19 млн. - школьников (указаны цифры индивидуальных посещений). Деятельность музеев осложнялась и тем обстоятельством, что даже к концу 1990-х гг. в российском обществе не завершился процесс фор­мирования устойчивой системы ценностей, принимаемой хотя бы боль­шинством сограждан. Пропаганда коммунистических идеалов и совет­ского образа жизни, как единственно верной модели общественного развития, сменилась в начале 1990-х годов утверждением демократи­ческих ценностей открытого общества.

Активно культивируется, прежде всею в европейской культурной политике, тезис о том, что основными субъектами культурного права ста­новятся сегодня малые группы и отдельные индивиды, эти группы пред­ставляющие. Такая позиция влечет за собой отрицание устоявшейся "куль­турной иерархии" и сложившейся системы общечеловеческих ценнос­тей, а также признание за любой обособленной группой права формиро­вать свою систему ценностей. Какие последствия это влечет за собой для музейного мира? Обозначенные тенденции, которые отвечают насущ­ным потребностям европейского сообщества в гораздо большей сте­пени, чем российского, безусловно, породят большее многообразие музейных форм, но они, скорее всего, не станут устойчивыми.

Усиленный интерес и внимание к локальным культурам возник не только в связи с темой "прав человека". В значительной степени он является своеобразным ответом на нарастающие процессы всеобщей глобализации. В этой связи одной из важнейших задач музеев стано­вится минимизирование ущерба от глобальных процессов, угрожаю­щих культурному многообразию, необходимость фиксации и сохра­нения знаний о вытесняемых и исчезающих культурных формах.

Исторический путь, пройденный музеями, свидетельствует, что музейными средствами можно решать многие культурные и общественные проблемы. Осознавая это, музейные работники готовы брать на себя ответственность не только за то, что происходит в сте­нах музея, но и активно включаться в решение многих социальных проблем города, региона, страны. Музей давно стал важным элемен­том городской жизни. Опыт работы еще очень немногочисленных сельских музеев показывает, что на селе общественная роль музеев может быть еще более значительной.

Статистика показывает, что около 90 % музеев страны составля­ют небольшие региональные музеи. Они расположены в поселениях, численность населения которых, как правило, не превышает 100 тыс. человек, а может составлять и всего несколько сот человек. Посетите­лями таких музеев являются, прежде всего, местные жители. Большин­ство местных музеев правильно понимают свою особую миссию, связанную с естественным стремлением каждого нового поколения и каж­дого конкретного человека познать себя через прошлое своего края и осмысление места родного края в мировом культурном пространстве. История края, уходящая в глубь веков, рассказ о многих поколениях сограждан живших до нас и переживших и радости, и невзгоды, гор­дость за выдающихся земляков - все это способно вселить уверен­ность, возбудить патриотические чувства и помочь преодолеть невзго­ды. В концепции Музейно-выставочного центра г. Заречного Пензен­ской области среди основных задач музея есть и такая: "Формирова­ние национального самосознания, характеризующегося пониманием связи собственной судьбы с исторически сложившейся культурой на­рода". А краеведческий музей г. Похвистнево Самарской области раз­работал проект "Земляки", направленный на "пробуждение осозна­ния исторической и национальной особенности родного края через конкретные личности (земляков)".

Новые направления деятельности музеев заметно расширили сферу их влияния на общество, что нашло свое воплощение в теоре­тическом музееведении - в формировании и развитии коммуникаци­онного подхода и экомузеологии, в музейно-педагогических иссле­дованиях и поисках "открытого музея"; в музейной деятельности - в модернизации и широком развитии новых форм культурно-образо­вательной и экспозиционно-выставочной деятельности, в использовании новых технологий во всех направлениях деятельности. Даль­нейшее развитие музейного дела и распространение музееведческо­го знания способны сделать взаимодействие музеев и общества бо­лее эффективным.

Последнее десятилетие двадцатого века значительно преобра­зили картину музейного мира страны. Причем одни изменения предопределены новыми внешними по отношению к музейному делу обстоятельствами, а другие - внутренней логикой развития музей­ного дела. По данным ИКОМа, свыше 90% музеев мира созданы менее чем полвека назад. Общемировой тенденцией является возра­стание общего числа музеев, увеличивающегося каждые 5 лет на 10%. Несмотря на все сложности, эта тенденция сохраняется и в России. Подробная классификация музеев страны будет дана во 2-м разделе, гл. 1. Остановимся на важнейших тенденциях.

Наиболее востребованной, представительной и общественно-значимой по-прежнему является группа музеев Министерства куль­туры Российской Федерации. На начало 2001 года в нее входили 2027 музеев. К сожалению, точная и полная статистика по другим груп­пам музеев на сегодняшний день отсутствует.

В динамике профильного состава музейной сети действуют две как бы "разнонаправленные" тенденции. С одной стороны, все боль­ше становится музеев, которые, по сути, должны быть определены как комплексные (даже по укрупненным профильным группам Мин.культуры России их числится 1014, из них краеведческих - 857), по­этому такое привычное основание классификации, как профиль, все меньше отвечает задаче определения места музея в культурном про­странстве. Не только такие учреждения, как краеведческие музеи и музеи-заповедники соединяют более 2-х профилей — комплексность сегодня присуща музеям-усадьбам, историко-архитектурным и этног­рафическим музеям, имеющим в своем распоряжении архитектурные ансамбли, ландшафты, парки. Это во многом связано с тенденцией изучать, сохранять и музеефицировать природное и историко-культур­ное наследие в их единстве, как неделимое целое. Появились на "кар­те" музейного мира еще недавно не знакомые россиянам виды музеев, такие, как экомузеи, исторические парки, музеи-заводы, музеи-шахты. Художественные и другие монопрофильные музеи, приобретая и не желая членить сложные по составу коллекции, музеефицируя ме­мориальные памятники и памятники архитектуры, осваивая террито­рии, активно занимаясь разноплановыми краеведческими исследова­ниями, все чаще теряют свою монопрофильность.

С другой стороны, вес больше возникает специализированных музеев, сосредоточивших свой интерес на одной проблеме, теме, объекте или явлении. Возмож­ность исключительной полноты комплектования и глубины изу­чения темы делают такие музеи очень популярными. Среди них серьезные, нередко - отрасле­вые ведомственные (или в про­шлом ведомственные) музеи, такие, как Музей хлеба в Петер­бурге или московские музеи Воды, Леса, "Огни Москвы", но есть и более курьезные, как Музей мыши в г. Мышкин Ярославской обл. или частный Музей утюга в Переславле-Залесском.

По-прежнему значитель­ную группу составляют ведом­ственные музеи, которые се­годня могут быть как государ­ственными, так и негосудар­ственными. Часть музеев в свя­зи с приватизацией предприя­тий утратили свою государственную принадлежность, а в ряде слу­чаев судьба подобных музеев и их коллекций по сей день остается предметом трудноразрешимых правовых споров.

Безусловно, главный посетитель ведомственных музеев - спе­циалист, и ведущая роль принадлежит функции документирования.

Традиционно это самая закрытая и "самодостаточная" группа музе­ев. Однако многие музеи из этой группы перерастают ведомствен­ные рамки, открываясь обществу, и проблемы музейной коммуника­ции, разнообразных форм взаимодействия с аудиторией, образности экспозиции начинают играть и для них важную роль. Весьма акту­альными для ведомственных музеев остаются проблемы управле­ния и нормативного регулирования, профессиональной музейной подготовки кадров, обеспечения сохранности коллекций.

В начале 1990-х годов резко уменьшилось число общественных музеев. Были закрыты сотни музеев в школах и на предприятиях. Сегодня положение в этой группе музеев несколько стабилизирова­лось. Люди, работающие в них, стремятся к профессионализму, все чаще сотрудников общественных музеев можно встретить в группах профессиональной переподготовки рядом с работниками государ­ственных музеев. Некоторые общественные музеи, как и в прошлые десятилетия, достигнув в своем развитии определенного уровня, при­обретают статус государственных. Новой тенденцией последних лет стало появление мощных и значимых общественных музеев, не только не стремящихся к "огосударствлению", но отстаивающих свой об­щественный статус, ибо с ним связана большая автономия и возмож­ность выстраивать свою собственную стратегию. Классический при­мер такой позиции дает Центр- Музей им. Н.К. Рериха в Москве.

В связи с закреплением в Конституции и Гражданском Кодексе РФ муниципальной формы собственности, во 2-й половине 1990-х годов повсеместно складывается сеть муниципальных музеев. Значительная их часть возникла путем изменения статуса обще­ственных музеев, и уже поэтому их отличительной чертой с самого начала стала очень тесная связь с местным сообществом, принима­ющем активное участие в комплектовании фондов, определении концепции развития, во всех направлениях деятельности музея. Од­новременно ежегодно возникают новые муниципальные музеи, в том числе в населенных пунктах, до этого музейных учреждений не имевших. Отметим еще одну тенденцию: возрождение музеев в поселениях, где они некогда существовали, но были ликвидирова­ны. В 1990-е годы их возрождение инициируется общественнос­тью, и создаваемые музеи воспринимаются как преемники музеев прошлого. Наконец определенное число государственных музеев лишились в середине 1990-х годов своего статуса и стали муници­пальными, среди них - ряд старых крупных музеев, таких, как Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-за­поведник.

Зависимость от местных органов управления может стать как сильной, так и слабой стороной небольших муниципальных музеев. Как для общественных, так и для многих муниципальных музеев характерны одни и те же проблемы - низкий удельный вес подлин­ных экспонатов (по данным исследователей - менее 10%), недоста­ток и плохое оборудование площадей для хранения, недостаточный профессионализм сотрудников. Однако именно для их небольших коллективов характерно упорное стремление к овладению всеми премудростями музейной профессии и современными методиками музейного дела. Сегодняшняя задача - развитие и преобразование этих нередко несколько дилетантских образований в подлинные куль­турные центры маленького города, села, поселка.

Возрождение частных музеев - характерная примета сегодняш­него дня. Изгнанные из музейной практики на многие десятилетия, они вновь начали возникать в конце 1980-х - начале 1990-х годов, и сегодня уже можно проследить их эволюцию и наметившиеся тен­денции. Самый распространенный изначальный вариант - частный музей, возникший на основе коллекции с целью ее "обнародования",

превращения в факт культуры (Музей художника В. Соро­кина в Ельце, музей "Музыка и время" Дж. Мостиславского в Ярославле, гео­логический музей в селе Фершампенуаз Челябинской облас­ти, музей "Невьянская икона" в Екате­ринбурге, музей уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве и др.). Несколько позже появляются частные музеи дома, рода, семьи, народности, свидетельствующие не просто о коллекци­онерском интересе их создателей, но о глубокой потребности в об­ществе зафиксировать свое прошлое музейными средствами (этног­рафический музей в с. Лядины, музей крестьянского быта в г. Каргополь Архангельской обл., музей народности сету в д. Сигово Псков­ской обл.). Третью группу составляют музеи, посвященные той или иной теме или проблеме, являющиеся вполне осознанным результа­том частного "музеетворчества", выстроенные в соответствии с на­учной концепцией в результате целенаправленного комплектования и профессионального подхода к экспонированию (Музей диплома­тического корпуса в Вологде, Музей Г. Распутина в с. Покровское Тюменской обл.).

Частные музеи переживают сложный этап интеграции в музей­ную сеть России. Некоторые из них постепенно тем или иным пу­тем, добровольно или вынужденно, "прибиваются" к государствен­ной музейной сети (так, музей народности сету д. Сигово вошел на правах филиала в состав Изборского музея-заповедника), другие стремятся к самостоятельному развитию. Федеральный закон 1996 г.. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" предусматривает создание негосударственных музеев и поддержку их деятельности органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, например, предоставление им на­логовых льгот или оказание помощи в реставрации музейных пред­метов. Такая помощь оказывается прежде всего тем частным музе­ям, чьи фонды включены в состав негосударственной части Музей­ного фонда Российской Федерации.

Еще одной новацией стали корпоративные музеи и коллек­ции. В 1990-е годы проявился всплеск интереса крупнейших рос­сийских корпораций к искусству. Высказывается вполне обоснован­ное мнение, что одной из причин активности корпораций в данной области стала необыкновенная (по мировым стандартам) дешевиз­на произведений искусства на российском рынке. Появление у музе­ев такого сильного партнера-соперника в целом факт положитель­ный, способствующий развитию отечественного антикварного рын­ка и возвращению произведений искусства на родину. Так, самая значительная корпоративная коллекция в России, собранная банком "СБС-АГРО" включала около 3000 полотен русских художников XVIII - первой трети XX веков. Крупные коллекции имели: "Тверьуниверсалбанк" (коллекция русского портрета), "Уникомбанк" (кол­лекция гобеленов), "Инкомбанк" (более 500 произведений живопи­си, в том числе один из четырех вариантов картины Казимира Мале­вича "Черный квадрат"). Но закономерна и тревога за судьбу цен­нейших памятников искусства, вошедших в состав этих коллекций. К сожалению, даже Министерство культуры, составляющее реестр частных и корпоративных коллекций, не имеет полного о них пред­ставления и не знает о том, что стало с крупнейшими коллекциями после августовского кризиса 1998 года. Можно предположить, что после дефолта большинство корпоративных коллекций прекратило свое существование вместе с их владельцами (коллекция "СБС-АГРО" не пострадала, так как была оформлена как галерея).

Отметим и такую интересную тенденцию как появление неких "симбиозов": музея со школой, музея с библиотекой и др. учрежде­ниями культуры. Вызывая явные ассоциации с "идеальными" про­ектами музеев Н. Федорова, мечтавшего о соединении с музеем шко­лы, библиотеки, храма и научной обсерватории, подобные учреждения ставят перед собою задачу воспитания через непосредствен­ное и постоянное об­щение с духовным наследием. Таковы "школа-музей" в с. Лядины Архангельс­кой обл., библиотека-музей в д. Овсянка Красноярского края (на родине писателя В. Астафьева), музей Мирновской школы Тверской обл. Другим вариантом обозначенного процесса является эво­люция в сторону музея некоторых изначально не музейных учрежде­ний - различных культурных, образовательных, творческих центров. Они все чаще используют в работе музейные методы, культурно-обра­зовательную деятельность сочетают с решением проблем изучения и охраны наследия, охотно включают слово "музей" в свое название.

Ушло в прошлое объединение музеев в единую государствен­ную систему. Распались, показав свою нежизнеспособность и ис­кусственность, многие музейные объединения. Однако объединения музеев продолжают возникать, только уже, как правило, не путем слияния самостоятельных музейных учреждений. Сегодня все чаще происходит развитие музея (как правило, краеведческого) за счет разрастания крупных разделов и экспозиций до уровня отдельных монопрофильных музеев (музей археологии Хабаровского краевого краеведческого музея - 1999 г., литературный музей Красноярского краевого краеведческого музея - 1999 г., музей мореходов в Тотьме -1996 г., многочисленные музеефицированные особняки, мемориаль­ные усадьбы и т.п., возникающие как отделы-филиалы музеев, выс­тупающих их организаторами).

В ряде случаев объединение складывается как оптимальная фор­ма выживания в современных условиях малых и слабых, главным образом, общественных музеев. Так, в середине 1990-х годов несколь­ко разбросанных по просторам Алапаевского района Свердловской области музеев, над которыми нависла угроза закрытия, присоеди­нились в качестве филиалов к небольшому, но очень современно и динамично развивающемуся музею села Коптелова. Спасение этих музеев, сохранение каждым из них своего индивидуального лица и дальнейшее развитие подтвердили правильность сделанного шага.

Характерная черта современного состояния музейного мира - максимальное расширение объектов наследия, попадающих в поле деятельности и интересов музеев. Да и само понятие "насле­дие" претерпело в последние десятилетия XX века значительные изменения. Проследим наметившуюся тенденцию на примере двух регионов России.

Основу музейной сети Кемеровской области до конца 1980-х годов составляли 1 областной и 14 районных краеведческих музеев, 3 художественных, 3 мемориальных и 1 исторический. Эти музеи развивались на основе коллекций, имели вполне традиционную структуру и направления деятельности. Новое направление в музей­ном деле области начинает развиваться с конца 1980-х годов с орга­низации музея-заповедника "Томская писаница". На протяжении 1990-х годов происходило становление экомузея "Тазгол", музеев-заповедников "Калмаки" и "Чолкой", также приближающихся к мо­дели экомузея, музея средового типа "Красная горка", создавалась концепция музея Сибирского тракта. Таким образом, все основные музеи, возникшие в области в последнее десятилетие XX века, воз­никали на основе музеефикации целых фрагментов историко-куль­турной и природной среды. Доля этих музеев в музейной сети обла­сти составила около 25%. Из 25 государственных музеев Архангель­ской области к середине 1990-х годов в этом же направлении раз­вивались следующие музеи: Литературно-мемориальный музей Ф. Абрамова в д. Веркола, Музей деревянного зодчества и народно­го искусства "Малые Корелы", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Музейное объединение "Художе­ственная культура Русского Севера", Музей народных промыслов и ремесел в д. Акулово, Каргопольский историко-архитектурный и при­родный музей-заповедник, - то есть их доля в музейной сети облас­ти также составляет примерно 25%. Значительна доля музеев рас­сматриваемого типа во Владимирской, Вологодской, Ярославской, Свердловской и ряде других областей. Во многих регионах рост числа подобных музеев происходил не только благодаря появлению новых музейных учреждений, но и в результате включения новых элемен­тов наследия в сферу интересов коллекционных и ансамблевых му­зеев. Показательным примером служит преобразование Архангельского художественного музея в объединение "Художественная куль­тура Русского Севера" с явной ориентацией на работу со средовыми и нематериальными объектами.

Что касается работы музеев с движимыми объектами, важной тен­денцией современности является обращение музеев к собиранию объектов, ранее почти не привлекавших их внимания: городской эт­нографии, предметов быта XX века. Сложной и слабо разработанной проблемой по-прежнему оставались вопросы комплектования и кри­терии отбора объектов современности. Вырисовывается также опас­ность подмены традиционной "охранительной" функции музея фор­мами музея - общественного центра. Декларируемая рядом исследо­вателей и практиков необязательность подлинников, замена подлин­ного экспоната "подлинностью опыта" может иметь место в некото­рых музеях (например, детских), но вряд ли приемлема в других.

С начала 1990-х годов в российских музеях шел процесс повсе­местного сворачивания постоянных исторических экспозиций. Даже лучшие из них, но созданные еще в 1970-80-е годы, устарели физически и перестали удовлетворять своим идейным содержанием и посетителей, и музейных работников. Одновременно бурно разви­валась выставочная деятельность, и именно на выставках музеи ос­ваивали новую для них тематику. Особенно популярными стали не­когда табуированные темы истории царской династии Романовых, религиозной жизни страны, истории и быта сословий купцов и про­мышленников, политических репрессий в советской России и пр. К сожалению, одновременно совсем исчезали яркие сюжеты, посвя­щенные многовековой борьбе человечества за построение общества социальной справедливости.

В 1990 г. Центральным музеем революции СССР при участии Ко­стромского и Ярославского музеев-заповедников был организован се­минар-совещание "Новые подходы к отражению социально-полити­ческой истории XX века", а Центральным музеем Вооруженных сил - одноименный семинар. Выставка как экспериментальная площадка для отработки и апробирования построения отдельных тем будущей стационарной экспозиции провозглашалась ведущей формой экспозиционной работы музеев в условиях нестабильного общества и сме­ны культурной парадигмы. Многие музеи по сей день продолжают работать в системе сменных выставок, заменяющих полностью или частично историческую экспозицию. А, например, Самарский крае­ведческий музей в своей концепции провозгласил отказ от показа в постоянной экспозиции политической и экономической истории края.

Однако ряд музеев решился на построение новых исторических экспозиций, понимая, что складывается парадоксальная ситуация: ин­терес к историческому знанию велик, но общество плохо информиру­ется о последних достижениях исторической науки, о разработке но­вых концепций исторического развития, об идеях, вызревающих на ос­нове современного, более широкого синтеза научных подходов и мето­дов. Пустующая ниша заполняется псевдонаучной литературой, распро­страняющей устаревшую или непроверенную информацию и пропа­гандирующей идеи монархизма, мистицизма, национализма и пр.

Первые исторические реэкспозиции в провинции были завер­шены в сер. 1990-х годов. Среди них следует назвать экспозиции Твер­ского краеведческого музея, Старицкого краеведческого музея, Та­ганрогского историко-литературного музея-заповедника, Омского краеведческого музея, Ярославского музея-заповедника, Костромс­кого музея-заповедника. Яркую, современную экспозицию открыл на рубеже тысячелетий Красноярский краевой краеведческий музей; экспозиция получила признание как публики, так и научной и му­зейной общественности и позволила музею стать победителем кон­курса "Окно в Россию" в 2001 г. Однако не все музеи осмеливались логически доводить экспозиционные построения до наших дней: во многих экспозициях "советский" период исчез или продолжал су­ществовать в форме раскрытия отдельных тем, среди которых, по­жалуй, только тема Великой Отечественной войны по-прежнему присутствовала практически во всех музеях.

Многие экспозиции строились на сугубо местном, краеведчес­ком материале, который придает историческим музеям "лица не об­щее выраженье", неповторимый колорит, делает их родными и инте­ресными для местного социума. Экспозиция - не учебник, это особая историко-культурная среда, предоставляющая возможность об­щения с иными культурами и личностями, отстоящими от нас во вре­мени. Именно подчеркивание, выделение самого существенного в истории для данного локального сообщества лежит в основе луч­ших современных экспозиций. Но, думается, обозначение места, за­нимаемого этим "особенным" в цельной картине истории страны, не сделает экспозицию безликой и схематичной, скорее придаст ей глубину, широту взгляда, многократно повысит информативность. Проблема соотношения частного и общего - очень сложная, требу­ющая поиска нетрадиционных решений.

Большинство музеев в качестве основных принципов своих экс­позиций провозглашают сегодня деидеологизацию и объективность. Это предполагает несколько отстраненный, намеренно лишенный комментария показ, что повлекло за собой насыщение большинства экспозиций подлинным материалом и исчезновение развернутых аннотаций и вспомогательного материала. Иногда отказ от вербаль­ного комментария доводится до полного изъятия даже элементар­ных этикеток, что, судя по книгам отзывов, вызывает неудовлетво­ренность у посетителей.

Можно привести примеры весьма идеологизированных экспо­зиций, но "с обратным знаком". Чаще других в них присутствуют монархизм (нередко с сентиментальным оттенком, когда это касает­ся последних Романовых), преувеличение роли церкви, в отдельных случаях (чаще - в республиках) - национализм.

Необходимость научности в смысле построения экспозиции в соответствии с той или иной исторической концепцией сегодня под­вергается сомнению. Во многих музеях заметно стремление пока­зать историю не как процесс, где все имеет свою причину и резуль­тат, а лишь как время, отличное от нашего, наполненное предмета­ми, имевшими для предков важное значение и символический смысл. Отход от концептуализированности исторической экспозиции свя­зан как с реакцией музеев на былую обязательность схемы, так и с состоянием исторической науки, не предложившей взамен построе­нию в соответствии с общественно-экономическими формациями и историей классовой борьбы иного "стержня", на котором могла бы быть построена модель исторического процесса. Сегодня многие музеи ищут этот стержень самостоятельно. История, понятая в ос­новном как развитие культуры ("без войн и революций") или уви­денная через призму отдельных человеческих личностей и судеб -варианты, встречающиеся чаще других.

Помощь музеям в решении важнейшего вопроса создания исто­рических экспозиций сегодня может оказать как сама историческая наука, так и музееведение. Задача первой - предложить убедитель­ные и современные концептуальные решения; второй — помочь му­зеям сформулировать основные принципы, методы, приемы проек­тирования исторической экспозиции.

Аналогичная ситуация наблюдается во многих художественных музеях и галереях. Если сравнительно недавно значительная их часть обходилась без экспозиций искусства модерна и авангарда (за "критическим реализмом" передвижников сразу следовал "соцреализм"), то теперь, извлекая из запасников и активно экспонируя сохранен­ные, вопреки постановлениям, сокровища серебряного века, музеи с легким сердцем прощаются с десятилетиями советского искусства, и ставший любимым авангард плавно перетекает в выставки совре­менного искусства. Быть может, не стоит забывать, что роль аксиологического фильтра не равнозначна роли "министерства правды" из романа Оруэла и нельзя каждый раз перекраивать историю зано­во, выбрасывая из нее "за ненадобностью" целые эпохи?

Тем не менее абсолютно необходимо сохранить важнейшее за­воевание последних лет - индивидуальность музеев, самостоятельность, право идти своим путем. Музеям нужны не типовые инструк­ции, но компетентная, высокопрофессиональная помощь и совет на этом самостоятельном пути.

Музейное дело в России развивается сегодня в русле общемиро­вых тенденций и реально ощутимого взаимовлияния, чему способ­ствуют активные международные контакты музеев. Они не огра­ничиваются туристическими поездками и обменными выставками, а осуществляются в форме долгосрочных договоров о сотрудничестве, совместных научных исследований, экспедиций, публикаций. Традиционными стали многочисленные международные конферен­ции, проводимые музеями.

Можно только приветствовать стремление российского музееве­дения быть в курсе всего, что происходит за рубежом в музейном деле, ибо знание и обмен опытом всегда обогащает. Есть области, в кото­рых достижения западных коллег значительны, и отечественным му­зеям есть чему поучиться: это высокое качество реставрации и береж­ное отношение к подлиннику, характерные для ряда европейских рес­таврационных школ, музейный менеджмент, высокий уровень техни­ческого оснащения, специальная работа с инвалидами, образователь­ная деятельность музеев, культура обслуживания посетителей.

Есть в зарубежном музейном деле тенденции и явления, несмот­ря на явную перспективность, еще очень слабо осмысленные и ис­пользуемые отечественными музеями. Тематические парки - вклад США в музейное дело. Тематический парк отличается от музея под открытым небом тем, что широко использует средства массовой ком­муникации, сложные формы маркетинга, организованные поездки, занятия под руководством сотрудников, предполагающие активное участие посетителей и т.п. Во Франции это парк мегалитов в Карнаке (Бретань) и парк близ палеолетических поселений Эйзи, в Англии — парк Йорвик в Йорке, основанный кампанией "Дисней корпорейшн", в США - комплекс Саут Стрит Сипорт Эллис Айленд, рассказывающий об истории Нью-Йоркского порта, иммигрантах, для которых он стал "воротами в Америку". В странах Азии существуют многочисленные парки культурного наследия. Таков Малый всемир­ный музей человечества в Японии - одновременно этнографичес­кий музей и тематический парк, посвященный мировому культурно­му наследию и включающий более 100 музеев под открытым небом, знакомящих с национальными культурными ценностями, многочис­ленные памятники, исторические места. Широко известен темати­ческий парк национального наследия близ Джакарты (Индонезия), в котором демонстрируются образцы традиционной архитектуры со всего индонезийского архипелага, действует театр, помогающий составить представление о географических особенностях и природе разных частей страны. Тщательно продуманные аудиовизуальные представления, развлечения, рестораны, транспортные услуги, со­четание физических эффектов с видео- и киноматериалами привле­кают посетителей, позволяют обеспечить сборы.

Наши музеи только начинают использовать методы работы те­матических парков. При этом вовсе не обязательно буквально им­портировать на российскую почву зарубежные модели. Открытый в середине 1990-х годов историко-культурный музей-заповедник "Том­ская писаница" (Кемеровская обл.) применяет многие методы орга­низации тематических парков, в то же время сохраняя ярко выраженную самобытность.

Одной из острейших проблем для всего мирового сообщества остается проблема безопасности музеев. Именно так ставил воп­рос президент ИКОМа Сарой Гоза на юбилейной конференции в Москве в декабре 1997 г. и констатировал, что эта проблема не реше­на сегодня ни в одной стране мира. На 6-й сессии ИКОМа России, которая состоялась в сентябре 2000 г., Генеральный секретарь Международного совета музеев Манус Брикман назвал проблему защиты культурного наследия в числе пяти основных задач, которые пред­стоит решать уже в новом веке.

Спектр опасностей, угрожающих музеям, необычайно велик. Он включает возможные природные и гражданские бедствия, в том числе локальные войны и межнациональные конфликты, незаконное пе­ремещение культурных ценностей, естественное "старение" пред­метов и их гибель в результате неблагоприятных условий хранения и пр. Определенную опасность создает сегодня сама сложная и про­тиворечивая природа музея, который призван одновременно и сохранять и демонстрировать свои коллекции. Высокая концентрация музейных ценностей делает их чрезвычайно уязвимыми с точки зре­ния безопасности. По состоянию на самое начало XXI века в музеях России хранятся около 60 млн. музейных предметов. Они находятся в 6,5 тыс. музейных зданий, из которых третья часть требует капиталь­ного ремонта, а примерно 450 находятся в аварийном состоянии.

И все-таки главной проблемой на сегодняшний день является хи­щение и незаконный вывоз культурных ценностей. Представители пра­воохранительных органов большинства стран мира называют хищения культурных ценностей второй по величине проблемой международно­го характера, уступающей лишь контрабанде наркотиков. Уже в конце 1970-х — начале 1980-х годов хищения стали наиболее опасной катего­рией преступлений, связанных с различными формами посягательств на культурные ценности. Причем кражи из музеев и коллекций стано­вятся все более подготовленными, более дерзкими, сопровождаются насилием над личностью. Музеи сегодня вынуждены обороняться не от одиночных жуликов и контрабандистов, а противостоять организо­ванной преступности. Прогнозы не утешительны. В литературе отме­чается выраженная тенденция дальнейшего роста числа подобных пре­ступлений, связанная с серьезным экономическим интересом. Доход от нелегальной торговли антиквариатом уже сопоставим с доходами от нелегальной торговли оружием и наркотиками. На границах удается пресечь примерно 6-10% нелегальных операций.

Какие же способы защиты музейных коллекций разработаны сегодня в мире? Прежде всего, технические меры безопасности по защите музейных зданий и отдельных уникальных экспонатов. С 1996 г. действует "Программа мер по обеспечению сохранности, усиле­нию борьбы с хищениями и контрабандным вывозом предметов куль­турного и природного наследия народов России", в которой участву­ют МВД России, ФСБ России, Минкультуры России и Государствен­ный Таможенный Комитет России. При Государственном научно-исследовательском институте реставрации создан Центр по безопас­ности культурных ценностей. Это же учреждение занимается разра­боткой методов защиты музейных коллекций от пожаров и стихий­ных бедствий, защиты фондов от вредного воздействия внешних факторов окружающей среды, разработкой методов поддержания в музейных помещениях благоприятного для различных коллекций микроклимата, светового режима, эффективных методов борьбы с микологическими и энтомологическими зараженьями музейных кол­лекций и пр. При участии Центра в 2000 г. впервые были разработаны "Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях-памятниках истории и культу­ры", которые введены в действие с 4 ноября 2000 г.

На 1997 г. не более 60% музеев было оборудовано эффективными средствами охраны (для используемых по первоначальному назначе­нию памятников эта доля гораздо ниже, так для действующих церк­вей она составляет 4%). Одна из наиболее совершенных систем безо­пасности используется в музее-заповеднике "Московский Кремль". Аналогичными возможностями не обладает большинство российских музеев. Но так называемые 3 рубежа охраны, защищающие здание по его периметру, внутреннее пространство помещений музея, отдель­ные особо ценные экспонаты, витрины, сейфы, введены уже во мно­гих музеях. Однако эффективность защитных устройств не стоит пе­реоценивать. Если одни специалисты смогли разработать систему ох­раны, то пока кража остается экономически выгодной, будут нахо­диться специалисты, способные меры защиты нейтрализовать. Это убедительно доказывают нашумевшие кражи из крупнейших музеев мира, оснащенных самой передовой техникой. Кроме того, электрон­ные средства охраны не защищают от актов вандализма, а также в случае вооруженного нападения в дневное время.

У научной общественности, деятелей культуры, музейных работ­ников есть и иные возможности бороться с бедой. Один из способов - совершенствование музейного законодательства, в том числе междуна­родного, затрудняющего сбыт незаконно вывезенных ценностей. Пре­дотвращению краж и изобличению преступников, безусловно, способ­ствует тесное профессиональное международное сотрудничество.

Новым и перспективным средством борьбы призваны стать современные информационные технологии, позволяющие осуще­ствлять учет музейных предметов на совершенно ином уровне, создавать централизованные базы данных, в том числе базы дан­ных изображений предметов, по компьютерным сетям мгновенно и по всему миру передавать информацию о совершенной краже. Электронные метки на музейных предметах облегчат их идентификацию. Однако, создавая базы данных и особенно подключа­ясь к компьютерным сетям, нельзя забывать и о том, что тем са­мым создается возможность для почти бесконтрольного исполь­зования данных о музеях и коллекциях. Пока музеи не могут на­дежно защитить себя от несанкционированного доступа к своей информации.

Многие профессиональные проблемы музеям легче и эффектив­нее удавалось бы решить сообща. В результате разрушения всех иерархических связей музеи получили полную свободу деятельнос­ти, но оказались разобщены. Попытки создания всероссийских об­щественных организаций музейных работников на современном этапе начались уже более десяти лет назад. В декабре 2000 г. на Все­российском совещании музеев было принято решение о создании Союза российских музеев. Через год, 26 октября 2001 г., Союз был учрежден как добровольная некоммерческая организация, призван­ная координировать деятельность музеев и защищать их интересы. Президентом Союза избран М.Б. Пиотровский. В стране действуют также около 20 различных музейных ассоциаций. Одни из них име­ют профильный характер, как, например, Объединение естествен­нонаучных музеев или Фонд поддержки литературных музеев, дру­гие - региональный, как Ассоциация "Открытый музей" (штаб-квар­тира в Красноярске), или самое молодое, возникшее в 2000 г. Содру­жество музейных работников Поволжья с координационным цент­ром в Тольятти. Наиболее крупным объединением является Ассоци­ация музеев России со штаб-квартирой в Туле, сплотившая более 400 музеев из 30 регионов.

Ассоциации возникают там, где появляется сильный лидер, желание отстоять свои интересы или претворить в жизнь какую-либо идею. Так, несколько музеев Подмосковья объединились, чтобы достойно представ­лять свои коллекции за рубежом. Процесс создания ассоциаций, видимо, будет продолжаться. Он не мешает проявлению индивидуальности конк­ретного музейного коллектива, но помогает отстаивать общие интересы, решать общие проблемы, расширяет межмузейное информационное про­странство, укрепляет корпоративные творческие связи.

Одна из значимых особенностей современного состояния му­зейного дела - активное освоение музеями новых технологий. Без овладения ими не только успешное развитие, но и само выживание музеев становится все более проблематичным. Однако необходимо предостеречь музейных работников и от преувеличения значения в жизни музея этих технологий, ведущего порой к их абсолютизации и подмене ими самой сути музейной деятельности. Нужно ясное понимание того, что все они - суть удобные современные средства, позволяющие музеям хорошо выполнять свои основные функции отбора, хранения и актуализации культурного наследия. О новых информационных технологиях речь пойдет в главе 10. Здесь же ос­тановимся на новациях в области организации управления, эко­номического обеспечения, социального проектирования.

В 1980-е годы, когда финансовые проблемы обострились во мно­гих странах мира, на помощь музеям пришли технологии, заимство­ванные из области управления крупными образованиями - военны­ми объектами, промышленными предприятиями, мощными между­народными корпорациями и т.д. Стала появляться многочисленная литература по экономическим вопросам, и получил развитие музей­ный менеджмент. Одна из классических работ по искусству "добы­вания денег" вышла еще в 1985 г (89).

В российской истории практически невозможно выделить пери­од, когда бы музеям жилось легко и свободно, но ситуация, в которой они оказались в 1990-е годы, была близка к катастрофической. В по­исках выхода из кризиса обозначилась опасная (и для музеев, и для общества) тенденция, при которой музеи стали восприниматься не как институты сохранения исторической памяти и культурных ценностей для сегодняшних и последующих поколений, а как хранилища доро­гостоящих материальных ценностей. И в это тяжелое время, когда общество (государство) бросило свои учреждения культуры на произ­вол судьбы, работники музеев, совершая почти ежедневный граждан­ский подвиг, сохранили культурное наследие нации и отстояли статус музея. Впрочем, испытание и искушение были так сильны, что в ка­кой-то момент даже часть музейщиков, казалось, забыли, что являют­ся не собственниками, а лишь хранителями национального достоя­ния, и собирают музейные коллекции от имени общества и в его инте­ресах. Получила распространение сдача музейных помещений в аренду учреждениям, не имеющим ни малейшего отношения к культурной и, тем более, музейной деятельности. Участились музейные кражи с уча­стием музейных сотрудников. Стали взиматься баснословно высокие цены за использование музейных предметов для фотосъемки, даже если речь шла не о коммерческих проектах. Периодически вспыхива­ли дискуссии о целесообразности и допустимости продажи рарите­тов с целью решения музейных проблем. Это отнюдь не полный пере­чень "нетрадиционных форм хозяйственной деятельности", не совме­стимых с музейной этикой, которые некоторые музеи пытались ис­пользовать в драматической ситуации. К счастью для нашей культу­ры, возобладали здоровые и позитивные тенденции. Среди них - про­цесс утверждения современных методов управления.

Преобразования 1990-х годов, затронувшие и отношения соб­ственности, не могли не повлиять на организацию музейной рабо­ты. Изменились условия деятельности музеев, механизмы их взаи­модействия, существенно возросла роль управляющих структур - менеджмента. Контакты музея сегодня многократно усложнились, они не ограничиваются только органами управления культурой и родственными учреждениями, а захватывают сферу бизнеса, поли­тических объединений, СМИ и пр. Более того, музеи сами оказались вовлеченными в коммерческую деятельность, стали участниками и инициаторами разнообразных межведомственных программ и про­ектов. При этом оказалось, что административных навыков, опираю­щихся на опыт и удачу, сегодня уже недостаточно - необходимо зна­ние теории, позволяющей правильно определить цели и стратегию деятельности, умело распределить имеющиеся ресурсы или изыскать дополнительные, грамотно организовать работу и пр. Начался актив­ный процесс совершенствования управления музеями, который стал ответом на новые явления в нашей экономике и социальной жизни.

Одна из самых крупных конференций по музейному менедж­менту (около 300 участников) была организована ИКОМ России и состоялась в Вологде в сентябре 2000 г. Выступавшие делились с коллегами нелегко приобретенным опытом привлечения внебюджет­ных источников финансирования. Такой вид деятельности - разви­тие денежных фондов организации - в западных странах и США получил название fundraising. Фандрэйзинг имеет свою идеологию социального партнерства, и свою литературу, в которой высказыва­ется вполне обоснованное мнение о том, что складывание многока­нальной системы финансирования музеев, включающей государ­ственные, корпоративные, частные, общественные и другие источ­ники, носит глобальный характер.

Периодически вспыхивали дискуссии о том, можно ли управ­лять музеем так же, как прибыльным магазином или фабрикой. При этом конференция показала, что среди российских музеев уже есть такие, кто начинает вести свои дела так, как это принято в сфере бизнеса, даже создавая свои прибыльные предприятия. Лидерами здесь являются, пожалуй, крупнейшие музеи Петербурга и его при­городов - Эрмитаж, Петергоф, Царское Село.

С середины 1990-х годов стала появляться отечественная ли­тература по проблемам музейного менеджмента. Доступна сегод­ня и зарубежная литература, в том числе международные специали­зированные периодические издания ("International Journal of Museum Management and Curatorship"), практически неограниченные возмож­ности в этой области предоставляет Интернет. Специалисты утвер­ждают, что не существует единого универсального способа управле­ния, именно потому так много монографий, книг, статей, диссерта­ций, предлагающих свои подходы и решения в различных областях управленческой деятельности.

Курсы музейного менеджмента читаются в ряде вузов стра­ны (Российском государственном гуманитарном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, в учебных вузах и центрах по подготовке и пере­подготовке управленческих кадров и пр.) Почти все они носят авторский характер, а преподавание дисциплины переживает пе­риод становления.

Специальные семинары по музейному менеджменту и марке­тингу проводились, как правило, зарубежными специалистами. Пер­вые опыты не были очень удачными, так как слушателей знакомили с принципами и способами деятельности, выработанными для круп­ных американских корпораций и неадаптированными к российским условиям, имеющим свою специфику (свои традиции, финансовые возможности, свой масштаб деятельности). Постепенно и "учителя" сделали некоторые поправки с учетом российских особенностей жизни, и музейные работники стали более заинтересованно и осоз­нанно относиться к освоению нового в сфере управления.

В обозримом будущем финансироваться лишь в силу самого факта своего существования будут лишь музеи, имеющие статус "осо­бо ценных объектов культуры". Впрочем, директора музеев, отне­сенных к разряду особо ценных объектов, утверждают, что получа­ют лишь около трети того, что необходимо на содержание музея. Остальным тем более придется регулярно подтверждать свой статус и добиваться общественного признания. Кроме того, из-за много­численных "соблазнов" новой рыночной экономики каждому музею придется постоянно вступать в конкуренцию за свободное время своих потенциальных посетителей и в спор за ограниченные ресур­сы со своими коллегами. Следовательно, придется овладевать спе­циальными методиками, которыми добиваются общественного признания. Среди них - рекламная деятельность, работа по свя­зям с общественностью (PR), маркетинг.

Общая картина финансирования российских музеев значи­тельно отличается от европейской и тем более американской. При­чины отличий следует искать далеко за рамками музейного мира: иные финансовые ресурсы государства, иной уровень благосостоя­ния общества, иные экономические, политические, социальные, куль­турные приоритеты и традиции, иная экономическая система, нако­нец, иной этап экономического развития. Так, частный сектор не является, и в обозримом будущем, видимо, не будет являться у нас самым мощным источником финансирования музеев, как это проис­ходит в Америке. Предприятиям просто необходимо в данный пери­од максимально использовать прибыль в целях развития, обновле­ния производственного аппарата и пр. Но и государству, пытающе­муся интегрировать страну в мировую экономическую систему и выстраивать ее хозяйственную жизнь с учетом глобальных мировых процессов, многое дается с трудом. В результате объем средств, вы­деляемых на учреждения культуры из бюджета (по крайней мере, до недавнего времени) быстро сокращался. Специалисты утверждают, что еще как минимум 10 лет сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота.

Абсолютное большинство музеев России относится к категории "малочисленных хозяйственных субъектов", в которых число рабо­тающих не превышает 6-15 человек. Причем самые малые музеи работают в регионах, где плотность населения даже ниже средней по стране, не превышавшей в 1998 г. 8,5 человек на квадратный ки­лометр. В этих условиях на помощь приходят возникающие обще­ства друзей музеев.

Первым (на современном этапе, ведь общества друзей существо­вали и до революции) называют образованное 21 сентября 1990 года "Общество друзей музея" в Павловске. Примерно 250 человек из Фран­ции, Англии и США провели акцию, направленную на переоснаще­ние музея осветительной аппаратурой. Затем были и другие акции, порой весьма занимательные, например, добывание страусиных перьев для Розового павильона в Павловске. По формам работы такое общество являлось своеобразным фондом или любительским объе­динением, которое согласовывало с музеем все свои акции, дарения, поступки, но самостоятельно руководило своей деятельностью.

Другой вариант - создание общества непосредственно при му­зее, со строгим списочным составом, золотыми, серебряными и пла­тиновыми карточками в зависимости от членского взноса. Опыт клуба друзей Эрмитажа, с членскими взносами от 100 до 500 долларов, или Русского музея, где членство стоит около 50 долларов, вряд ли может быть тиражирован.

Интереснее опыт небольших музеев, при которых также стали возникать общества (например, в Тихвинском музее). Музейные ра­ботники уже отмечают замечательный факт: для жителей того или иного города стало престижным иметь членскую карточку такого общества. Бизнесмены, политики, творческая интеллигенция хотят пользоваться в музее почетом и уважением, иметь возможность при­вести туда свою семью, принять участие в какой-либо значительной акции. Своя практика создания целой системы клубов и обществ сложилась при Вологодской областной картинной галерее.

В крупных городах учреждение "обществ друзей музеев" может оказаться весьма эффективной формой пополнения музейного бюд­жета, а воспользоваться таким опытом гораздо легче, чем, напри­мер, популярной на Западе системой бизнес-спонсорства.

Бизнес-спонсоры выделяют деньги под конкретную программу, проект, выставку при условии обязательного их возвращения в той или иной форме. Но в России очень велик риск любых финансовых опера­ций и слабо действуют страховые обязательства. Пока представители сферы бизнеса увидели возможных деловых партнеров лишь в круп­нейших российских музеях, таких, как Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пуш­кина или ГИМ. Некоторые из выставок, осуществленных в этих же му­зеях при поддержке крупных корпораций, были рассчитаны на силь­ный внешний эффект и большой общественный резонанс и, действи­тельно, приобрели характер так называемых "блокбастеров".

Гораздо "мягче" работают в стране крупные международные корпорации, имеющие большой опыт спонсорской деятельности и разделяющие принципы новой этики, утверждающейся в мире биз­неса. Так, компания" "Филип Моррис" считает себя гражданином мира, потому ей небезразличны гуманитарные проблемы. Она ведет разнообразную благотворительную и спонсорскую деятельность, декларируя принцип: "Помогать тому, кто сильнее всего в этом нуж­дается". С 1997 по 2001 г. "Филип Моррис" финансировал конкурс провинциальных Учреждений культуры России (по пяти номина­циям, в том числе номинации "Музей года"), оплачивая все орга­низационные расходы и выплачивая победителям по 10 000 долларов. Конкурс "Окно в Россию" стал самым крупным проектом, под­держанным компанией, и в нем приняли участие более 1000 провин­циальных учреждений культуры, в том числе более 200 музеев.

Возрождение меценатства может стать одним из факторов развития музеев. Иногда о нем размышляют узко прагматически, как о проблеме сегодняшнего трудного времени. Но, решая насущные сегодняшние задачи, нельзя забывать о будущем. Менталитет меце­ната нужно сформировать. Сегодня эту задачу возможно решать стра­тегически в рамках музейной педагогики, социального проектиро­вания, формирования общественного мнения. Там, где этим начали заниматься чуть более 10 лет назад - уже имеют отдачу.

Музей села Поим (Пензенская область) сегодня имеет возмож­ность выпускать свою газету и организовывать для сельских детей велосипедные походы по историко-культурным достопримечательно­стям Европы (клуб "Пилигрим") благодаря тому, что подросли и заня­ли определенное место в промышленной и финансовой сфере недавние ученики музейных клубов и кружков. Для современного "взрос­лого" мецената тоже можно найти его место в музее, позволяющее проводить время в кругу интересных людей, предоставляющее радость общения, позволяющее реализовывать свои интересы и пристрастия.

Вековая, почти не прерывавшаяся традиция меценатства сложи­лась в Самаре. В 1998, юбилейном для Самарского художественного музея, году, он получил в дар 1000 произведений искусства! Такой богатейший подарок стал возможен только благодаря безупречной репутации музея, бережно хранящего и активно демонстрирующего свои коллекции, а также доверительности отношений, установившей­ся между музеем и его партнерами.

Традиционно в России одним из критериев "благости" твори­мого дела была его анонимность. Земные почести как бы умаляли значение творимого добра. Тот же, кому недостаточно было ано­нимно творить добро, мог уже в этой жизни получить награды и почет за свою благотворительную деятельность. И сегодняшним музеям необходимо научиться в корректной и достойной форме выражать благодарность каждому, оказавшему помощь, - будь то частное лицо, общественная организация или предприятие - и не­ависимо от размера вклада. Имена дарителей, спонсоров, помощ­ников могут быть напечатаны в буклетах, программах, путеводи­телях, записаны в лежащую на почетном месте в музее специаль­ную книгу благодарностей. Не забыть послать своим помощникам пригласительные билеты на вернисаж, музейный праздник, инте­ресный концерт - все это не требует особых усилий, но дает заме­чательную отдачу.

Знаменательно, что само дело изучения и пропаганды меце­натства во всех его проявлениях воплотилось в форму музея. Музей российских меценатов и благотворителей был создан в Москве в 1992 г. Юридически он представляет собой общественное объединение. В собирании коллекций оказали музею помощь по­томки известных русских меценатов - Армандов, Бахрушиных, Зиминых, Мамонтовых, Сытиных, Алексеевых-Станиславских, Третьяковых и др. Музей представляет собой информационный и методический центр по проблемам меценатства и предоставляет широкий спектр услуг: экскурсии, лекции, беседы, консультации, методическая, библиографическая, справочная помощь, содействие в организации и проведении встреч, вечеров, презентаций. Этими услугами широко пользуются преподаватели школ, высших и сред­них специальных учебных заведений, школьники и студенты, ра­ботники средств массовой информации, представители власти.

Возрождается и другая традиция российских музеев - создание при них попечительских советов. Целый ряд музеев такие советы уже создали и решают, опираясь на них многие проблемы. Только за последние 1-2 года попечительские советы возникли в ряде музеев (Музей-центр "Преодоление" им. Н.Островского в Москве, Вельс­кий районный краеведческий музей Архангельской обл.). В Советы включают влиятельных общественных деятелей, бизнесменов, зем­ляков, проживающих в столице или крупных городах, известных деятелей культуры, журналистов. Эти люди становятся своеобраз­ными "агентами влияния" музея.

Деятельность, получившая сегодня название "культурный ту­ризм", во многих регионах России является весьма перспективным сектором экономического и культурного развития. Институт "Откры­тое общество" проводил конкурс "Музей и туризм", призванный поддержать туристические программы музеев. Эту же цель пресле­дует проводимый с 1999 г ежегодно Московский международный фестиваль "ИНТЕРМУЗЕЙ". Все активнее развиваются такие направ­ления, как экологический туризм, семейный туризм, экстремальный туризм, эксклюзивный туризм и др.

Очевидно, что роль музеев в этой деятельности огромна: музеи и сами являются туристическими объектами, и располагают наибо­лее полными сведениями об историко-культурном потенциале реги­она. Очевидно и другое: огромный потенциал музеев и памятников России или слабо используется в туристическом бизнесе, или по­требляется на невыгодных для музеев условиях. (Например, право музея осуществлять экскурсионную деятельность на своих экспозициях и памятниках не защищено законом.)

Одна из главных причин такого положения вещей заключается в том, что о памятниках и музеях малых и средних городов России про­сто не знают. Так организаторы европейского конкурса музеев расска­зывали, что существование музеев интересных и конкурентно-способ­ных с европейскими музеями в российской провинции стало для них откровением. А участники уже упоминавшейся международной кон­ференции в Вологде, приехавшие их Франции, США, Нидерландов, признавались, что, хотя и бывали в России, но даже не представляли себе, где находится древнерусский город Вологда с его, как нам каза­лось, всемирно известными памятниками. Правильно выстроенная маркетинговая политика, рекламная деятельность музеев, использо­вание новых технологий должны помочь музеям изменить ситуацию.

Уже сегодня существуют несколько моделей участия музеев в туристическом бизнесе.

У Владимиро-Суздальского музея-заповедника сложилась дого­ворная система сотрудничества с туристическими фирмами. Авто­ритет и значения музея в области таковы, что ни одна турфирма не рискнет музей "обойти". У музея для обслуживания туристов есть памятники мирового уровня, музейные экспозиции для всех катего­рий посетителей, ресторан-трапезная на территории Суздальского Кремля, прекрасная гостиница "Лихонинский дом" и пр. Здесь нет конкуренции между музеем и турфирмами. Заключаются взаимовы­годные договора, по которым музей получает туриста, а турфирмы - высококачественный "турпродукт".

В других случаях возможен путь создания туристических пред­приятий при музее. Так, Кирилло-Белозерский музей-заповедник создал коммерческую туристическую фирму при музее для приема, прежде всего, иностранных теплоходных групп. В этом случае по­среднические услуги турфирмы, действительно, лишние.

Сегодня для музеев все более характерно не полагаться на по­средничество туристических фирм, но брать дело организации ту­ристического потока в свои руки. Крупные музеи и, особенно, му­зеи-заповедники, располагающие недвижимостью и территориями, активно разворачивают деятельность в этом направлении. Теперь не только в Суздале, но и при многих других музеях появились не­большие гостиницы (гостиницы в г.Твери и в музее-усадьбе "Берново" при Тверском объединенном музее, гостевой домик в Изборском музее-заповеднике и др.) или туристические базы (Болгарс­кий историко-архитектурный музей-заповедник). Иногда жилище для приезжих носит экзотический характер — это изба (так, музей-заповедник "Томская писаница" выкупает дома в деревне Писаная и, сохраняя их внешний вид, переоборудует под домики для гос­тей) или гостиничные номера в бывших монастырских кельях (Тотемское музейное объединение).

Все более разнообразными, необычными, ориентированны­ми на самые разные запросы становятся услуги, предлагаемые туристам музеями: лодочные и конные походы, участие в экс­педициях и раскопках, традиционных обрядах, моделирование образа жизни прошлых эпох, экстремальный туризм и т.п. Час­то в основе современного интереса общества к музеям - по­клонение реликвиям, чувство приобщения, испытанное вместе с другими "посвященными".

Еще очень слабо исследован и используется нашими музея­ми феномен паломничества. Паломничество возникает без уча­стия музеев, но затем может направляться и использоваться ими (характерный пример - мусульманское ежегодное паломничество на развалины древнего Болгара и использование его Болгарским музеем-заповедником), или, напротив, развиваться помимо му­зея и, нередко, вопреки его интересам. Сегодня в ряде религиоз­ных центров создаются структуры для привлечения и обслужи­вания паломников, конкурирующие с музеем (Троице-Сергиева Лавра). Но паломничество бывает не только религиозным: оп­ределенный культ события, личности может инициировать этот феномен (паломничество в Ясную Поляну, начавшееся до офи­циального открытия музея). Во многих зарубежных странах су­ществует целая индустрия паломничества, в основе которой - создание и распространение мифа, культа.

Нередко недостаток конкурентоспособности музеев обусловлен отсутствием событий, так называемого "хэппенинга". Многие зару­бежные музеи осознали это и предпринимают попытки организации "музейных событий", привлекающих значительные массы публики, в том числе туристов. Такими событиями становятся выставки-ги­ганты, биеннале, фестивали, обширные программы в рамках юби­леев и т. п.

Последнее десятилетие XX столетия поставило много вопросов, на которые еще предстоит найти ответы. Некоторые тенденции лишь обозначились и пока еле уловимы, другие - быстро набирают силу и, видимо, будут доминировать в будущем. Не сомневаться можно лишь в том, что музеи в обозримом будущем не исчезнут, причем, сущность их деятельности, скорее всего, принципиально не изме­нится. А вот новые формы музейных учреждений, отвечающие но­вым потребностям общества, обязательно появятся.

Мы постарались в сжатой форме представить читателям цельную картину современного состояния музейного мира России и важнейших наметившихся тенденций его дальнейшего развития. В последующих главах вы найдете рассмотрение тех же проблем взаимоотношений му­зея и наследия, музея и общества, музея и личности, детализированное до конкретных основных направлений музейной деятельности.

Литература:

1. Воронцова Е.А. Ведомственные музеи: задачи управления и нормативного регулирования. // Культура российской провинции: век XX-XXI веку. Калуга, 2000.

2. Гнедовский М.Б. Что такое музейный маркетинг? // Мир му­зея. 1995. №4.

3. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современ­ном музее. // От краеведения к культурологии. М., 2002.

4. Музеи в период перемен. СПб., 1997.

5. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001.

6. Музей и коммуникация. Самара, 1998.

7. Музей и новые технологии. М., 1999.

8. Пул Джиллиан. Когда менеджмент приносит деньги: Настав­ления учреждениям культуры всех стран / Пер. с англ. СПб, 1999.

9. Сундиева А.А., Каулен М.Е., Чувилова И.В. Деятельность му­зеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий. Анали­тический обзор. М., 2001.

10. Труевцева О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. Томск, 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных