ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация работ по созданию АИС в музееСоздание АИС - длительный и трудоемкий процесс, в котором должен участвовать коллектив различных специалистов: музейщиков, системотехников, программистов. Обычно комплекс работ по созданию АИС включает ряд этапов, краткая характеристика которых приводится ниже. Предпроектное обследование. Прежде чем приступить к разработке АИС, необходимо тщательно изучить и проанализировать существующую технологию учета и документирования музейных предметов с момента их поступления в музей и на всех последующих стадиях работы с ними. Нужно выявить проблемы, препятствующие нормальной работе в рамках существующей технологии (неоправданное дублирование данных; неоправданные информационные потоки; процедуры, требующие слишком высоких трудозатрат; проблемы, возникающие при хранении и поиске данных и др.). Такой анализ позволит грамотно определить те направления, на которых следует сосредоточить усилия разработчиков на последующих этапах. Предпроектное обследование должно проводиться специалистами музея совместно с представителями фирмы-разработчика АИС. Техническое задание (ТЗ). По результатам предпроектного обследования разрабатывается техническое задание на создание АИС для музея, которое должно содержать следующие основные разделы: • основание для разработки (директивные указания министерства, или договор музея с организацией-разработчиком, или др.); • цели и задачи АИС; • требования к совершенствованию организационно-функциональной структуры; • требования к совершенствованию технологической схемы обработки данных, к документообороту; • перечень подсистем и задач, описание задач; • принципы организации информационной базы; • требования к программно-техническому комплексу. Выбор проектных решений. Разработав ТЗ, следует перейти к обоснованию и выбору проектных решений. При этом можно выбрать один из двух путей: • выбрать типовой проект АИС из предлагаемого пакета и адаптировать его к условиям конкретного музея; • заказать разработку индивидуального проекта. Первый путь предпочтителен, поскольку он позволяет избежать многих ошибок, существенно сэкономить затраты на создание и внедрение АИС. Очень важно также четко регламентировать организацию работ: определить функции Заказчика (Музея) и Исполнителя (Организации-разработчика АИС) на различных этапах работы, порядок финансирования и оформления результатов работы, порядок подготовки музея к внедрению и эксплуатации АИС. Стратегия и тактика создания АИС. Исторически сложилось так, что первые АИС создавались в крупных музеях, обладающих достаточными финансовыми возможностями и интеллектуальным потенциалом для проведения этой непростой и требующей серьезных вложений работы. При этом разные музеи применили два принципиально различных подхода: • первый - заказ и разработка системы "под ключ", с закупкой оборудования и программного обеспечения в полном объеме с расчетом на долгие годы. Такой подход был принят администрацией Государственной Третьяковской галереи в 1985 г.; • второй - постепенное создание системы, с переходом от простых задач к более сложным, с поэтапной закупкой оборудования и программного обеспечения (закупается только то, что необходимо для реализации текущих задач). Жизнь показала, что второй путь предпочтительнее по многим причинам, и этот тезис остается справедливым до сегодняшнего дня. Создание системы "под ключ" требует весьма высоких единовременных затрат на закупку оборудования, отработка программного обеспечения и наладка аппаратуры могут растянуться на годы. Пройдут десятилетия с момента внедрения системы, прежде чем данные о коллекциях будут введены в память ЭВМ в полном объеме и потенциальные возможности оборудования будут актуализированы. Учитывая, что технические и программные средства совершенствуются с астрономической скоростью (смена поколений происходит каждые полтора - два года), а стоимость столь же стремительно падает - такой путь вряд ли может быть рекомендован. Итак, предпочтение следует отдать концепции открытой, развивающейся системы. Создаваемые на первом этапе подсистемы и АРМы должны быть предельно простыми и актуальными для пользователя, который незамедлительно приступит к формированию собственной БД. Это позволит в начальный период работы с системой отработать наиболее важные технологические процессы и организационные мероприятия, в том числе: • будут собраны и введены в память компьютера данные по основным коллекциям; • будет отработана технология взаимодействия пользователя с компьютером; • будут уточнены функциональные и технологические требования к автоматизированному рабочему месту; • музейные специалисты освоят основы информатики и получат навыки практической работы с компьютером. Таким образом, будут созданы предпосылки для перехода к более высокому уровню организации системы, а именно - к объединению АРМов в локальную сеть. На этом же этапе следует вернуться к вопросу о приобретении и установке центрального компьютера и интеграции всего комплекса технических средств с центральной БД. К работе по выбору аппаратно-программного комплекса для музея необходимо привлекать профессионалов-информатиков. Краткие сведения о компьютерных системах, которые могут быть полезны музейным специалистам, представлены в Приложении 1 "Аппаратные средства АИС-Музей". В разделе "Технология обработки данных" мы познакомимся с тем, как осуществляется работа с данными в АИС. ИНТЕРНЕТ в музее Как уже говорилось выше, одна из наиболее актуальных проблем, к которой обращено пристальное внимание всей мировой общественности, это доступность мирового культурного наследия для самых широких слоев населения и роль, которую занимают информационные технологии в ее решении. ЮНЕСКО, Европейское Сообщество и другие международные организации придают этой проблеме первостепенное значение. В рамках межнациональных контактов действует весьма важный документ, принятый Европейским сообществом, к которому присоединилась Россия: "МЕМОРАНДУМ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ". Его суть сводится к двум утверждениям: • каждый индивидуум имеет право доступа к мировому культурному наследию; • для того чтобы реализовать это право, необходимо применить современные информационные технологии. Проблема чрезвычайно актуальна и в России. В статье 35 Закона о музейном фонде РФ сказано: "Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях РФ, открыты для доступа граждан". Однако одно дело - продекларировать, и совсем другое - обеспечить выполнение этого права. Очевидно, что допустить широкую публику в хранилища музея - безумие, никто и никогда этого не позволит. Следовательно, необходимо призвать на помощь решения, которые базируются на использовании новых информационных технологий и в первую очередь - ИНТЕРНЕТ, глобальной коммуникационной сети, соединяющей миллионы людей во всем мире. ИНТЕРНЕТ обладает практически неограниченными возможностями распространения информации, доступа к накопленным в компьютерах информационным ресурсам и общения между пользователями компьютерных сетей в различных странах мира; число пользователей в мире сегодня составляет десятки миллионов и очень быстро растет. ИНТЕРНЕТ не простая сеть: это распределенная информационная система, объединяющая множество более мелких сетей. Три основных элемента ИНТЕРНЕТ - это компьютеры, каналы связи и протоколы. Компьютер пользователя, или клиента (то есть того, кто обращается в ИНТЕРНЕТ за услугами), получает доступ в ИНТЕРНЕТ посредством установления соединения с компьютером сервис-провайдера (организации, сеть которой имеет постоянное подключение к ИНТЕРНЕТ и которая предоставляет услуги другим организациям и отдельным пользователям). Компьютеры, предоставляющие пользователям какие-либо сетевые услуги, называются "серверами ". Данные между сетями и внутри сетей могут передаваться по кабелям, телефонным линиям, по радиосвязи, через спутники, по оптоволоконным линиям. Для подключения компьютера к линиям используются специальные устройства (сетевые платы, модемы и др.). Основные виды сервиса ИНТЕРНЕТ, используемые в настоящее время музеями: • E-mail — электронная почта; • WWW (World Wide Web) - "всемирная паутина ". Электронная почта - самый распространенный сервис ИНТЕРНЕТ, позволяющий обмениваться сообщениями. Вы посылаете сообщение, а адресат получает его на своем компьютере, или вы получаете сообщение от адресата. Режим электронной почты предоставляет пользователю следующие виды услуг: • создать и отправить сообщение; • просмотреть содержимое "почтового ящика"; • ответить на пришедшие письма; • воспользоваться услугами Адресной книги при подготовке сообщений; • отправить (или получить) файл. Полезность и необходимость электронной почты для музейных сотрудников в комментариях не нуждается. Самый распространенный сервис сети ИНТЕРНЕТ — это "Всемирная паутина WWW" - распределенная информационная система. Сказанное означает, что информация хранится на громадном множестве компьютерных устройств, причем пользователи имеют доступ к информации, хранящейся в сети, с помощью специальных программ (WWW-browsers). В ИНТЕРНЕТ хранится и передается самая разнообразная информация, в том числе по культуре, истории, искусству, причем основная масса информации предоставляется бесплатно. Многое из того, что хранится в ИНТЕРНЕТ, может представлять большой интерес как для широкой публики, интересующейся культурным наследием, так и для музейных специалистов. Для музейного специалиста ИНТЕРНЕТ открывает принципиально новые возможности: • получение самых свежих новостей по интересующим вопросам (режимы News, конференции); • возможность живой и оперативной переписки с партнерами и коллегами (режим E-Mail); • возможность организации прямого диалога между музеем и посетителем (раздел "Нам пишут" на сайте музея); • доступ ко всем электронным публикациям, хранящимся в ИНТЕРНЕТ, которые могут быть использованы в самых разнообразных сферах музейной деятельности (например, при создании выставок и экспозиций, в исследовательской деятельности) и многое, многое другое. Один из важнейших элементов ИНТЕРНЕТ - это электронные публикации, к знакомству с которыми мы переходим. Музей и электронные публикации Электронная публикация (ЭП) это публикация, в которой данные представлены в цифровой форме с использованием компьютерных технологий. В существующей практике можно выделить две категории электронных публикаций: • ЭП, в которой материал публикуется в окончательной форме и в дальнейшем не подлежит изменениям. Обычно данные в ЭП такого рода записаны на жестких носителях (например, на CD-ROM, DVD или др.), диск устанавливается в компьютер и пользователь получает доступ к информации. Назовем условно ЭП такого рода статическими. Естественно, что это условное понятие - возможны последующие 2-е, 3-е и пр. издания; • ЭП, в которых данные могут оперативно корректироваться, модифицироваться после первоначального опубликования (типичный пример - публикации в ИНТЕРНЕТ). Назовем условно ЭП такого рода динамическими. Статические ЭП подлежат государственной регистрации. Существует организация: НТЦентр ИНФОРМРЕГИСТР при Госкомитете РФ по телекоммуникациям (www.inforeg.org.ru). на который возложены функции регистрации, государственного учета, хранения и комплектования обязательного экземпляра ЭП. Для ИНТЕРНЕТ ЭП порядок регистрации пока не определен. Электронные публикации широко используются в самых различных сферах деятельности. Периодические и научные издания, энциклопедии, справочники, путеводители, изданные на дисках CD-ROM или опубликованные в ИНТЕРНЕТ, стали рабочим инструментом не только для специалистов, но и для самой широкой публики. В основе создания электронных публикаций лежит технология мультимедиа. Термин МУЛЬТИМЕДИА (MULTIMEDIA) пришел в наш лексикон из англоязычных источников и чем дальше, тем более расплывчатым становится его содержание. Это и технология, и подходы, и методы реализации, и многочисленные приложения. Не углубляясь в терминологические тонкости, выделим наиболее значимые черты мультимедиа: • данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера; • данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты; • мультимедиа активно использует гипертекст - технологию работы с данными, устанавливающую связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками и т.д. Это означает, что информация представлена в виде документов, которые могут содержать ссылки на другие документы (например, путем выделения фрагмента текста цветом). Пользователь поэтому имеет возможность "перепрыгивать" из документа в документ, каждый из которых может храниться на различных серверах сети; • свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени. С момента своего появления технология мультимедиа начала завоевывать свой ареал в таких сферах, как образование, культура, искусство. В России уже с начала 90-х годов появились электронные публикации, в которых в той или иной мере использовались элементы мультимедиа. Одна из первых российских программ, которую с некоторой натяжкой можно назвать мультимедийной - созданная в 1990 году электронная версия картины художника А. Иванова "Явление Христа народу". Записанная на дискете программа была весьма примитивна: она не содержала ни гипертекста, ни звукового сопровождения, но она позволяла пользователю в интерактивном режиме получать на экране монитора цветное изображение картины или ее фрагментов, управляя процессом с помощью мышки. В 1990-1991 гг. группой энтузиастов из Армении была создана программа "Hyperguide to Armenia", содержащая элементы гипертекста, несколько десятков изображений, звуковое сопровождение. Другой пример электронных изданий того же периода - программа "Троице-Сергиевская Лавра", созданная специалистами фирмы ИНТЕРСОФТ. В этой программе впервые появились элементы анимации - "дрожащее" пламя свечи. В 1990 году Государственный Русский музей выпустил интерактивный видеодиск "Шедевры Русского музея", на котором было записано около 1000 (а с учетом фрагментов 6000) изображений выдающихся произведений из коллекции музея. Однако эта разработка носила экспериментальный характер и дальнейшего развития не получила. В эти же годы были созданы электронные издания "Путешествие по Московскому Кремлю" (фирма КОМИНФО совместно со специалистами Музеев Московского Кремля), "Прогулки по Государственному Эрмитажу" (фирма ИНТЕРСОФТ). Эти электронные публикации уже в то время обладали основными свойствами мультимедиа: они работали в интерактивном режиме с текстом (в том числе - на нескольких языках), с изображением, звуком, в них использовался гипертекст, видеофрагменты. Существенное ограничение, накладываемое на эти электронные издания - объем памяти, определяемый типом носителя - дискеты емкостью 1,2 или 1,4 Мб, а следовательно - и количество изображений, выводимых на экран. "Мультимедийный взрыв" пришелся в России на 1994 год. Несколько причин способствовало этому, в том числе: • мультимедийная технология широким потоком хлынула на российский рынок; • мультимедийные компьютеры перестали быть экзотикой, масса CD-ROM дисков появились в продаже; • технология создания электронных изданий на CD-ROM дисках была освоена многими организациями и предприятиями России; • сформировались команды, обладающие достаточным опытом для создания серьезных мультимедийных продуктов; • многие музеи "созрели" для включения в процесс создания мультимедийных изданий по искусству. В настоящее время число ЭП по музейной тематике (на дисках или в виде сайтов в ИНТЕРНЕТ) перевалило за несколько тысяч. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|