ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Словари, справочники и энциклопедии.13. Краткий психологический словарь/Ред. – сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с. 14. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком,1998. – 752 с. (Серия «Мастера психологии»). 15. Словарь психолога – практика/ Сост. С.Ю.Головин. Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. (Библиотека практической психологии)
Журналы 16. Бюллетень Ассоциации телесно-ориентированых терапевтов. 17. «Журнал практического психолога» 18. Журнал «Psychologies» 19. «Московский психотерапевтический журнал» 20. «Психологический журнал» 21. «Психологическая диагностика» 22. «Школьный психолог»
12. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб, - Минск, 1997. 2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994. 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятние. М., Прогресс, 1979. 4. Арт-терапия / Сост. И общая редакция А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. (Серия «Хрестоматия по психологии») 5. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997. 6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина. 1989 7. Бурно А.А., Бурно М.Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком. М., 1993. 8. Бурно М.Е. Творческое самовыражение при психотерапии психопатических личностей. М., 1997. 9. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918 10. Брусиловский Л.С. Музыкопсихотерапия. Ташкент, 1979 11. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности русинка душевнобольных. Тбилиси, 1972 12. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. Тбилиси, 1979 13. Вальдрес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. Методическое пособие, 2007. 14. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. Тбилиси, 1975. 15. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968 17. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. М., 1993. 18. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 80 с. 19. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. – Изд-во ФАИР, 2007. – 560 с. 20. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с. 21. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; 2004. 22. Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыраженияы. – М.: Ось – 89, 2002 23. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с. 24. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 192 с. 25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии – СПб.: Питер, 2002 (Серия «Золотой фонд психотерапии») 26. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. 27. Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах // Вопросы психотерапии. Тез. докл. Всесоюн. науч. конф. М., 1977, с. 128–132; 28. Назлоян Г.М. Портретный метод в психотерапии. – М.: ПЕР СЭ, 2001 29. Назлоян Г.М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод. – М.: 2002 30. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. – М.: «Ось – 89», 2002 31. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. Москва, «Маркетинг», 2004 32. Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Издательство «Питер», 2000. 33. Проективная психология /Пер.с англ. – М.: Апрель Пресс, 2000 34. Рудестам К. Групповая психотерапия, М., 1990 35. Реабилитация больных психозами. Л., 1981 36. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983 37. Серов Н.В. Лечение цветом. СПб, 1993 38. Серов Н.В. Хроматизм мифа. СПб., 1990. 39. Серов Н.В. Эстетика цвета.СПб.,1997. 40. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 320 с. 41. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб, 1992 42. Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Балашов, 1998. 43. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки. Вопросы современной психоневрологии. Т.3, Л. 44. Шуберт А.М. Изучение личности ребенка по его рисунку \\Психология и психопрофилактика детского возраста. М., 1929 45. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб., 2001.
13. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. http://biblioterapia.psi911.com/st.htm - библиотерапевтический сайт; 2. http://azps.ru – А.Я.Психология (для психологов тесты, статьи, тренинги, словарь) 3. http://psylive.ru – Психология жизни. Статьи, тренинги, семинары. 4. http://flogiston.ru - новости, публикации, статьи по психологии 5. http://works.fio.ru/Apatity/r1/arttexniki.htm - Арттерапевтические статьи и техники
14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплин по различным видам психотерапии, в том числе арттерапии, заключается в том, что многие техники возможно освоить только лишь «пропустив» их через себя. Психологу будет достаточно сложно работать с клиентом в режиме арттерапии, если он не знает на собственном опыте какие реакции, чувства, побочные эффекты возникают при выполнении той или иной техники и работе с тем или иным материалом. Поэтому студентам-психологам и педагогам, изучающим курс арттерапии, предлагается на практических занятиях на собственном опыте прочувствовать каждое из изучаемых техник и направлений арттерапии. Большую часть арртерапевтических направлений и техник не возможно выполнить в рамках практических занятий в ВУЗе в силу временного ограничения, поэтому студентам рекомендуется для углубленного изучения курса в домашних условиях выполнять все техники, которые обсуждаются на занятиях, с дальнейшим их анализом и проработкой проблемных областей в индивидуальном режиме или в микрогруппах. При анализе рисунков важно обращать внимание на техническую сторону выполнения рисунков, изготовления масок, коллажей и др.; эмоции, возникающие в процессе выполнения той или иной техники, эмоции, глядя на уже готовый собственный продукт творчества, цветовое предпочтения и многое другое. Изучать дисциплину следует в порядке расположения разделов курса, используя планы лекций, практических занятий.
Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции:
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т. д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям:
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы:
Для самостоятельной работы студентам предлагаются задания следующих типов: - подготовка к семинарским занятиям; - составление глоссариев, кроссвордов по тематике курса; - работа над заданиями; - доклады, эссе; - подбор техник и упражнений. При выполнении заданий самостоятельной работы студентам необходимо знать понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи предмета, методологические принципы и теоретические основы для их решения, иметь навыки работы с литературой, уметь проектировать деятельность по психологической коррекции и психологическому просвещению. Это в свою очередь предполагает:- самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами;- самостоятельный сбор материала, его систематизацию и анализ с целью проектирования использования технологий по отпимизации психологической атмосферы в коллективе, увеличению его эффективности; - самостоятельную разработку выбранной темы с целью отпимизации психологической атмосферы в коллективе, увеличению его эффективности;- самоанализ собственного опыта по изучению методов отпимизации психологической атмосферы в коллективе, увеличению его эффективности.Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы: Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящего учебно-методического пособия, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в библиотеке учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы. Самостоятельная работа – один из основных видов учебной работы студента. Целью самостоятельной работы является систематизация и расширение полученных в рамках дисциплины теоретических знаний, формирование умений самостоятельно мыслить, развивать творческую инициативу и исследовательские умения. Самостоятельная работа может быть аудиторной (30%) и внеаудиторной (70%). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет примерно 70% времени общей нагрузки по курсу и расписанием занятий не регламентируется. Поэтому качество сформированных компетенций, навыков практической деятельности, прежде всего, зависит от активности студентов, их включенности в содержание практических занятий, творческой позиции. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки учебного плана, рабочей программы и календарно-тематического плана учебного курса. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студента по учебному курсу осуществляется им совместно с преподавателем курса и заключается в определении содержания и объема учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на самостоятельную внеаудиторную работу, а также в установлении форм и методов контроля результатов. Периодически 1-2 раза в неделю на очных встречах с преподавателем обсуждаются результаты этой работы. Студент также может консультироваться с преподавателем с помощью электронной почты. Контроль их может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Могут также использоваться коллоквиумы, защиты творческих работ, выступления на конференциях, самоотчеты, эссе. Различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:1. Репродуктивный (тренировочный) уровень. Самостоятельная работа выполняется по образцу: решение типовых задач, ответы на тестовые задания, заполнение таблиц, схем и т.д.2. Продуктивный (частично-поисковый) уровень. В ходе этих работ происходит перестройка решений, составление плана, доклада, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться и рефераты.3. Творческий (креативный) уровень. На этом уровне требуется анализ проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно провести выбор средства и методов решения. Самостоятельная работа по дисциплине предполагает задействование всех уровней самостоятельной деятельности студентов и включает в себя следующие виды:− самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами;− анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам дисциплины;− написание аннотаций научных статьей;− составление терминологических словарей/глоссариев и аннотированных указателей; − составление реферата-конспекта научных статей;− подготовка устного сообщения на основе реферата-конспекта;− чтение профессионально ориентированных текстов, постановка проблемных вопросов, подготовка к обсуждению; − самостоятельный сбор материалов, их систематизация и анализ с целью последующего создания и защиты мини-брошюр по выявлению типа рассогласований мотивов сотрудников и их преодолению, по выявлению физиологических и психологических признаков утомления работника, по оптимизации режима и условий труда работников, по определению степени психологического комфорта рабочего места, по разработке структуры рабочего места в организации, по выявлению стрессов на рабочем месте и разработке способов их преодоления; - подготовки банка упражнений для работы с различными категориями сотрудников и руководящим составом; − самостоятельный анализ психологического портрета клиента/работника по изучаемым психодиагностическим методикам и составление рекомендаций по результатам исследования; Освоение теоретических основ по технологиям работы с персоналом различного уровня с целью оптимизации работы всего коллектива предполагает, прежде всего, систематическую работу с литературой, которая предлагается преподавателем или подбирается студентом самостоятельно. Среди разных форм работы с литературой приоритет отдается тем, которые способствуют активной переработке прочитанного, а именно - подготовке сообщений к занятиям; реферирование и аннотирование научных статей; критическая оценка публикаций и Интернет-ресурсов в рамках темы.Современные программные средства и методы работы с разносторонней информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому, что относится и к организации самостоятельной работы студентов. Одним из таких способов современной организации процесса обучения в вузе является самостоятельная работа студентов по аннотированию Интернет-ресурсов, а также созданию мини-брошюр по темам курсов. Требования к содержательной части письменной работы (реферат): 1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями к научным работам;2. Содержание/оглавление дает представление о логике и структуре работы; 2. Введение должно содержать обоснование значимости проблемы или опасности игнорирования данной темы в обществе и семье. Введение включает в себя формулировку цели, задач работы, описание актуальности и практической значимости проблемы, теоретический обзор выбранной темы с указанием степени ее разработанности в современной психологической науке;4. Основная часть должна содержать раскрытие темы работы и может делиться на главы и параграфы, согласно логике исследуемой темы и объему представленного материала;5. Заключение должно включать выводы, к которым пришел автор в результате исследования, а также самоанализ в виде описания трудностей, возникших при исследовании выбранной тематики;6. Список использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями к научным работам;7. Работа может содержать словарь/глоссарий и приложения. Требования к оформлению письменной работы (реферат): 1. Объем работы должен составлять не менее 15-20 машинописных листов 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала. Параметры страницы: от переплета – 3 см., все остальные – по 2 см в соответствии с требованиями к оформлению научных работ;2. Работа должна быть сдана не позднее, чем за 1 неделю до даты проведения зачета/экзамена;3. Работа должна содержать список использованных при подготовке литературных источников, в том числе указанных в тексте работы и процитированных. Количество источников, напрямую соответствующих теме, должно быть не менее 5-ти за последние 5 лет в форме монографий и учебников, учебных пособий. Также в списке литературы должно быть не менее 5-ти ссылок на статьи в современных периодических психологических,педагогических, медицинских или экономических изданиях. Требования к презентации работы: Для представления реферата необходимо подготовить доклад на 5-7 минут по результатам исследованной в реферате темы, включающей мультимедийную презентацию, отражающую основные тезисы доклада. Приветствуется видеозапись фильма (подготовленного отрывка), другого иллюстративного и/или наглядного материала. Рекомендации для студентов по аннотированию Интернет-ресурсов: Оформление работы:1. Работа должна иметь титульный лист, согласно требованиям к оформлению научных работ;2. Весь текст должен быть оформлен единообразно (шрифт, интервал, абзацы, поля и т.д.), согласно требованиям к оформлению научных работ. В работе не допускается соединение различно отформатированных текстов, механически скопированных с сайтов;3. Работу необходимо подготовить в двух вариантах: бумажном и электронном. Содержание работы: Для анализа необходимо выбрать не менее 7 сайтов по тематике курса (уточняется с преподавателем) и описать их по следующей схеме: 1. Название сайта и ссылка на него;2. Основная идея сайта (чему посвящен);3. Основные разделы сайта (перечислить, указать ссылки);4. Дать краткую аннотацию информации, представленной на сайте, освещающей то или иное направление психологи управления персоналом. ситуациях (0,5 – 1 страница). Если на сайте присутствуют статьи и публикации, раскрыть их основное содержание (выбрать 2-3 основных); 5. Раскрыть практическую значимость сайта: возможность использовать при подготовке лекций, практических занятий, для самообразования студентов; наличие ссылок на центры психологической помощи и специалистов; возможность обратиться за консультацией к специалисту или записаться в группу; наличие конкретных упражнений, практик, заданий, иллюстрирующих данное направление либо направленных на самопомощь.6. Привести в качестве примеров материал, отражающий практическую значимость (упражнения, игры, схемы, рисунки, таблицы, психодиагностические методики, рекомендации и т.д.);7. Описать научную значимость (качество и обоснованность представленной на сайте информации, ссылки на первоисточники, общий уровень сайта);8. Привести в работе (в письменном и электронном виде) иллюстрации, фотографии, таблицы, картинки, портреты ученых и психологов и т.д., размещенные на сайте и имеющие ценность для лекций и практических занятий по дисциплине;9. Дать собственную оценку информации, представленной на сайте по 5-ти балльной шкале: - Практическая значимость, - Научная значимость, - Возможности использования материалов сайта в образовательном процессе. Рекомендации для студентов по разработке мини-брошюры: Формат мини-брошюры – 1/3 листа формата А4 (двухсторонняя печать). Для создания брошюры необходимо выбрать тему и целевую группу (для кого предназначена). Брошюра должна содержать в себе следующую информацию:1. «Титульный лист» с названием и/или обращением к целевой группе. Для оформления титульного листа брошюры можно использовать фотографии и рисунки;2. Краткое вступление, обоснование значимости проблемы в обществе, семье или опасности игнорирования данной темы;3. Определение психологической проблемы, ее краткое;4. Описание «симптомов», по которым можно продиагностировать данное явление;5. Рекомендации по психологической помощи или самопомощи (что необходимо делать в данной ситуации и чего следует избегать);6. Координаты специалистов, к которым можно обратиться за помощью (адреса, телефоны, Интернет-сайты, e-mail).;7. Авторство (студент указывает ФИО и текущий год). Необходимо обратить внимание на следующие аспекты работы:- «Язык» брошюры должен соответствовать особенностям целевой группы (то есть быть понятным для тех, кому она предназначена);- брошюра должна содержать основную информацию, но не должна быть переполнена текстом;- оформление брошюры (расположение текста, выбор шрифтов и картинок, сочетание цветов и т.д.) должно быть аккуратным и гармоничным (в соответствии с законами восприятия);- основное содержание брошюры должно отвечать этическим нормам психолога (применение принципов «не навреди (безопасности)», и «обеспечение свободы клиента»), показывать возможности разрешения ситуации и выхода из нее (использование принципов позитивности и потенциальности). Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем Использование слайд-презентаций и видеофильмов при проведении лекционных и практических занятий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|