ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика изотерапевтической работы с детьми
Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор. При использовании изобразительных материалов предлагайте детям при рисовании объектов применять линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, темные и матовые цвета, длинные, короткие, тонкие и толстые фигуры. Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-либо стереотип, придумайте упражнения, в которых будут использоваться действия, противоположные тем, к которым дети привыкли [ Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. 2001 ]. Дети получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений можно применять секундомеры, песочные часы, которые требуют соблюдения временно го интервала. Арт-терапевт строит свои отношения с ребенком таким образом, чтобы тот делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, а также к самой работе и к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя [ Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. 2000 ]. Самопознание ребенка углубляется благодаря, например, обсуждению частей рисунка, акцентированию внимания на формах, цветах, образах предметов и людях. Психолог просит ребенка описать рисунок так, как будто этим рисунком является он сам, с использованием слова «Я». Например: «Я - картинка, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат». Выбираются специфические предметы на рисунке, для того чтобы ребенок идентифицировал их с чем-нибудь: «Будь зеленым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т.д.». В случае необходимости ребенку задаются вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?». Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребенком и открывают различные пути установления отношений и реализации терапевтического процесса. На данном этапе достигается дальнейшая концентрация внимания ребенка и углубление осознавания при помощи выделения и детального рассмотрения одной или не скольких частей рисунка. Арт-терапевт побуждает ребенка на максимально углубленную работу со специфической частью рисунка, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается их необычный недостаток. Вопросы часто помогают в этом: «Куда она идет?», «Что она собирается делать?», «О чем думает этот кружок?», «Что произойдет с этим» и т.д. Если ребенок говорит: «Я не знаю», нужно не отступать, а перейти к другой части рисунка, задать другой вопрос, дать собственный ответ и спросить ребенка, верный он или нет. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его рисунка или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа). Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Пока ребенок сидит с закрытыми глазами, психолог излагает свои предложения о том, как нарисовать картинку, например: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат темные цвета? Будешь ли ты использовать яркие или неяркие цвета, светлые или темные тона?». Вопросы строятся таким образом, чтобы ребенок осознавал настолько, насколько это возможно, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.
Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части. Можно спросить ребенка: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли розового куста, из того, что ты мог бы сказать как человек?». Подобные вопросы можно задать в самой разнообразной форме. Необходимо задавать их очень осторожно и мягко. Дети не всегда четко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и очень боятся выражать свои чувства, поскольку не готовы к этому. Случается и так, что вдруг оказывается, что дети готовы излить чувства, возникшие при рисовании. Они не переносят содержание картин на себя, но рассказывают таким образом, что становится ясно, что они хотели бы сказать. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят, но в собственной манере. Затем рисунок откладывается в сторону, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из него. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса («Это относится к твоей жизни?»), а иногда у ребенка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Если ребенок внезапно замолкает или изменяется в лице, можно спросить: «Что случилось?», и ребенок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей настоящей жизни или о своем прошлом, а иногда он отвечает: «Ничего». Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на рисунках, и обращает на это внимание; останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка, проявляя при этом большой интерес и настойчивость. Прежде чем перейти к более сложным и неприятным разделам, рекомендуется работать с тем, что ребенку легче и приятнее, потому что, если начинать разговаривать с детьми о более легких вещах, они становятся откровеннее и в беседе о более сложных. Некоторым детям труднее поделиться своей печалью до того, как они выразят положительные эмоции. Однако это является верным не во всех случаях. Бывает так, что дети, которые держат гнев в себе, испытывают потребность дать ему выход до того, как они обнаружат положительные эмоции. Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, па узами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание, репрессию, тревогу, страх или осознавание чего-либо. Можно использовать эти признаки в последующей работе [ Остер Дж., Гоул П. Рисунок в психотерапии. 2000 ].
Основные варианты инструкций для упражнений
1. Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, изобразить на листе бумаги те чувства, которые ты испытывал, когда смотрел на него. 2. Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется. 3. Нарисуй то, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым. 4. Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать. 5. Нарисуй себя - как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше (когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)). 6. Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым. 7. Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон. 8. Нарисуй то место, где бы ты хотел быть; идеальное место; любимое место или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить. 9. Нарисуй то, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество. 10. Нарисуй счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные линии и т.д. 11. Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый-сильный; счастливый-несчастный, печальный-веселый; любить не любить; хороший-плохой; счастье-несчастье; доверие-подозрение; отдельно-вместе. 12. Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто бы мог тебе его подарить? Кому бы ты мог его подарить?
Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать им быстро рисовать то, что представляют эти слова: «любовь», «красота», «тревога», «свобода», «милосердие» и т.д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений и стихов [ Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. 2001 ]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|