Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему «Внешнеэкономическая деятельность организаций»

по дисциплине «Экономика организации»

 

Выполнил учащийся

Специальности «Программное обеспечение информационных технологий»

3 курса, гр. П-33 Д.П. Пучковский

(подпись)

Руководитель Павленок С.М.

 

 

Допущен к защите «____»_______________20 г.

________________________________

(Подпись)

Работа защищена с отметкой _______________

________________________________

(Подпись)

 

 

Минск, 2012


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность и значение внешнеэкономической деятельности организации...………...............................................................................................4

1.1. Содержание внешнеэкономической деятельности и целесообразность ее осуществления ……………………………...………………………………….4

1.2. Организация внешнеэкономической деятельности в организации….12

2. Планирование и оценка внешнеэкономической деятельности в организации……………………………………………………………………....18

2.1. Планирование внешнеэкономической деятельности ……...................18

2.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности……….21

3. Практическая часть …...………......................................................................27

Заключение…………………...…….………………………………………...47

Список литературы…………………………………………………………..49

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что внешнеэкономическая сфера деятельности является одной из важнейших сфер деятельности организаций в Республике Беларусь на современном этапе развития экономики. До падения административно-командной системы, экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась такая политика, которая являлась тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области. Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя. До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

 


ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Содержание внешнеэкономической деятельности и целесообразность ее осуществления в организации

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами,специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество,оказание экономического и технологического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества.

ВЭД реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и самостоятельных хозяйствующих субъектов. В первом случае она напрвлена на создание основ межгосударственного сотрудничества, правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей. Во втором случае ВЭД проявляется в заключении и исполнении контрактов и иных договоров между отдельными хозяствующими субъектами, находящимися в раздичных странах.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой сферу его хозяйственной деятельности,связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом сырья или продукции, выходом на внешний рынок.

ВЭД - важная составная часть всей работы предприятия. Она осуществляется, как правило, на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования. Ее результаты являются частью итогов всей хозяйственной деятельности и непосредственно влияют на формирование фондов развития производства, экономического стимулирования и валютных отчислений. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для белорусских предприятий это такие задачи, как:

1. свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

2. свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

3. свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

4. свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

5. включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

В основе необходимости ВЭД как для страны в целом, так и для отдельных предприятий лежат прежде всего экономические интересы.Для страны в целом эти интересы заключаются в возможности использования преимуществ международного разделения труда для воздействия на целый ряд макроэкономических процессов, обуславливающих эффективное функционирование национальной экономики. На уровне предприятий развитие ВЭД означает новые возможности использования преимуществ международной производственной кооперации и увеличения степени экономической свободы в выборе наиболее эффективных путей для решения важных производственных задач. Расширение степени экономической свободы проявляется в следующем:

1. Свобода экономического маневра производственными ресурсами с опорой на широчайшие возможности мирового рынка (замена дорогих отечественных компонентов производства более дешевыми импортными; использование зарубежных лицензий и «ноу-хау» для снижения издержек производства; привлечение более дешевой рабочей силы из-за рубежа; перенос части производственного процесса в более благоприятные зарубежные условия и д.р.);

2. Выбор направлений и форм реализации производственной продукции с максимальной прибылью(эффективная реализация произведенной продукции всегда была и остается приорететной задачей любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики; обостряющаяся конкуренция на национальном рынке по мере его насыщения однотипной продукцией стимулирует предприятия к поиску более благоприятных зарубежных рынков сбыта);

3. Выбор производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия (расширение географии поиска партнера за рамки национальных границ позволяет осуществлять такой выбор наиболее эффективно);

4. Свобода в выборе путей и направлений повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала как закономерного результата участия в международной производственной кооперации.

Активизация ВЭД предприятий способствует росту эффективности производства при выполнении следующих условий:

1. При разделении труда и соответствующем обмене товарами имеются различия в издержках производства. Эффективность ВЭД может быть в этом случае определена на основании сравнения затрат на производство продукции, предназначенной для экспорта, и той продукции, которая может быть заменена импортом. Если, например, затраты на производство экспортной продукции, необходимой для закупки определенного количества товаров за рубежом, ниже, чем на изготовление тех товаров в собственной стране, то будет достигнут экономический эффект;

2. При примерном равенстве затрат на производство одной и той же продукции в разных странах разделение труда и обмен товарами способствуют увеличению объемов выпуска продукции и достижению оптимальных размеров производства. Именно международная специализация и кооперирование труда позволяют сосредоточить научные силы, квалифицированные кадры, материальные ресурсы в тех областях производства, в которых та или иная страна специализируется в мировом масштабе;

3. Создаются условия для использования передового зарубежного опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем как прямой закупки лицензий на изобретения, технические процессы, новые изделия, так и приобретения за рубежом новейших машин, оборудования, приборов и т.д., позволяющих повысит технический уровень производства и увеличить производительность труда.

Таким образом, ВЭД предприятий на базе участия в международном разделении труда и освоения передового зарубежного опыта способствует повышению эффективности производства, улучшению качества выпускаемой продукции, ускорению темпов роста наиболее прогрессивных в техническом и экономическом отношении отраслей национальной экономики. Но для достижения данного результата стратегия развития ВЭД любого предприятия должна исходить из того, что ВЭД: является составной частью общей производственно-хозяйственной деятельности предприятия; должна быть направлена на достижение его общих целей, быть постоянной (желательно долгосрочной) и иметь специальную систему стратегического управления. Поэтому высшей целью ВЭД может и должно быть создание стратегической возможности предприятия стать надёжным цивилизованным партнером во внешнеэкономических связях.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Республики Беларусь осуществляется на основе международных договоров (соглашений) и внутреннего законодательства. В международном частном праве приоритет закреплен за международными договорами, которые могут быть многосторонними, региональными и двусторонними. Внутреннее законодательство Республики Беларусь включает две группы нормативно-правовых актов - законы и подзаконные нормативные акты.

Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в РБ разработана государственная программы развития ВЭД. В соответствии с этой программой, развитие ВЭД ориентируется на решение следующих задач:

1. прогрессирующая интеграция страны в мировую экономику на основе поступательного развития открытости национальной экономики;

2. всемерная поддержка процессов интеграции со странами СНГ, развитие экономического и политического союзов с Российской Федерацией;

3. диверсификация географической структуры внешнеэкономических связей и обеспечение их сбалансированности с учетом интересов национальной экономики;

4. последовательная восприимчивость внешней сферы к перестройке товарной структуры экспорта и импорта на основе учета внутренних структурных изменений экономики в направлении их приближения к характерным для развитых стран мира;

5. стремление к сохранению экономической и экологической безопасности страны;

6. адаптация внешней сферы к реализации возможностей наращивания научно-технического потенциала и внедрения новых технологий в отечественную экономику.

Решение этих задач ориентировано на сохранение основных элементов производственного и технического потенциала РБ, рациональное использование внутренних ресурсов и достижение устойчивого равновесия национальной экономики в дальнейшем.

Для этого предусмотрены:

1. последовательный перенос центра тяжести внешнеторгового регулирования с нетарифных мер на систему рыночного регулирования, увязанного с приоритетами государственной экономической политики;

2. развитие экспорта, как основного источника валютных поступлений, необходимых для структурной перестройки промышленности и других отраслей хозяйства;

3. защита интересов национального рынка.

Для реализации этих задач внешнеэкономическая деятельность РБ формируется на базе следующих принципов:

1. реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

2. обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

3. единства таможенной территории Республики Беларусь;

4. приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

5. невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

6. обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

7. применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

8. выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

9. обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10. гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

11. гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В Республике Беларусь высшими органами управления внешнеэкономической деятельности являются Президент, Совет Республики, Палата представителей, Совет Министров. Совет Министров Республике Беларусь - высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике.

Первым комплексным актом Республики Беларусь, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, стал закон Республики Беларусь "Об основах внешнеэкономической деятельности", принятый 25 октября 1990 года. С 15 июня 2005 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов Республики Беларусь по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции.

Основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

В целях совершенствования внешнеторговой деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций".

Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами определены также и в Законе Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами".

Одним из основополагающих международных документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, является Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров - международный документ, устраняющий расхождения в национальных законодательствах, регулирующих международную куплю-продажу товаров.

Положения Конвенции регламентируют заключение договора международной купли-продажи, права и обязанности сторон договора, ответственность сторон сделки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Положения Конвенции не затрагивают содержания договора и вопроса права собственности на проданный товар. (На территории Республики Беларусь Конвенция действует с 1 ноября 1990 года).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных