Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация внешнеэкономической деятельности в организации




Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия. Предприятие может осуществлять внешнеэкономическую деятельность самостоятельно, через внешнеторговые объединения (ВТО), внешнеторговые фирмы (ВТФ), консорциумы, торговые дома и т.д.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Для выхода на внешний рынок предприятие может создать свою внешнеторговую фирму, отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС) или группу, а также заключить договор с другими предприятиями с целью уменьшения собственных расходов. Выбор всегда зависит от той доли продукции, которую предприятие собирается поставлять на экспорт, масштабов производства, особенностей целевых рынков и т.д.

На выбор организационных форм ВЭД заметное влияние оказывает и уровень зависимости хозяйственной активности предприятия от внешнего рынка, т.е. от того, насколько оно включено или намерено включиться в международное разделение труда. Кроме того, важную роль играют и принятые на предприятии коммерческие методы реализации своей продукции (прямой экспорт по контрактам купли-продажи, бартерные или иные виды товарообменных сделок, лизинг и т.д.).

Таким образом, выбор механизма всей внешнеэкономической деятельности предприятия зависит:

1. от характера производимой продукции; если, например, предприятие производит стандартную, однородную, массовую, ненаукоемкую продукцию, то выход на внешний рынок целесообразно осуществлять через ВТО; если же оно производит уникальную, нестандартную, сложную продукцию, для которой без участия самого производителя нельзя установить даже цену, нужно создать на предприятии собственную службу внешнеэкономических связей, например в виде ОВЭС, основные функции которого – научно-техническое сотрудничество и внешние связи; аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования; изучение и организация рекламной деятельности; разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции; организация протокольных мероприятий (прием делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами и т.п.);

2. от динамизма обновления ассортимента; возможно создание специализированной внешнеторговой фирмы или нескольких ВТФ, занимающихся поиском рынков сбыта продукции;

3. от широты номенклатуры выпускаемой и продаваемой продукции; так, например, чем шире ее ассортимент и номенклатура, тем целесообразнее создание специализированного ВТО;

4. от характера развития рынка; стабильный рынок с устойчивым спросом, как правило, требует неспециализированного ВТО, и наоборот, изменчивость, нестабильность рынка создают основы для узкой специализации ВТО;

5. от характера обмена товарами; если классический товарообмен (купля-продажа) целесообразнее вести через специализированное ВТО, то кооперационные связи лучше осуществлять самому производителю;

6. От размера предприятия; крупные предприятия, осуществляющие значительные по стоимости поставки, обычно создают специальные отделы, службы внешнеэкономических связей или даже ВТО, а предприятия, характеризующиеся незначительным удельным весом экспортно-импортной деятельности, зачастую пользуются услугами посредников, не создавая сеть внешнеэкономической службы;

7. От степени экспортной специализации производства; если предприятие осуществляет разовое, на временной основе, производство продукции на экспорт, то не требуется создания фирм, служб и отделов; если имеется устойчивое производство продукции на экспорт (10-15%), то целесообразно создание на предприятии внешнеэкономической службы, отдела или даже фирмы, занимающихся отдельными техническими вопросами поставок на экспорт, сервисного обслуживания и т.д.; если у предприятия специализированное экспортное производство (доля более 20%), оправданно создание ВТФ в рамках предприятия, а если у предприятия проэкспортное производство (доля более 50%) – нужна юридически самостоятельная ВТФ.

ВТФ может быть самостоятельным юридическим лицом, существовать в составе ВТО или действовать от имени предприятия.[8.].

Все предприятия – производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг. Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

При организации ВЭД через посредников возможно использование различных видов посреднической деятельности и соответствующих типов посредников.

Простые посредники (брокеры). Они связывают продавцов и покупателей, но сами в сделках не участвуют. С простыми посредниками могут заключаться дополнительные соглашения, расширяющие круг их обязанностей (например, исследование рынка сбыта того или иного товара, организация его рекламы, проведение встреч участников торговых переговоров и т.д.). Как правило, такие посредники сами не выкладывают больших средств; вознаграждение же, которое они получают, является не столько компенсацией затрат, сколько оценкой их компетентности, прочности положения в деловом мире, признанием активности на рынке.

Поверенные посредники. Особенность их работы заключается в том, что они привлекаются непосредственно совершению сделки (как продавцом, так и покупателем), выступают доверенными лицами сторон, участвующих в переговорах, о чем заключается соответствующий договор.

Комиссионеры. Они подыскивают партнера для сделки, подписывают с ним контракт от своего имени, но за счет покупателя или продавца, которых называют комитентами. В заключенных договорах должны быть строго и точно изложены права и полномочия комиссионеров, установлены коммерческие и технические условия сделок. При этом в договорах фиксируются обязательства комиссионеров каждый раз согласовывать существенные условия контрактов (количество товаров, сроки поставки, цены, условия платежа и др.), могут содержаться и дополнительные обязательства (изучение рынка, техническое обслуживание, защита коммерческих интересов комитента и др.). Кроме того, комиссионеры сами могут выступать в роли продавцов или покупателей товара с тем, чтобы потом перепродавать его.

Консигнаторы. Продажа товаров на условиях консигнации является распространенной формой комиссии. В этих случаях консигнант (экспортер) поставляет товары на склад посредника с тем, чтобы они были реализованы в течение определенного срока. Консигнатор платит поставщику по мере реализации товара со склада. То, что не будет проадно к определенному сроку, может быть возвращено консигнанту. На условиях консигнации реализуется в основном товары массового спроса, а также станки, двигатели, различная продукция машиностроения и т.п.

Торговые агенты. Они заключают договоры как с продавцами, так и с покупателями, содействуют сделкам или заключают их от имени экспортеров либо импортеров. Торговые агенты, являясь их непосредственными представителями, не покупают продукцию у производителей или экспортеров, не перепродают ее. Уровень цен и условия платежа при совершении сделок определяются производителем.

Посреднической деятельностью занимаются также и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами.

Сбытовые посредники (дистрибьюторы). Они самостоятельно (от своего имени и за свой счет) заключают контракты с продавцами и покупателями. Дистрибьютор может сам назначать цены и другие условия реализации закупленных товаров; он полностью отвечает перед продавцом, если приобретенный им товар испортился или пропал, и т.д.

Самостоятельно выступая на внешнем рынке, отечественные предприятия часто не придают особого значения разнице между возможными типами привлекаемых посредников, что может привести к нежелательным последствиям, так как условия их деятельности и форма ответственности существенно различаются. Поэтому выбор посредника должен зависеть от особенностей работы на конкретных рынках, специфики его отношений с продавцами, сочетания прав и обязанностей сторон, вида товара, участвующего в сделке.

ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Планирование внешнеэкономической деятельности

Для формирования адекватной рыночным условиям внешнеэкономической политики необходим тщательный анализ зарубежного опыта по прогнозированию, планированию и регулированию внешнеэкономической деятельности.

Планирование внешнеэкономической деятельности должно занимать особое место в системе планирования социально-экономического развития страны.

Планирование внешнеэкономической деятельности позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными организациями.

Планирование эффективной, внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды (табл. 1).

 

Таблица 1.

Факторы, учитываемые предприятием при выходе на зарубежный рынок

Факторы Характеристики
Требования к товару Качество, надежность, упаковка, послепродажное обслуживание, сертификация и т.д.
Емкость рынка Насыщенность и платежеспособность
Конкурентные условия Соотношение местных и международных конкурентов, количество покупателей и их однородность и т.д.
Монополизация рынка Антимонопольное законодательство
Вмешательство государства Лимиты и лицензирование, эмбарго, самоограничение поставок и т.д.
Правовая среда Налогообложение и ценообразование, порядок создания нового бизнеса и т.п.
Таможенные процедуры Таможенные пошлины, валютный контроль и т.п.
Общие внешние условия Исторические, географические, политические, экономические и др.

 

Поскольку товар в значительной степени определяет результаты ВЭД, то и все, связанное с ним, занимает центральное место в плановой работе.

В качестве важнейших показателей планирования ВЭД на предприятии выступают:

ü Валютная выручка;

ü Экспортная выручка;

ü Рентабельность экспортных и импортных операций;

ü Ассортимент экспорта и импорта;

ü Доля экспорта в стоимости продукции;

ü Затраты на импорт.

По экспортному ассортименту возможны три подхода:

1. Выход на внешний рынок с тем же товаром, который поставляется на внутренний. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования, других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспосабливание к внешнему рынку имеющегося товара, его доработка, улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

В этой связи немаловажным является комплексное исследование рынка, которое выступает источником информации для принятия управленческого решения в области ВЭД.

Итогом изучения рынков и динамики их развития выступает разделение зарубежных рынков на перспективные, менее перспективные и рынки, торговля на которых требует дополнительных затрат. И на этой основе выбирают стратегию развития ВЭД.

В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Если предприятие уже контролирует часть рынка по определенной группе товаров, то оно может, исходя из обстоятельств, принять одну из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок», ухода с рынка.

При подходе по признакам новизны рынка и продукта возможны стратегии: балансирования, поддерживания, «развития» рынка, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития.

Выход на внешний рынок экономически целесообразен с такими товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, т.е. оно может производить данный продукт с более низкими затратами, чем его партнеры.

Весь процесс планирования ВЭД предприятия можно разделить на семь основных этапов:

1. Выбор долгосрочных целей (рост сбыта, снижение риска и издержек);

2. Оценка собственных возможностей (финансовых, производственных, сбытовых, научно-технических и др.);

3. Изучение рынка (характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама и т.д.);

4. Обоснование и выбор стратегий развития (определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий);

5. Разработка тактики осуществления ВЭД (выбор средств достижения целей на отдельных этапах);

6. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);

7. Контроль и анализ ВЭД (оценка полученных результатов, учет отклонений от цели, корректировка деятельности, план действий в непредвиденных условиях).

Центральное место в ВЭД занимают сделки купли-продажи, которые оформляются в виде контрактов.

Внешнеторговый контракт - это договор купли-продажи, заключаемый между находящимися в разных государствах импортером и экспортером.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных