Задачи на переориентацию
Задача 1.
В классе появился новенький — Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни.
И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны — помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.
На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками,таблицами.
Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс.
222 ■ Глава 7. Педагогический практикум
Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять.
Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.
Вопросы и задания
1. Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель?
2. Чем можно объяснить расположение мальчика к учителю?
3. Какая сторона человеческих отношений отразилась в истории с Виталием?
Задача 2.
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
— Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох... Но думать было некогда, под высокой
акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
— Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку...
Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
Вопросы и задания
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он пере ключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенны ми людьми?
Задача 3..
Ребенок обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.
— Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, — подросток ста рается объяснить и доказать родителям свою правоту.
— То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? — уточняет отец.
— Да.
— И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа?.. Нам не нра вится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
Вопросы и задания
1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери?
2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына. ■
Педагогические задачи и их решение ■ 223
3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
Задача 4.
В университете многие однокурсники Тани считают большим шиком курить. И Татьяна тоже постепенно пристрастилась к сигаретам. Мама не раз замечала, как подружки курят, но не разу не сделала им замечания, хотя весь ее вид выражал неудовольствие.
А однажды она сказала дочери:»■ ' ~ ■'' • ••
— Давай поедем с тобой в Озерки.
— Почему именно в Озерки? — спросила Таня.
— Узнаешь, — таинственно пообещала она...
Они приехали в Озерки, шли среди каких-то новостроек. И вдруг остановились. Мама сказала:
— Здесь был тот самый убогий ресторанчик, где собирались подонки обще ства и куда вечерами приходил Блок. Именно здесь он встретил женщину, кото рую воспел в своих стихах. Ты помнишь? «И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном дви жется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одн,а, дыша духами и туманами, она садится у окна...» Обрати внимание, девочка, великий Блок никогда не говорил о лице своей незнакомки: «...странной близостью зако ванный, смотрю за темную вуаль и вижу берег очарованный и очарованную даль...» Неизвестно, красива женщина или нет, правильны ли черты ее лица или дисгармоничны? Оказывается, даже великому эстету Блоку не это важно в образе Прекрасной Дамы. В его незнакомке столько женского достоинства, сдержаннос ти, элегантности, женственности, что ни один мужчина не смеет прикоснуться к ней нечистым взглядом или жестом.
Мама помолчала и вдруг неожиданно спросила:
— Ну, а можешь ли ты себе представить, чтобы кто-то посмел похлопать по плечу Прекрасную Даму и сказать: «Дай прикурить!» ^ •
Мама знала дочкину любовь к Блоку и умело воспользовалась ситуацией общения, чтобы изменить отношение девушки к курению.
Вопросы
1. Оправдана ли такая нетерпимость матери в отношении потребности к куре нию, сложившейся у дочери?
2. Насколько психологически и педагогически целесообразны действия матери?
3. Какие последствия здесь можно прогнозировать?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|