Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наблюдение за мыслями




Белая комната

 

В ходе этого упражнения вы будете наблюдать за работой своего сознания, представляя, что оно - белая комната, че­рез которую проходят мысля. Выполнять его можно в любом спокойном месте, сидя или лежа. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов. Дышите медленно и ровно на про­тяжении всего упражнения.

Представьте, что вы находитесь в среднего размера белой комнате с двумя дверьми. Мысли входят в одну дверь и уходят через другую. Как только мысль появляется, концентрируй­тесь на ней и старайтесь отнести к категории оценочных или безоценочных.

Рассматривайте каждую мысль внимательно, с любопыт­ством и состраданием до тех пор, пока она не уйдет. Не пы­тайтесь анализировать ее, только отмечайте, оценочная она или нет. Не оспаривайте ее, не старайтесь поверить или не поверить в нее. Просто осознавайте, что это - мысль, краткий миг вашей мозговой активности, случайный гость вашей белой комнаты.

Остерегайтесь мыслей, которые вы отнесли к категории оценочных. Они будут стараться завладеть вами, заставить вас принять оценку. Смысл этого упражнения в том, чтобы отмечать, насколько «прилипчивы» оценочные мысли - как они застревают в вашем сознании и как сложно от них из­бавиться. Вы определите, что мысль мучительна и оценочна по тому, как долго она остается в белой комнате, или по тому, начинаете ли вы испытывать какие-либо эмоции в связи с ней.

Старайтесь постоянно поддерживать ровное дыхание, со­хранять ясный образ комнаты и дверей, следить за мыслями и классифицировать их. Помните, что мысль - это просто мысль. Вы гораздо больше нее. Вы - тот, кто создает белую комнату, через которую мыслям позволено проходить. У вас их миллион, они уходят, а вы по-прежнему остаетесь. Мысль не требует от вас никаких действий. Мысль не обязует вас верить в нее. Мысль - это не вы.

Просто наблюдайте, как они проходят через белую комна­ту. Позволяйте им проживать их недолгую жизнь и говорите себе, что они имеют право на существование, даже оценочные.

 

 

Просто признавайте ваши мысли, давайте им уйти, когда при­ходит время, и готовьтесь встречать новые - одну за одной.

Продолжайте выполнять это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что вы по-настоящему дистанцировались от своих мыслей. Делайте его, пока даже оценочные мысли не начнут проходить через комнату, не задерживаясь.

 

Челночное движение

Это упражнение очень похоже на попеременное наблюде­ние за внутренними и внешними ощущениями, но в данном случае вы курсируете между физическими и эмоциональными ощущениями, а позже - между мыслями и чувствами.

Выберите спокойное место, сядьте и начинайте дышать глубоко и медленно. Закройте глаза и сканируйте свое тело до тех пор, пока не обнаружите первое физическое ощущение. Допустим, вы чувствуете тяжесть и усталость в ногах. Затем изучите себя на предмет эмоциональных ощущений. Возмож­но, вам немного грустно. Снова переключитесь на физическое состояние, затем - на эмоциональное и так далее на протя­жении двух-трех минут.

Некоторые любят выполнять это упражнение с открытыми глазами, делая заметки на листе бумаги, чтобы проследить, как они переключаются с физических на эмоциональные ощущения.

 

Физические ощущения Чувства и эмоции
Болит рана Грусть
Покалывает в мочке уха Уныние
Желудок расстроился Раздражение
Плечи зажаты Снова раздражение

 

Спустя пару минут попробуйте такой вариант: переклю­чайтесь между мыслями и эмоциями:

 

Мысли Чувства и эмоции
Ужин задерживается Злость
Ей все равно Надоело
Должно быть, я расстроил ее Чувство вины
Возможно, я слишком остро реагирую Замешательство

 

 

Постарайтесь оставаться на сострадательной, безоценочной позиции на протяжении этого упражнения. Переключаясь с физического на эмоциональное, с мыслей на чувства, вы учитесь замечать две вещи: во-первых, что неприятные мысли обычно предшествуют неприятным эмоциям, и, во-вторых, что, наблюдая за собой, вы можете отстраняться от болезненных переживаний, мыслей и чувств.

 

Конвейерная лента

В этом упражнении вы учитесь замечать и классифици­ровать все, что проходит через ваше сознание, как будто бы сознание - это конвейерная лента, движущаяся из настоя­щего в прошлое. Закройте глаза, дышите глубоко и медленно. Представьте, что вы смотрите сверху вниз на конвейерную ленту, которая перемещается справа налево. Представьте на мгновение резиновую поверхность ленты, заметьте, какого она цвета и ширины, услышьте низкое гудение электромотора. Сохраняйте этот образ в вашем сознании.

Теперь откройте свой разум первому, что придет в голову. Что бы с вами ни происходило, наделите это описанием по­добной формой:

 

Мысль Воспоминание Чувство
Порыв Сильное желание Желание
Мечта Образ План
Сожаление Импульс Идея

 

Используйте собственные обозначения, если эти не кажутся точными. Как только вы определитесь с маркировкой, пред­ставьте, что она проштампована на небольшом бревнышке. Положите бревнышко на конвейер, и пусть лента унесет его в прошлое.

Это упражнение помогает наблюдать за своим сознанием и классифицировать его блуждания, не зацикливаясь на содержании и не подвергаясь привычным мыслительным паттернам.

 

 

Диаграмма «Мудрого разума»

Иногда болезненные воспоминания, мысли, чувства и по­рывы так плотно переплетены в сознании, что вам нелегко разделить их в процессе таких выполняемых с закрытыми гла­зами упражнений, как «Челночное движение» или «Конвейер­ная лента». К примеру, Джошуа мучило воспоминание о раз­рыве с его девушкой, Хейли. Однажды он подъехал к ее дому, чтобы проверить, не оставил ли там свой iPod, и заметил чужой автомобиль. Он вошел в дом и увидел, как Хейли занимается любовью с мускулистым красивым незнакомцем. Джошуа раз­бил лампу и выбежал, хлопнув дверью так, что вывернул пле­чо. В тот же вечер у них произошел неприятный, со слезами и криками, телефонный разговор. После этого они расстались.

Когда Джошуа пытался выполнять упражнения на осо­знанность, в его уме каждый раз возникал образ того дня: вместе с болезненными ощущениями в плече, оранжевыми вспышками огня и звуком, напоминающим гул землетрясе­ния. Это походило на экспериментальное кино - очень им­прессионистское и практически не поддающееся делению на составляющие элементы.

Джошуа структурировал свои травматические воспоми­нания другим методом - нарисовав диаграмму «Мудрого разума».

 

 

 

Представив события таким образом, Джошуа помог себе дистанцироваться от собственных мыслей, эмоций и действий достаточно для того, чтобы взглянуть на худшие дни своей жизни со стороны. Самый важный элемент здесь - «Мудрый разум». Он напоминает вам о том, что вы - наблюдатель, который отделен от ваших мыслей, отделен от ваших чувств и даже отделен от ваших действий.

В предыдущих вариантах диаграммы Джошуа нарисовал овал под названием «Порывы», где написал «Убить Хейли... Убить себя». Он чувствовал вину и стыд за такие желания, но поскольку он никогда не поступал в соответствии с ними, то решил, что их не стоит принимать во внимание, и в конечном итоге вычеркнул. У всех есть порывы, которые никогда не становятся поступками. Учитывать же нужно только поступки.

Если вы пытались выполнить упражнения с закрытыми гла­зами и столкнулись с тем, что вам сложно классифицировать свои мысли, чувства, воспоминания, порывы и тому подобное, попробуйте создать собственную диаграмму «Мудрого разума».

Опыт Хелен

Хелен, разведенная мать двоих детей школьного возраста, чувствовала себя толстой, старой, подавленной, задерганной и изолированной от общества. Она завидовала двум своим старшим, более привлекательным и успешным сестрам. Ее

 

 

 

работа в медицинском центре казалась ей скучной и беспер­спективной. За последние девять месяцев она ни разу не хо­дила на свидания, да и сил на романтические встречи у нее не было. Дети с трудом заканчивали второй и четвертый классы, а у Хелен не хватало энергии на решение их проблем.

Она начала выполнять упражнения на осознанность, по­скольку ее психотерапевт сказал, что они требуют минимум усилий. Сначала Хелен оценила то, насколько хорошо успока­ивают эти упражнения. Но вскоре она заметила, что чувству­ет себя на удивление обновленной после нескольких минут глубокого дыхания и структурирования своих мыслей. Идея того, что она отделена от сиюминутного содержания своего сознания, оказалась очень обнадеживающей.

Сила благотворного результата практики проявилась для Хелен постепенно. Ее жизнь все еще трудна, но ей стало инте­реснее и веселее заниматься теми делами, которые не связаны с ее основными переживаниями: она с удовольствием готовит, болтает обо всяких пустяках со своей семилетней дочерью, просматривает каталоги для садоводов и рукодельниц. Она поняла, что ей не нужно приводить в порядок каждый аспект своей жизни для того, чтобы начать жить. Она научилась осознавать угнетающие, негативные мысли, проходящие через ее сознание, при этом не бросая важные для себя дела: про­ектирование сада, посещение зоопарка с дочерьми, вязание нового шарфа для матери.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных