ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Моделей педагогического процесса
Гуманизация педагогического процесса на основе сравнительного анализа рационалистической (технократической) и гуманистической его моделей (В.Я. Пилиповский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) представляется в изменении его стратегических ориентиров, личностно ролевых позиций его участников, способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических технологий, критериев оценки результатов. В целом образовательное учреждение делит ответственность за обучение и воспитание с другими социальными институтами, поскольку является открытой системой. Изменение ценностных ориентиров нашего общества в конце 80-х – начале 90-х гг. вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования. Определяются новые концептуальные подходы к образованию и к его составляющим, в разработке которых принимают участие видные ученые (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.) и практики (К.Л. Балясная, О.С. Газман, В.А. Караковский и др.). С учетом российской ситуации, ее гуманистических традиций и опыта проблема гуманизации школы поднимается на новый теоретический и практический уровень. Интегрирующая, регулирующая функции воспитательной системы современной школы дополняются новыми, вызванными реалиями нашей жизни, – защиты, корректировки. Высшим результатом воспитательной системы признается целостный человек, ребенок в единстве его физического, духовного и нравственного развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу (Б. Л. Вульфсон, Л. И. Новикова). Понимая под результатом воспитательной системы социальную готовность, авторы концепции как бы подчеркивают, что социально-педагогическая запущенность ребенка – это явное свидетельство неэффективности воспитательной системы. Ребенок вновь объявляется «мерой всех вещей»: профессионализма педагогов, адекватности развивающих условий, качества образовательной системы, атмосферы воспитательного сообщества, культурного пространства образовательного учреждения. Определяя методические принципы воспитания в современных условиях, А. Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности. Различные модели, реализуемые педагогами, отличаются не только процессуально, но и результативно.
Сравнение моделей педагогического процесса (рациональной и гуманистической) демонстрирует преимущества личностно ориентированного подхода перед учебно-дисциплинарным для развития человека, а следовательно – и всего общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|