Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моделей педагогического процесса




 

Гуманизация педагогического процесса на основе сравнительного анализа рационалистической (технократической) и гуманистической его моделей (В.Я. Пилиповский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) представляется в изменении его стратегических ориентиров, личностно ролевых позиций его участников, способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических технологий, критериев оценки результатов. В целом образовательное учреждение делит ответственность за обучение и воспитание с другими социальными институтами, поскольку является открытой системой. Изменение ценностных ориентиров нашего общества в конце 80-х – начале 90-х гг. вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования. Определяются новые концептуальные подходы к образованию и к его составляющим, в разработке которых принимают участие видные ученые (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.) и практики (К.Л. Балясная, О.С. Газман, В.А. Караковский и др.). С учетом российской ситуации, ее гуманистических традиций и опыта проблема гуманизации школы поднимается на новый теоретический и практический уровень.

Интегрирующая, регулирующая функции воспитательной системы современной школы дополняются новыми, вызванными реалиями нашей жизни, – защиты, корректировки. Высшим результатом воспитательной системы признается целостный человек, ребенок в единстве его физического, духовного и нравственного развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу (Б. Л. Вульфсон, Л. И. Новикова).

Понимая под результатом воспитательной системы социальную готовность, авторы концепции как бы подчеркивают, что социально-педагогическая запущенность ребенка – это явное свидетельство неэффективности воспитательной системы. Ребенок вновь объявляется «мерой всех вещей»: профессионализма педагогов, адекватности развивающих условий, качества образовательной системы, атмосферы воспитательного сообщества, культурного пространства образовательного учреждения.

Определяя методические принципы воспитания в современных условиях, А. Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности.

Различные модели, реализуемые педагогами, отличаются не только процессуально, но и результативно.

 

Учебно-дисциплинарная модель Личностно ориентированная модель  
Цель  
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками Обеспечить психологическую защищенность, психологическое здоровье, базис личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка  
Лозунг взаимодействия с детьми  
«Делай, как я!» «Не рядом, а вместе!»  
Способ общения  
Наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации Понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции  
Тактика  
Диктат и опека Позиция педагога: реализовать программу Сотрудничество Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества  
Доминирующие формы  
Фронтальные занятия по типу школьного урока Игра, позволяющая ребенку проявить собственную активность, более полно реализовать себя  
  Ожидаемый результат
  Взаимное отчуждение взрослых и детей, преобладание реактивности над активностью, невротизация и психопатизация детей Расширение «степеней свободы» развивающегося субъекта с учетом его возрастных особенностей: его способностей, прав, перспектив
         

 

Сравнение моделей педагогического процесса (рациональной и гуманистической) демонстрирует преимущества личностно ориентированного подхода перед учебно-дисциплинарным для развития человека, а следовательно – и всего общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных