ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОГРАММА ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ САМОСОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙЦель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я». Основные задачи программы: 1) формирование социального доверия; 2) развитие социальной активности; 3) развитие социальных эмоций; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) формирование адекватной самооценки; 6) обучение умению самостоятельно решать проблемы. Этапы коррекции: I этап – ориентировочный (3 – 4 занятия); II этап – реконструктивный (6 – 7 занятий); III этап – закрепляющий (2 – 3 занятия). Содержание программы Первый этап работы – ориентировочный I занятие. Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети рассаживаются полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется на все время занятий. Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, которые бывают глубоко символичными. В диагностическом смысле выбор чужого имени – признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя. На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом. После знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки»: она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра – хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна. В таком случае психолог занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура. Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик». Ее цели – создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться требованиям других. Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая: можно предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал. II занятие. Если группа активна, то следует продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детям. Психолог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры. III занятие. 1. Игра «Жмурки» Цель игры – создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе. Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь: – Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз! Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду. Игра «Жучок». Цель игры – раскрытие групповых отношений. Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки. Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 стихийных ролей: 1) лидер; 2) товарищ лидера («прихвостень»); 3) неприсоединившийся оппозиционер; 4) покорный конформист («баран»); 5) «козел отпущения». Окончание первого уровня I этапа групповой психокоррекции отличают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, появление реакций на присутствие ведущего. Второй уровень I этапа – это этап направленных игр. На этом этапе содержание осознаваемых навыков и действий целенаправленно задается ведущим. Тем не менее на определенное время в каждое занятие необходимо включать спонтанные игры. Это называется свободным временем. Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия. Свободное время. Детям предлагаются спонтанные игры. Хоровод». Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на устранение неравенства и привилегий. Существуют определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возникают ласковые спонтанные интеракции между членами группы. В-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия. Если возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|