ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы: Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка? На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком? Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности? В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка? Кто и что должен делать? Какими путями, средствами, методами действовать? Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии? Таким образом, психолого-педагогический диагноз должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и от принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптимума). Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей. Она выполняет следующие диагностические задачи: определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием; выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка как субъекта общения, деятельности и самосознания; изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и его ситуации развития. Содержательными критериями диагностики должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, не соответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности; г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая дезадаптация; е) педагогическая трудность ребенка. Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности; единство изучения ребенка и социальной среды; необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения. Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей.
У обеих возрастных групп наблюдаются: а) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний; б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов; в) трудности и неспешность в деятельности (игровой, учебной и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза; г) неадекватное поведение в социальных ситуациях; д) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей. Подавляющее большинство диагностических признаков связано с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной микросредой и предметным миром. Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапности, последовательности и непрерывности. На первом этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения группы риска. Этот этап отличается быстротой проведения. Здесь используется разработанный нами метод экспресс-диагностики состояния запущенности. Прежде всего отделяются дети, отклонения в деятельности, общении и поведении которых не обусловлены причинами социально-педагогического характера. На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность. На втором этапе группа обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы. Проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом. На третьем и четвертом этапах проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития. Перейдем к характеристике методов и инструментария комплексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей. Ведущим является разработанный нами метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Он основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученных данных с диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Определяется наличие или отсутствие состояния запущенности, выявляется картина основных отклонений и недостатков и примерный их уровень. Эта работа сопровождается параллельным наблюдением за детьми, которое ведут педагоги, психологи и родители. Вспомогательным методом может стать изучение продуктов деятельности ребенка, «истории его поведения» через беседы с родителями и его медицинской карты. Преимуществами этого метода являются его нетрудоемкость и возможность отграничения на начальном этапе запущенности от сходных с ней состояний.
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ (МЭДОС)
Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности, В шкале III -СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту ребенка. Список утверждений
Шкала I – СС
1. Хочет быть слишком маленьким или большим. 2. Считает себя некрасивым. 3. Считает себя нездоровым. 4. Считает себя слабее других. 5. Не любит свое имя. 6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков). 7. Думает, что у него мало друзей. 8. Думает, что у его знакомых более дружная семья. 9. Ему кажется, что дома он всем мешает. 10. Ему кажется, что он глупее других. 11. Считает себя не очень способным. 12. Полагает, что родители им недовольны. 13. Считает, что ему часто не везет. 14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна. 15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет. 16. Думает, что он плохой мальчик (девочка). 17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.
Шкала II - СО
1. Любит, когда к нему проявляют симпатию. 2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности. 3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам. 4. У него мало друзей. 5. Редко подходит к воспитателю (учителю) по собственной инициативе. 6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли). 7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует). 8. Часто жалуется на детей в группе. 9. Шумно ведет себя, когда рядом нет воспитателя (учителя). 10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя». 11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает. 12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, любит пугать. 13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания. 14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим. 15. Надоедает детям, пристает к ним. 16. Находится в плохих отношениях со сверстниками. 17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки. 18. Подражает хулиганским проделкам. 19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения». 20. Избегает контактов с воспитателем (учителем). 21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала III – СД
Шкала ДР (достоинства ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|