Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков




 

С момента возникновения критической ситуации человек вступает в динамические отношения с ней, что представляется как процесс переживания (Ф.Е. Василюк). Следовательно, переживание критических ситуаций есть работа личностидеятельность, направленная на их преодоление.

Рассматривая трансформацию личности как процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность, можно предположить, что трансформация выступает как переживание-преодоление критической ситуации. В процессе переживания-преодоления критической ситуации следует особо выделить феномен совладающего поведения.

Совладающее поведение – совладание-переживание, цель которого – достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворить свои потребности.

Таким образом, переживание-преодоление критических ситуаций – это деятельность, внутренняя интеллектуально-волевая работа по установлению душевного равновесия, утраченной осмысленности существования и «производство» нового смысла. Переживание критической ситуации можно диагностировать по параметру «психические состояния», включающему в себя: 1) субдепрессивные состояния; 2) состояния фобического круга; 3) состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения. О наличии критической ситуации могут также свидетельствовать изменения в психологическом времени - фиксация на психологическом прошлом, его дискретность/континуальность и напряженность/ненапряженность.

Анализ результатов проведенного нами исследования показывает, что для 79,9 % испытуемых субдепрессивные состояния являются выраженными, для 13,8 % – низко выраженными, отсутствие данных состояний отмечается у 6,15 % подростков.

Корреляционный анализ свидетельствует о наличии положительных связей субдепрессивного состояния с ситуационными реакциями: отрицательного баланса (у 47,6 % испытуемых), демобилизации (у 52,2% испытуемых), ведущей к развитию реакции дезорганизации (у 64,5 % испытуемых).

Обнаружена также связь между реакциями демобилизации, дезорганизации и состоянием нервно-психического (эмоционального) напряжения. Данное состояние является выраженным у 75,3%, низковыраженным у 10,7% и не выраженным вообще у 15,3 % испытуемых. Состояние нервно-психического напряжения сопровождается ситуационными реакциями: эмоционального дисбаланса (у 72,2% подростков), пессимистической (у 44,5% подростков). Наличие отрицательной связи между данным состоянием и социально-желательным поведением может свидетельствовать о том, что с увеличением «напряжения» происходит снижение установки на такое поведение.

Кроме того, имеется положительная связь, указывающая на зависимость нервно-психического напряжения от состояний фобического круга (неуверенность, тревожность, беспокойство, опасение, страх). Ярко выражено это состояние у 62,9 %, слабо – у 23,0 % и не наблюдается у 13,8 % подростков. Состояние фобического круга определяет снижение установок на социально-желаемое поведение (отрицательная связь), а также детерминирует появление реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистической, которая связана с показателем устойчивости/неустойчивости личности, имеющим связи с отклоняющимся поведением (аддиктивностью и делинквентностью).

Резюмируя, отметим, что состояния фобического круга детерминированы нервно-психическим (эмоциональным) напряжением и субдепрессивными состояниями. Опосредующим звеном при этом выступают ситуационные реакции. Состояния фобического круга ведут к снижению установки на социально-желаемое поведение и переходу на защитно-средовую диспозицию, которая развивается по мере нарастания фрустрационного напряжения, что соответствует развитию состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения. На фоне этого появляются: реакция дезорганизации, негативно влияющая на учебную деятельность подростка; реакция демобилизации, характеризующаяся изменениями в сфере контактов подростка значительным их сужением или отказом вообще, что формирует чувства одиночества, беспомощности, безнадежности. Это ведет к пессимизму как ситуационной реакции.

Состояния фобического круга зависят от личностной тревожности (положительная связь), которая имеет высокий уровень у 41,8%, умеренный (средний) - у 43,6% и низкий - только у 14,5 % подростков. Личностная тревожность связана с агрессивным, суицидальным поведением подростков и ситуационной тревожностью, которая высоко выражена у 23,6 %, умеренно – у 50,9 % и слабо – у 25,4 % подростков данной группы.

Тревожность, отражаясь в субъективном плане в психологическом времени, связана с психологическим прошлым подростков и с ненапряженностью их настоящего. Фиксация на прошлом отмечается у 11,1 %, напряженность настоящего – у 18,5 % подростков. Напряженность прошлого имеет положительную связь с его дискретностью (отмечена у 42,5 % подростков), а также связана с появлением реакции оппозиции, которая выявлена у 58,3 % подростков.

Напряженность психологического прошлого имеет отрицательную связь с волевым контролем эмоциональных реакций. Следовательно, при повышении напряжения происходит снижение волевого контроля. Он, в свою очередь, определяет аддиктивное поведение (положительная связь). В то же время имеется отрицательная связь между аддиктивным поведением и неустойчивостью

личности; между неустойчивостью личности и ее концентричностью. Исходя из этого, при повышении концентричности идет снижение неустойчивости, при этом «тормозится» развитие аддиктивного и делинквентного поведения. Отметим, что концентричность выражена у 58,18% подростков, а неустойчивый личностный баланс – у 61,8 %. Увеличение личностной тревожности ведет к понижению напряжения психологического настоящего посредством роста ситуационной тревожности. Тревожность связана с состоянием фобического круга, агрессивностью и суицидальностью. Внутреннее суицидальное поведение отмечается у 50,0 % подростков, а агрессивность как оппозиционные реакции – у 58,3 %.

На формирование девиантного поведения оказывает влияние тревожность, порождающая состояния фобического круга, пессимистические и оппозиционные реакции. При этом отрицательные связи между пессимистической реакцией и неустойчивостью личностного баланса, делинквентным и аддиктивным поведением могут свидетельствовать о том, что через состояния фобического круга посредством пессимизма неустойчивость личности находит выход в суицидальном и агрессивном поведении. Происходит это на фоне напряженности, дискретности психологического прошлого, фиксации на нем.

Механизм возникновения девиантного поведения у подростков можно представить следующим образом: взаимодействие подростка с критической ситуацией как совокупностью событий ведет к появлению ситуационной тревожности, провоцирующей состояния нервно-психического (эмоционального) напряжения, фобического круга, а также субдепрессивные состояния, которые сопровождаются такими ситуационными реакциями, как дезорганизация, демобилизация, пессимизм и оппозиция. Наряду с этим происходит переход ситуационной тревожности как состояния в личностную тревожность как черту. В индивидуальной концепции психологического времени это выражается в фиксации на прошлом, его напряжении и дискретности. Это ведет к снижению волевого контроля эмоциональной реакции, неустойчивости личностного баланса, концентричности, что провоцирует переход подростка на «защитно-средовую» диспозицию и феномен средового отчуждения. Результатом является развитие девиантного поведения по определенному типу, в данном случае это агрессивное и суицидальное поведение.

 

ПАКЕТ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных