Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хронология:модернизм и Новое время 4 страница




 

[22]Эти исследования Хайека начинаются с его президентского обращения к «Лондонскому экономическому клубу» от 10 ноября 1936 года, озаглавленному «Экономическая теория и знание» («Economics and Knowledge»), а заканчиваются его часто цитируемой статьей 1945 года «Использование знания в обществе», в которой вводится понятие «меняющиеся обстоятельства». Эти и другие работы, собранные в его книге «Индивидуализм и экономический порядок» (Hayek 1948; Хайек 2011), писались с 1920-х и почти до 1950-х годов, когда социализм и корпоративизм были наиболее горячими для многих европейских экономистов темами. Мы рассмотрим социализм в пятой главе, а борьбу современной экономики с корпоративизмом — в шестой.

 

[23]Vincenti, «The Retractable Airplane Landing Gear» (1994, pp. 21-22).

 

[24]Статья Хайека 1961 года называется «Непоследовательность „эффекта зависи-мости“». Более поздняя упоминаемая здесь работа — это статья 1968 года «Конкуренция как процедура открытия». В статье 1946 года можно найти первый набросок этой новой главы в мысли Хайека.

 

[25]Понятие «меняющиеся убеждения» фигурирует в «Контрреволюции науки» Хайека. Он пишет, что для действительного понимания того или иного социального феномена надо знать, «что думают о нем люди, имеющие с ним дело» (Hayek p. 156; Хайек 2003, с. 52).

 

[26]Можно с известной долей уверенности утверждать, что экономики, которые отличались обширным и эффективным применением креативности и способности суждения, в значительной мере опирались на использование относительно хорошо функционирующей системы «свободного предпринимательства» или «капиталистической» системы, с какими бы социальными и политическими системами ей ни приходилось работать. Они стали наиболее важными историческими примерами современных экономик, хотя это еще не является ответом на вопрос о том, единственные ли это примеры. Не исключено, что какой-то новой форме современной экономики удастся превзойти хорошо функционирующий капитализм.

 

[27]По прошествии почти двух столетий, когда большая часть знаний по работе системы была утрачена, появились новые работы, в основном распространяемые издательством Cambridge University Press. В четвертой главе, посвященной истокам современной экономики, излагаются некоторые из их результатов. Фрагменты финансовой мозаики в вышеприведенном отрывке сложены в единую картину покойным Джонатаном Крюгером, бывшим в 2010 году одним из моих студентов в Колумбийском университете.

 

[28]См. «Общую теорию» Кейнса (1936), в которой есть отсылка к «animal spirits».

(В статье Хайека 1968 года о процедуре открытия могли бы быть похожие отсылки, но он обошелся без них.) Похоже, идеи всегда занимали Кейнса как предмет размышлений. Одно из его известнейших высказываний гласит: «мир управляется идеями и больше почти ничем». Формулировка появилась в его обсуждении власти над странами, которую имеют господствующие политические идеи. Однако, как показала карьера самого Кейнса, новые политические идеи иногда берут верх. Схожим образом идеи в бизнесе и финансах, как старые, так и новые,— определяют развитие делового мира.

 

[29]Другой вопрос — действительно ли наличие достаточно большого государственного сектора, осуществляющего значительные государственные закупки товаров и услуг для нужд обороны, защиты окружающей среды и т. д., на который приходится до половины ВВП, существенно вредит креативности экономики и способности к суждению, в результате серьезно снижая уровень инновационности и роста знания. Этот вопрос будет рассмотрен в последних двух частях данной книги.

 

[30]В споре, развернувшемся в 1940-х годах, аргентинский экономист Рауль Пребиш защищал налоги на сельскохозяйственную продукцию и импортные пошлины на промышленные товары. Его критиковал чикагский экономист Джейкоб Вайнер, классический сторонник свободной торговли и laissez-faire. Однако и Пребиш, и Вайнер были слишком классичны, чтобы описать прирост инновационности, которого можно было ожидать от урбанизации. Оба они считали, что таких вещей, как креативность, увлеченность и личный рост, в современной экономике просто не существует, а есть лишь ресурсы, технологии и вкусы, а также обусловленные ими потребление и досуг.

 

[31]Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Манифест коммунистической партии. В этом памфлете Маркс и Энгельс назвали капитализм, наблюдаемый ими, «прогрессивным». Но важно подчеркнуть, что меркантилистский примитивный капитализм, существовавший раньше, не был «прогрессивным», по крайней мере прогресс в нем не был заметен при переходе от поколения к поколению. Термин «капитализм» впоследствии стали применять к любой системе, кроме социализма,— к экономикам Филиппин, Аргентины, арабских государств и ко всем странам Европы и Евразии, невзирая на то что практически все они были весьма далеки от «прогрессивности». Повторим снова: в данной книге термин «современный» применяется к экономике, которая способна поддерживать внутренние инновации, то есть, например, к некоторым экономикам, которые преобразили Европу и Северную Америку в XIX веке и которые и по сей день в какой-то мере остаются современными.

 

[32]Бродель в своей работе 1972 года о мире Средиземноморья пишет, что правители обменивали свое серебро на пряности и шелка Дальнего Востока, а не на товары, производимые европейскими рабочими.

 

[33]Lindert and Williamson, «Living Standards» (1983, p. 11). Данные о заработной плате и производительности взяты из работы: Bairoch, «Wages as an Indicator of Gross National Product» (1989). Если эти данные достаточно точны, можно задаться вопросом, каким образом один ученый сумел прийти к совершенно иному выводу: «рост уровня жизни [в 1815-1830 годах] был почти незаметным. Прирост в 1815-1850 годах был цикличным и незначительным, не составляя тренда» (Allen, «The Great Divergence in European Wages and Prices», 2001, p. 433). Это может объясняться только тем, что лишь два из десятка городов, рассматриваемых у Аллена, а именно Лондон и Париж, относились в этот период к складывающимся современным экономикам. И в Лондоне и в Париже наблюдался резкий рост заработной платы.

 

[34]Jackson, «The Structure of Pay in Nineteenth-Century Britain».

 

[35](Hansard 1863, pp. 244-245).

 

[36]См. статью Байрока 1989 года: Bairoch, «Wages as an Indicator of Gross National

Product». На странные единицы исчисления коэффициента можно не обращать внимания.

 

[37]Giffen, «The Material Progress of Great Britain». Гиффен был прославлен в учебнике Маршалла «Принципы экономической науки» (1938), где есть термин «товар Гиффена», которым обозначается такой товар, который покупают тем больше, чем выше его цена. Однако исследователи так и не смогли найти явную формулировку этого понятия в работах самого Гиффена.

 

[38]Wells 1899, p. 344. Уэллс, который был для своего времени настоящим энциклопедистом, окончил колледж в Амхерсте, а потом изучал науки с естествоиспытателем Луи Агассисом в Бостоне, занимался изобретением текстильного оборудования и стал известен в американских политических кругах еще до выхода своего бестселлера. Ему, похоже, была известна только материальная сторона экономики, причем он считал, что материальный прогресс основан исключительно на применении науки.

 

[39]См. статью 2007 года Раццела и Спенса: Razzell and Spence, «The History

of Infant, Child and Adult Mortality», p. 286. Данные показывают более быстрое снижение числа похорон детей за период с 1790—1810 годов по 1810—1829 годы (уже современность), чем с 1770—1789 годов по 1790— 1810 годы.

 

[40]Wells, p. 349.

 

[41]

[42]Razzell and Spence, pp. 287, 288.

 

[43]Caron, An Economic History of Modern France (1979, table 1.7, p. 19).

 

[44]Говоря о «столетнем мире» (1815-1914), Карл Поланьи, брат великолепного Майкла Поланьи, указывал на то, что редкость войн — как гражданских, так и с иностранными государствами,— во многом определяла постепенный рост капитала и производительности в этот период. См. его книгу «Великая трансформация» (Polanyi 1944; Поланьи 2002). С точки зрения фактов это был странный тезис, поскольку в Америке была гражданская война, у Британии — Крымская война и Англо-бурская война, а Франция и Германия воевали друг с другом. Поэтому достижения современности кажутся еще более удивительными. Подход, которого придерживался Поланьи, не позволял ему увидеть того, что длительные периоды мира, вероятно, были вызваны именно инновационными вызовами и увлеченностью. Во многих отношениях его книга диаметрально противоположна моей.

 

[45]См.: H. W. Brands, American Colossus, p. 606.

 

[46]Маршалл, прославившийся восемью изданиями своих «Принципов экономической науки», сделал это замечание в своем более популярном учебнике 1892 года «Начала экономической науки» (Elements of Economics, p. 2). Родившись в 1842 году, он достиг высот в Кембриджском университете, став одним из наиболее успешных и плодовитых экономистов своего времени. Его ученики — Кейнс, Артур Сесиль Пигу и Деннис Х. Робертсон — стали крупнейшими кембриджскими экономистами следующего поколения. Поскольку Маршалл вырос в урбанизированном районе Лондона, который назывался Клэпхемом, у него было преимущество, едва ли не исключительное в среде оксбриджских донов, — он своими глазами видел, как был устроен труд в экономике второй половины XIX века.

 

[47]Myrdal, The Political Element in the Development of Economic Theory (1953, p. 136) — перевод немецкого издания 1932 года.

 

[48]Ценность, которую представляют для людей решение проблем и одновременно командная работа при их решении, — это тема, особенно интересовавшая прагматическую школу американской философии — Чарльза Пирса, Уильяма Джеймса, Джона Дьюи, Джосайю Ройса (но особенно Дьюи). Более поздними представителями этой школы были Ричард Рорти, работавший в Стэнфорде, и Амартия Сен (Гарвард). В каком-то из многочисленных произведений Дьюи можно найти пример бригады судостроителей, которые решают проблемы, связанные со строительством линкора. Дьюи, являвшийся антикоммунистом, но при этом критиковавший капитализм США, разделял социалистический взгляд на предприятия, в которых руководители, или по крайней мере начальники цехов и мастера, должны быть заменены собраниями рабочих, позволяющих достичь согласованных решений. Дьюи полагал, что их решения были бы не хуже, чем решения, принимаемые руководством.

 

[49]Stewart, «Recall of the Wild: Fighting Boredom, Zoos Play to the Inmates’ Instincts» (2002, p. Bi).

 

[50]В исходной трагедии «Прометей прикованный», написанной греком Эсхилом, рассказывается о пленении Прометея и его последующем освобождении всемогущим Зевсом (Юпитером). В драматической поэме Перси Биши Шелли 1820 года «Освобожденный Прометей» Прометей освобождает себя, снимая проклятие, наложенное им ранее на Юпитера, из-за чего последний утрачивает свою власть и оставляет мир благодетельной анархии. Мэри, жившая с Перси и лордом Байроном, начала писать свой роман ужасов в Швейцарии летом 1818 года и описала драму Перси в письме от сентября того же года. Можно сказать, что ее история Прометея была отчасти реакцией на «рациональный гуманизм» (если использовать выражение Мюриэл Спарк) ее отца-атеиста, Уильяма Годвина, а также ее любовника и будущего мужа Перси. В молодости Перси называли Виктором.

 

[51]Хитклифф, цыган по происхождению, мог также чувствовать, что Лондон,

если проявить деловую хватку, позволит обойти традиционные предрассудки сельской жизни. Лондон середины XIX столетия, должно быть, являлся пространством всеобщей увлеченности экономической деятельностью, местом реального экономического динамизма.

 

[52]Это экранизация 1939 года (золотого года Голливуда), продюсером которой

выступил Сэмюэл Голдвин, а режиссером — Уильям Уайлер, поставивший фильм по сценарию Бена Хекта и Чарльза Макартура. Главные роли сыграли Мерль Оберон и Лоуренс Оливье.

 

[53]Schlicke, The Oxford Reader’s Companion to Dickens (1999, p. 294).

 

[54]Первая цитата — из «Ночных прогулок», включенных в «Путешественника

не по торговым делам», вторая — из главы «Улицы. Утро» «Очерков Боза», а третья — из речи, произнесенной в Бирмингеме 6 января 1853 года и переизданной в сборнике Speeches, Letters and Sayings. Также эти цитаты встречаются в книге: Andrews, Dickens on England and the English, pp. 98, 84, 69.

 

[55]Bradshaw and Ozment, The Voices of Toil (2000, p. 199). Поэтому неверно было бы

считать, что Диккенс писал о современном ему капитализме XIX века или о капитализме XVII-XVIII веков.

 

[56]Рик Райленс (Rick Rylance) обсуждает выражение «подняться» [getting on] в контексте викторианской Британии 1840-х годов: The Cambridge Companion to the Brontes 2002, pp. 157-158. Оно означало достижение успеха и применялось ко всему только-только сложившемуся классу «динамичных в экономическом и мобильных в социальном отношении предпринимателей». Он, кстати говоря, отмечает, что в литературе, видимо, не одобрялись те изменения характера, которые проявились во время экономической революции, хотя сама экономическая система и не порицалась.

 

[57]Я признателен Ричарду Роббу (Richard Robb) за общее знакомство с этой темой. В своем курсе в Колумбийском университете он использовал метафору «гарпунного линя», чтобы максимально живо описать случайности решений, принимаемых в условиях радикальной неопределенности, характерной для современной экономики. Что касается «Человека доверия», процитированный выше друг Мелвилла — это Эверт Дайкинк (Evert Duyckinck), который в периодическом издании Literary World комментировал газетные репортажи о людях, обманутых мошенниками.

 

[58]Spiegelman, «Revolutionary Romanticism: The Raft of the Medusa» (2009,

p. W14).

 

[59]Gombrich, The Story of Art, p. 382; Гомбрих, История искусства, с. 329-330. Гомбрих

поддерживает «революцию» в живописи XIX века, но, отмечая «два пути, которые воплощали в себе Констебл и Тёрнер», он заявляет, что «тот, кто пошел по пути Констебла и стремился постичь окружающий мир, а не будить в воображении поэтические грезы, достиг чего-то значительно более важного». Конечно, всякий уважающий себя исследователь искусства стремится к искусству, которое было бы самостоятельным предметом, а не подразделом социальных исследований. Тем не менее дух произведений некоторых великих художников отражает дух общества, в котором они работали.

 

[60]Jones, «Other Artists Paint Pictures, Turner Brings Them to Life» (2009).

 

[61]Van Gogh, The Letters (2009, p. 57).

 

[62]Foster-Hahn et al., Spirit of an Age (2001).

 

[63]В книге Даймонда «Ружья, микробы и сталь» мимоходом указывалось, что европейские страны стали более инновационными, поскольку, будучи небольшими, они вынуждены были заниматься инновациями, иначе бы они теряли население в результате его оттока из одной страны в другую, тогда как обширность азиатских империй препятствовала бегству населения. Франция и Германия были наиболее крупными странами континентальной Европы, однако они же были наиболее инновационными.

 

[64]Трактат Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», известный

в англоязычном мире в переводе Талкотта Парсонса, впервые был опубликован в томе 1904/1905 гг. Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik (под заглавием «Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus»). С тех пор его обязан был прочитать каждый социолог, в том числе и Шумпетер, которому ошибочно приписывается изобретение термина «предпринимательский дух». Однако не этот трактат стал высшим достижением социологической мысли Вебера. В самой важной его книге — «Хозяйство и общество» (Wirtschaft und Gesellschaft), переведенной на английский язык в 1978 году, содержатся наброски рассуждений по различным проблемам социальных наук — о государстве, компаниях, бюрократии, рациональности, легитимности и т. д., то есть по всем темам, которые уже столетие занимают социологию. Глубочайшая из его идей состоит (если перефразировать) в том, что инопланетянин, наблюдающий издалека за земной экономикой, не понял бы, чем заняты люди, если только это не традиционная экономика, в которой каждый год повторяется один и тот же цикл. (Картина была бы для него столь же загадочной, как и непонятные действия в «Головокружении» Альфреда Хичкока или в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони.) Для осмысленного анализа требуется достаточно информации о намерениях и убеждениях субъектов, которая позволила бы исследователю мысленно поместить самого себя в эту экономику. Это затруднение, которого нет в физике.

3.Книга Токвиля «Демократия в Америке», впервые опубликованная во Франции в 1835 году, хотя и содержит много наблюдений, касающихся экономической

жизни, в основном посвящена политической жизни в Америке. Главный труд Тойнби, 12-томное «Постижение истории», публиковался в 1834—1961 годах, его основная тема сводится к тому, что после появления богатства, которое берется из ниоткуда, накопление продолжается до тех пор, пока не случится какой-то крупный обвал. Его модель упадка стоит в одном ряду с «Историей упадка и крушения Римской империи» Гиббона, опубликованной в нескольких томах в 1776-1789 годах, и пророческой книгой Шпенглера 1926 года «Закат Европы». В модели Тойнби главный вопрос заключается в том, почему Британия вынуждена была расширять свои инвестиции и границы империи так, что в итоге поддерживать ее стало просто невозможно. Британия отчасти компенсировала себе значительные потери времен Второй мировой войны, но так и не смогла выйти на прежние рубежи иностранных инвестиций и имперского могущества. Аналогичный парадокс любого финансового кризиса заключается в том, почему банки сталкиваются с опасным избытком краткосрочных долгов.

 

[65]

[66]См.: Starr, «Rediscovering Central Asia».

 

[67]Кроме того, у родителей мог появиться интерес воспитывать своих дочерей так, чтобы те могли внести свою лепту в бизнес. См. статью 2002 года Геддеса и Люка «Выигрыши от автономии и расширение прав женщин» (Geddes and Lueck, «Gains from Self-Ownership and the Expansion of Women’s Rights»), а также опрос 2011 года в: Edlund, «Big Ideas».

 

[68]Demsetz, «Toward a Theory of Property Rights II» (p. 668). Гарольд Демсец, один из последователей важнейшего теоретика организаций Рональда Коуза, считает, что труды последнего, созданные в 1930-1960-е годы, посвящены «последствиям» или, точнее, положительным результатам «существовавшей системы частной собственности», а в своих собственных работах последней трети XX столетия он рассматривает причины частной собственности — «почему она вообще возникла».

 

[69]Статья 39 исходной Великой хартии вольностей гласит:

Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.

Сэр Эдвард Кок, верховный судья, в начале 1600-х годов в своих заметках написал, что «в древней конституции», увековеченной Великой хартией, право должно основываться только на судах, судьи должны быть независимы, и ни король, ни церковь не имеют права входить в дома без ордера, поднимать налоги без принятия соответствующего закона или производить аресты не по закону. В комментариях к Великой хартии во второй части своих «Институтов английского права» Кок приравнивает «закон страны» к «надлежащей правовой процедуре». Надлежащая процедура стала основанием общего права.

 

[70]«Компания», увлекательная книга Миклтуэйта и Вулдриджа, посвящена развитию компании с античных времен до современности. В числе классических работ, на которые она опирается, можно отметить «Стратегию и структуру» Чендлера (Chandler, Strategy and Structure) и его же работу о Британии и Англии «Масштаб и размах» (Scale and Scope); «Английскую деловую компанию после Закона о пузыре» Дюбуа (DuBois, The English Business Company after the Bubble Act); «Как Запад стал богатым» Розенберга и Бердцеля (Rosenberg, Birdzell, How the West Grew Rich); а также «Финансовую историю Западной Европы» Киндлбергера (Kindleberger, A Financial History of Western Europe). О компании в Китае рассказывает статья Кирби «Китай некорпорированный» (Kirby, «China Unincorporated»).

 

[71]В «Законе о партнерстве» («The Law of Partnership») Милля 1851 года, включенном во вторую часть его «Очерков по экономике и обществу» (Essays on Economics and Society) можно прочесть:

Свободное вступление в партнерства с ограниченной ответственностью, похожие на коммандитные товарищества Франции и других стран, представляется мне важным элементом общей свободы торговых взаимодействий и во многих случаях ценным подспорьем для предприятий общей направленности.

Я думаю, что никто не может убедительно осуждать эти партнерства, не будучи готовым отстаивать то, что никому нельзя позволять вести бизнес с заимствованным капиталом; другими словами, что прибыли от бизнеса должны быть полностью монополизированы теми, у кого было время накопить капитал или кому повезло его унаследовать, но подобный тезис при нынешнем положении торговли и промышленности представляется очевидно абсурдным.

 

[72]См.: Balleisen, Navigating Failure. Автор рассказывает о финансовых паниках 1837 и 1839 годов. Он добавляет, что, по взвешенным оценкам, «из числа собственников, участвующих в рыночном обмене, от одного из трех до одного из двух не выдержали слишком большого груза долга» (p. 3). Среди жертв, описываемых в его книге, можно найти многих людей, которые впоследствии добились немалого успеха, в том числе Артура Таппана (известного по мосту Таппан Зи), Джеймса Уотсона Вебба и Сайласа Стилвелла. Еще одним пострадавшим был Марк Твен.

 

[73]Bodenhorn, A History of Banking in Antebellum America, p. 24. Автор утверждает (p. 12), что:

децентрализованная федеративная политическая структура, заложенная Мэдисоном, способствовала экспериментированию и адаптации институтов под местные нужды или предпочтения. Наиболее очевидными были результаты в банковской политике. Если не считать Первого и Второго банков США, довоенные банки были творениями самих штатов, отражающими желания и даже капризы местных жителей. Децентрализованная политическая структура допускала определенную региональную гибкость, результатом которой явилось то, что банки «со временем стали все больше различаться — примерно как вьюрки у Дарвина».

 

[74]Неошумпетерианцы могли бы возразить, что, когда случается внешнее

открытие, тот или иной предприниматель должен проявить инициативу и взяться за коммерческое использование новой возможности, если только ей вообще суждено получить воплощение. Публика с определенным экономическим опытом привыкла считать, что именно к этому сводится предпринимательский дух. Однако Шумпетер и сам предполагал, особенно в своих более формальных исследованиях, что предпринимателям в определенном городе обычно ясно, кто из них лучше всего подходит для того, чтобы заняться подобной «очевидной» разработкой. То есть не требовалось проявления какой-то инициативы.

 

[75]Ценность, которую люди обычно находят в отождествлении и связи себя

с другими, в работе Нагеля «Возможность альтруизма» (Nagel, The Possibility of Altruism) названа «альтруизмом». Ценность, обнаруживаемая в изучении самого себя и личностном росте, была названа «витализмом» Жаком Барзеном, выдающимся историком западной мысли из Колумбийского университета. Важную трактовку этого вопроса можно найти в его статье 1962 года «От девятнадцатого века к двадцатому» («From the Nineteenth Century to the Twentieth»). (К 2001 году, когда он написал свой 800-страничный том «От рассвета к упадку» — From Dawn to Decadence,— многообразие его интересов заставило ограничить рассмотрение «витализма и волюнтаризма» несколькими абзацами.) Витализм также играет важную роль в работах выдающегося литературного критика Гарольда Блума, например в его книге 1961 года «Компания визионеров» (The Visionary Company) и в «Западном каноне» (The Western Canon) 1994 года. Витализм в этом смысле не следует путать со странной метафизической идеей XVIII века, носившей то же название и предполагавшей, что существует некая «искра жизни», нечто вроде разряда электричества, который заставляет тот или иной организм или животное жить. Луиджи Гальвини подвел электрический ток к мертвой лягушке, пытаясь оживить ее ударами тока. (Мускулы сократились, но потом так и не вернулись в первоначальное положение.)

 

[76]См.: Rothschild, Economic Sentiments (p. 33). [Il faut cultiver notre jardin — «Надо возделывать наш сад». — Примеч. пер. ]

 

[77]De Tocqueville, «Letters from America» (pp. 375-376).

 

[78]Phelps, «Economic Culture and Economic Performance» (2011); Phelps and Zoega, «Entrepreneurship, Culture and Openness» (2009); Bojilov and Phelps, «Job Satisfaction» (2012).

 

[79]Превосходство экономической культуры доказывается в: Bojilov and Phelps, «Job Satisfaction». Тем не менее маловероятно, чтобы ни один институт не оказывал никакого влияния на экономическую эффективность, если экономическая культура уже полностью учтена. В работе Фелпса и Зоега «Предпринимательство, культура и открытость» («Entrepreneurship, Culture and Openness», 2009) было показано, что составной элемент, называемый экономической свободой и слагающийся из некоторых данных по экономическим институтам и экономической культуре, обладает определенной объяснительной силой.

 

[80]Основные линии этой аргументации стали складываться в 1960-х годах, когда различные публицисты и комментаторы начали предупреждать о том, что предсказывавшийся тогда рост населения приведет к общему падению уровня жизни. Одна из них была представлена работой Саймона Кузнеца 1960 года «Динамика численности населения и агрегированный продукт» (Simon Kuznets, «Population Change and Aggregate Output»). Другой работой, которая была написана в 1968 году независимо от первой, является статья Фелпса «Прирост населения» (Phelps, «Population Increase»). Базовая идея состоит в том, что существует определенная производственная функция, которая связывает поток новых идей с запасом умов. Последняя работа привела к серии книг Джулиана Саймона.

 

[81]Jacobs, The Death and Life of Great American Cities; Джекобс, Смерть и жизнь больших американских городов, с. 232, 156-159. Книга Джекобс была для нее лишь одним из выстрелов в битве с Мозесом. Она вышла на улицы и в конечном счете выиграла. См. документальный фильм канала PBS «Американский опыт: Нью-Йорк — споры о планировании в Нью-Йорке в 1955-1975 годах» (The American Experience: New YorkThe Planning Debate in New York, 1955—1975). В своей поздней работе, больше похожей на учебник, Джекобс пытается еще раз сформулировать свою мысль:

инновации экспортировались из городов в деревню, пересаживались туда или становились там предметом подражания <...> И не потому, что крестьяне и другие деревенские жители уступают в творческих способностях жителям городов. Различие заключается в противоположности природы сельской и городской экономики, поскольку именно в городах сначала создаются новые товары и услуги.

Города — это места, где новые виды труда постоянно добавляются к старым <...> [поскольку] в городах больше разнообразных профессий, чем в селах, небольших городках или на фермах, города содержат больше, чем другие поселения, видов труда, которые могут быть дополнены еще одним новым видом (Jacobs, The Economy of Cities, pp. 8-9, 50).

 

[82]Данные о населении приводятся по источнику: Maddison, The World Economy. Данные по городам взяты из: Weber, The Growth of Cities in the Nineteenth Century.

 

[83]Например: Inglehart and Welzel, Modernization, Cultural Change, and Democracy (2005, p. 1); Инглхарт и Вельцель. Модернизация, культурные изменения и демократия (2011, с. 10).

 

[84]«Gilded Age» — 1870-1898 годы в США. — Примеч. пер.

 

[85]Гарантии занятости в США значительно повышались в эпоху Гэлбрейта, то есть с начала 1950-х годов. И до начала 1970-х, когда американцы получили надежные рабочие места в больших, давно сложившихся и стабильно растущих компаниях, а европейцы постепенно «догоняли» их. Однако вопрос в том, была ли занятость более гарантированной в тридцатилетний период с середины 1970-х до середины 2000-х годов, даже хотя на это время пришлась 20-летняя эпоха «Великого успокоения» (Great Moderation), начавшаяся в середине 1980-х. В этот период были отмечены: в США — спад 1973-1983 годов, в континентальной Европе — спад 1978-1988 годов, глобальный обвал фондового рынка 1987 года, ссудно-сберегательный кризис в США 1990 года, спад в Японии, начавшийся в 1990 году, восточноазиатский экономический кризис 1997 года, крах долгосрочного управления капиталами, а также коррекция рынка акций высокотехнологичных компаний в США в 2000-2001 годах. «Великое успокоение» — это совершенно неподходящий термин.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных