Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель проблемной ситуации.




Как только лицо принимающее решение (ЛПР) осознало важность и срочность проблемы, которую ему предстоит решать, оценило принципиальную возможность выделить на ее решение активные ресурсы, у него обычно возникает желание устранить проблему в кратчайшие сроки. В таком случае ЛПР приходит в состояние кризиса, которое обусловлено стремлением ЛПР найти ответы сразу на несколько вопросов:

· в чем суть проблемы?;

· с чего начать?;

· какую информацию, какого качества, к какому сроку и откуда получить?;

· какие конкретно из активных ресурсов, когда, где, для чего и в каком количестве задействовать?;

· как контролировать?

· как оценить эффективность? и т.д.

Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. В качестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели - выбору наилучшей альтернативы, т.е. наилучшего решения ( такое решение, которое в наилучшей степени обеспечивает удовлетворение потребностей ЛПР при заданной (сложившейся) проблемной ситуации).

При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачей будем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее из двух частей. Первая часть - это то, что известно, а вторая - то, что не известно, но требуется найти.
Соответственно в зависимости от формы описания различается вербальная и формальная (или математическая) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи, можно получить только на основе вербальной.

Для того чтобы получить математическую постановку задачи вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях физические, экономические, социальные и другие связи моделируют введением логических, арифметических, алгебраических и математических соотношений между переменными и константами. Области допустимых значений управляемых и неуправляемых факторов моделируют проявления законов природы, ограничения на активные ресурсы и проч. Эти ограничения формируются уравнениями и неравенствами соответствующего вида.

Таким образом, постановка задачи - это тоже парадигма, т.е. шаблон, который мы накладываем на самые разнообразные вопросы исследования, выделяя отдельно то, что дано, и четко обозначая, что требуется найти. А раз так, то обе формы постановки задачи можно сравнивать по общим для парадигм характеристикам, а именно — но оперативности задания, полноте, достоверности (адекватности) и др.

Характеристики частных задач модели проблемной ситуации представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Характеристики частных задач модели проблемной ситуации

Наименование задачи Цель решения задачи Вербальная постановка задачи
Дано Найти
Задача анализа проблемы Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия Список проблем, представления ЛПР об актуальности и срочности их решения, собственных возможностях и предпочтениях Описание предстоящей операции, ее ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности
Задача моделирования "механизма ситуации" Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов применения альтернатив Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и о закономерностях их взаимосвязи в операции Тип модели, типы шкал для получения результатов и основные соотношения моделирования
Задача получения информации Обеспечение принципа информации достаточности. Информационная поддержка процесса разработки решений Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации Источники получения информации, способы обращения к источникам информации и формы представления информации
Задача формирования исходного множества альтернатив Обеспечение принципа свободы Результаты анализа проблемы, результаты выбора решений Сформировать несколько альтернативных вариантов решения проблемы (не менее двух альтернатив)
Задача моделирования предпочтений Обеспечение принципа оптимальности Цель операции, результатов моделирования механизма ситуации Модель предпочтений ЛПР
Задача выбора Принятие решения Цель операции, множество альтернатив "Наилучшая альтернатива"
Задача оценки фактической эффективности решений Обобщение и передача опыта Фактические результаты проведенной операции, оценка фактической эффективности Выводы о значимости достигнутых успехов или причинах неудач, корректировки ранее принятых решений

 

 

5. Критерии принятия управленческих решений и их шкалы, основные подходы к принятию решений. Содержание процесса принятия управленческих решений.

Для формализации задачи выбора необходимо, чтобы альтернативы сравнивались по количественным критериям. Поэтому важно, чтобы большая часть (особенно наиболее весомых) критериев состояла из количественных критериев.
Следовательно, критерий есть количественно выраженная цель – ее количественная модель. Например, можно определить такие общие для большинства предприятий критерии достижения целей:

● для собственников – высокие и стабильные дивиденды не ниже банковского процента по вкладам (например, не менее 12 %);

● для управляющих – доля рынка (например, не менее 42 %), уровень применяемых технологий (например, соответствующий ISO 9000), репутация предприятия (например, репутация 100 %-ного плательщика по обязательствам), уровень корпоративной культуры (например, количество случаев появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии – 1 случай в год на 1000 работающих);

● для работников – увеличение заработной платы (например, темпами, превышающими инфляцию на 2 %), социальные гарантии (например, перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации);

● для конкурентов – доля рынка: увеличение на n процентов (если цели согласованы) или уменьшение на n процентов (если цели не согласованы и цель конкурентов заменяется на противодействующую цель предприятия);

● для клиентов – цена и качество товара: снижение цен на n процентов, увеличение товарной номенклатуры до m позиций, оказание p дополнительных услуг.

 

Перечисленные выше критерии образуют систему критериев достижения целей предприятия.

Для получения оценок по критериям используются определенные шкалы, которые задают совокупность возможных значений показателей и их допустимых преобразований. Существуют три основных типа шкал – номинальная, порядковая и метрическая. В свою очередь к метрическим шкалам относятся шкала интервалов, шкала отношений и абсолютная шкала.

Показатели, значения которых измеряются в номинальной или порядковой шкалах, называются качественными. Количественными называют такие показатели, значения которых измеряются в любой метрической шкале.

Каждый тип шкалы имеет свою информативность и свой класс допустимых преобразований (т. е. операций с показателем). При измерении показателей наибольшее распространение имеют номинальные, порядковые и метрические шкалы. Среди метрических выделяются абсолютные шкалы, шкалы отношений и интервальные шкалы.

Номинальная шкала, или шкала наименований, применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам. В этой шкале число используют лишь для обозначения и выделения объекта. Это наименее совершенный тип шкалы.

Порядковая шкала (ранговая) используется для упорядочения объектов по одному или нескольким признакам. Числа в этой шкале определяют только порядок следования объектов по их предпочтительности, но не позволяют утверждать, в какой степени один объект предпочтительнее, чем другой.

Шкала интервалов применяется для отображения различий между свойствами объектов. Значения показателей в шкале интервалов позволяют определить, насколько один объект превосходит другой. Эта шкала может иметь произвольные точки и масштаб. Основное свойство шкалы интервалов – сохранение отношения интервалов при любом допустимом преобразовании шкалы.

Шкала отношений – частный случай шкалы интервалов при выборе нулевой точки отсчета. В отличие от шкалы интервалов она позволяет судить, во сколько раз некоторое свойство одного объекта «сильнее» или «слабее», чем это же свойство у другого объекта.

Абсолютная шкала – самая совершенная, в ней не допускается никаких преобразований показателей. Это означает, что существует только одно отображение объектов в числовую шкалу.
Шкала считается тем совершенней, чем меньше множество ее допустимых преобразований. А это, в свою очередь, дает возможность более точно определить понятия «количественный» и «качественный показатели».

Менеджер в своей работе должен различать принятие решений за видами, а организация должна иметь свой определенный процесс подход к принятию решений. Рассмотрим несколько из них.

Централизованный — это процесс, который призывает, чтобы большее число принятий решений принадлежало главному управлению (например, менеджер среднего звена может отвечать за минимизацию очереди, которая формируется в сберегательных кассах).

Децентрализованный — передает ответственность за принятие решений на низший управленческий уровень. Пример (менеджер, который следит за движением у кассах, может иметь больше свободы действий, при решении специфических проблем, что возникают).

Групповой подход — работаю несколько сослуживцев вместе над одной проблемой.

Индивидуальный подход - это принятие решения только одним человеком (менеджером). Имеет преимущество тогда, когда нет времени на раздумие, а принятие решения необходимо немедленно, когда времени на принятие решения физические невозможно, или не хватает.

Групповой подход - имеет шанс собрать больше информации и группируется на двух:

- группа принимает решение легче, чем один человек;

- групповое решение — это управленческое решение, т.е. менеджеру необходимо принять решение в каждом конкретном случае, привлекать подчиненных к принятию решения или нет.

Система участия. При системе участия в принятии решения учувствуют больше одного человека (пример менеджеры проводят опрос людей, которые, работают на производстве за определенным графиком: удобен ли этот график, а также привлекают работников в высказывании собственного мнения по этому вопросу). Разрешать работникам принимать решения в вопросах, касающихся их заинтересованности — это успех в том, что этот вопрос часто решается быстрее. Но если принятие решения не касаются работников, то их участие — это трата времени зря. Система участия связана с групповым подходом в том, что группа принимает решение, а в системе участия менеджер оставляет за собой право сказать последнее слово. Одной самой простой форм системы участия есть «ящик предложений», в который сослуживцы бросают письменные предложения (подписанные или нет) с конкретной проблемой, которые рассмотрит позже менеджер. Эти люди будут частью системы участия. Они знают, что привлечены для принятия решения, но они не несут ответственности за принятие решения.

Демократический подход - это подход, где решения принимается за счет большинства. Этот подход имеет «победителей» и «побежденных». Кроме того, демократический подход имеет приверженность к конфликтам с иерархическим строительством большинства организаций.

Альтернативой этому подходу существует подход, который привлекает много людей в принятии решения, и ищет компромисс между всеми мыслями. А потом центром привлечения всех точек мысли есть точки зрения большинства людей, которые были к этому причастны, а потом формируется общая мысль(пример — голосование, метод как найти консенсус).

Менеджеры должны знать, что использование группового подхода и системы участия есть существенные преимущества:

1. решают проблемы в группе, потому что понимают шире и глубже проблему

2. может выбрать случайный вариант

3.энтузиазм группы необходимо мотивировать

4. недоверие к нововведениям сокращается, так как они знают организационные изменения.

 

 

Но также эти системы имеют недостатки

1.где взять больше времени на принятие решения

2.как оторвать людей, которые принимают решение от своих подчиненных

3.как сделать так, чтобы те, кто берет участие в принятии решения все были довольны, даже если это не принимает существенного результата






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных