Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В гостях у дедушки Мороза




(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла.


Поможешь мне. Приготовь мне постель, да перину хоро­шенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать сне­жок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной
периной держишь? — спросила Маша.

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит
травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная
перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

 

Зима не всегда злая с её морозами и снежными мете­лями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда пада­ет снежок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся сне­жинки в воздухе. Ложатся на землю, крыши домов... Ти­шина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят сне­жинки. Подставишь ладошку — серебристые снежинки сра­зу тают.

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат, На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.

(О. Высотская.)


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется.

«Обманул меня медведь, — думает лиса, — насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут — отсыпала зер­но».

Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда».

Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила мешок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь — проторгу­ешься!..»

(По И. Ракитину.)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось лисе поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала впе­рёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла.

Шла она, шла. Глядит — опять на дороге лиса лежит. Бабуся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не приснится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на рыжем пушистом лисьем меху!»

Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать ли­сиц. Возвратилась ни с чем бабуся — ни лисы, ни гуся!-

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подгото­вился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу

 

заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ежик спрашивает зайца:

— Ты где шубу сменял?

— Вот там, у старого дрозда.

— А мне нельзя сменять свою шубу?

— Я не знаю, сходи попроси.
Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

— Я тоже хочу в белой шубе ходить.

— Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сме-
няю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы — бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы — и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

— Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её.

Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь — сам не рад бу­дешь!

(А. Суконцев.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ

 

 

Нормальная установка при произнесе-лец в горизонтальном положении. Палец

ниизвука. 1. Кончик языка поднят к перед- должен прижимать язык к нёбу в средней

ней части нёба (к альвеолам). Боковые края части.

языка более плотно, чем при постановке зву- Набрав воздух, с силой его выдыхать,

ка ш, прижаты к верхним коренным зубам. произнося длительный звук ш. Будет слы-

В момент выдыхания распластанный язык шаться звук щ. При этом язык должен пру-

всей массой и кончиком давит на небо. Мыш- жинить. Упругость языка и щель регулиру-

цы языка напряжены. ются логопедом за счёт давления пальцем.

2. Губы слегка выдвинуты вперёд и Необходимо добиться долгого зву-
округлены. чания. Для большей наглядности при про-

3. Зубы сомкнуты либо сближены. изнесении звука логопед произносит звук щ

4. Выдыхаемый воздух выходит посре- вместе с ребёнком.

дине языка в образующуюся узкую щель; Примечание. Какие могут быть

на ладони, поднесённой ко рту, ощущается ошибки при постановке звука щ?
тёплая длительная струя воздуха, выходя- 1. При выдыхании (когда произносит-

щая с некоторым напряжением. ся звук ш) кончик языка отходит от альвеол.

5. Звук щ глухой, мягкий. Образуется большая щель, через которую
К постановке звука щ можно присту- проходит воздух. Вместо звука щ слышится

пать лишь после постановки звука ш. Внача- звук ш или просто глухой свист. При правильном

ле необходимо опробовать постановку звука выполнении упражнения кончик

языка служит как бы щитком, не пропускаю-
по подражанию. Если упражнения по под-

щим, частично воздух. Воздух прорывается
ражанию не дают эффекта, надо переходить

через более узкую щель, чем при произнесе-к выполнению приводимых ниже упражне-

нии звука ш.
нии. В случае плохого произношения звука

щ необходимо добиться его постановки. Звук 2. Язык не должен ускользать из-под пальца. Коньчик

щ произносится так же, как звук ш, только языка лежит у альвеол. Если же кончик языка усколь-

более удлинённо и напряжённо вследствие зает из-под пальца и продвигается вглубь рта (за аль-

сильного давления языка на нёбо. веолы), то звук щ либо не слышен, либо слышен неясно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнениебез помощи логопеда. Палец

Упражнение.Открыть рот. Присосать под язык подкладывает и прижимает сам

весь язык к нёбу так, чтобы натянулась «уз- ребёнок.

дечкаж Кончик языка поднят к передней Упражнениев произнесении звука без

части нёба (у альвеол). Это упражнение ре- помощи пальца. Если это упражнение не по-

бёнок выполняет с помощью логопеда, кото- лучается, допускается произнесение слогов и

рый подкладывает ему под язык свой па- слов с подкладыванием пальца.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКАЩВ ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: щ — а, щ у, щ ё, щ и, щ е.

ща — щу — щё ща — щи — ще
щу — щи — ще щё — щи — ще

ща — щу — щи ща — щё — ще

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Если слова произносятся с подклады- ния произношения слова произносятся без

ванием под язык пальца, то на слогах без подкладывания пальца,

звука щ палец вынимается. После закрепле-

1. С ударением на слоге.

Образец: щ у-ка, пи-щ атъ, та-щ и.

Ща

V

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

ЩУ

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

щё

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощё­ный, сгущённый.

Щи, ще

Щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение.

2. Без ударения на слоге.
Образец:ве-щи, пло-щадъ.

 

 

Ща, щу

Гуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, бле­щут, плещут, на ощупь.

Щи

Вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий.

Упражнение.Произносить (читать) обратные слоги.

Образец: ащ—, ощ—, ущ—, ыщ—, ящ—, ющ—, ищ—, ещ—.

ащ — ощ — ущ — ыщ ыщ — ущ — ощ — ащ

ящ —ющ— ищ— ещ ещ — ищ —ющ— ящ

ащ — ящ — ащ ущ — ющ — ущ

ощ — ещ — ощ ыщ — ищ — ыщ

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Образец: еещъ—, това-рищ—.

Лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Упражнение.Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Вова поймал лещ—а. Щи варят из овощей. Миша надел плащ—. Волк хищный зверь.


Дети ищут грибы. Петя надел плащ. Щенку дали хрящ. На помощь Ване пришёл товарищ. Луна освещает рощу. В озере лещи. Угощай товарища. В роще щеглы. Во дворе пищит щенок. Волки рыщут, пищу ищут. Плещут флаги в Первомай, блещет свежая листва. В роще аист крыльями полощет. У меня пропал челнок, утащил его щенок. В си­нем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий ма-стерище!

Загадка

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.

(Волк.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.



пищит, просит пищи.


В дождь


 

— нужная вещь.



 

— хищная рыба.


Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение.Произносить (читать) текст.

Под одним плащом

Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.

— Давай накинем плащ и пойдём вместе, — сказал Митя.

Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому троту­ару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать тексты.

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щен­ки на небо. Видят щенки жёлтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

— Давай лаять, — говорит один щенок.

— Давай, — согласился другой щенок.
Залаяли щенки. А круг поднимается ещё выше.

— Испугался!—радуется первый щенок.

— Убегает!—говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

(По М. Петрову.)


Щеглята

Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево по-глядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам уди-рали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дро-жащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВЩ С Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ща — ся щу — су щё — сё щи — си

ся — ща сю — щу сё — щё си — щи

ащ — ась ощ (ощь) — ось ящ — ясь

ющ — юсь ищ — ись ещ (ещь) — есь

ась — ащ ось — ощ (ощь) ясь — ящ

юсь — ющ ись — ищ есь — ещ (ещь)

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С прямыми слогами.

Щёки, щётка, мощёный, щука, угощу, щи, щит, щель, щепка, ищейка, щавель, трещина, щипать, щегол, щенок, щетина, посёлок, гусёнок, сито, кисель, сети, семья, сила, Сеня, сено, семена, осень, сеять, Сима, косилка, носилки, лисята, поросята.

 

2. С обратными слогами.

Лещ, вещь, овощ, плащ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, навесь, авось, злюсь, карась, брысь, брось, колосья.

3. Слова со звуками щ и с.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, но­сище, освещать, сгущенный, щурился, блестящий, настоя­щий, освещение, восхищение, светящийся.



Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусёнок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пруду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На осинах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал, Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос. Теперь мой щен не щен, а пёс — Настоящий!

(А. Барто.)

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить ры­бу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и ка­рась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.


В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был силь-ный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Се-ня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Ва-ся увидел, что щека у товарища побелела.

— Три щёку, Сеня!

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол А Маша не боится
В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.

Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,
А он боится кошки. А кошку прогнала.

(А. Барто.)

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому за-щищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы люби-ли слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкра-
лась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал
внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились.
И кошка не успела схватить Фому.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ща — ша щу — шу щи — ши ше — ще

ша — ща шу — щу ши — щи ще — ше

ащ — аш ющ — юш ещ — еш

аш — ащ юш — ющ еш — ещ

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать

чаща — чаша трещать — решать

роща — пороша щавель — шалфей

помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка

щёки — шёпот лущёный — тушёный

мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши
трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши


Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 


У

Вышел

шуба толстая.



, поспеши их отдать.


из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и за­пищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала


льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Явозвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхи-щался героизмом маленькой пташки.

(По Я. С. Тургеневу.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц


Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.

Нормальная установка при произнесе-нии звука.1) Кончик языка, как при произне-сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо-ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы-кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр-гивается от нижних зубов, усиливая тем са-мым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомк-
нуты или сближены. При произнесении глас-
ного звука в прямых слогах зубы размы-
каются.

4) Воздух выдыхается толчком в мо-
мент размыкания языка с нёбом. На ладони,
поднесённой ко рту, ощущается холодный по-
ток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков тис.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате цсвистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков ти с в отдельности ещё не гарантирует поста-новку звука ц по подражанию.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных