Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ца — са, цо — со, цу — су




овца — оса кольцо — колесо к лицу — лису

пыльца — полоса цокот — сокол к кольцу — к колесу цапля — сабля

Цы — сы

цып-цып — сыпь-сыпь концы — носы

овцы — косы ресницы — волосы

куцый — русый умельцы — рельсы
цыкать — сыпать

Це—се

цель — кисель ценный — осенний цедить — сердить
целый — серый цены — сено целина — седина


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.



 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Целый стакан. Сломанное деревцо. Пёстрая курица. Све-жая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си-ница. Скворец принёс гусеницу. Целый день сияло солнце. Сентябрь — осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень и акация. Целый месяц дети были в лагере.

Загадка

На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его... (скворец).

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать)

предложения.

Синица схватила


крадётся к зайцу.

 

Бабушка вяжет

Упражнение. Составить предложения по картинкам.

 
 

 

 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила —

Стало дома весело. (Лампа.)

Наши друзья

Всадах и на полях много насекомых. Для деревьев осо-бенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревцо погибает. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы, дятлы и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают домики. При-

летают скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спа-сают посевы. Берегите птиц.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Лиса и цапля

(Сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и раз-мазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и гово-рит:

— Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Оби-делась цапля на лисицу.

Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

— Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин кашицы съела.

Поняла лисица, что за хитрость цапля отплатила хит-ростью.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц Т

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ца — тя цо — те цу — тю цы — ти це — те

тя — ца те — цо тю — цу ти — цы те — це

ац — ать оц — оть уц — уть яц — ять ец — еть

ать — ац оть — оц уть — у ц ять — яц еть — ец

Упражнение.Произносить (читать) слова со звуками ц и т.

Теплица, темница, таблица, столица, страница, сестрица, пятница, телятница, отцы, птенцы, танцы, центры, ситец, цокать, концерты, рецепты, проценты, цыплята, платьице, полотенце.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Цы (ци) — ти, це — те

цирк — тир цепкий — терпкий

цыкать — тикать ценный — тесный

цыплята — тигрята сцены — стены

медицина— Валентина целлофан — телефон

Ец — еть, яц — ять

борец — гореть глупец — глупеть заяц — лаять

боец — болеть кузнец — тускнеть месяц — десять жилец — жалеть молодец — молодеть паяц — паять

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Костя едет с отцом. Витя порезал палец. Настя кормит цыплят. Дети веселятся на улице. У Тани тёмное платьице. Отец ездил в столицу. Митю поцарапал котёнок. Цыплята не умеют плавать. Котёнок лакает из блюдца. Катя поли-вает цветы. На акации поют птицы. Птицы выводятся из яиц. Телятница возится с телёнком. Котёнок гоняется за цыплятами. На улице метёт метелица. Мокрые курицы су-шатся на улице. Малиновым цветом цветут лепестки. Сест-рица испортила в книге страницу. Нету месяца — темно, звёзды светятся в окно. Зиме конец! Летит скворец и громко напевает. У плетня на улице встретились две курицы, ку-рицы-наседки, добрые соседки.

Загадки

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

(Мор-ковь.)

Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их.

(Трое.)

В ярком платье модница — погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает.

(Ба-бочка.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи-тать) предложения.



Ната вытирается


 


Во дворе


и



растут в теплице.


 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Буква Ц

Букв немало мы узнали, Цепь, цветок и цифра тут

Добрались до буквы ц. Ц в начале все прочтут,

Есть слова, где ц — в начале, А в словах отец, боец

Где — в средине, где в конце, Ц мы пишем под конец.

 

 

Цапля ходит по болоту, В каждой строчке — буква ц

Ждут в гнезде её птенцы. Словно камушек в кольце.

Цирк откроется в субботу, И на каждой есть странице,

Уж приехали борцы. На границе и в столице.

В цех явились на работу И в цыплятах на крыльце

Молодые кузнецы. Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)


Цыплята и утята

У курицы было десять цыплят, а у утки — пять утят. Цыплята и утята вместе ходили по двору, Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Поплыли утята, а цыплята не умеют плавать. Стали они жаловаться курице. А мать-курица показала, как можно купаться в пыли.

Одиннадцатый цыплёнок

Курица вывела десять цыплят и повела их гулять. А од-но яйцо закатилось, и курица его не заметила. Одиннад-цатый цыплёнок пробил скорлупу и вылез из яйца. Светило солнце, пели птицы. Но цыплёнку было грустно. Он был один и не знал, как его звать.

Цыплёнок пошёл во двор. Там он увидел котёнка. Но котёнок не знал, как зовут цыплёнка.

Пошёл цыплёнок дальше и увидел щенков. Но и они не знали, как зовут цыплёнка. Стало темно. Цыплёнок за-брался в уголок и уснул.

Проснулся цыплёнок рано. Он хотел пить и есть. Вдруг кто-то пискнул. Перед цыплёнком стоял незнакомец, такой же пушистый.

— Ты кто? — спросил незнакомец.

Цыплёнок не успел ответить. Во двор выбежала целая ватага похожих на незнакомца комочков.

«Мы — цыплята!» — кричали они. И цыплёнок узнал своё имя.

(По М. Петрову.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКАЧ


Нормальная установка при произнесе-нии звука. 1) Кончик языка поднят к перед-ней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отска-кивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.

2) Губы слегка выдвинуты вперёд и
округлены.

3) Зубы сближены либо сомкнуты.

4) Воздух выдыхается толчком и про-
ходит посредине языка; на ладони, подне-
сённой ко рту, ощущается тёплый поток
воздуха.

5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упраж-нений.

Упражнение. Произнесение звука, ими-тирующего звук т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы!). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты.

Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных


зубов. Слышится глухой твёрдый звук, ими-тирующий звук т. То медленна, та быстро произносить этот имитирующий звук. Про-изнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упи-рается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голое не вклю-чать. На ладони руки ощущается тёплая струя воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упи-рается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упраж-нения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближен-ных зубах.

Упражнение.Произнесение звука ч, пе-реходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к небу, по-лезно упражнение «цоканье» (раздел «По-становка звука р»).

Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна на-тянутая «уздечка». Глубоко вдохнув, силь-ным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.


Воздух выходит посредине языка, когда кон-чик языка резко отскакивает от альвеол.

Расстояние между зубами в упражне-нии равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и края, вме.сто звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.


 

2) Повторять упражнение с помощью
пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без исполь-
зования пальцев. Зубы в упражнении сбли-
жены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произне-сение (чтение) слогов и слов с использова-нием пальцев. При чтении слов пальцы ис-пользуются только для произнесения слогов со звуком ч.


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: а—ч, о—ч, уч, ы—ч, я—ч, ё—ч, ю—ч,

и—ч, еч.

ач — оч — уч ыч — яч — ёч

юч — ич — еч ач — еч — яч

оч — уч — юч уч — ёч — ич

ыч — еч — ач еч — юч — оч

ич — уч — ёч ич — яч — уч

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге.

Образец: мя—ч, коч-ка, при-выч-ка.

Ач

Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.

Оч

Дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.


Уч, ыч

Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.

Яч, юч

Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, ко-лючки.

Ич, еч

Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колеч-ко, уздечка, навечно.

2. Без ударения на слоге.

Образец: быч-ки, яч-менъ, но-вич-ки.

Ач, уч

Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жуч-ки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.

Ыч, ич, яч

Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николае-вич, Сергеевич, ячмень.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.


Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: Затопили печку. Потеряли ключ.

У де-вю—чки кала—ч.

Ванечка на речке. Верочка ловит бабочку. В огороде бочка. В саду тачка без ручки.V Девочка уронила мяч.Мяч плывёт но речке. Снесла курочка яичко. Ниночка — опрят-ная девочка. В окошечко залетела бабочка.V Белочка прыг на ёлочку. Ела Таня булочку, запивала молочком. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз. Испугалась Олечка и сидят тихонечко. Куда ни глянешь — одуванчики, как ма-ленькие лампочки. Миновало лето, солнце из-за туч с лас-ковым приветом не бросает луч. Сосны-невелички, а на соснах птички. У Зицы в коробочке жучки, паучки и раз-ные Букашечки. Лесная земляничка росточком невеличка.

 

Загадка

Рыльца — пятачками, хвостики — крючками. (Поросята.)

Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.


в

Плавает уточка.


 


 

 


пришёл к больной девочке.

 



Упражнение. Составить предложения по картинкам.

Упражнение.Произносить (читать) тексты.

Загадка

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке,

(Удочка.)

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Облачковое молочко

Было жарко. Трава и цветы пожелтели.

— Хотите молочка?—спросил их лягушонок.

— Хотим, — сказали цветочки и травка.—Но нам нужно не простое, а облачковое молочко.

Взял лягушонок ведёрко и пошёл за молочком.


— Я дам тебе молочка, — сказала корова.

— Не нужно мне твоего молочка, — ответил лягушонок
и ушёл.

На полянке он увидел козочку. Козочка сказала:

— Хочешь, я дам тебе молочка?

— Нет, — квакнул лягушонок и пошёл дальше.
Он увидел облачко и попросил у него молочка.
Облачко дало молочка.

Вернулся лягушонок и говорит:

— А я облачковое молочко принёс!
Улыбнулась мама.

— Какое же это молочко? Это просто водичка. Кто её пить будет?

— Как кто? Цветочки и травка.

И лягушонок напоил их облачковым молочком.

(По Г. Цыферову.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКАЧВ ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Образец: ча, чо, чу, чи, чё, че.

ча — чо — чу чи — чё — чу

чо — чу — ча чё — чи — чу

чу — чи — че ча — чё — чи

чи — чо — чу чо — чу — чё

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге. Образец: чай, кри-чу, пе-чён-ка.

Ча

Чай, чан, чайник, чайка, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, начал, мочалка, каланча.


чо, чё

Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бечёвка, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, про-чёл, пчёлка, копчёный.

Чу

Чуб, чудо, хочу, кричу, уплачу, драчун, каучук, коль-чуга, дочурка, молчу, кричу.

Чи

Чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, кричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.

Че

Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, зачем, качели, ле-ченье, печенье, вечерний, черви.

2. Без ударения на слоге. Образец: ку-ча, колю-чий.

Ча, чу

Дача, куча, удача, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, кончу, жемчуг.

Чи

Зайчик, мальчик, пальчик, мячики, калачики, могучий, горючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, лётчик, кончик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.


Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.



 


Упражнение.Произносить (читать) предложения.

Образец: Мальчик с пальчик. Из чулана вылез кот.
На чемодане чехол.

Ученики учили урок. Нину лечили врачи. У девочек мячи. У мальчугана черепаха. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи. Мальчики у печи жуют калачи. Ежик очень колючий. Грачи таскают личинки и червей. Черныш рычал на мальчика. На двух колёсах я качу, двумя педалями верчу. Мальчики качались на качелях. Он кричал что есть мочи. Воробей чирикал: чик-чирик! В траве замол-чал кузнечик. Ученик прочёл рассказ по учебнику.

Загадка

Чёрный, проворный, кричит: «Крак!», червякам враг.

(Грач.)

Упражнение.Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) тексты.

Мама наливает чай из



На полу черепки от


Упражнение. Составить предложения по картинкам.




 


Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Кто чей?

— Чей ты, чей, лесной ручей?

— Ничей.

— Но откуда ж ты, ручей?

— Из ключей.

— Ну, а чьи же те ключи?
—Ничьи.

— Чья берёзка у ручья?

— Ничья.

Про бычка

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй, что попадётся!


Если мальчик про такого

любит труд, пишут тут:

тычет он

в книжку хороший

пальчик, мальчик.

(В. Маяковский.)

Чижик

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Маль-чик кормит и поит чижика. Только не поёт чижик. По-чему он не поёт, мальчик не знает.

— Чижик хочет на волю, — сказала мама мальчику. От-крыл мальчик клетку. Вылетел чижик. Сел на дерево чижик и запел.

Весёлые чижи


Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,


Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашу варили,

Сорок четыре весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочерёжкой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

(С. Маршак, Д. Хармс.)


Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Волчонок

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.

Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он поло-жил мешок с волчонком на пол.

Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А на-встречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тря-


почка, лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек поса-дил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно.

Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКАЧВ ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ

СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: В пе-чке чугунный котёл. Котёночек пьёт моло-чко.

Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка выучила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика корич-невые башмачки. Жучка зарычала в будочке. Телёнок пьёт водичку. Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и печенье. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок. Его бочок, как кабачок, Как барабан, Его живот.

Он клевер целый день жуёт. И вдруг

Несётся во весь дух

К бычку рассерженный

пастух.

Бочком из клевера бычок, Бочком бычок — И наутёк!

(Я. Райнис.)


Почка

Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться — на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь — уже лопнула и выпустила листочки.

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевели-лось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть, и на одном кончике появилась дырочка. В дыроч-ку, как в форточку, выглянул птичий нос. Незнакомый мир ворвался в яичко, где был птенчик. И чайчонок оробел. Но солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок упёрся, и яичко распалось. Очень напугался чай-чонок и закричал: «Мама!»

Так в мире одной чайкой стало больше. Зазвучал новый голосок. Был он робок и тих. Но он звучал, и мать-чайка его слышала. Чайчонок встал и шагнул. Крылья матери-чайки накрыли его, как руки.

(По Н. Сладкову.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—С И Ч—С Упражнение.Произносить (читать) слоги.


ча — са ча — ся са — ча ся — ча ач — ась юч — юсь юсь — юч


чу —су

чу — сю

су —чу

сю —чу

оч — ось

ич — ись

ись — ич


чо — со

чо — сё

со — чо

те — чо

уч — усь

еч — есь

есь — еч


чи — сы

чи — си

сы — чи

си — чи

яч — ясь ясь — яч


че — се

се — че


Упражнение.Произносить (читать) слова.

Ча—са, ча—ся

чайка — сайка качал — писал причал — присядь

чашка — Сашка стучал — кусал овчарня — псарня кричал — плясал

чо—со, чё—сё (со)

бачок — басок курчонок — гусёнок печёнка — сосёнка пучок — кусок чёрный — сорный копчёный — поросёнок

Чу—су

вылечу — вынесу хочу — несу чудак — судак

точу — косу лачуга — посуда

Чи—си, че—се

перчик — персик обучил — укусил чей — посей

личинка — осинка волчица — лисица качели — сели

точил — косил очень — осень кочерга — серьга

Ач—ас, оч—ось (ос)

плач — квас собачка — колбаска кочки — доски

качка — каска ночка — Моська ночка — носки




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных