Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 8 страница




я, он не замечает их своеобразия или не узнает в них хорошо извех ему типичных ситуаций. Бланковый метод решения задач не
элькО повышает активность, но и обладает очень важной особенногью: он позволяет объекгивизирОвать умственную деятельности ста- ра, “вьтнести ее вовне”.
Установлено, ЧТО ОСНОВНЫМ Недостатком существовавших.яеё и еще существующих на практике методов обучения являся неуправляемость процесса обучения. В, подавляющем больIнстве случаев обучение операторов построено так, что обучац ’ий, сообщал определенные знания или организуя тренировку,
-дит об уровне усвоения только по результатам экзаменов, не эганизуя и не контролируя внутренней деятельности обучаемо, тех способов или качеств, с помощью которых он овладевает наниями и которые обеспечивают вьтцолнение тех или иных дейтвий. Каждому известно, например, что процесс приобретения
й зависит от внимательности обучаемого, и к этому качетву всегда предъявляются высокие требования. Но внимательЮсть не означает только отсутствие отвлечения на другие объекi. Обучаемый, занятый только выполнением тех действий, коьте от него требуютя, все-таки может быть невнимательным,
юлускать ошибки и не замечать их, несмотря на наличие СООТетствующих знаний. И обучающий далеко не всегда знает, как
чить быть внимательным. Точно так же хорошо известно, что спешноСть обучения зависит от понимания материала, но не всеа удается обеспечить понимание материала каждым из обучаэщихся. Расхождения, возникающие iежду качеством соответ,твуюЩих умений и требований к ним, зачастую рассматриваюiся как следствие свойств человека. В практике обучения не-
ко бывает трудно добиваться высокой эффективности треники при овладении навыками. Обычно считают, что улучшёие качественных и количественных характеристик действий завсит от числа тренировочных упражнений, И ПРИЧИНУ недостатв в приобретении навыков чаще всего видят в малом числе заятий, отведенных на тренировку.
Согласно современным отечественным теориям в наше время iа такая организация обучения, при которой все его освные стороны будут находиться под контролем обучающего..аыми словами, процесс усвоения может быть управляемым, когiа зараиее известны цель обучения, необходимая степень качества усвоения и какими методическими средствами это может быть достигнуто.
14, возвращаясь к приведенным примерам, можно сказать, что внимательность - не прирожденiiое, а формируемое в процессе обучения качество. Вн имательность вырабатывается тогда, когда в число специально формируемых операций включены и операции систематического контроля действий, осуществляемого не после завершения действия, а в процессе его выполнения, причем даже с некоторым опережением. Понимание является результатом специально организованной познавательной деятельности. Улучшение результатов действия в процессе тренировки обусловлено изменением способов действия, их приспособления к условиям задачи. Эффективность тренировки зависит от того, четко ли выделены эти условия, определены ли наиболее адекватные способы выполнения и контроля действия ц в какой степени обеспечено их усвоение.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных особенностей организалии управляемого процесса обучения операторов, остановимся на некоторых параметрах действий. (18)
Как уже говорилось, деятельность оператора, как и любая другая деятельность, имеет сложную структуру, ее основу состав ляет мотивационная часть со всей ее разветвленностью в виде конкретных целей - ступенек на пути реализации мотивов - и исйолнительная часть, представляющая собой иерархкческую систему действий и операций, которые обеспечивают достижение целей и в конечном итоге реализацию мотивов.
В системе действий и операций выделяется собственно исполнительная сторона, т.е. система операций по непосредственному изменению объекта действия, обеспечивающая достижение результата, и познавательная, представляющая собой систему операций по отражению условий действия. Последняя получила название ориентировочной основы действия. В процессе обучения ориентировочная часть становится знанием, действие в целом - умением, а при достижении автоматизма, когда предельно ослабляется сознательный контроль за ходом выполнения, - навыком.
Многочисленные исследования показывают, что качество ориентировочной основы действия определяет и ход формирования действия в целом, и его конечный результат - качество сформированных знаний, умений и навыков, и самоконтроль правиль

процесса выполнения действия в различных условиях. Поэто- э’ основные управляющие воздействия в процессе обучения должбыть направлены на обеспечение условий для формирования полй ориентировочной основы действия. В круг этих условий входят:
1)четкое определение цели действия, т.е. выделение всей показамiей, которые должны способствовать выполнению поставленной
щачи; Ф
2)подробная характеристика объекта действия, выделение его
iметров, необходимых для обеспечения возможности решения иной задачи;
З)описание технологи ческих стадий преобразования объекта
содержание, последовательность, показатели, которым они олжны отвечать;
4)выявление необходимых орудий действия, их характерис определение их функций;
5)подробная характеристика состава исполнительных операций, торыми реализуется технологический процесс, способ их вьшолнеiя и последовательность;
6)выделение способов осуществления контроля за ходом выполне‚я действия;
7)ёхематвческое представление общего плана вЫттозшевия задания. При этом весьма существенное значение имеет метод органидии обучения на самом начальном его этапе, когда обучаемый
с этими услёвиями. Принципиально возможны два жовньгх пути. Первый: все необходимые сведения по каждому перечисленных компонентов ориентировочной основы действия аются в готовом виде как инструкция, с которой оператор долен ознакомиться и которую должен запомнить. Инструкцию доэлняют готовыми образцами действия (в виде описаний, схем, эказа). Этот метод условно назовем методом “образца”. Второй ‘ть: деятельность обучаемых строится таким образом, что в виде говых сведений вводят только некоторые принципиальные пожения, известные из прежнего опыта. Опираясь на них, учащийпод руководством обучающего сам строит всю необходимую
у операций, выделяет требуемые характеристики действия ё способы их контроля, опираясь на логику технологического проесса. При этом анализируют возможные исходы и правильных, и еправильных действий, рассматривают различные отклонения и
яют их допустимые границы. Задача обучающего состоит н том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить учащегося по правильному пути поиска ее решения. Этот метод можно назвать гiроблемно-теоретическим.
Конечный результат при обоих метоДiх один - знание инструкции, но качество этого знания принципиально разное: при проблем- но-теоретическом методе обесг’чивается глубокое понимание происходящих событий, появляется возможность правильных действий не только в данном круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях. Метод такого усвоения гарантировать не может, оно обеспечивается лишь у незначйтельного числа учащихся. Основная же масса людей, прошедших такое обучение, знает инструкции, т. е. умеет решать типичные задачи. Более того, реальный алгоритм действий, который сложился у оператора, в этом случае нередко отклоняется от допустимых пределов в силу недостаточного его понимания.
Причина недостатков обучения не только в том, что метод “образца”, т.е. обучение через ввГедение готовых инструкций, чаще всего использовался моцопольно. Более существенно то, что лишь в некоторых случаях инструкции содержат полную ориентиро- ночную основу действия. Этим и объясняется, почему так труден переход для большинства операторов от обучения к выполнению своих реальных обязанностей.
Секрет успехапроблемно-теоретического метода в том, что он соответствует основной психЬлогической закономерности: полноценное усвоение обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы.
для полного усвоения при любом методе обучения необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия. Принцип этот состоит в следующем: любое действие в процессе его формирования сначала должно быть сформировано как внешне развернутое действие, имеющее материальную форму (движения рук, перемещения взгляда и т.п.), а затем как умственное действие, когда появляется возможность совершать его в плане представлений, в “уме”.
Этим определяются основные этапы в формировании действия. Первый этап - предварительное знакомство с содержанием формируемого действия, его целью, характером, условиями вы-

янения, выявление того круга знаний, которые были получены рае и необходимы для новых умений как исходные.
Второй этап - развернутое мате15Тальное действие. На этом эта- ориентировочная основа действия осуществляется с помощью йьных предметов, их физических моделей, схем и т. п. Они позвоют сделать доступными для непосредственного наблюдения и внеш1 о контроля любые свойства и результаты действия, которые яв- Ются существенными для правильного его выполнения.
для того чтобы действие с самого начала строилось правильнельзя полагаться на память человека. Все основные положея инструкции даются оператору в удобной для обозрения фор(специальная карта), и он, переходя от одной операции к друй, должен работать с этой картой. Учебная карта - это удобный я целей обучения способ представления усваиваемого материЁа в виде развернутой программы действия. В основу комплеквания таких карт положены следующие принципы.
Каждая порция материала дается для решения задачи, имею- й относительно самостоятельное значение. для этого у обуча, ого должны быть необходимые исходные знания и умения.
.: Последовательность предъявления для усвоения новых карт iеляется последовательностью решения задач, необходимых
я выполнения полного объема рабУг.
Алгоритм действия, предлагаемый картой, должен иметь четтекстовое выражение (лучше всего, если он имеет форму табы, где отдельно представлены операции, учитываемьге техноогические параметры, названия исполнительных действий, спо- бы контроля). После знакомства со всей последоательностью
дается условное схематическое выражение алгоритма, озволяющее легко обозревать все операции данного цикла.
В случае проблемно-теоретического обучения такая карта чала строится самим обучаемым по мере выявления состава
пераций, определяющих их условий и характера результатов..
По мере овладения действием в развернутой форме согласно
рукции обучающийся запоминает основную последователь- сть операций и может обходиться без инструкции. Тогда карту..йрают, и оператор переходит к третьему этапу - речевому. аждую последующую операцию (и необходимые для ее выполIия условия) сначала называют, а потом (если нет ошибки в
‚азвании) выполняют. Если возникают какие-то неточности, обучаемый должен снова на короткое время вернуться к карте. Полное осознание и понимание действиi прямо отражается в точности формулировок, свободном называний любой последующей и предыдущей операции, в описании их общей схемы. На этом этапе реальное выполнение действия Целесообразно время от времени заменять подробным рассказом о ходе и условиях его выполнения. Любые недостатки этого этапа свидетельствуют о недостаточном овладении действием на предыдущем этапе. В таком случае следует возвратиться на этап развернутого выполнения действия с помощью карты - инструкции.
В случае свободного и точного выполнения действия в речевой форме можно переходить к четвертому этапу-действию в умственном плане, когда по заданию обучающего какие-то проме куточные операiщи выполняются в уме, и оператор называет только их результат. Этот этап обязателен для любых действий, даже таких, которые всегда представлены во внешней форме (двйгательные операции). На этом этапе обеспечивается и возможность предвидения очередных операций, и четкий контроль за ходом их выгюл нения.
На умственном этапе формирования действия содержание последнего претерпевает существенные изменения. Оно сокращается, т.е. на смену развернутыд формулировкам приходят краткие условные обозначения. Кроме того, действие быстро автоматизируется, т. е. приобретает форму единого акта, без выраженного расчленения на отдельные операции, и может выполняться без контроля сознания на промежуточных этапах. Такое действие называют навыком. Отработка действия на каждом из этапов до уровня навыка требует определенного количества упражнений, т.е. тренировки. Конкретный объем тренировки определяется точностью формируемых операций, методом обучения, уровнем предварительной подготовки обучаемого и другими факторами. Показателем натренированности служит достижение некоторого устойчивого минимума числа ошибок при устойчивом среднем значении времени выполнения действия (или системы действий). Конкретные требования к абсолютным значениям точности и скорости действий оператора определяют, исходя из особенностей объектов управления.
Большое значение при подготовке оператора имеют специально сконструированньие тренажеры.

Однако формирование многих навыков, особенно в тех слух, когда не требуется особой четкости движений или жесткой
iательности действий, возможно и без специально сконруированных тренажеров. Одним из возможных способов являя бланковый метод. Он представляет собой разнообразные рмьи. Особое внимание этому методу отводится при обучении
iторов динамичных процессов, где велика вероятность возкновения непредвиденных ситуаций. Суть метода- в том, что ютавляют стандартную схему, отражающую какие-то статиособенност управляемого объекта (схема железнодорожых путей, технологического контура, функциональных связей лератора и т.п.). Затем на нее наносят переменнЫе параметры
эляемого объекта, характеризующие его состояние на опрееленный момент. На основе их учета принимают решение о хактере необходимых управляюших воздействий и прогнозирут характер полученного результата.
Успешное обучение операторов может быть Гарантироваi{о)дьКО при выполнении всех названных условий формирования Ёиентировочной и исполнительной части действия и доведения
бходимого состава операций до уровня навыка. Правильно оставленное обучение обеспечивает создание положительных оций и мотивов, накопление необходимого объема знаний, выботку навыков -с требуемыми характеристиками устойчивоси легкости перестройки, общее развитие способностей, устойивость к влиянию внешних факторов, возможность постоянного еспечения должного уровня работоспособности.
2.1.4. ИНЖЕНЕрНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ “ЧЕЯОВЕКМАШИНА”
История развития техники, в зависимости от способа учета е.ловеческоГО фактора при проектировании взглядов на место еловека в проектируемой системе, знает три различных подхода проектированию. -
Первый подход связан с развитием “традиционного” техни- Ч Ского проектирования. Он заключается в проектировании отсльно взятых, изолированных технических устройств без учета к взаимной связи. Стыковка, взаимное согласование этих устств осуществляется только на этапе испытаний или же при эксплуатации СЧМ. Особенности работы человека учитываются в ходе проектирования лишь интуитивно, не требуют сколько-нибудь серьезного научного подхода. Для учета человеческого фактора достаточно накопленного человеческого опыта в создании предшествующих устройств. Такой подход был возможен, пока техника была сравнительно проста и не предъявляла серьезных требований к управляющему и обслуживающему персоналу. Хронологически в явной форме такой подход существовал вплоть до окончания второй мировой войны. На смену ему пришел новый подход, связанный с сисгемозЁхмическим проектированием. (9, 21, 34, 37)
Системотехническое проектирование имеет своим объектом не отдельные устройства, а единую теническую систему с учетом всех взаимосвязей и взаимного влияния отдельных устройств друг на друга. Особенностью системотехнического проектирования является то, что оно поставило вопрос об учете человеческого фактора при проектировании. При таком подходе человек рассматривается как один из существенных факторов, влияющих на работу системы. Учет человеческого фактора сводится к проектированию элементов связи человека с машиной (т. е. устройств отображения информации и органов управления) в соответствии с психофизиологическими особенностями работающего человека.
С точки зрения учета человеческого фактора системотехническое проектирование принципиально не отличается от технического. Объектом проектирования по-прежнему является техника (однако не отдельные устройства, а вся система), а человек рассматривается лишь как внешний фактор, влияющий (управляющий) на работу системы.
Однако дальнейшее развитие техники, бурный рост научно- технического прогресса очень быстро обнаружили ограниченность системотехнического подхода. Рассмотрение человека лишь как фактора внешней среды оказалось явно недостаточным для создаiщя высокоэффективных систем, управляемых и обслуживаемых человеком. Оказалось, что только проектирование элементов связи человека с машиной с учетом требований инженерной психологии не всегда обеспечивает требуемые выходные характеристики системы, если определять их с учетом влияния результатов деятельности человека. Иными словами, учет человеческого фактора только при проектировании средств отображения информации и органов управления в различных сложных системах

‚азался необходимым, но явно недотаточным для обеспечения буемой эффективности последних. Поэтому на смену систеi,техническому подходу пришел новый, комплексный подход.
Объектом проектирования при таком подходе является не прого техническая система, а единый комплекс “человек-техника”.
эвёк рассматривается в этой системе как одна из неотьемлеых составных частей этой системы, а при разработке системы юектируется не только работа технических устройств, но и дег льность человека в СЧМ. Иначе говоря, на основании всех ютижений науки, техники и практики решается проблема взаиодействия человека и техники в СЧМ с целью повышения зфективности функционирования последней.
Другой особенностью комплексного подхода является неободимость (возможность создания также проекта производства и нссплуатапии СЧМ, т. е. производство и эксплуатация уже пол-
стью задаются на стадии проектирования.
Проектирование СЧМ при таком подходе состоит из трех осовньих частей: технического, художественного (дизайнерского)
инженерно-психологического. Техническое проектирование закчается в разработке технической части СЧМ, оно подробно жарактеризовано выше. Художественное дизайнерское (дизайнерк е - от английского iеiп (замысел, проект, проектирование); иин дзайН равнозначен термину “художественное констуирование”) проектирование заключается в обеспечении неободимых потребительских свойств системы: красоты, удобства ксплуатации и др. Дизайнерское проектирование является отра- нием свойств эмоционально-мотивационной сферы человечесой деятельности, эстетического отношения к предмету проектиювания.
Инженерно-психологическое проектирование (ИПП) заключатся в решении всех вопросов, связанных с включением человека проектируемую систему. Одной из основных задач ИПП являи создание проекта деятельности человека аналогично тому,
iк задачей технического проектирования является создание проiта технической части СЧМ.
Однако только этим не ограничиваются задачи ИГIП. Кроме я проекта деятельности человека, в задачи ИПП входит
)гласование, стыковка технического и “человеческого” проеки создание на основе этого обобщенного проекта СЧМ. Следова134

 


Лекции по психологии тэуца. Учебное пособие.
тельно, сущность ИГ!]] заключается в обеспечении оптиiального (с точки зрения как человека, так и машины) взаимодействия этих компонентов СЧМ, а также в обеспечении требуемых выходных характеристик (эффективности) СЧМ, определяемых с учетом деятельности человека.
Необходимо особо подчеркнуть значение последней задачи, ибо в ряде источников сущность ИПП определяется как создание проекта деятельности человека без последующего учета влияния этой деятельности на характеристики СЧМ в целом, без оценки того, насколько хорошо этот проект “впишется” в систему в целом. Иными словами происходит нарушение принципа комплексности, а само инженерно-психологическое проектирование в такой постановке противоречит комплексному подходу к проектированию, поскольку проект деятельности человека создается в отрыве от проекта системы в целом.
В зависимости от места и роли проекта деятельности человека в общем проекте СЧМ существует два подхода к инженерно- психологическому проектированию, которые условно могут быть названы антроподентрическим и равнокомпонентным.
При антропоцентрическом подходе исходят из того, что вначале следует проектировать деятельность человека и ее функции. Технические же средства проектируются, как средства, обеспечивающие возможность эффективного (оптимального) протекания спроектированной деятельности человека, возможность развертывания в нужной форме психических и ИНЫХ процессов человека, необходимых для осуществления намеченных функций СЧМ.
При равнокомпонентном подходе человек и техника рассматриваются как равноправные компоненты СЧМ, проектирование которых ведется параллельно, одновременно (а в ряде случаев проектирование технических средств даже опережает проектирование деятельности человека) с последующей стыковкой, согласованием обеих частей проекта. Вполне естественно, что при таком подходе на одно из важнейших мест выдвигается инженерно- психологическая оценка выполненного проекта, в результате которого может быть принято решение о соответствии (несоответствии) проекта запланированным требованиям.
Необходимо отметить, что антропоцентрический подход является более прогрессивным и гуманньхм, он позволяет в принципе осуществить более эффективный проект. Однако пути прак’гичес

реализации и внедрения в практику ИПП этого подхода в настоцее время еще не определены. Поэтому антропоцентрический пода. вряд ли будет внедрен в ближайшее время в практику проектироiия. И все же потребности развития н совершенствования техники
ют создания уже сейчас практически пригодных методов проекювания. Более реальным в настоящее время является использова(е,авнокомпонентного подхода к ИПП.
Отдельно следует, на наш взгляд, остановиться на структуре женерно-психологического проектирования.
На основании сказанного выше под инженерно-психологичеспроектированием следует понимать весь комплекс работ по
ту человеческого фактора и оценке его влияния на выходные
актеристики СЧМ на всех стадиях ее создания. Конечной цею ИПП является обеспечение требуемой эффективности СЧМ
счет рационального учета возможностей человека и техничесх устройств, их взаимного согласования на всех стадиях проек- рования.
Проектирование начинается с анализа задач, которые долж- решать система. для этого проводят анализ статических и димических характеристик объекта управления, анализ возможiх потоков циркулирующей в системе информации, в. общих тах оценивают возможности человека и техники по решенжо оящих перед системой задач.
Следующим этапом является распределение функций между и техникой по решению этих задач. Распределение фуний ведется с учетом преимущественных возможностей человеi и техники по отношению дру1 к другу и в целях оптимизации
оторого выбранного показателя эффективности СЧМ. Пока- гель эффективности может быть как частным, так и общим. При щтимизации по частному критерию следует иметь в виду, что Iегема, оптимальная с точки зрения одного критерия, может быть оптимальной с точки зрения дугого. Поэтому более целесообазной является оптимизация по обобщенному критерию при наюжении целого ряда ограничивающих условий на частные кри Такая задача решается методами математического проэаммирования (линейного, динамического, выпуклого и др.).
После того как найдены исполнители (человек или техника) для каждой из задач, проводится инженерно-психологическое протирование групповой деятельности, распределение функций между отдельными операторами. при решении этой задачи нужно стремиться к максимально возможному упрощению структуры группы и связей между операторами. Однако при этом всегда нужно иметь в виду, что упрощение структуры группы в ряде случаев может привести к недопустимой информационной перегрузке отдельных операторов. Это явление должно быть исключено в процессе проектирования. В итоге на этом этапе должны быть определены типы и количество рабочих мест, решаемые на каждом из них задачи, необходимые информационные связи между отдельными операторами. После этого следует проектирование технических средств, обеспечивающих взаимосвязь человека и машины на каждом рабочем месте, т.е. проектирование внешних средств деятельности оператора. Здесь осуществляется проектирование средств отображения информации, органов управления, производится общая компоновка рабочего места.
Весьма важным этапом является создание проекта деятельности оператора, иными словами - проектирование внутренних средств деятельности. Наличие этого этапа определяет принципиальное отличие ИПП от традиционного технического проектирования. На этом этапе определяются структура и алгоритмьт деятельности, способы ее выполнения, требования к психофизическим характеристикам человека (обьему памяти и внимания, скорости реакции, эмоциональн й устойчивости и др.), производится проверка выполнения предельно допустимых норм деятельности оператора.
Последним этапом является инженерно-психологическая оценка СЧМ и сравнение полученных результатов с заданными в техническом задании. Инженерно-психологической оценке подлежат основные харакгеристиiси СЧМ (надежность, быстродействие, стоимость и др.), условия работы обслуживающего персонала, конструкция системы и особенности организации рабочих мест операторов, а также ряд других вопросов. В случае несоответствия каких-либо характеристик заданным, разработанный проект уточняют, пока не будет получен приемлемый результат.
Инженерно-психологическое проектирование как сложный и обобщенный процесс обладает целым рядом специфических особенностей. Одной из них является циклический характер ИПП. Цикличность ИПП заключается в необходимости решения всех перечисленных задач ка каждой из стадий проектирования (при разработке технического задания и предложения, на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования, при различнород

испытаниях и тд.). При этом на каждой последующей стадии)аботанный проект уточняют и улучшают. Следовательно, ИПП ь процесс последовательной оптимизации проекта СЧМ. 1сли на iльных стадиях большинство задач проектирования решают прикенно, в основном лишь на качественном уровне, то на последуих стадиях эти же задачи решают с большей точностью.
Из сказанного следует, что каждая из задач ИПП в той или иной пени решается на одной из стадий проектирования. Однако уроь проработки и решения этих задач на каждой из стадий проектиiания может быть различным. Одни задачи можно решать в об-
виде, другие - уточнять после решения их на предьщущем этапе.
Другой важной особенностью ИПП является, как уже указы- лось, его комплексный характер. Это означает, что объектом
в ходе ИПП являются не характеристики человека машины в отдельности, а характеристики СЧМ в целом.
И наконец, еще одной особенностью рассмотренной структуИП является то, что она не ломает существующую, сложивюся годами практику проектирования, а лишь дополняет ее в сiи учета человеческого фактора, позволяет преодолеть ограiченность и трудности других подходов к проектированию.
Следующий вопрос, который мы считаем необходимым растреть, это содержание работ по учету человеческого фактора различных стадиях проектирования.
При составлении технических требований (ТТ) и согласовании кнического задания (ТЗ) определяют назначение системы, решаеё ею задачи и условия функционирования. На основании аналиусловий, в которых будет работать система, и учета влияния
условий на операторов устанавливают степень соответствия юктеристик разрабатываёмой системы психофизиологическим
ожностям человека, определяют (предварительно) эффектив- ь системы с учетом человеческого фактора, дают общую иняерно-психологическую характеристику системы.
Основными вопросами учета человеческого фактора, подле согласованию в ТЗ, являются: эксплуатационная надежть системы в различных режимах с учетом работы оператоколичество и функции операторов, предполагаемый уровень тодготовки и сроки обучения, условия их работы; необходиь, принцип построения, тип и основные требования к трениочным устройствам операторов; порядок испытаний и оценки соответствия выполненных работ по учету человеческого фактора требованиям ТЗ.
Основными видами работ на этой стадии являются изучение и ана- лю документов. обосновываюiцих необходимость разработки системы; изучение характеристик объекта управления; изучение прототипа (если такой имеется); изучение и анализ результатов опроса и анкетирования лиц, эксплуатируюших аналогичную технику
для решения перечисленных задач можно использовать методы экспертных оценок, математического моделйрованвя и качественного анализа. На этой стадии должна быть проведена также калькуляция средств, необходимых для обеспечения комплекса работ по учету человеческого фактора.
При разработке технического предложения необходимо провести анализ ГГ и ТЗ, включающий общие харакгеристики системы, ее описание, а также уточнить функции, решаемые системой. После этого изучают статические и динамические харакгеристики объекта управления, составляют описание объекта и исследуют возможные методы управления им. Важной задачей является оценка объема и направлений потоков информации, необходимой для управления объектом.
Проводят сравнительную оценку возможностей человека и техники по скорости, точности, надежности и экономичности переработки выявленных потоков информации и предварительно распределяют функции между человеком и техникой. Составляют перечень задач, подлежащих автоматизации, и определяют степень автоматизации системы.
Цосле предварительного распределения задач, решаемых проектируемой системой по отдельным рабочим местам, определяют перечень и характер функций операторов, работающих ка отдельных рабочих местах, а также рациональные способы предьявления информации оператору и выдачи им управляющих в(хщействИй.
Разрабатывают предварительные требования к операторам. В результате этого определяют: психофизиологические характеристики, которьтми должен обладать оператор; необходимость проведения профессионального отбора; необходимую степень классификации обслуживающего персонала; требования к объему и характеру обучения операторовВ резугтьтаге всей проделанной на)щшiой стадии работы уточняют
таiсгшю-технические требования к проектируемой системе и техническое задание на эсккзное проектирование.
На стадии эскизного проектирования уточняют количество и содержание информации, необходимой для обеспечения эффективного функовирования отдельных подсистем, а также требования к способам и
твам представления визуальной и слуховой информации, опреде- г возможности и необходимость резервировакия информации.
Следующий этап: уточнение и обоснование требований к органам равления, регулирования и ввода информации, разработка рекоменп их проектированию. Уточнение и обоснование требований к очим местам и окружающим условиям (условиям внешней среды). На этой стадии продолжается также процесс предварительного прогирования деятельности операторов: разрабатывают рациональные
ы и способы выполнения ими своих функций, определяют хараки режимы работы операторов. для этого составляют перечни режив функционирования системы и разрабатывают предварительные алЫ деятельности операторов в каждом из этих режимов. Продол-
ется уточнение требований к психофизиологичёским качествам опсгоров, разрабатываются методики отбора и обучения операторов.
При технического проекта уточняют проведенное ранее пределение функций между человеком и техникой, а также распренение функций между отдельными операторами.
Производится детальное проектирование технических средств взаi оператора с машиной на всех рабочих местах. При необхомости изготовляют макет рабочего места, на котором проверяют и Ючняют расположение индикаторов и органов управления, а также положение оператора за пультом управления и условия обитаемости iешней среды).
Разрабатывают программы и методики испытаний и инженерно- логической оценки проектируемой системы. Основное внимание этом уделяют оценке алюритмов работы операторов - определению еменных затрат, вероятного числа ошибок при выполнении каждой iкцви, степени и характера загрузки оператора, его пропусккой споэсти, реальных и предельно допустимых норм деятельности.
С помощью разработанных методик проводят испытания на макете бочею места. По результатам испытаний уточняют компоновку раго места и алгоритмов работы оператора.
На этой стадии проектирования разрабатывают проекты техыичес)го описания и инструкции по эксплуатации. При их разработке обраюг особое внимание на обеспечение возможности легкого и быстрого
жия и освоения по ним техники. Разрабатывают также требования тренажерам, имитаторам и другим вспомогательным средствам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных