Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 3 страница




Скоросiъ утомления и степень его выраженности зависит не только от объективных обстоятельств, но и субъективных причин. Среди субъективных причин Н.д.Левитов считает наиболее важными возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивацию и интерес к деятельности, уровень развития волевых качеств.
Утомление может быть зическим (мышечное) и умственным (пСихическим). Утомление оператора является преимущественно умственным. это временное_сциюности, наступающее вследствие шения регуiяторнЫх пр9цес-
ни т восстандвли ваться, а нерви ая с и стема
обеспечивать нормальную регуляцию физиологических и психических процессов.
Есть основания связывать состояние утомления с процессом охранительного торможения, оберегающего нервные клетки от дальнейшего истощения и усиливающего восстановительные процессы. Утомление является закономерным процессом, сигнализирующим о необходимости дать отдых нервно-мьшiечной системе.
для обеспечения высокого качества работы оператора необходимо создать такой режим, который не допускает появления ошибок в работе. Это требует умения обнаруживать начальные стадии утомления, пока оно еще не отразилось на качестве работы. бъективные ощущения усталости у человека не могут служить достоверными показателями уiУГения из-за их неопрежеленности и нёвозможности количественного учета. Существует ряд ощ,показателей, которые могут получать количес 5iйейшими из этих показателей являются сле- дующие:
1. Изменение вегетативных функций: частоты п9льса, дыханi я и др. Однако в большинстве исслёдований констатируется отсутствие закономерных изменений этих показателей. Некоторы авторы отмечают, что при утомлении изменение частоты пульса и кровяного давления имеют место лишь 40-60% испытуемых. При этом у разных лиц эти показатели изменяются в раз-
/ ных направлениях.
2. Изменение возбудимости сенсорной сферы коры мозга. Обнаружены факты снижейия тктильной и слуховой чувствитель‚____•__ ___.. —.-----— ности при угомленииТПТ?ёет место измененйгрительной чув\ствительности: остроты зрения, чувствительности периферического зрения, времени устойчивости ясного видения и цветоразличения. Чувствительность может снижаться О сходного уровня.
я определения умственного утомлени я широко используется такой показатель, как критическая частота слияния мелькающих раз-
дражителей. Применяются электрические методы раааражения глаза (критическая частота слияния фосфена КЧФ), световые (КЧМ) и звуковые раздражения. Величины изменения этих показателей колеблются в пределах 0,5 - 10 раэдражений в секунду для КЧМ и КЧФ и 10-40 раздражений в секунду для звуковых раздражений.
Об изменении.скорости возникновения возбуждения при утомлении свидетельствует такой показатель, ак хрнакт.е. наименьшее время действия раздражителя удвоенной пороговой силы, достаточное для вызова физиологического эффекта. Есть данные о том, что в состоянии утомления происходит удлинение адекватной оптической хронаксии, электрической хронаксии глаза, а также хронаксии мышц, имеются также данные об увеличении двигательности зрительных последовательных образов при утомлении.
Признаком утомления корковых клеток может служить также увеличение длительности латентных периодов двигательных реакций на световые и звуковые раздражители.
утомлении характеризуется рядом показателей, полученных благодаря
троэнцефалографической методики: удлинение времени восстановления альфа-ритма после засветки, падение вольтажа альфаритма, увеличение числа быстрых и медленныхволн в ЭЭГ,а также увеличение коэффициента усвоения мозгом мелькающих световых раздражений.
Снижение чувствительности органов чувств и уллинение во времени каждого цикла возбуждения свидетельствует о понижении общего уровня возбудимости коры. Это явление можно считать результатом иррадиации запредельного торможения по коре.
Имеются данные о том, что указанные физиологические сдвиги тем больше, чем больше нагрузка. приводящая к угомлению. Так, например, вьщеляют три стадии утомлеНия, соответствующие длительности рабочего дня и уровню нервного напряжения у железнодорожыиiюв. Первой стадий соответствует удли нение латентных периодов простых двигательных реакций на 10-15%, второй стадии на 16-20% и третьей стадии -свыше 20%. Такая те закономерность отмечена в отношении КЧМ, которая снижается при интенсивной умсгвенной работе.

Установлено также, что изменение физиологических показателей в процессе работы не является прямолинейным. Наблюдается определенная фазовость изменения многих из указанных функций в процессе утомления. Часто в начале работы наблюдается повышение чувствительности анализаторов и укорочение латентных периодов реакций, затем происходит снижение чувствительности и удлявение латентных периодов. Так, укорочение латентных периодов, сменявшееся их удлинением, было обнаружено у летчиков во время длительных полетов.
П Повышение электрической чувствительности и укорочение
\ латентных периодов реакций являются признаками усиления воз-
- будимости и указывают на некоторые сдвиги в балансе нервных
‘ процессов в сторону возбуждения. Такое увеличение возбуждения может быть следствием активного отношения к работе, вызванного эмоциональным подъемом. Но это явление может быть также следствием ослабления. активного внутреннего торможения и может свидетельствовать о начинающемся процессе утомлен ня.
Следует отметить, что выявленные закономерности в изменении психёфизиологических процессов еще е дают возможности установить точные количественные критерии утомления. Так, нельзя считать огiределенное изменение латентного периода реакции или определенную степень снижения чувствительности органов чувств в каждом случае признаком одной и той те степени утомления. Сжцр уановленвя точных коiiичествещых критериев утомления связана с тем, что процесс утёiiения определяется целым рядом трудно учитываемых факторов. Среди них:
1. СЦещфщ(а деятельности. Изучение утомления проводится на различных видах трудовой и учебной деятельности, которые наряду с общими чертами обладают и своей спецификой. Прежде всего виды деятельност, азличаются по тому. какие нкциональньте системы активизируютГ в большей мере при их выполнении. Основная нагрузка может падать на зрительный, слуховой, двигательный анализатор, может вызывать большое напряжение интеллектуальных функций или совмещение нервно-психического напряжения с физическим. Поэтому для различных видов деятельности более значимьими могут оказаться разные показатели.

Разные виды деятельности могут предъявлять также различные требования к личности оператора по степени ответственности за качество выполняемой деятельности, что влияет на степень нервно-психического напряжения. Например, работа оператора, связанная с ответственностью за жизнь людей, вызывает максимальное напряжение и ускоряет утомление. При этом в некоторых видах деятельности могут быть получены противоречивые данные. Было установлено, что после дежурства у железнодорожных диспетчеров наблюдаются такие признаки утомления, как удлинение периода восстановления альфа-ритма после засвета, пдение вольтажа альфа-ритма, удлинение латентных периодов двигательных реакций на световые раздражители. Наряду с этим у этих же диспетчеров было отмечено стойкое повышение слуховой чувствительности. Это можно объяснить спецификой работы диспетчера, от принятия решений которого зависит безопасность многих людей. При этом основную информацию о происходящем он получает по селектору на слух и свои распоряжения отдает устно. В результате этого образуется стойкое возбуждение областей коры, контролирующих функцию речи. Такое стойкое возбуждение в данном случае не может свидетельстврвать об отсутствии утомления.
/ гiеi’ чес нооганим яч’т элаiiентв
урiПIгём самым вызывает ускорение утомления. ВИЛыдея.яв?юсти, насыщенна конвейере, вызываю щеуетление.
Как мы уже отмечали выше, утомление по своей биологической сущности является нормальным физиологическим процессом, выполняющим определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Определенный уровень утомления в конце рабочей деятельности даже является необходимым для поддержания достигнутого уровня тренированности организма к выполняемому виду трудовой нагрузки у работников, адаптированных к этой работе, или для повышения степени утiражненности у начинающих работников. Однако, если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового пёриода, то в этоа Iтёриод утомление развивается больше и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущи

период, т.е. будет происходить накогiление, кумуляция утомления. гiо женiiи работы в подобны iлы кпу ляция утомления может привести к появлению признаков переутёмления, т.е. iичесжого утомлв л”в-’дяруемого за оГйе периоды
Уоiтение, а следовательно, и переутомление развиваются в вДiiiт
той), однако трудовые нагрузки при выполненйГТi ходятся и на невозбудимые (кости, хрящи, связки, сухожилия) ткани, которые в связи с этим испытывают напряжение, в основном пропорциональное величине нагрузки. Когда величины напряжений превышают функциональные возможности данных образований, в последних возникают неблагоприятные изменения (потеря эластичности, разрастания, механическое вылущивание, перестройки внутренней структуры и т.д.)Тт на слишком большие кратковременные фюичекие нагрузки возникают травматические ювреждения в опорно-двИгатёльном аппарате (разрывы и поднадрт.iвы сухожилий, поврежденiiё отростков и тел позвонков и т.д.) и воспалительные процессы в мышечно-сухожильном аппарате. Чрезмерные психоэмоциональньте напряжения вызывают не-
-
врозы, психозьт, а в некоторых случаях и расстройства сердечно-сосудйстой системы (инфаркты, инсу.льты и т.д.).
фртiе Повят “ожно дать такое
определение: перенапряжение - это неблагопоиятнре пыщщре
(
ных физиологических сiстем или органов, об,ленно,змерными по величине Или длительности напряжениями этих систем или органов.
Напряжёния, возникающие в процессе трудовой деятельности, могут усиливаться и приводить к появлению признаков пере- напряжения при наличии неблагоприятных социально-психологических факторов, которые в ряде случаев суммируются с факторами, связанными непосредственно с трудовыми процессами, или, снижая уровень функционального состояния организма работающего, создают условия, в которых допустимый ранее уровень напряжения организма становится чрезмерным и может вызвать перенапряжение.
Тещом “психическая напряженность” обозначаются состояния человека, возникающие в усложненньтх условиях деятельности. Классификация психических состояний по уровню напряженности отражает взаимоотношения межлу условиями деятельности и психическими состояниями, с одной стороны, и психическими состояниями и успешностью деятельности с другой.
Урнная гiсихическая напряженность соответствует комфорти ым усло ви яi ёiё ГдтИ, рабТв имвыюм экиме Обычно в этом случае имеет место длительное сохранёйие работоспособности, отсутствие грубых ошибок, срывов и других аномалий. Со стороны психики умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, моти вированностью на достижение высоких результатов.
\Повышепная психическая напряженность сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных, стрессогецных7ёi виях.
Исторически концепция психического напряжения связана с физиологическими теориями ВЛннона и Г,ье.Началом экспериментальных работ по исследованию психической напряженности считают исследованиекЛе м(19З5) поведения, потребностей и аффектов как напряженных состояний. отечественноЙ лирвхуре понятие психи ческого напряженияг сса) нередко связывают с перенапряжением нервнiх процессов, описанным в работе Ф.ПМ рова 419б2) посвяшенной экспериментальным неврозам. Однак ывы.лри перенапряжении представляют собой дезорганизацию нервной деятельности. Повышение же продук—————-—-— -----
тивности деятельности, а также чередование противоположных функциональных сдвигов, наблюдающихся при психическом
с этой торния объяснить нельзя. В настоящее времяпсихичесiюё апряжение(рассматри вается как. рал психофизиологическая реакция возникающая при
лее резко роя iоцЫ угрозе (реальной или мии
или здорвы(И Эта реакция связана с различными ЫТОяа7тъитв1Ми остояшями и входит в сложный комплекс адаптивных реакций. Многие авторы указывают, что понять причины развития психического напряжения можно только с учетом всех компонентов деятельности, и, прежде всего, мотивов. “Характер состояний психического напряжения, - пишет Р.С.Лазарус, - причинно связан с психологической структурой, взаимодействующих с внешней ситуацией посредством процессов оценки и самозащиты. Только связывал характер стрессовой реакции с выше-

указанными гiсихическими процессами, Действуощими в людях с различными структурами, мы можем попытаться объяснить происходящие явления и получить возможность их предсказания”.
Состояние психической напряженности может выражаться вдву)
формах сдвигов по типу нарастания возбуждения (гипермобилиза- 1
) цйй)йiй же по пазвития тормозных реакций. Резкий сдвиг форм >ф О’ реагирования в сторону крайнего возбуждения или торможения вы-
зывается исключительно острыми психогенными стимулами. При от(носительно длительном действии ‘стрессового фактора нередко наблюдается переход фазы возбуждения в тормозную фазу.
напряжением как гип а и изи ованного, так и тормозй тi проявляются в виде общей дезорганизации аоведния, тормёШя 3атгее выработанных навыков (тем большего, чi он сложнее новых) нёiных реакций на неожиданные резкие раздражители, снижения работоспособности, затруднения в распрделении Вйймания, сужения объема внимания, ошибок восприятия, ровалов памяти,.
ных действий. Имеются ЛнЙыё, узiiййцие на нарушения в моменты психической напряженности оценок временных интервалов (В.Т.Лебедева, 1963). ичительной особщрстью поведения в состоянии психнческгоНапения.ялляетсЯуегибь” повёения ВО же вре щшаблонные действия протеi iот втом состоянии
му. Таким образём, самой общей характериСТТя напря-
является на ушение ст сложной деятельности.
Психическое напряжение, первично связанное нием общего уровня активности Т.ЩС, может развиваться не только под действием психических факторов (препятствующее утомление, эмоциональные во’цействия отрицательного характера), но и под влиянием физических условий окружающей среды (шум, вибрация, значительные колебания температуры, состав газовой среды и т.д.). Перечисленные причины приводят к снижению или повышению порога возбудимости нервной системы и тем самым нарушают адекватность нормального рабочего состояния человека. Стремление поддержать надлежащую рабочую форму” волевыми усилиями может привести даже к возрастанию психического напряжения. Часто такого рода нарушения возникают вследствие чрезмерно выраженной предшествующей фазы “предрабочего состояния”. 14еiсщiое мь1сленжер игрывание” предстоящей деятельности может нарушить ночной сон и привести к утомлению. В результате “рабочая форма” в момент самой деятельности оказывается нарушенной- Примерно тот же эффект достигается в спортивной деятельности в ситуации “предстартового перегораi-i ия”.
Основной причиной развития состояния iiсихического напряже.. __.._
ния В.С.Мерлин (i967) считал трудные ситуации. В его исследова-
которое как
функция доминантьи еще благоприятно сказывается на работоспособности, зависит от лабильности системы нервных центров. Чем они лабильнее, тем благоприятнее условия для образования доминанты и тем выше тот предел трудности задачи, при котором доминанта переходит в парабиоз. С этой точки зрения становятся понятными экспериментальные факты, свидстельствуюшие о том, что одновремен iое действие нсклькИхэкстреМал!?. факторов не
водит к большим нрушениямдействйеловека чемацие квас- дого иа ыи одель Мяхпрвляется одна из цр”еееов, заключающаяся в том, что при одновременнм существовании двух доминантных очагов происходит взаимное ослабление их силы.
Исследования отечественнЫх психологовВ1.МариЩука, Е.А.Милеряна, К.К.Плоноiа, В.В.Суворовой и др.) позволили установить, что психическая напряжённость по разному влияет
на поведение человека. Наиболее часто выделяются ‚iе фрр- - мы поведения человека в экстремальных условиях Леятелii:
- — __а____ — - - — --
-./ 1.Напряженный тип подения. Он проявляется общей заторможенностью, скованностью, напряженностьЮ и импульсивностью движений.
2. Тормозной тип поведения. Характеризуется почти полной заторможенностью действий, возникающих под влиянием необычных, ответственных и эмоциональных ситуаций.
З. “Трусливый тип поведения”. Психическая напряженность может так отразиться в сознании человеЁа, что вынудит его отказаться от выполнения своих функций. Чаще всего в этих случаях наблюдается апатия, пассивность, стремление оградить себя от всякого вмешательства в ход событий. В таком поведении проявляют себя эмоции страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения.
4. Прогрессивный тип поведения. Воздействие экстремальных обстоятельств далеко не всегда оказывает отрицательно

влияние на эффективность деятельности. Существует такая категория людей, которая в экстремальных условиях достигает наибольшей эффективности деятельности. Такой тип поведения Уй ар еризуется оптимизмом, боевым задором, повышенной работоспособностью, мобилизацией физических и психических сил организма.
В связи с тем, что всякая деятельность в стрессогенной ситуации обiзательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, длительная психическая напряженность может иметь неблагоприятные последствия. Существуют типичные болезни сТрессВй этиологии” - сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, астма и др. В серии исследований М.Фридмана и Р.Розермана (1979) выделены два основных типа людей, разли- ча по степени стойчивости к стрессу. -
единяет людей, подверженных стрессу. Они отличаг ются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяюшим
весь стиль поведения и жизни. У них чаще наблюдается выраженная склонность к трувому соперничеству, стремление к высоким достижениям, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство,
\‘ гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение ли) цёвоц мускулатуры, чувство хронической нехватки времени и
повышенная суетливость.
Тип В объединяет лиц, усiойчивых к стрессовьим воздействиям, о ющих противоположными личвостными качествами.
Таким образом, психическая напряженность сказывается не только на продуктивности деятельности, но и на состоянии здоровья. Так лица подверженньюе воздействию стрессовьтх (тип А)ютсчн-сосудистымиза,щамяв раз чшце чем устойчивые к стрессу (тип В). Поэтому снижение пси
ёёй йiтйёи; iIсёiiёчёййё илГи ограничение причин возникновения стресса является важной психогигиенической за-
- дачей качестве основных

циалисты выделяют следующие:
- (1. Научно обоснованный психологический отбор лиц для дея- тельности в экстремалькьих условиях.
‘ 2. Воспитание эмоциональных моральных и волевых качеств личности, которые позволили бы произвольно управлять психическими состояниями в процессе напряженной деятельности.

3. Создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.
С понятием напряженности тесно связана разработка психолог ческих асп ктов безопасности труда.
или состояние монотонии - комплекс физиологичес их. о ъективных
ний в организме человека, возникающих при монотонном труде. Следовательно, трМи мои цоть’л,р;цовном.Хараятеризует внешние объективные факторы.трудовой деятельности, а
термин большей стегiени относится к
рёакциям человека на монотонный труд (Ii).
В настоящее время азличньге азделяются н _ _ категории:
1 Монотонность действия, илГмонотонность первого вида, при ‘которой состояние монотонии возникает в связи с ВЫПОЛНСНИем однообразных рабочих действий и частым их повторением.
2. М’онотонность обстанки ожидания, или монотонкость вторёг вида, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации (сесорный голод”), а также вследствие цассивного наблюдения и контроля за автоматизированным процессом.
При первой категории монотонньгх работ степень выраженности состояния монотонии зависит от следующих факторов тру-. дового процесса: количества однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительности отдельных рабочих операций, степени сложности выполняемых операций, прииуди тельного ритма и темпа, величины и интенсивности мьишечных нагрузок и т.д. При этом, чем меньше количество элементов в однообразно повторяющихся рабочих операциях и чем эти операции короче, тем монотоннее труд. Кроме того, чем более просты по содержанию отдельные элементы операций и все операции в целом, тем в большей степени развивается состояние монотонии.
При второй категории монотонных.работ, основу которых составляет малая величина информационной нагрузки, определяющими являются следующие факторы: малый объем полезной инфёрмации о ходе технологического процесса В единицу времени, небольшая степень ответственности за принимаемое решение, ограниченность поля наблюдения оператора небольшое количеств

объектов наблюдения и активных действий оператора в единицу времени, бедность внешних раздражителёй и др. При этом, чем меньше объем информации воспринимает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна и важна, тем в большей степени развивается состояние монотонии. Имёют значение также наличие и продолжительность интервалов, в течение которых полезная информация не поступает. Чем продолжительнее такие интервалы, те нотоннее т д.
Среди факто ов,
тонии, одно из ведущих мест занимает степ нь ункционально о рабочего напряжения. Этот вид напряжения создается всей совокупностью различных особенностей труда - величиной мышечных усилий, темпом работы, степенью ее точности, наличием прину дительного темпа, степенью сложности и ответственностью, уровнем нервно-эмоционального напряжения, количеством и сложностью перерабатьгваемой информации Ипр. По мнению большинства авторов, ______________
тем степени монотоннь’й, оЮб’разны труд приводит к,цВитию состояния монотонии. К факторам г — относятся
гипокинезия игиподинамия, низкая. ответственность, а также особен йости окружающей, обстановки: постоянный фоновьгй шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортньгй микроiслимат, зам кнутость й’ ‘iдiюобразное оформление интерьера помещений и т.п.
Степень влияя монотонных трудовых процессов на психофизиологическое состояния работника во многом определяется его индивидуальными особенностями и зависит от типа Нервной системы, темперамента, свойств личности и др. При одинаковом уровне квалификации далеко не все лица одинаково устойчивы к деЙствию фактора монотонности. Известно, в частности, что существуют
люди,1,5Г 1 и Т Ц ‘[.. (Фетисiсин Н.П., 1974). По—мнению некоторых исследователей, молодые люди (от
20 лет) более чувствительны к монотонности труда, чем люди более старшего возраста.
В процессе исследований также установлено, что людей, отличающихся [—
Г*$IIГ[Г к монотонии, характеризует определенный типологический комплекс. Как правило, это люди со
____ относительно процесса возбуждения, с боле процессами. Устойчивость к монотонии

.
соседствует также с IГ’ i, замкнутостью, НИЗКИМ уровнем нейротизманысокой эмопиональность и низкой тревржностью. Люди, менее устойчивые к монотонии, как правило, работники с более сильной нервной системой1 с высокой подвижностью нервных процессов, общительные, сангвинического характера, эмоционально менее устойчивые, с высокой тревожностью (высокий уровень нейротизма).
Таким образом, среди прочих факторов психические особенности личности, несомненно, имеют важное значение при характеристике степени влияния монотонного труда на развитие симптомокомплекса, характеризую его состояние мо1щ. -
Важным является вопрос
этой целью могут бТж,лшльзовны,еЛриеМьак
1. Повышение заинтересованности в вьполнении повторяю- щихся трудовых заданий, осознание их необходимости. Особенно большое значение имеет понимание глобальных и этапных целей работы. В данном случае повышается роль мотивации и внешней стиьуляции. Чем яснее и отчетливее стоящие перед работником цели, тем больше он заинтересован в результатах и тем меньше подвержен переживанию состояния монотон ни.
2. Периодическая смена трудовых заданий, либо изменение ритма работы.
3. Регулярное информирование работника о его успехах и достижениях. Использование соревновательного компонента.
4. Введение постоянных раздражителей, например, функциональной музыки при механическом монотонном труде.
5. Создание, внешних условий трудовой деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и монотонии. Например, при возможности менять место выполнения трудовых заданий и т.д.
Все эти приемы и другие позволяют отодвинуть наступление монотонии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о трудности нахождения единых для всех видов деятельности критериев утомления. Правильнее будет искать их для конкретных видов деятельности, опираясь на анализ их специфических условий.
другим важным фактором, влияющим на угомление, является отношение людей к выполняемой работе. В пределах одного и того же вида деятельности динамика изменения функциональных состояний нервной системы может быть разли4нЪй в зависимости

Лекции по психологии труда. Учебное пособие.
от наличия интереса у человека к работе, от его добросовестности и ответственности за ее результаты. Так, при напряженной умственной работе КЧМ может не только не снижаться, но даже вовышаться у лиц, перекивших в процессе работы сильное эмоциональное возбуждение или относящихся к работе с большим интересом и увдечением (Г. Буш и Е. Уокхолдер, 1953).
Влияния отношения субъекта к деятельности можно избежать, только применяя такие показатели, регистрация которых не связана с его активным участием. Такими являются ЭЭГ-показатели. Но, по-видимому, совершенно избежать влияния субъективных отношений к процессу работы невозможно. Эта важная сторона проблемы утомления требует специальных исследований.
3. Большое влияние на процесс утомления оказывают типологй’ческиё особенности нервной де остчеловека. дiсе при характеру работе и примерно оЛ1?накойби отношеияи к ней процесс утомления будет вротекать различно у людей с разными типами нервной системы.
Индивидуальные различия по силе нервных процессов ёказьтваются на скорости развития утомления. Чем ниже работоспособность нервных клеток, тем скорее в них при усиленной нагрузке развивается запредельное торможение. Чем ниже пороги чувствительности (что присуще слабому типу), тем на большее число раздражителей реагирует нервная система и тем скорее в ней может развиться запредельное торможение. На процесс утомления влияет также уранновешенность нервных процессов. У лиц с преобладаиием возбуждения при утомлении наблюдается увеличение условных реакций и растормаживание дифференцировок, преждевременные реакции при запаздывающих рефлексах. Здесь тормозной процесс раньше обнаруживает признаки истощения. У лиц с преобладанием тормозного процесса, наоборот; наблюдается уменьшение условных реакций, задержка залаздывающих рефлексов. У них раньше истощается процесс возбуждения. По некоторым данным, у людей с более слабым торможением перед насiуллением тормозного состояния при угомлении наблюдается фаза сильного воз’ждения. У лиц с более сильным торможением такой фазы не наблюдается. возбуждения наблюдается большая у’юйщвостi. трч ляых скIуашях’ В условиях монотонной работы у них скорее развиваются тормозные состояния, чем у людей с более слабой нервной системой при преобладании торможения.

Очень важным вопросом, связанным с проблемой утомления, является вопрос о возможности работы в состоянии утомления и о борьбе с утомлением.
Iiи9:жно разделитьна первичное и втор.. Первичному утомлению свойственно быстроеразвитие и столь же быстрое исчзновение после прекращения работы. Это связано с возникновением концентрированного очага торможения в коре мозга. Вторичное утомлехарактеризуеТся медлен ным развитием и медленным исчезновением вследствие возникновения застойного очага неглубокого торможения. Продолжение работы на фоне сильного утомления мт оказать небiiгёИХiiбе влия ние на организм. которое может быть острым - как результат одноi о’лаенной елга!ы9сти и деятельности: Переутомление может йызвЁь функциональные расстройства центральной нервной систем’ы типа неврастении или координатор- ного невроза, возникающего в рез ате превышения возбуждения над торможением, а также нарушение систем, обеспечивающих адаптацию к состоянию напряженности ст сес. Вместе с
тем не исключена_,, деятельности человека в состояни iятельность в этих условия является даже хорошим ______
рованность человека. Поэтому поЫ к вопро ВОЗМОЖНОСТИ работы в состоянии утомления должен быть индивидуальным и конкретным для каждого вида деятельности. Возможность рабоТЫ ПИ развивающемся утомлении индивидуальна.
ных услови рем абощнфщщаХСЛН. может ссставлят его работы. В неблагоприятных условиях иЛйюжилом возрасте это время снижается.
Нередко в производственных условиях в конце рабочей смены ра— ботоспособность iновь начинает подниматься. Это так называемый “вый_ие4.связанный с эмоциональной реакцией человека на близкое окончанi работы и предстоящий отдых.
д) период восстаковлею(*
Окончание работы происходит, как правило, в тот момент, когда
у организма накопился “кислородный долг”, возникающий в процессе деятельности. Период, который необходим организму для покрытия кислородного долга и восстановления работоспособности, называется восстановительньим. Процессьт, связаннiве с восстановлением






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных