Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 1 страница




активный), субъект - их инициатор в системе “субъект-объект”. Излишне говорить, что активному воздействию на объект гредшествует процесс мысленного проектирования хода этого воздействия и его результатов. Надо специально создавать, пусть, казалось бы, “излишние” с чисто технологической, производственной точкй зрения, условия для того, чтобы человек-исполнитель имел все же возможность некоторых самостоятельных усилий мысли, поисков и находок. Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуальным особенностям.
Удовлетворение от труда -_ай!Iо важная хаактеристикц детел исубъетаКаждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой почерК - индивидуальный сгиль в работе и когда этот стиль не мешает ему себя реализовать, “быть самим собой”. Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный процесс его телесного и духовного развития.
Важным условием эффективвого воздействия субъекта на объект является
свойство психики, как известно - отображениеПоденирование объекта). Поэтому. однид главн лаа рюития, о котором идет речь- —.ариобретение чел всеолее точюйи широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в ро.1Ё4 срелы по отнощенн..хсдавю (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе пцми. человек лиiный опыт, но и опыт всего
человечества. -
В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от формирования представлений дошкольников о труде взрослых, заканчивая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности как условий высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это одновременно и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т.е. звено мировоззрения.

Человек - система саморегулирующаяся. Важнейшие психические регуляторы его активности - потребности, интересы, идеалы, - одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное отображение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую (надинтуативную) активность. Отметим еще рано направление развития человека как субъекта труда - формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной. Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия..усвоения знаний, умений, навыков (не говоря уже о там, что убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности). (9)
О.юлравлений развития человека как субъекта труда - усвоение и сове ёйствойание (в качестве собственных приобретений) о6щественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства и средства межличностного взаимодействия - вербальные и невербальные).
И ориентировка в среде, и функции направленности личности, и дополнительные операции предполагают развитие некоторых психологических качеств, способностей. В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда - формирование системы устойчивых личностных качеств, создающих важность успешного выполнения деятельности, т.е. способностей.
Важным направлением. й4ВаТИ лелове субъекта труда являются совершенствование его знаний о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, неповторимых для каждого условий -.формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.
Субъект труда характеризуется наличием определенной структуры.
характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с со всеми компонентами личности, уровень дейстй, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий. рассмотрим обозначенную структуру подробнее.

деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующийся полной психологической структурой (сознательное предвосхиение социально ценного результата, сознание обязательности 4остижения социально фи ксирован ной цели, сознательный выбор применение, совершенствование или осознание межчеловеческих производственных зависимостей, отношений (живых и $епiествленных), включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная: она определяехся иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе ёам человек. В состав этого уровня входят следующие основные компоненты: общие способности человека (активность, саморегуляция); общая ориентировка в субъективной картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личностны планы; характер как система отношений человека к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образцов каждого уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего “Я” своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности фматического и нервнопсихического здоровья.
действия - совокупность процессов. познания и. исполнения, направленных. (благодаря мотивации) к достижение ближайшей осознанной цели. действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять При этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное “логике вещей” представление цели; способность произвольной регуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном). или социльно-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их.

Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном. персептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия (“ускорить темп-”, “усилить нажим” и т.п.).
Уровень микроэлементов действия - уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей, познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию.
В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Но иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно. Оно и то же действие человек может выполнить разными способами. Выбор способа зависит от результатов предшествующего действия и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие
способности человека.
Все это создает трудности для использования методов формального описания деятельности. Всё многообразие действий может быть сведено к четырем видам: педметно-практические, предметно-умственные, знаково-практические и знаковоумственные действия.

Классификация трудовых действий
К предметно-практическим действиям относятся такие, как перемещение’ предмета в пространстве, изменение его формы и т.д. Основную роль в регуляции этих действий выполняют преимущественно перцептивные образы, отражающие пространственные. физические и другие свойства предметов и обеспечивающие изменения рабочих движений по их силе, величине и продолжительности (в соответствии со свойствами объекта и’задачами деятельности).
Предметно-умственные действия - это оперирование с образом предмета в уме. Такое оперирование предполагает развитую систему представлений и умственных действий. Примером действий этого вида является умственное экспериментирование.
Знаково-практические действия представляют собой практическое оперирование знаками и знаковыми системами. Примером их являются письмо, прокладывание курса по карте, оперирование с приборами, несущими информацию в знаковой форме.
К знаково-умственным действиям относятся оперирование со знаками в уме. Например, умственные действия, посредством которых осуществляются логические и вычислительные операции.
два последних вида действий позволяют решать широкий круг задач в обобщенной форме.
В каждый момент выполнения действие адекватно предмету, средствам и условиям труда. Это возможно только потому, что они так или иначе отражаются в сознании человека, а возникающее отражение выполняет роль регулятора действий. Информация о текущем состоянии предмета действия и условий его выполнения выступает в форме субъективного образа. Существенная его характеристика - оперативность.
Оперативный - значит приспособленный для правильного и быстрого выполнения тех или иных задач. Идеальное специализированное отражение объема (предмета, процесса, явления), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом.
Оперативный образ - это концептуальная модель в действии (в данный момент времени), в динамике достижения поставленной цели.

Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результатах действия. Эти сигналы включаются в оперативный образ, корректируют его и уточняют. Таким образом, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему (рефлекторное кольцо), включающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возникающие при выполнении действия.
Психологический анализ деятельности оператора показывает, что ее основными психологическими составляющими являются: вектор мотив-цель-обрат-цель, восприятие текущей информации и концептуальная модель, принятие решения, программа (план) действий, предвидение, структура действия и уровни регуляции, восприятие результатов действия (обратная связь). Перечисленные составляющие об-, разуют единую целостную структуру. Из этого следует, что инженерно-психологические исследования не должны ограничиваться рассмотрением и учетом только “входных” и “выходных” характеристик оператора. Необходимо учитывать всю совокупность психических составляющих деятельности. (19)
В общем виде под субъектом труда следует понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям трудовой деятельности.

1.2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ, МЕТОДЫ ИХ ДИАГIЮСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

1.2.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование рассмотренных психологических составляющих деятельности обеспечивается сенсорно-перцепттивными, мнемоническими и интеллектуальными процессами, которые выступают как различные формы субъективного отражения реальной действительности. Материальным субстратом этих психологических процессов являются нервные процессы, изучаемые физиологией.
Нейрофизиологической основой деятельности является функциональная система, теория которой разработана П.К.Анохиным. Она представляет собой динамически формирующуюся организацию, которая избирательно объединяет разнородные центральные и периферические аппараты на основе их взаимодействия для получения Полезного для организма результата. Ее в 1935 году П.К.Анохин, изучая поведение живых организмов, установил факт обратной афферентации в достигнутом конечном приспособлении эффекта. Это дало возможность рассматривать функциональную систему как замкнутое физиологическое образование с непрерывной обратной информацией об успешности данного приспособительного действия. Функциональная система имеет следующие узловые механизмы:
Здесь: А - афферентный синтез; ОА - обстановочная афферентания; ПА - пусковая афферентация; Б - принятие решения; В - формирование акцептора результата действия и афферентной программы самого действия; Г-Д - получение результатов действия и формирования обратной афферентации для сличения полученных результатов с запрогр4ммировавным.
А. Афферентный синтез. (Афферентация - постоянный поток нервных импульсов, поступающих в ЦНС от органов чувств, воспринимающих информацию от внешних раздражителей или от внутренних органов). Здесь проходит обработка наиболее важной информации для принятия решения. Главная роль в афферентном синтезе принадлежит мотивационному возбуждению, т.е. информации, отражающей в данный момент потребность организма. Только после афферентного синтеза рождается намерение к действию.
Б. Принятие решения с одновременным формированием акцептора результата действия.
В. Формирование. программы действия.
Г. Реализация принятого решения в виде поведенческого акта.
д. Сличение с помощью обратной афферентации параметров результата совершенного действия с параметрами, отраженными в акцелторе результатов действия.
В процессе осуществления этого акта происходит обработка всей информации, поступающей в органы чувств от различных рецепторов. В него включается: мотивационное возбуждение, отражающее доминирующую в данный момент потребность; обстановочная афферентация (ОА на рисунке), способствующая удовлетворению потребности; извлечение из памяти результатов прошлого опыта и так называемый пусковой стимул. Мотивационное возбуждение играет решающую роль в формировании цели (или задачи) действия. (38, 39)

Теория функциональной системы открывает новые пути в изучении нейрофизиологических основ психических процессов. Суть состоит в том, чтобы исследовать не сами по себе изолированно взятые нервные процессы, а их организацию, системное строение. При освоении новой деятельности развитие её составляющих достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (а не обязательно максимальным). Иначе говоря, развитие каждой составляющей подчиняется развитию системе в целом (Патриков, 1982). данное положение лежит в основе трансформационной теории обучения (Венда, 1982).
При анализе процесса обучения операторов обнаружено, что в обучения” бывают неизменно включены периоды подъема и спада достигаемых результатов. Это объясняется тем, что за внешней стороной неравномерности процесса обучения скрываются процессы эволюции, изменения стратегии деятельности человека, перестройки механизма ее психической регуляции.
Необходимо отметить, что в деятельность человека так или иначе вовлекается не только нервная система, но и весь его организм: мышечная, дыхательная, кровеносно-сосудистая системы и т.д. Функциональная система организует и регулирует функционирование всех органов тела, подчиняя их основной задаче деятельности. Наруу с этим во всех функциях организма так или иначе проявляются все ее свойства. Поэтому регистрация, например, изменения пульса, артериального давления, дыхания, мышечного напряжения и т.д. дает ценные сведения для понимания психологических особенностей деятельности и ее нейрофизиологических основ. Эти показатели чрезвычайно важны и должны быть учтены при проведении инженерно-психологического исследования.

 


1.2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОИСТВА И ИХ ДИНАМИКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
другой характеристикой трудовой деятельности человека является взаимосвязь психических свойств и особенностей профессиональной деятельности. Речь идет о взаимном влиянии, с одной стороны, определенных психическихнческих особенностей человека на эффективность выполнения определенной же трудовой операции, с другой - условий и особенностей труда на динамику психических свойств человека. Рассмотрим основные особенности этой взаимосвязи.
а) индивидуально-типологические свойства

Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность. динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна.
Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следут помнить, что одно и то же типологическое свойство можёт иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления: слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность; инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной деятельности, в прочности временных связей и т.д. Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степенм совершенства нервной деятельности, а как разные способы уравновешивания организма со средой. Это важнейшее положение, сформулированое Б.М Тепловым, породило большой цикл исследований, направленых на выявление именно тех свойств, благодаря которым работники с противоположными типологическими свойствами достигают равной профессиональной успешности. Обусловленная типологически ми особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, получила название индивидуального стиля (4)
С помощью этих способов, приемов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Например, ткачихи с высокой подвижностью нервных процессов выполняют срочные работы по мере их возникновения, а инертные предпочитают ограждать себя от рывков в работе повышенным вниманием к предупредительным работам. Продуктивность тех и других одинакова, но достигается она разными путями.

Понятие «индвидуальный стиль» вмещает в себя не только внешние практические способы действия. К индивидуальному стилю относятся так способы и приемы организации психической деятельности, например, способы умственных действий, организации внимания и т. п.
Основным в этих способах и приемах является своеобразное соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности. В одних случаях мысленный план действий очень детализирован и в большей степени создается до процесса их осуществления, а в процессе выполнения он изменяется незначительно. В других случаях мыслительный план действий, создаваемый до их осуществления, имеет схематический характер, а в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. В первом варианте познавательно ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до выполнения и лишь затем сочетается с исполнительной. Во втором - познавательная, ориентировочная деятельность в основном протекает одновременно и в связи с исполнительной.
В зависимости от этого основного признака индивидуального стиля находится и различное соотношение контрольной и исполнительной деятельности. Если познавательная, ориентировочная, деятельность в большей степени осуществляется до выполнения, то контролирующие действия занимают большее место в процессе выполнения. В обратном случае их уделъный вес меньше.
Оба эти типа индивидуального стиля наблюдаются при выполнении как физического, так и умственного труда, в практической и теоретической деятельности при решении задач различной степени сложности и у людей различных возрастов. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что любая деятельность человека с необходимостью требует органической связи и единства ориентировочной, контролирующей и исполнительной деятельности. Во-вторых, тем, что - характер и форма этой связи в любой деятельности определяются наиболее общими и типическими свойствами нервной системы - силой и подвижностью нервных прёцессов.
Следующий признак индивидуального стиля заключается в том, что характерные для него способы и приемы действия имеют обобщенный характер. Они применяются одним и ткм же челоком не в какой-либо специфической ситуации деятельности или
при разрешении каких-либо специфических задач, а в самых различных ситуациях и даже в различных видах деятельности.
Наконец, успешные индивидуальные приемы и способы Выполнения формулируются лишь при условии активного положительного отношения и деятельности.
Возможности компенсации с помощью индивидуального стиля свойств, противодействующих успеху деятельности либо профессионально значимых, но выраженных недостаточно, ограничены.
Никакой индивидуальный стиль не может компенсировать отсутствия необходимых задатков (музыкальных, художественных и т.п.).
В некоторых случаях применение индивидуального стиля ограничивается или вообще невозможно в силу жестких требований деятельности, предъявляемых к способам и приемам выполнения.
Индивидуальный стиль не выручит специалиста, работающего в такой области, где часто возникают экстремальные ситуации предъявляющие повышенные требования к эмоциональной устойчивости, например, в некоторых профессиях, связанных с ракетной техникой, космонавтикой, авиацией.
Наконец, формирование индивидуального стиля требует достаточного осмысления требований деятельности и степени целесообразности приемлемых способов действия. Только при таком условии человек сознательно отобрать способы и приемы работы, соответствующие его возможностям и вместе с тем достаточно целёсообразные при данных требованиях деятельности.
Таково влияние типологических особенностей на результативность и характер выполнения профессиональных задач отдельным работником. Что же касается профессиональных задач, стоящих перед трудовым коллективом (бригадой, производственным участком), то, повидимому, наличие в нем представителей каждого из типов делает общую работу более эффективной: подвижные обеспечивают быстрое приспособление к ситуации неожиданных перемен, новых профессиональных задач инертные придают работе надежность, устойчивость в однообразных условиях, отрицательно влияющих на активность подвижных; слабые, благодаря высокой чувствительности к едва заметным раздражителям обеспечивают тонкую реактивность группы; сильные заражают коллектив своей энергией. Иными словами, производственный

организм, который, как правило, состоит из людей с разными индивидуально-типологическим и свойствами, благодаря этому имеет в своем распоряжении все способы уравновешивания с профессиональной средой.
б) сенсорные и перцептивные свойства
В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к индивиду, как случайному набору различных видов чувствительности, игнорируя структурный характер его сенсорной организации. Б.Г. Ананьев предлагает рассматривать в качестве основной характеристики сенсорики человека общий тип данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражителей.
Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, ‘ тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у воэбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов - большая у слабого типа, наименьшая - у инертного. Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т.п., реальным средством повышения эффективности деятельности специалистов является профессиональный отбор. Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, - уровень чувствительности анализаторов. для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобладание того или иного вида представлений в воображении, памяти, образном мышлении. Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта игщ специальной тренировки. Л.И. Селецкая исследовала зрительные дифференциальные пороги рабочих-шлифовщиков. Различительная чувствительность опытных шлифовщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня.(4, с.42-43) В.И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у анго- и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. (4, с. 42-43) Н.К. Гусев отмечал повышение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов. (4, с.42-43) Опытные сталевары умеют быстро и точно определять температуру печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала изменяется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттенков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован прибор, еще более точно воспроизводящий отгенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно короткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт.
Аналогичные результаты многочисленных исследований в области других анализаторов приводит в своей монографии Б.Г. Ананьев. Однако вывод об изменении порога чувствительности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев
не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порога служит сравнение новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с большим стажем может быть следствием стихийного отсева работников с болеё низкой чувствительностью анализаторов и соответственно меньшей профессиональной успешностью. В других случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, замеры чувствительности до и после тренировки не производились, поэтому нельзя делать вывод об изменении порога только на основании улучшения результатов, что может быть следствием овладения сенсорными навыками. Изучение сенсорных навыков показало, что они складываются йз запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперировавия образами, в частности, сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Вызывает интерес факт, подмеченный Я.К.Пономарем: если опытный специалист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппаратуре, он обращается к такому же, но заведомо исправному прибору, сравнивая их характеристики (зрительньхе, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов. Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков (“технического слуха”) для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и дигностических приемов извлечения информации о неисправности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышенной чувствительностью (хотя сре.iiи профессионалов, самостоятельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессионально важной зоне). Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изменения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успешности решения сенсорных задач остается открытым. Повидимому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс формирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализация процесса восприятия приводят к повышению чувствительности. (4, с.50-52)
Исследования АВ. Филиппова, Ю.А. Каликинского, Я.К.Пов
номаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным и пернегтгивНЫМ свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из. важнейших компонентов сенсорной культуры является культура наблюдения - полианализаторной, Целенаправленной еятеiы-iЬсй(восприятия опосредованного знаниями и мышлением Профессиональное умение вестй наблюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его (4, с.52-54).
в) аттенционные свойства
Профессвонально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость быстрота переключения, широта распределения - по-разному выступают в различных видах деятельности. для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и цереключения, для других профессий, главной целью которых являются. наблюдение и контроль (корректор, бракёр, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и потому мало изменяюся. Скорость переключения внимания зависит от нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.
Устойчивость внимания определяется силой возбудительного процесса. В лабораторном эксперименте у лиц со слабым возбудительным процессом Л.Б. Ермолаева-Томина наблюдала снижение умственной работоспособности почти в два раза уже через 30
- 35 мин. Она пришла к выводу, что сила нервной системы является основным фактором, обусловливающим возмжность длительной сосредоточенности, и что лицам со слабым возбудительным процессом (при прочих равных условях) труднее, чем «сильным»
справлятъся с профессиональными задачами требующими длительной сосредоточенности внимания, постоянного бдительного наблюдения. Вместе с тем Ермодаева-Томина отмечает компенсируюшее значение эмоционального фактора (заинтересованности в результатах работы) и привычки к систематическому соредоточенному труду (4, с.32).
действительно, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежашие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно.
Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество (и каких) объектов может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Прежде всего это зависит от того, сколько органов чувств участвует в процессе восприятия. Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обучении важно определить, с помощью каких органов чувств следует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Например, летчик может судить о скорости полета по прибору, по числу оборотов двигателя, по положению капота мотора относительно линии горизонта, по давлению на ручку управления, по шуму и вибрации самолета.
При выполнении действий, требующих распределения внимания между многими объектами, степень его концентрации на определенных объектах с течением времени епрерывно меняется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптимальной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики.
В трудовой практике возникает и вопрос о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения вниманйТс одного объёiёiГйа другой и катсов оптимальный темп его переключения? При составлений схем iiерекйо4ёния внимания важно учитывать зйаiiймость различных бтсеятов 4iа более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менееважйiё }1ёёходимо установить и правильный темп перекзвочения вии шiа. Язлжщiе быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключенииможйо утiустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изменения обстановки, налример, от степени вероятности появления препятствий на дороге: за городом эта вероятность одна, в городе - другая).
г) психомоторные свойства
Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий, в том числе не только моторных, но и сенсорных, и умтвенных, характерны:
1) целесообразность (целенаправленность);
2) адекватность текущего строения действия текущему состоянию объекта труда;
З) опосредованность действия орудиями труда; характер ее изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);
4) полиэффекторность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;
5) определенное соотношение фиксированных, автоматических, и изменчивых, перестраивающихся компонентов;
6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями, чертежами, технологическими картами и т.п.).
Анализируя общее строение деятельности А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не сущствует иначе, как в форме действия или цепи действий. Способ, которым выполняется действие, А.Н.Леонтьев обозначает понятием «операция». Операция отвечает условиям действия, а не непосредственно цели. Поэтому с помощью одних и тех же операций могут осуществлятъся разные действия. В свою очередь одна и та же цель при измецении условий, в которых она обозначена, может достигаться с помощью различных операций. Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших. опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) виды деятельности по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия - процессы, подчиняющиеся сознательным_целям. Наконец, это операции которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти “единицы” человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру.
Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный, временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Увеличение роли пространственного и временного компонентов приводило ко все большему членению крупных силовых движений на более мелкие дозировочные, обеспечивающие более точную дифференцировку силы удара или нажима.
С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий, (возрастает роль мьислительных действий) так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с «органами» дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозировочными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.
Сравнительный анализ макро-движений в трудовых операциях показывает, что переход от ручных действий (простого вбивания гвоздя) и одного из сложных (монтажа блоков радиоламп) к механизированному (штамповке) и автоматизированному производству (оперированию органами дистантного управления) сопровождается постепенным сокращением количества совершаемых макро-движений. Микро-движения кисти руки, ее пальцев появляются лишь в более сложных видах трудовой деятельности. В пределах одной и той же трудовой деятельности увеличивается количество микродвижений, включенных в наиболее сложные и точные движения.
Силовой фактор в процессеразвИтия тр даяее ботцще подчиняется прострiiiёёёiному и временному. В условиях механифак ор
окончательно подчиняет себе силовой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных