Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции по психологии труда. Учебное пособие. 4 страница




функций организма. также называются восстановительными. Характерной особенностью этого периода является то, что внешняя деятельность уже прекращена, а внутренняя (усиленные вентиляция легких и деятельность сердца, увеличение теплоотдачи с поверхности кожи, возбудимости нервных центров и т. п.) еще продолжается, а при некоторых видах работы, например, после статических усилий, даже увеличивается. Такое состояние проявляется при всех физ’иологических и психических процессах. Например, вспышка света ведет к расходованию в сетчатке глаза родопсина. Чтобы чувствительность глаза к свету восстановилась, необходим период покоя, во время которого происходят процессы восстановления родопсина.
Iро.доIiiительность восстановительного периода можтбЫирзличi о.на определяется тяжестью iтоё йнаботы, величиной сдвигов, происшедших в работавiлих системах, и величиной кислородного долга. Послеi.работы восстановительный период тяжеiхой.работы (однократной) он может длиться_ iiв., а после длительной тяжелой нагрузки восстановление может наступить только через несколько дней. При этом разные функции восстанавливаются с различной скоростью. Существует очень важный для практики вопрос - совпадает ли момент восстановления работоспособности с восстановлением указанных физиологических функций. В специальных исследованиях была чена корреляция лишь между показа раотоспособности и показателями нервномышечной систёГ ВегёатийыГуЁ тйтанавливались позже покайл раоотоспосооности. атрi, были случаи, когда косм6iуёУГёгзк7ГЪродолжал управлять кораблем в тот момент, когда по физиологическим данным он должен был находиться в бессознательном состоянии. В целом этот вопрос еще недостаточно изучен. Некоторые авторы считают, что показателем полного восстановления работоспособности должна служить та функция, которая восстанавливается последней.
Своеобразна динамика восстановительных процессов. Вегетативные функции (пульс, кровяное давление, частота дыхания, потоотделение и др.) в восстановительный период приходят к исходному уровню. Некоторые показатели работоспособности, придя к исходному уровню, затем могут превзойти его. Например, возрастает интенсивность обменных процессов, увеличивается сила рук. Это сверхисходное повышение называется след®ым последеЙствием, или следовой экзальтацией. В

связи с этим явлением период восстановления нельзя рассматривать только как период погашения “кислородного долга и восстановления работоспособности. Восстановительный период - это также период, в течение которого происходит функциональная перестройка организма и процесс упражнения, оптимизации системы в данных условиях деятельности.
Учет всех отмеченных выше закономерностей есть необходимое звено научной организации трудовой деятельности и предупреждения производственного травматизма.
1.2.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМА ТИЗМА
Производственный травматизм называют
века”. По данным Всемирной организации здравоохраненияВОЗ_ смертность от несчастных случаев в наше время iмiЗ-е место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Причем эта поражает прi iёётвенно молодых трудоспособных людей. И это в определенной мере порождение человеческих рук, издержки технического прогресса. По мнению исследователей, на сегодняшний день основным методом борьбы с производственным травматизмом, или даже единственным, остается профилактика. С точки зрения психологической науки повышение эффективности процёсса обеспечения безопасности труда связано с ответом на следующие вопросы.
По каким причинам происходят несчастные случаи? Почему естественный иммунитет, которым в данном случае является присущий каждому нормальному человеку природный инстинкг самосохранения, не способен уберечь людей, по крайней мере некоторых? -
Существует ли предрасположенность к несчастным случаям, зависящая от врожденных свойств человека, различаются ли люди по этим свойствам или в этом отношении все одинаковы?
Если такие свойства есть, то в чем они состоят и можно ли их выявить в ситуациях, не связанных с несчастными случаями?
В начале рассмотрим основные понятия, которыми оперируют исследователи, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы.
Везопасность труд состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов. (11)
Несчастный случай - внезапное непредвамеренное повреждение

организма человека (препятствующее нормальному осуществлен ию деятельности) в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения.
ролственный тiавматим совокупность производственных травм.
рIины несчастн чаев делятся на технические (связанные с отказом в работе технических средств) и организационные (связанные с человеческим фактором).
Орна труда - совокупность экономических, организационных и вравовь;х мероприятий, обеспечивающих безопасность трудящихся в производственных процессах. Основным методом охраны труда является применение системы техники безопасности. Техника безопасности должна ревiари основные зад:
1 - созданиеёйики, при работе с которой исключается опасность для человека;
2 - разработка специальных средств защиты человека от опасности в процессе труда; -
3 - организация условий для безопасной работы, в том числе обучение людей.
При этом техника безопасности основное внимание направляет на материальный фактор труда. Однако, по данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев чаще всего является работающий человек (т.е. субъективный фактор), а не техника. Именно человек по тем или иным причинам нарушает предписанное техникой безопасности течение трудового процесса. Различные исследователи указывают, что вина челоВекаможт. констатировавав 60 - 90% несчастных случаев.
Здесь уместно возвратиться к уже сформулированному вопросу: почему у психически нормальных людей не срабатывает инстинжтаiюсоранения? Почему возрастает тяжесть травм? По мнению ведущего спёциалиста в области психологии безопасности деятельности [-- 1 этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. (11)
Перваящщщытекает из анализа эволюции. Эволюционное развитие человека происходило в основном в области психики, благодаря которой создавались и совершенствовались орудия труда. Расширялся циалазон воздействий человека на окружающий
мир и круг ответных реакций внешнего мира. С развитием техники опасность растет быстрее, чем совершенствуются психофизиологические особенности человека, и порой он оказывается не в состояТнии г1ротиводевов1’-ей.’
Вторая причиёотоит в том, что расте ца ошибки. Иног-’
/ да ВегГрол не способен предввд7ь возможные последствия своих действий. Неточное движение ремесленника могло принести к порезу или ушибу. К чему может привести неточное движение пилота или оператора сложной энергосистемы, страшно даже предётавить. Современные технические средства значительно снижают вероятность ошибки, но при этом повышается ее цена.
способствующей росту травматизма, яв(ляется адагттация человека к опасности. Пользуясь благами тех- ники, человек привыкает к ней, забываёт о возможной опасности. Иногда человек преднамеренно, ради снюминутной выгоды, пренебрегает опасностью, не выполняет необходимых правил. Ведь несчастный случай - все же случай для каждого отдельного человека. Закономерность таких “случаев” становится очевидной лишь при анализе производственного травматизма в целом.
Человека принято считать виновником, если его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Если несчастный случай происходит, например, вследствие поломки техники, виновником считается техника. Но ведь эту технику создал человек (возможно, с нарушением щебований технологии) и готовил технику к эксплуатации тоже человек (скорее всего, с нарушением правил подготовки). Поэтому подобные случаи, по всей вероятности, также можно отнести на счет человеческого фактора. Таким образом, имеется целый ряд объективных и субъективных факторов возникновения несчастных случаев по вине человека.
Современные тенденции технцiеского прогресса дают возможность прогиозировать снижение травматизма за счет совершенствования техники. Однако, надежды на успех в излечении человечества от гравматизма связьхваются все же с науками о человеке, и в первую очередь, с психологией.
Начало, психологическому изучению травматизма в промышленности было положено в ХХ в. Впервые психологическим или личным фактором в возникновении несчастных случаев заинтересовались в связи с высоким уровнем производственного травматизма среди рабочих “движенцев” (вагоновожатых, шоферов, машинистов и т.п.). Первые работы в данной области были про-
68

Лекции по психологии труда. Учебное пособие.
ве1iен ы в 1910 г. в Нью-Йорке в связи с запросом страховых обществ, заинтересованных в уменьшении расходов по оплате жертв несчастных случаев.
Английские исследователи производственного травматизма гратили внимание на то, что из группы людей, выполняющих одну и ту же работу в одних и тех же условиях (в данном случае это была сборка артиллерийских снарядов), некоторые вообще не имели травм, у других были одна или две, а часть рабочих травмировалась весьма часто. Это можно было объяснить случайностью, тенденцией к повторению совершаемых ошибок или врожденной предрасположенностью к несчастным случаям. Изучение фактов травмирования с применением метода статистического_анализа_приВело вдтелейквыводу,<т_имеюслучаев основано на индивидуальной предрасположеннсиТТг—-- — — — — Особое внимание следует обратить на то, что в данном исследовании учитывались все травмы независимо от тяжести, т. е. в расчет принимались и микротра•ы (незначительные порезы, ушибы), составляющие большинство.
Теория психологической предрасположенности к несчастным случаям получила широкое распространение. Наиболее детально она была разработана Карлом Марбе.Он утверждал, что вероятность получения человеком травм может быть вычислена при помощи определенных статистических методов на основании числа предшествующих несчастных случаев. Эта связь между количеством предыдущих и вероятностью последующих случаев получил название..1iли закона рецидивов. Анализируя
и интеррретируя выявленные закiё Iй,Мбе подчеркивал, что предшествующие несчастные случаи не являются пркчиной посцеДующх Цричиной и тех.и других яв.тi,яТси Г. Г.
несчастным слуям, которая вклюхГiёт различные психологкчеСсиё ‘й физиёлогические свойства. Болыдую часть этих свойств Марбе связывал со способностью переключаться, т. е. быстро менять ус ‘ споса
ся к йс

-......iоложенность в о<
она может быть цзменена под влиянием опйза и воспитания. Способность к переключению установки может определяться экспериментально путем ввода резких изме4ений в условия деятельности и оценки влияния таких изменений на ее скоростные и точностные показатели.
уIокитику со сроны опронентоввьиутвержденм Марбе о
дей к несчастным случаям, а также сам способ расчета будущих несчастнЫХ случаев. Формуаа Марбе:меГюлуюiла1iрIр.окогпрак- тического применения. Однако его выводы налиии псих9оги- или меньшую предрасположенност,людей к несчастнымеу’юям не были отвергнуты.
Для практического использования установленных в исследованиях фактов и применения разработанных тестов необходимо было решить вопрос.; общим или специфическим фактором является предрасположенность к несчастным случаям. Можно ли выводы, сделанные при исследовании одних профессий, распространять и ча другие? Поиск ответа на этот вопрос требовал дальнейших исследований.! ее огiления НОВЫХ экспермевтальИ про!ирположное — “защищенност от опасности” (травморТейвщеть). ГIодверженёёйiГ йщейiiость) определяется большим количеством переменных пол, возраст, навЫки, опы особенности мотивации и кТёрч т. д. Зависит она и от предрасположенности. Подвереийбожет изменяться за счет воспитания, обучения и т.п.
Предрасположенность при этом остается неизменной, она может лишь более или менее успешно компенсироваться свойствами личн.—.- —
КГ1.Гуревичпрщожщi разделить все профессии а д большие группы - ________________________ относитёльных п -
рдоровые и обученные люди, В таких профессиях (станочник, маляр, ткачиха и др.) iiэй может найти способы поведения, приемы труда, которые соответствуют его индивидуальным качествам, особенно свойствам нервной системы. Здесь приспособление человека к выполняемой работе проиёходвт за счет ф2рмIроця.*л!иви- дуального стиля Деятел.3..бс’жТнык.щофессиях (летчй к, пёдiёiйiйс, вьотник и др.) надежно и безопасно работать могут далеко не все, для этого требуется соответствующая про-

фессиональная пригодность Здесь со ан а еiо профессией осуществляетря за счет
аиз важнейших показателей
голiiёёиПс работе по абсолютным профессиям является наличие соответствующих качеств нервной системы.
М.А.ЕГлк’ечает, что качества нервной системы работающего отражаются на етТда в зависимости от режима их функциолировдлия Ксамом общем плане выделяют _______
Л Г _i.:м.инимальный, оптимальный и экс емальный:
.‚
1: - минимальный режим связан с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях и при. невысокой цене ошибки (например, водитель чедолгое время едет по широкому свободному шоссе при хорошёй погоде);
- оптимальный режим, наиболее типичный для данной деятель- ности, отличающийся относительно большой нагрузкой и продолжительностью, требующий высокого внимания (например, езда на автомобиле по улицам большого города в условиях оживленного дрожного движения);
- экстремалъный режим, который возникает при значительном усложнении процесса деятельности (усложнении внешних условий из-за возникновения аварийных ситуаций, непредвиденных обстоятельств или из-за резкого снижения возможностей человека, появления высоких опасностей и т.п.). Подобный режим может воз-Я никнуть в случае отказа ходовой части автомобиля, при появлении очень сложной Дорожной ситуации.
мсв деятельности присущ иIеоки..квЯзанные с
В экстремальном режиме.ошибки чаще вгуйiёйii йдосатком возможностей человека (или высоким эмоциональньтм апрякениёмйх неиспользования). В простом минимальном режиме ошибки возникают потому, что человек чрезмерно расслабляется, его внимание рассеивается - эти ошибки являются результатом пренебрежения решения простых задач, отсугствия интереса к ним. Изучение связи между теми и другими категориями ошибок и индивидуальными качествами людей показало наличие определенной закономерности. Жщис сильноЙ нервной системой способны спокоЙнее и более продуiсгивйодейтвовать в экстремальных режимах, чем те,ттii я система сла‘ 71

Лекции по психологии труда. Учебное гюсобие.
бее. Люди же слабого типа рой. всей своей жизни и деятельности постепенно вы аатывают компенсаторные механизмы позволяющие им пи недостгк дйной функiIйТ Г’спешйее решать жизненные и трудовые задачи Такими компенсорными механизмами оказываются высокая чувствительность к вне..цщимраздражителям, высокая осмотительность,старатеьiость
зличiше вГиы деятельности редъявляют специфические трёбования к определенным психофизиологическим качестваГВёоответствии с этими треб9вйя4i ёiх,iлррфсионально ван
- iчества. Уровень их развития и своеобразное сочетание опреёiятёт защищенность человека от опасности. Следовательно, неспособность отдельных людей избегать несчастных случаев при выполнении какого-либо вида профессиональной деятельности надо рассматривать не как следствиё фатальной предрасположенности к получению травм вообще, а как
Личностные качества развиваются и формируются в деятельности под непосредственным влиянием социального окружения. Способность человека противостоять опасности, особенно в относительных профессиях, это в значительной степени результат индивидуального развития.дввиманияисследоваейод!ких факторов производственного травматизма оказалась-личность во всем
многообраииеевйртв i2?-// ЛФ’7 ‚
.‚‚бIл направлен на
ной уравновешенвости испытуемыж и основывался на измерениях сеясомоторной реакции л9етепенно юЖняiщ1хсн. усiюия Исйёёi йi4ёдлагалось нажи мать кнопку при появлении ёйётового сигнала; если же одновременно со световым подавался
звуковой сигнал, кнопку нажимать не следовало. По ходу испытания темп подачи сигналов постепенно возрастал и, наконец, возникала ситуация при которой вначале было Трудно, а потом просто невозможно справиться с поставленной задачей. Ыещав- новехцщдввиы, как показали ОПЫТЫ, особенно эмоционально реагировали на сложность задачи и впадали в паниу.
Второй тест, используемый Г. Ханом, оцеНкВакрв9сТи испытуемых к взаиМодйствиюс большим iяслом4акторо.в и
выделению главного из них. Среди разбросанных на плакате в случаййддiе цифр требовалось находить нужные и указывать их в заданной последовательности. Таким образом, представлялась возможность выделить людей, которые исгытывают хрiе-
72

Лекции по психологии трула. Учебное пособие.
ния враспределенИи.и юiеяяМ-вТтймаюю 4Iаважыом объеюе.
Третий тест был направлен на оценку Выдержки итерг!ения испьггуемых, которые должны были в течение часа складывать соответствующие цифры. В таких опытах у людей с достаточнойщрж кой обычно обнаруживается -iостепенное снижение точности и скорости выполнения действий. Испытуемые же с недостаточныiёрпением до известного момента действуют успешно, но потом у них резко наступают и растут эмоциональные сдвиги, в результате которых они быстро утрачивают способность продолжать испытание.
Четвертый тест предназначался для оценки склокности к риску.
- - Испытание проводилось у специально вырьттого для этотiГ дне которого были. разбросаны осколки разбитых бутылок. Испьггуемому вначале предоставляли возможность заглянуть в ров и убедится в том, что падение туда - дело малоприятное. Затем его отводили примерно на расстояние 5 метров от рва, завязывали глаза и предлагали подойти к краю рва. Если испьггуемьтй с первого шага проявлял осторожность или же, напротив, смело шагал до самого края рва и го приходилось в последний момент..удерживть от падения, то в обоих случаях, по мнению Г. Хана, он был предрасположен к несчастным случаям. Защищеннь игшьте лав смело 2 - З шага считали безопасным), далее оёйвл14йа- лисьикхевозожтю было заставить сдвинугься с места.
Приведенный перечень исследований роли психофизиологических качеств в подверженности травматизму является далеко не полным. Аналогичные исследования в настоящее время проведены практически во всех отраслях промышленности. Обобщая их
результаты, перечислим наиболее важные_психофизиологические показатели, определяющие
- - качество перцептивньгх процессов - поленезависимость”);
- качества внимания;
- уровень енёомоторной координации;
- особенности Темперамента.
Все эти показатёли проистекают из самой фундаментальной характеристики человека - ойствго цервиой системы. Свойства нервной системы являются сугубо природным качеством человека. Но при этом никак нельзя забывать, что человек является способной в процессе жизни и деятельности вырабатывать качества, позволяющие ему в определенной степени компенсировать свои недостатки и полнее использовать свои достоинства в избранной деятельности.
Отмеченные свойства могут быть исследованы в условиях, не связанных с производством, при помощи специальных тестов.
Причем ур9рьх.Го бы нали трав мы..уже. ац оцет ния воспринимают более эмоционально, чемт аммел травм.
ред4
верженностью Травматизму, чаще других называют агрессивность чррiую самоувереiпюсть, неуважение_ТiiёдостатОчную ч)вствительность к угппямвьхраженнуюспосёть кёочувствю и переживанйю, суолисццплинироваННоСтЬ, тревожность.
напргйв, о вельiость, независимость, критичность,гипероТветств щюIь, скл вёiм. ркску
Нетрудно змёить, что многие из перечценныхачеств л.авii. Пожалуй, невозможно представить человека, который
обладая бы одноврёменно всеми этими качествами. Кроме того, иёследователи, как правило, подчеркивают степень выраженности свойств: чрезмерно или недостаточно. Тц$ с оказываются связанными с подверженностью травматизму, лишь когда
рамки. И еще: большинство из них не могуг быть однозначно оцеiГё с позиций социальной приемлемостй - плохие или хорошие. Не стоит полагаться на личные симпатии и антипатии при попытке. оценить склонность чезовека к несчастным случаям. Такую оценку может дать только специалист в области психологии безопасности труда. Руководитель работ на основё наблюдения и анализа, может принять решение о необходимости обратиться к специалисту, чтобы тот определил возможность и целесообразность привлечения данного работника к выполнению работ, огносящвхсяк группе относчтельных, но с повышенной опасностью (к таким работам относятся, в частности, строительные, транспортные, различные виды горных работ и некоторые другие), отстранения от таких рабо или
А проведения соответствующих психокоррекционных мероприятий.
4 Следующий факгорракгика показывает, что при прочих давных условиях несчастные случаи 1и,. как правило, происходят значительно чем с мужчинами, несмотря на то, что ошибок в работе жеi йн,вобiцем, быват больше. Однако такое

работе в нормальных ьдщых.условиях. При усложнении условий работы, особенно тоемйльяй стаюаке, надежность и безопасность работы женщин существенно атя. Женщины также быстрее утомляются, острее реагир?йуг на организационные неполадки, опасные ситуации. Таким образом, женщины реже создают опасные сйтуации, а мужчины в подобных ситуациях в большей мере способны избегать несчастных случаев. Следовательно, для обеспечения безопасности труда женщин следуеТвпую очередь стремйться к созданию нормальных условий труда, устранению прйчин, вызывающих тревогу и
страх. ——т ——
Что касается характеристик, то статистика свидетельствует, что среди пострадавших от_несчастных в возрасте
до (первый пшцравматизма). Однако анализ конкрётных
несчастных случаев позволяет заключить, что целесообразно со- относить травматизм не столько с врастом сколько со стажем работы. Значит, не какие-то свойства, присущие молым, а отс’тствие опыта, необходимых знащй, навыков, умений чаще приводят к травмам. В то же время стаже примерно отмечается второй скачок числнстных слу4- ёв, причиной которого является неосмотрительность. Развйiйе профессибнальных навыков рабочего, опыт работы без травм повышают уверенность в своих силах, создают ощущение, что ему “все по плечу”. К сожалению, это часто приводит к снижению осмотрительности, ослабляет профессиональную бдительность. данное явление получило название вторичной беспечности. Одной из действенных мер профилактики вторичной беспечности служит более строгий контроль в отношении рабочих со стажем около 5 лет со стороны руководства.
Отдельно остановимся на связи травматизма и психических состояний субъекта.
действия работающих обусловлены не только устойчивыми качествами, но и временными психофизиологическими и эмоциональньзми состояниями. Среди таких состояний в первую очередь
выделяют утомление -щпдф соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека.

для разрешения этого конфликта организм мобилизует внугренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования. Этопереживается людьми как состояние усталости, развитие которого в значительной мере обусловлено потребностью в работе, мотивацией, интересами и т. д. О влиянии усталости на подверженность несчастным случаям около 70 лет назад хорошо сказал Б. Мессио: “Несчастный случай, вызванный усталостью, отличается не большей случайностью, чем случай тифозной горячки, вызванпитьем пзЮхой воды”.
Подверженность несчастным случаям существенно повышаЛетс с ухудшец р1 ьяработэщих. Значительно вПйяние на нее оказывает также состояние стресса..Стресс положительно, мобилизуюше влияет на тр5довую деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня. При превышении• этого уровня нарушаются механизмы саморегуляции организма вплоть до срыва деятельности. Стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом. В состоянии дистресса прежде всего понижается точность движений, неверно оцениваются сигналы окружающей среды, нарушается контроль за гтроцессом труда. С ростом неудач ослабляются волевые функции, снижаются возможности преодоления возникшего препятствия. Это, естественно, повышает вероятность возникновения несчастных случаев. Люди обладают различными способностями противостоять.щiсiресс,’ ююрьие могуг быть выявлены гщенно.
‘пю вам гц iжю’ iшь не то, что жяезюсь бы, а то, что тюю, ню амаiг в ваши оСгзаiвюсгиi,
.2 - вам востовнноме хвагг времени, вы вичао ке успеат -
- ак ню-зо ювi ию-то гющюияе вы оосюввю алию
- м iтъо’ что вс В(Ж’Г зюкатьт в ‘пжи юыхо-ю вавния
- вам iнно хочется сттагь - никак ке моте вьислаться;
- вы вщпе чересчур много сио особенно ю очень устали;
- вам iючги ничего ке кравшся
- дома, в семье начались постоянные юкфликiьи
- оосттювю отдуищете неуцовлетворешюсть жiокьо;
- воявояются все новые и новые долги;
- ве с кем поговорить о своих проблемах, в, кажется, нет особого желания;
76

2. Недостаточное использование или недооценка возможностей рабочего, когда ему поручается выполi-iение задач, которые по сложности существенно ниже способностей.
3. Перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед рабочим слишком много задач.
4. Недостаточность ресурсов или данных для их использования в работе.
5. Небезопасность дальнейшего продолжения работы.
6. Неучастие, когда у рабочего нет возможности для само- проявления в труде, выражения своего мнения.
Большинство из перечисленных стрессов относятся к органиИх можно устраийтЫ пiём формирования блатоп гя1солОгического климата, что является одноЙ изв недшзадач руководйтГв дёле повышения безопцстцлруда.
Остановимся подробнее на некоторых социально-психологических предпо9ылках несчастных случаев.
Всесторонний анализ обстоятельств несчастных случаев показывает, что значительное их число так или иначе связано с неправильными действиямирабога iiих Нправильные действия разделяют нащибки - непреднамеренкые дейнь1е пс ихофизiюжюыески в итуади н И..Ф Р нагоп>иятные условия труда; не$ос к*вкш1струк.1щИ оборудования и т.д.) и сознательные нарушения. Хорошо известно, что далеко не все неправильные действия приводят к травмированию. Именно поэтому их часто и допускают, надеясь на “авось”. Но необходимо иметь в виду, что такие действия всегда создают травмооттасньте ситуации, резко повышая вероятность возникновения несчастного случая.
Рабочий, особенно молодой, может пойти на рискованный шаг,
77

4? - появляется комплекс неполноценности: у других людей все

иi-’аче”;
- вы не чувствуете уважения к себе (дома, наработе).
Кроме того, исследователи выделяют ест групп факторйв.,. ‚стрессоров). порожлающих состояние дистресса негюрцвнн

в трудов й деятел,
1. Неопределенность роли рабочего, когда ему не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в результате работы.

 

Лекции по психологии труда. Учебное пособие.
например, работать на iысоте без страховочных средств, чтобы прослыть храбрецом и героем среди товарищей. Но если этот рабочий будет знать, что подобный поступок сделает его в глазах товарищей бездарным хвастунишкой”, ненадежным парнем”, то вряд ли станет нарушать правила безопасности.
Групповые НОРМЫ формируются на оёнований индивидуальных установок, мнений. Наиболее распространенное мнение, особенно, если его придерживаются лидеры, становится групповой нормой. “Несогласные” член ы коллектива, как правило, изменяют свое мнение в соответствии с групповыми нормами, если они заинтересованы н членстве. Этот факт необходимо учитывать в работе по формироанию положительных групповых норм по отношению к мерам безопасности, привлекая к ней наиболее авторитетных, любимых товарищами работников.
Необходимость соблюдения правил безопасности, действительно, часто в зает негаивнещюшеНие. Многочисленные оiросы показывают, что правила безопасности очень часто рассматриваются работающими как нечто внешнее по отношению к производственному процессу, бессм ысленное, затрудняющее его осуществление. К этому приводят и нечеткие, подчас труднопонимаемые формулировки правил, и искусственное обособление раздела. в процессе обучения профессии. Очевидно, что нельзя на одном занятии сформировать навык, а на другом сделать его “безопасным”. Отрицательно сказываются на формировании коллективной позиции по отношению к правилам безопасности и традиционно скучные формы проведения инструктажей. Совершенно понятное нагц шение пот_ающих к оргацизации проведения инструктажа, форме подачи материала автоматичес рносйтёими Нас9iiржа6еёёнивает его, создает психологические барьеры соблюдения правил, увеличивая вероятнёётьвIзйиккевiiмя травмоопасных ситуаций.
Рационализация профессиональной подготовки, в том числе на рабочих местах, совершенствование форм пропаганды правил безопасности на производстве не только способствуют овладению профессиональным мастерством, но и фомируют позитивный настрой на соблюдение мер безопасности.
Большие-.возможiюстиутравения социально-психологических предпосылок производствем4юггравматизма кроются в разумном использовании системы санкций - пооiцрений и наказаний.

п
Лекции по психологии труда. Учебное пособие.
В повседневной профилактической работе, при подготовке нормативных актов, выбирая санкции. во главу угла надо ставить не факт несчастного случая, а факт нарушения правил выполнения работ. То есть меру вины и ответственности (наказания) должны определять не столько последствия нарушений - наличие несчастного случая и его тяжесть - сколько сам факт неправильного действия и связанные,с ним обстоятельства. для разработки последующих профилактических мероприятий,.в том числе выбора санкций, прежде всего надо определить, что это - нарушение или ошибка. Причем, в случае ошибки, тоже не освобождать от ответственности.
Всем известно, что не каждое нарушение ведет к травме. Здесь очень велик элемент случайности, что позволяет человеку адац тироваться к нарушению правил. Когда же человек знает, что будет наказан за собственное неправомерное действие вне зависимости от случайных удачных или неудачных обстоятельств, ответственность его резко возрастает. Непосредственный исполнитель работ несет ответственность не за несчастный случай, а за собственные поступки. Когда это становится нормой, обще- принятым мнением, количество нарушений снижается.
для профилактики травматизма не меньшее, а даже большее значение имеют позитивные санкции, поощрения. На оплату несчастных случаев и аварий, вызванных неправильными действиями работающих, ежегодно планируются и расходуются значи- тел ьные материальные средства. Соответственно, отсутствие нарушений дает большую экономию, увеличивает прибыль организации. Если рабочие получают часть от нее, это, естественно, повышает их заинтересованность в соблюдении правил ведения работ. Материальное поощрение работников именно за отсутствие нарушений, а не просто “а хорошую работу” стимулирует, побуждает к соблюдению правил, повышает безопасность труда.
Люди получившие премию за безопасный труд, в дальнейшем
значительно реженi Iтреов iе,юсти, чем оштрафованны или щщеiные прййiiiёшения правил
Разрабатывая систему санкциЙ в фере безопасности труда, как, впрочем, и во многих других сферах, необходимо помнить:
- санкции эффективны только, когда сам человек и окружающие точно знают что”;
- позитивные санкции - премия, награда, просто гiохвала (осо78






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных