ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пост для нашего сознания
Во многих религиях практикуются различные посты, связанные с религиозными праздниками и обрядами посвящения. Некоторые люди постятся преимущественно исходя из соображений здоровья. Соблюдение поста благотворно не только для нашего тела, но и для нашего разума. Каждый день мы впитываем в себя огромное количество слов, картинок и звуков. И нам обязательно нужно какое-то время для того, чтобы остановить этот поток и дать разуму отдохнуть. День без чувственной и духовной пищи в виде электронных сообщений, видео, книг и разговоров дает нам шанс упорядочить разум и освободиться от тревог, страхов и страданий, проникающих в сознание и накапливающихся там. Даже если вы считаете, что не способны провести целый день без источников массовой информации, сделайте хотя бы небольшой перерыв. Или, если хотите, устройте себе звуковую паузу. Создается впечатление, что сегодня большинство уже не в силах жить без постоянного «саундтрека», звучащего у них в ушах. Как только эти люди остаются наедине с собой (идут одни по улице или едут в транспорте) или даже находятся рядом с дорогими им людьми или коллегами, они пытаются заполнить каждый свободный уголок сознания какими-либо звуками. Но если вы сделаете что-то в настоящей тишине, например в машине, или во время приготовления завтрака, или на прогулке, то вы дадите себе короткую передышку от постоянного наплыва звуков и раздражающих сигналов. Я знаю одну женщину, которая призналась, что музыка, проигрывавшаяся в ближайшем супермаркете, всегда приводила ее в расстроенные чувства. Она напоминала ей о непростых событиях в ее жизни. Когда она поняла это, то приняла сознательное и умное решение для того, чтобы позаботиться о своем разуме. Теперь во время походов в супермаркет она носит беруши, позволяющие ей не отвлекаться на музыку, приносившую переживания. Вам необязательно использовать беруши, чтобы устроить себе «звуковой пост». Просто каждый день организовывайте себе несколько действительно тихих минут. В такие моменты, когда вам не мешают слова извне или изнутри вас, вы по-настоящему услышите себя. Это тот дорогой подарок, которым вы можете вознаградить себя и окружающих, поскольку подобные минуты позволят вам услышать и ваших близких.
Упражнения Четыре мантры
Упражнения с повторением четырех мантр в силах освоить каждый, даже ребенок. Эти мантры позволяют вам развить в себе способность слушать других и ощущать свое присутствие в отношениях с собой и с дорогими вам людьми. Мантра похожа на волшебную формулу, способную мгновенно изменить ситуацию. Вам не нужно дожидаться результата. Но она эффективна только в том случае, если вы соблюдаете осознанность и концентрацию. Без этого мантра не работает. Прежде чем приступить к повторению мантры, приведите свои мысли в порядок и почувствуйте внутри себя покой и простор. Иначе вы не добьетесь своего присутствия здесь и сейчас для другого человека. Старайтесь сохранять в себе спокойствие и ощущение простора даже в том случае, если другой человек проявляет какую-то реакцию. Особенно тогда, когда вы повторяете третью и четвертую мантры, а находящийся рядом с вами хочет что-то сказать, внимательно следите за своим дыханием и слушайте безмолвно и терпеливо, не высказывая никаких суждений. Произнося четыре мантры, вы используете тишину внутри вас вместе с несколькими тщательно подобранными словами, чтобы достигнуть исцеления, примирения и взаимопонимания. Вы создаете простор внутри себя и предлагаете этот простор другому человеку. Первая мантра звучит так: «Дорогой, я здесь ради тебя». Когда вы любите кого-то, то хотите предложить этому человеку все самое лучшее, что у вас имеется. Это и есть ваше настоящее присутствие. Вы можете любить только тогда, когда вы действительно находитесь здесь. Простое повторение этой мантры не дает результата. Вам необходимо научиться быть здесь, занимаясь осознанным дыханием, осознанной ходьбой или любыми другими упражнениями, помогающими вам ощущать присутствие в настоящем в качестве свободного человека для самого себя и для того, кого вы любите. Сначала повторяйте мантру наедине с собой, чтобы по-настоящему вернуться к себе и создать внутри себя тишину и простор, позволяющие вам обеспечить свое присутствие в настоящем ради другого человека. И тогда вы станете произносить эту мантру в ее истинном смысле. Вторая мантра звучит следующим образом: «Дорогой, я знаю, что ты здесь, и я очень счастлив». Любить – это значит признавать присутствие рядом другого человека, которого вы любите. Этого можно достичь только после того, как вы полностью осознали предыдущую мантру: вы должны быть на сто процентов уверены в том, что находитесь здесь. Иначе вы не сумеете полностью ощутить присутствие другого, а он не почувствует вашу любовь. Если вы находитесь в настоящем и проявляете осознанность, то заметите, когда любимый человек страдает. В этот момент добейтесь своего полного присутствия здесь. Затем подойдите к любимому и скажите: «Дорогой, я знаю, что ты испытываешь страдания, поэтому я и нахожусь здесь ради тебя». Когда люди страдают, то хотят, чтобы любящий их человек знал об этом – это естественно и по-человечески понятно. Если тот, кого страждущие любят, не видит или игнорирует их переживания, они страдают еще сильнее. Поэтому не бойтесь использовать третью мантру, чтобы поделиться своим сочувствием: другому человеку оно принесет огромное облегчение, поскольку он увидит сострадание своим горестям. Даже еще до того, как вы предпримете что-то, чтобы помочь дорогому вам человеку, он уже будет меньше страдать. Четвертая мантра, которую люди используют не очень часто (но которая очень эффективна в случае настоящей необходимости), содержит такие слова: «Дорогой, я очень страдаю и прошу тебя о помощи». Обычно к ее повторению прибегают те, кто страдает сам, особенно если ему кажется, что страдания обусловлены действиями других людей. И если этот другой оказывается тем, кого вы больше всего любите, то ваши страдания оказываются невыносимыми. В такую минуту вам надо подойти к этому человеку в состоянии осознанности и концентрации и произнести четвертую мантру. Сделать это может быть нелегко, но вы справитесь. К этому вам необходимо подготовиться. Страдая, мы часто желаем остаться наедине с собой. Даже когда другой пытается выразить готовность к примирению, вы бываете не готовы к тому, чтобы укротить свой гнев. Это вполне естественно. Но когда мы любим друг друга, то нуждаемся друг в друге, особенно в момент страдания. Вы полагаете, что причина ваших страданий – в близком человеке. Но уверены ли вы в этом? Вполне вероятно, что вы ошибаетесь. Может, ваш близкий и не собирался делать больно. Возможно, вы просто поняли его неправильно или подумали о чем-то иначе. Не стремитесь произносить четвертую мантру сразу. Когда почувствуете себя готовым, подойдите к дорогому вам человеку, произведите несколько глубоких вдохов и выдохов и полностью ощутите себя самим собой. Потом произнесите мантру с полным чувством. Возможно, вам не захочется этого делать. Возможно, вы захотите сказать, что не нуждаетесь в другом. В конце концов, ваша гордость могла быть действительно глубоко задета. Но не позволяйте гордости встать между вами и тем, кого вы любите. В настоящей любви места для гордости нет. Если гордость все же присутствует, вам нужно поупражняться в том, чтобы превратить чувство, кажущееся вам любовью, в подлинную любовь. Если вы будет практиковать медитацию и осознанное дыхание, чтобы полностью ощутить себя самим собой, то подготовитесь к тому, чтобы использовать четвертую мантру в следующий раз, когда вас охватит страдание.
Глава 5 Сила неподвижности
Я помню, как в 1947 году находился во вьетнамском городе Хюэ в качестве студента Института буддизма при храме Бао Куок, неподалеку от моего родного храма, где я стал монахом и где обычно жил. В то время весь регион был оккупирован французской армией, а в Хюэ располагалась их военная база. Часто между французскими и вьетнамскими войсками происходили перестрелки. Люди, жившие высоко на холмах, превратили свои дома в крепости, защищаясь от французов. По ночам жители закрывались там, спасаясь от обстрелов. А по утрам неподалеку от своих домов иногда они находили тела погибших в ночных столкновениях. На асфальтовых дорогах часто обнаруживались антифранцузские лозунги, написанные смесью из извести и крови. Время от времени монахи совершали походы по прилегающему региону, но основная масса жителей избегала передвижений. Люди только что вернулись в Хюэ из эвакуации. Хотя храм Бао Куок находился поблизости от железнодорожной станции, мало кто отваживался ходить туда, что само по себе говорило о напряженности ситуации. Однажды утром я вышел из храма Бао Куок, направляясь в свой родной храм, который я навещал раз в месяц. Было очень рано. На траве лежала роса. В своем холщовом мешке я нес одежду для буддистских обрядов и несколько свитков с Cутрами. На голове у меня была традиционная конусообразная вьетнамская шляпа. Предвкушая встречу со своим учителем, братьями-монахами и старинным почитаемым храмом, я испытывал радость и ощущение легкости. Я успел преодолеть только первый холм, как услышал голос, окликающий меня. Позади, на вершине холма, я увидел французского солдата, махавшего мне рукой. Я подумал, что таким образом он насмехается надо мной как над монахом, и продолжил путь. Но тут же понял, что дело принимает нешуточный оборот, поскольку услышал тяжелые шаги бежавшего за мной военного. Возможно, он хотел обыскать меня: холщовый мешок на плече мог показаться ему подозрительным. Я остановился в ожидании. Ко мне приблизился молодой солдат с тонким и красивым лицом. – Куда ты идешь? – спросил он по-вьетнамски. По его произношению я понял, что он француз и что его познания во вьетнамском очень ограниченны. Я улыбнулся и спросил по-французски: – Если я отвечу по-вьетнамски, разве ты поймешь? Когда он услышал, что я говорю по-французски, его лицо преобразилось. Он сказал, что не имел намерения обыскивать меня, а хотел только кое о чем спросить. – Из какого ты храма? – задал он вопрос. Когда я сказал, что живу в храме Бао Куок, он заинтересовался. – Бао Куок, – повторил он. – Не тот ли это большой храм, что стоит на холме рядом с железнодорожной станцией? В ответ я кивнул. А он указал на здание водокачки, в котором, видимо, находился его пост, и сказал: – Если ты не очень занят, давай поднимемся туда и поговорим немного. Мы поднялись на холм и присели неподалеку от водокачки. Солдат рассказал мне о том, что за несколько дней до этого в десять часов вечера он и пятеро его товарищей совершили рейд в храм Бао Куок в поисках повстанцев из организации Вьетминь, которые, по данным французов, находились в храме. – Мы были вооружены и полны решимости найти их. Нам был дан приказ арестовать и даже убить повстанцев при необходимости. Но когда мы вошли в храм, то застыли в удивлении. – Из-за того, что там было много членов Вьетминя? – Нет-нет! – воскликнул француз. – Как раз если бы там были активисты Вьетминя, мы не удивились бы. Мы бы атаковали независимо от их количества. – Так что же удивило вас? – спросил я, не понимая. – Произошедшее там оказалось так неожиданно. Когда мы ходили в рейды в прошлом, то, заметив нас, люди разбегались или паниковали. – Понятно, людей охватывал страх, потому что они столько раз до этого подвергались насилию с вашей стороны, – пояснил я. – Лично я не люблю угрожать людям или применять по отношению к ним силу, – ответил солдат. – Возможно, они боятся из-за того, что кто-то раньше сильно запугал их. Но когда мы вошли той ночью в храм Бао Куок, он выглядел как пустыня. Масляные светильники еле горели. Мы намеренно громко шагали по гравию, и нам казалось, что в храме много народа. Но мы не нашли никого. Вокруг царила невероятная тишина. Крики солдат громким эхом звучали в моих ушах. Нам никто не отвечал. Я включил фонарь и направил луч света в помещение, которое, как мы думали, пустовало. И тут я увидел пятьдесят или шестьдесят монахов, сидящих неподвижно в абсолютной тишине и медитировавших. – Вы пришли туда как раз во время нашей вечерней медитации, – кивнул я. – Да. Создавалось впечатление, что мы столкнулись с какой-то неизвестной нам и невидимой силой. Мы были так ошеломлены, что просто развернулись и вышли во двор. Эти монахи игнорировали нас! Они не произнесли ни звука и не продемонстрировали никаких следов страха или паники. – Они не игнорировали вас. Они были полностью сконцентрированы на своем дыхании. И все. – Их спокойствие как будто затягивало меня в омут, – признался мой собеседник. – Оно по-настоящему вызвало у меня уважение. Я и мои товарищи еще полчаса молча стояли во дворе храма под большим деревом. Потом прозвучало несколько ударов колокольчиков, и храм ожил. Один из монахов зажег факел и вышел, чтобы позвать нас внутрь. Но мы объяснили ему, зачем приходили, и удалились. В тот день мое представление о вьетнамском народе начало меняться. Вокруг меня много молодых солдат, и все они тоскуют по родине. Мы скучаем по нашим семьям и домам. Нас послали сюда убивать членов Вьетминя, но мы не знаем, кто кого в конечном счете убьет: мы их или они нас. Мы можем никогда не вернуться во Францию к своим семьям. Когда я вижу, с каким трудом местное население восстанавливает жизнь своей разрушенной страны, то вспоминаю, с каким напряжением и мои родственники в моей любимой Франции восстанавливают жизнь, разрушенную Второй мировой войной. Умиротворенная и спокойная жизнь монахов заставляет меня думать о том, что такой жизнью должно жить все человечество. Я не понимаю, зачем мы пришли сюда. В чем причина ненависти между активистами Вьетминя и нами, заставившая нас преодолеть половину земного шара и сражаться с ними в такой дали от Франции? Глубоко взволнованный этими словами, я взял его руку. Я рассказал ему историю одного моего старого друга, который отправился сражаться с французами и одержал много побед. Однажды он пришел ко мне в храм и, обняв меня, зарыдал. Он рассказал, как во время одной операции по захвату французского укрепления он лежал в засаде среди скал и видел перед собой двух ничего не подозревавших молодых французских солдат, сидевших на земле и мирно беседовавших между собой. – Когда я посмотрел в их ясные, молодые и невинные лица, я не смог открыть по ним огонь, дорогой брат, – сказал мой друг. – Люди могут обвинить меня в слабости. Они могут сказать, что если бы все вьетнамские солдаты были такими, то враг давно завоевал бы уже всю нашу страну. Но на какой-то момент я полюбил своих врагов так, как любит меня мать! Я понимал, что смерть этих юношей принесет страдания их матерям во Франции, точно так же как заставила страдать мою мать смерть моего младшего брата. – Вот видишь, – продолжил я. – Сердце того молодого вьетнамского ополченца было полно любви к человечеству. Французский солдат сидел тихо, глубоко задумавшись. Возможно, как и я, он все больше понимал абсурдность убийства, весь ужас войны и страдания массы людей, гибнувших в беспощадной и несправедливой бойне. Солнце уже поднялось высоко, и мне пора было отправляться в путь. Француз сообщил мне, что его зовут Даниэль Марти и что ему двадцать один год. Незадолго до прибытия во Вьетнам он только окончил среднюю школу. Он показал мне фотографии матери, младшего брата и сестры. Мы расстались с чувством возникшего между нами взаимопонимания, и Даниэль пообещал мне приходить в храм Бао Куок по воскресеньям. В последующие месяцы по мере возможности он посещал меня в храме, и мы занимались с ним медитацией в специальном зале. Я дал ему духовное имя Тан Луонг, что означало «чистая и исцеляющая мирная жизнь». Я учил его вьетнамскому языку (ранее он усвоил только несколько военных фраз), и через несколько месяцев мы стали изъясняться на моем родном языке. Он рассказал мне, что больше не ходит, как раньше, в ночные рейды, и я разделил с ним радость по этому поводу. Он показывал мне письма, приходящие ему из дома. Когда он видел меня, то по-буддистски соединял в приветствии свои ладони. Однажды мы пригласили Тан Луонга в храм на общую вегетарианскую трапезу. Он воодушевленно принял предложение и затем восхищался оливами и другой нашей пищей. Ароматный грибной суп, приготовленный моим братом, настолько понравился ему, что он никак не мог поверить, что это вегетарианский рецепт. Мне пришлось в деталях рассказать Даниэлю о способе приготовления супа. Иногда, сидя неподалеку от храмовой пагоды, мы рассуждали с Даниэлем о религии и литературе. Когда я восторгался французской литературой, лицо Даниэля светилось от гордости за культуру своей страны. Наша дружба стала очень глубокой. Наконец во время одного из своих визитов Даниэль сообщил, что его подразделение передислоцируется в другое место, а он сам скоро вернется во Францию. Я проводил его до ворот храма, и мы обнялись. – Я буду писать тебе, брат, – сказал он. Через месяц я получил от него письмо, сообщавшее, что скоро он уезжает во Францию, но потом его направляют в Алжир. Он обещал писать мне и оттуда. С тех пор о Даниэле у меня не было никаких известий. Кому сейчас ведомо, где Тан Луонг. Жив ли он? Но я знаю, что, когда видел его в последний раз, в душе у него царило умиротворение. То мгновение абсолютной тишины в храме Бао Куок полностью изменило его. Он позволил своему сердцу заполниться другими живыми существами и понял бессмысленность и разрушительность войны. И это произошло благодаря тому мигу полной и всеобъемлющей неподвижности, открывшей наш мир могучему, исцеляющему и волшебному океану, называемому тишиной. Чтобы понять нашу подлинную природу, мы должны остановить постоянно текущий внутренний диалог, заполняющий все свободное пространство внутри нас. И начать стоит с ежедневного выключения нашего внутреннего радио «Нескончаемые размышления» хотя бы на несколько мгновений. А освободившееся пространство необходимо заполнять радостью.
Осознанное дыхание
Как мы уже видели, самый простой для нас способ освободиться от нескончаемых размышлений – освоить практику осознанного дыхания. Мы дышим постоянно, но редко обращаем внимание на данный процесс. Мы редко наслаждаемся нашим дыханием. Осознанное дыхание – это лекарство, которым вы можете наслаждаться при каждом полном вдохе и выдохе на всем их протяжении. Если вы концентрируетесь на дыхании, то заставляете клетки мозга и всего тела петь в унисон.
Осознанно осуществляя дыхание, вы проникаете вглубь себя. Ваше тело дышит, а оно является вашим домом. С каждым вдохом вы возвращаетесь домой в себя.
Даже если вы храните в себе много печали, гнева или одиночества, проникая в себя за счет вдохов и выдохов, вы получаете доступ к скрытым глубоко внутри чувствам, не опасаясь оказаться их пленником. Ваше осознанное дыхание – один из способов сказать: «Не волнуйся, ты у себя дома. И здесь ты сумеешь справиться с эмоциями». Осознанное дыхание – основание вашего внутреннего дома. Если вы хотите реализовать свои мечты; если вы хотите добиться хороших отношений с членами вашей семьи и друзьями; если вы хотите помочь окружающим вас людям – начните со своего дыхания. Каждый ваш вдох, каждый ваш шаг, каждое ваше действие, совершенные осознанно, обеспечат ваше существование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|