Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуморальные индукторы и регуляторы сна




Известен ряд гуморальных веществ, индуцирующих сон, и существует гипотеза, допускающая наличие не только гипногенных (вызывающих сон), но и препятствующих возникновению сна гуморальных факторов. Гипногенные вещества были извлечены из жидких сред организма (ликвор, кровь) экспериментальных животных и человека в условиях длительного лишения сна и продолжительного бодрствования. Большинство таких веществ являются пептидами.

Путём фракционирования ликвора, полученного от длительно лишаемых сна животных, выделен состоящий всего из пяти аминокислот пептид, который обладает снотворным эффектом. Он получил название фактора S (от англ. sleep – сон), его удалось выделить и у человека. При введении экспериментальным животным он вызывает медленноволновый сон с появлением характерных изменений на ЭЭГ. Другие гипногенные пептиды: вызывающая сон субстанция с молекулярной массой 70 - 200 (SPS), дипептид мураминовой кислоты, нонапептид индуцирующий дельта-сон (DSIP). Эти пептиды способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и влиять на метаболизм нейромедиаторов, однако после внутривенного введения они быстро разрушаются под воздействием ферментов. Введение DSIP в желудочки мозга экспериментальным животным вызывает повышение концентрации серотонина и ГАМК, что способствует уменьшению обменных процессов и потребления кислорода мозгом.

Наряду с пептидами – индукторами медленноволнового сна, описан выделенный из ликвора в период парадоксального сна эндогенный пептид, вызывающий БДГ-сон при его введении экспериментальным животным. К этому пептиду получены антитела, введение которых угнетает парадоксальный сон. У человека сразу после окончания фазы БДГ-сна в спинномозговой жидкости в несколько раз повышается уровень аргинина-вазотоцина (АВТ). Его введение даже в очень малом количестве (около 600 молекул) вызывает сон у кошек, снотворное действие проявляется и при введении его людям, у которых при этом возникает фаза БДГ-сна. Содержание АВТ у пожилых людей с нарушениями сна уменьшено, высказано предположение о регулирующей роли этого пептида в организации сна у человека. Имеются сведения о том, что возникновению БДГ-сна способствует также вазоинтестинальный пептид (ВИП).

К пептидам, участвующим в регуляции сна, относят также субстанцию Р (нормализует сон при стрессе), бета-эндорфин, ангиотензин-2, есть данные об участии в регуляции сна соматостатина и тиреотропина. Участие нейропептидов в регуляции цикла сна-бодрствования возможно как в качестве комедиаторов нейронных переключений, так и в качестве нейрогормонов. Мягкое модулирующее действие пептидов состоит в медленных изменениях нейронной активности мозговых структур, взаимодействующих во время сна.

Наряду с нейропептидами снотворное действие на человека может оказывать простагландин Д2, синтез которого стимулируется при воспалении паутинной оболочки мозга, сопровождающейся повышенной сонливостью. Мурамилпептиды бактериального происхождения даже в очень малой концентрации увеличивают продолжительность медленноволнового сна и угнетают фазу БДГ-сна; одновременно с этим они вызывают повышение температуры тела у человека. Эти факты дают возможность приблизиться к пониманию механизма повышенной продолжительности сна, наблюдающейся у человека при воспалительных и инфекционных заболеваниях.

 

Сновидения

Большинство разбуженных во время парадоксального сна людей сообщают о сюжетно связанных сновидениях, причём это относится и к людям, утверждавшим, что они никогда не видят сны. Многие люди забывают о сновидениях, если не просыпаются сразу после фазы БДГ-сна. Сновидения возникают и во время медленноволнового сна: разбуженные во 2-й фазе сна говорят об этом в 60% случаев, реже вспоминают сны в случае пробуждения в 3-й или 4-й стадиях. Но обычно в таких случаях разбуженные рассказывают лишь о несвязных, обрывочных образах, тогда как после БДГ-сна вспоминаются связные эпизоды, кажущиеся реальными.

Зигмунд Фрейд создал теорию толкования сновидений, которые он объяснял прорывом из подсознания вытесненных туда запретных по соображениям морали сексуальных и агрессивных желаний (Справка 13.4). В настоящее время сновидения принято объяснять теорией активационного синтеза, основанной на том, что во время фазы БДГ-сна одновременно активируются многие нейронные переключения в центрах ствола мозга, сигналы от которых поступают в кору, которая осуществляет синтез этих противоречивых сигналов, пытаясь объединить их и придать им смысл. При этом кора активно извлекает из памяти поступившую прежде информацию, которой не приходится, как при бодрствовании, конкурировать с новой информацией, предоставляемой сенсорными системами. Поэтому интерпретация информации происходит иначе, чем при сохранённом сознании, она отражает реальные потребности и конфликты, но не учитывает реальные временные и пространственные обстоятельства.

На фоне ограниченного поступления информации о внешних раздражителях освобождается доступ к коре афферентной информации от внутренних органов. Это обстоятельство имеет особое значение при развитии патологических процессов, при которых кора начинает получать необычную информацию, становящуюся причиной столь же необычных сновидений. Активация сенсорных областей во время БДГ-сна приводит к зрительным, слуховым, тактильным компонентам сна, а повышение активности моторных структур ствола сопровождается представлениями о якобы выполняемых движениях, хотя реальные движения не происходят в связи с торможением активности мотонейронов. Таким образом, сновидения представляют собой не случайный, а биологически значимый и полезный процесс, хотя содержательная сторона сновидений в большинстве случаев не поддаётся достоверному истолкованию.

У детей продолжительность парадоксального сна больше, чем у взрослых. Возможно, это объясняется необходимостью БДГ-сна для консолидации следов памяти, особенно интенсивной в детском возрасте. Это предположение подтверждается наблюдениями, которые показывают, что продолжительность БДГ-сна увеличивается у взрослых, когда они озабочены решением творческих задач или встречаются со сложными жизненными проблемами. В такие периоды жизни большинство сновидений содержит эпизоды из профессиональной деятельности или из предыдущей жизни.

Отдельную разновидность сновидений представляют люцидные или управляемые сны (от лат. lucidus – ясный, очевидный), когда спящий понимает, что он спит, но видит сон и может управлять событиями сна. Содержание таких снов приближается к реальной действительности, а электрическая активность нейронов коры практически не отличается от таковой в состоянии бодрствования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных