Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование рабочего класса. Рабочее движение во 2пол.19в. и его эволюция.




 

Пролетариат в Белоруссии в пореформенное время форми­ровался из числа обедневших крестьян, разорившихся ремеслен­ников, мелких торговцев и семей рабочих. Поскольку большин­ство промышленных предприятий в Белоруссии размещалось вне городов и местечек (в сельской местности), то и работали на них преимущественно местные крестьяне. Многие из них еще были тесно связаны с сельским хозяйством.

Разорившиеся крестьяне, не имеющие возможности найти работу дома, шли в города и трудоустраивались на промышлен­ные предприятия. Витебской льнопрядильной фабрике «Дви­на» выходцами из сельской местности были 82% рабочих, на обой­ной фабрике в Минске — 75%.(Ряды рабочего класса пополняли также разорившиеся ремесленники-кустари и мелкие торговцы. Особенно быстро они разорялись в период кризисов. Некот. из них, постоянно испытывая страх за свое будущее, сами броса­ли свои занятия, шли на фабрику или завод, чтобы иметь хоть и низкий, но постоянный заработок.

Пролетариат Белоруссии пополнялся также членами семей рабочих — женщинами и детьми. Согласно переписи населения 1897 г., среди рабочих 5 белорусских губерний, учтенных в местной промышленности, торговле, строительстве, на транспор­те, женщины составляли 16,4%, дети в возрасте до 15 лет — при­мерно 6%.

В конце XIX века в Белоруссии уже насчитывалось 178,8 тыс. рабочих, занятых в крупной и мелкой промышленности, в том числе, в фабрично-заводской — 33,6 тыс., в ремесленной и ка­питалистической (мануфактурной и мелкокапиталистической) — 116,3 тыс. человек. У помещиков и кулаков работали еще 130 тыс. батраков — постоянных наемных с/х рабочих. Таким образом, всего в Белоруссии в конце XIX века насчитывалось примерно 400 тыс. постоянных наемных рабочих.

Характерной особенностью пролетариата Белоруссии в этот период был его многонациональный состав. Так, среди рабочих железнодорожных мастерских и депо, паровозных машинистов, телеграфистов значительный удельный вес составляли русские. Подавляющее большинство рабочих, занятых на лесоповале, стро­ительстве и ремонте железных и шоссейных дорог, на промыш­ленных предприятиях в сельской местности, были белорусами. В спичечной, табачной, кожевенно-обувной отраслях производства, в типографиях преобладали рабочие — евреи. Но рядом с ними работали белорусы, русские и поляки. В мелкой и ремесленной промышленности, торговле и других видах обслуживания большинство наемных работников составляли лица еврейской национальности.

Чрезвычайно тяжелые условия труда и быта вызывали сопро­тивление со стороны рабочих. Они постепенно втягивались в борьбу за улучшение своего положения. В Белоруссии первые вы­ступления рабочих против буржуазии вылились в побеги со стро­ительства железных дорог. В 1864 и 1865 г.х имели место побе­ги рабочих со строительства железной дороги Витебск-Динабург. В 70-е годы, по неполным данным, произошло 7 забастовок и вол­нений, крупнейшие из них состоялись в Бресте и Минске. В июле 1873 г. с кирпичного завода в Бресте в знак протеста против невыносимо тяжелых условий труда сбежали 128 рабочих. В мар­те 1876 г. бастовали 300 рабочих минских железнодорожных мастерских из-за систематических задержек выплаты зарплаты. В том же г. произошло крупное волнение 400 рабочих сукон­ной фабрики помещика Пусловского в Слонимском уезде Грод­ненской губернии. В 1879 г. бастовали подмастерья швейных мастерских в Гродно. Они требовали сокращения рабочего дня.

В 80-е годы в Белоруссии количество стачек было сравнитель­но невелико — всего 10, но они были уже более организованны­ми. Самой крупной из них была стачка 1500 рабочих в 1884 г. на строительстве железной дороги Вильно-Барановичи в Лидском уезде Виленской губернии. Рабочие добились того, что подрядчи­ки рассчитались с долгами и выдали им деньги для проезда до­мой. В июле 1886 г. 10 дней длилась стачка 472 рабочих го­мельских железнодорожных мастерских. Они требовали повышения расценок сверхурочных работ, отмены некот. пунктов правил приема на работу. Забастовка закончилась час­тичной победой рабочих. Весной 1887 г. состоялась крупная забастовка рабочих кузнечно-слесарных мастерских в городе Минске. Рабочие требовали увеличения заработной платы.

В 90-е годы забастовочное движение заметно усилилось. В Белоруссии произошло 59 стачек. Во главе движения шли желез­нодорожники, один из наиболее организованных и крупных от­рядов рабочего класса Белоруссии. В январе 1893 г. бастовали рабочие пинских железнодорожных мастерских, в марте 1894 г. — гомельских мастерских, в 1895 г. — рабочие мастерс­ких Московско-Брестской дороги в Минске и другие. Главной при­чиной забастовок было недовольство произволом администрации в области распорядка дня, распоряжений об удержании с рабо­чих в обязательном порядке денег в пенсионные кассы и другое.

Но рабочее движение в это время было еще в основном сти­хийным и неорганизованным. Рабочий класс не имел еще своих политических партий и организаций. Первым планомерную про­пагандистскую работу среди рабочих начали народники. Позже эту роль взяли на себя социал-демократы, кот. и создали пер­вые политические партии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных