Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма государственного правления (СхиОП, опр. № 11).




Форма государственного правления характеризует организацию высших органов власти, порядок их формирования и отношения с другими органами государства и обществом (М/м лекция № 4, слайд № 5), (СхиОП, схем. № 11).

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу (М/м лекция № 4, слайд № 6). В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления (М/м лекция № 4, слайд № 7); во втором – республиканская (М/м лекция № 4, слайд № 15).

Монархия – такая форма правления, в которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть, как правило, по наследству, на основании обычаев, традиций или законов о престолонаследии (СхиОП, опр. № 12), (СхиОП, схем. № 12).

Монархии бывают различные: неограниченные и ограниченные (М/м лекция № 4, слайд № 8). К числу первых (М/м лекция № 4, слайд № 9) можно отнести деспотические и теократические рабовладельческие монархии Древнего Востока, абсолютные монархии периода феодализма. В ограниченных монархиях (М/м лекция № 4, слайд № 10) власть монарха ограничивается каким-либо представительным органом. К числу таких монархий можно отнести сословно-представительные монархии (М/м лекция № 4, слайд № 11), в которых власть монарха была ограничена представительным органом, формируемым соответствующими сословиями (дворянство, крестьянство, духовенство, зарождающаяся буржуазия). Сословно-представительный орган (Земский собор на Руси, парламент в Англии, кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции и т.п.) занимался главным образом установлением налогов и тем самым оказывал влияние на политику монарха.

В современных условиях ограниченные монархии представлены конституционными монархиями (М/м лекция № 4, слайд № 12), в которых власть монарха ограничена представительным органом и конституцией государства. Конституционные монархии, в свою очередь, бывают парламентарными (М/м лекция № 4, слайд № 13) и дуалистическими (М/м лекция № 4, слайд № 14). В парламентарных монархиях власть монархов значительно ограничена парламентом и кабинетом министров. Положение монарха выражается в образной формуле: «монарх царствует, но не управляет». За монархом остаются полномочия в значительной степени формальные. Монарх олицетворяет единство нации, осуществляет представительские функции, поручает формирование правительства лидеру большинства, а также еще ряд действий, которые осуществляются, как правило, с согласия парламента или кабинета министров. Наиболее характерными примерами конституционной монархии в наше время являются Англия и Испания.

В дуалистической монархии монарх делит власть с парламентом. Парламент осуществляет законодательную деятельность, монарх возглавляет исполнительную власть. Подобное положение характерно для ряда скандинавских стран, Королевства Марокко, Королевство Иордания.

Республика в качестве формы государственного правления (М/м лекция № 4, слайд № 15) характеризуется тем, что высшим органом власти в ней является выборный коллегиальный орган, которому принадлежит право принятия законов как актов высшей юридической силы, или народное собрание (СхиОП, опр. № 13), (СхиОП, схем. № 13). Последнее имело место в небольших по размеру городах государствах античного и раннефеодального мира. Как. Например, в Афинах или Новгороде. Отсюда происходит и название «res publika», что в переводе с латинского означает «общее дело».

Республики наблюдаются во всех типах государства. В античном мире это аристократические (Спарта, Рим), олигархические (Карфаген), демократические (Афины) республики, в средние века – это феодальные торговые города-республики: Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков, Любек, Гамбург.

Буржуазные республики подразделяются на парламентские, президентские и смешанные республики (М/м лекция № 4, слайд № 16).

В парламентской республике (М/м лекция № 4, слайд № 18) правительство формируется парламентом из членов партии (или коалиции партий), имеющей парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия. Тогда правительство вынуждено уйти в отставку.

В президентской республике (М/м лекция № 4, слайд № 17) правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Нередко правительство возглавляется самим президентом, как это имеет место в США. В некоторых президентских республиках образуется относительно самостоятельный орган – Совет министров во главе с премьер-министром. Однако фактическим руководителем государства остается президент.

Президент обычно избирается всеобщим голосованием. Правящей партией в президентских республиках является партия, победившая на президентских выборах, а не на парламентских, что чревато политической нестабильностью и конфликтом между законодательной и исполнительной властью.

Еще одной признанной в настоящее время формой республики является смешанная республика (М/м лекция № 4, слайд № 19). В качестве самостоятельной формы правления смешанная республика впервые была признана в период существования V Республики во Франции, в соответствии с Конституцией которой, и Президент, и Премьер обладали значительными полномочиями в процессе руководства государством. Российскую Федерацию считают или смешанной республикой, или Президентской республикой с элементами парламентаризма. Подобный подход к определению формы правления российского государства обусловлен тем обстоятельством, что правительство России формируется Президентом и ответственно перед ним, однако Государственная Дума может не утвердить кандидатуру Премьер-министра, предложенную Президентом, либо может выразить Правительству РФ недоверие. Но окончательное решение об отставке принимает Президент Российской Федерации, он может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев может распустить Государственную Думу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных