Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация функций государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 7).




В юридической теории, а отчасти и на практике существует множество оснований или критериев классификации функций государства.

В зависимости от продолжительности их существования и осуществления функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 16) государства подразделяются на постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные, рассчитанные на решение задачи, имеющей временный, и, как правило, чрезвычайный характер.

В зависимости от социальной значимости (М/м лекция № 5.1, слайд № 8) выделяют общесоциальные функции государства, представляющие собой в концентрированной форме интересы всего общества, и классовые, выражающие преимущественно интересы правящих классов.

Критерием классификации функций государства может выступать сфера их применения и приложения (М/м лекция № 5.1, слайд № 15). В этом случае функции государства будут подразделяться на политические, идеологические, социальные, экономические и др. виды.

Если в качестве основания классификации избрать формы реализации (М/м лекция № 5.1, слайд № 17), то в этом случае функции государства будут подразделяться на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные функции.

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (М/м лекция № 5.1, слайд № 18). Соответственно, в федеративном государстве можно выделить общефедеральные функции и функции субъектов федерации. В унитарном государстве это могут быть функции, осуществляемые на территории всего единого государства, либо функции, осуществляемые лишь на территории отдельных административно-территориальных единиц.

Новацией последних лет стали предпринимаемые рядом авторов попытки классификации функций государства в зависимости от принципа разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти, и что каждая из названных функций осуществляется не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Довольно распространенной является классификация функций государства в зависимости от степени их важности на основные (главные) и неосновные (неглавные) функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 19). В то же время следует заметить, что данная классификация является не только традиционной для теории государства и права, но и одновременно довольно спорной, поскольку любая функция государства по определению является основным направлением его деятельности. Однако по мере развития отечественной и зарубежной юридической науки данный вопрос был решен положительно, исходя из того, что в реальной действительности функции государства далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Со своей стороны, чтобы избежать тавтологии, предлагаю использовать термины «главные», «неглавные» функции для определения степени их важности.

Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, как направленность решаемых государством целей и задач, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние функции (М/м лекция № 5.1, слайд № 20).

Внутренние функции современного государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 21) представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти довольно многочисленны и разнообразны, так как затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, политическую, социальную, духовную, культурную, финансовую и т.д. Кроме этого, к числу внутренних функций государства относят также такие функции, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная (экологическая) функция, функция финансового контроля и т.д.

Внешние функции современного государства (М/м лекция № 5.1, слайд № 22) представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. К числу внешних функций государства традиционно относят защиту страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В настоящее время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развиваются коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы, что, безусловно, сказывается на эволюции внешних функций государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных