Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛАЗАРЕВСКИЙ ПРИХОД.




 

Село Лазарево на р. Ильинке находится в 120 верстах от губернскаго города и в 5-ти от уезднаго.

Пописцовым книгам 1629 – 30 гг. село Лазарево значится старинною вотчиной губнаго старосты муромца Дружины Юрьева с братьями: в селе была тогда деревянная церковь во имя праведнаго Лазаря и другая церковь собор архистратига Михаила; при церквах были два священника, дьячек и два пономаря; пашни церковной «худые земли» по 20 четвертей в поле, сена 40 копен, в селе двор вотчинников и 10 крестьянских дворов.

В окладных книгах 1676 г находятся следующия сведения о лазаревском приходе. «В селе церковь Архистратига Михаила; у тое церкви двор попа Илариона, пономарев да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, а живут в них дворники, 15 дворов крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время в Лазареве 41 двор) да деревня Подболотная (По писцовым книгам 1629 – 30 гг. половина деревни Подболотной записана за стольником Московского патриарха Филарета Васильем Копниным, а другая половина за братьями Юматовыми; в настоящее время в этой деревне 45 дворов. – Примеч. автора.), а в ней 4 двора помещиковых, а в них живут дворовые люди, 25 дворов крестьянских и 2 бобыльских, да мельница Жемчужина, а в ней 4 двора крестьянских (ныне в дер. Жемчужной 18 дворов) да мельница Подболоцкая, в ней 6 дв. крестьянских, да мельница Антипина, в ней 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский, мельница Потехина, в ней 4 дв. крестьянских, 1 бобыльский,

 

 

деревня Кривицы, в ней двор помещиков, в котором живет прикащик, 6 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 8 дворов), д. Растуева (?), в ней двор дьяка Богдана Силина, в котором живет прикащик, 8 дв. крестьянских, 1 бобыльский, двор скотский, на котором живет дворник (ныне в дер. Старом и Новом Ратове 43 двора), д. Максимовка, в ней 8 дв. крестьянских (ныне здесь 20 двор.). Да по его поповой Иларионовой сказке дано ему земли из боярских дач 4 четв. в поле, а в дву потому ж, сенного покосу 20 копен.

Дальнейших сведений о Лазаревской церкви до начала XIX столетия не имеется. Из надписи 1689 г. на сохранившемся в церкви кресте, впрочем видно, что в этом году в Лазареве была церковь во имя праведнаго Лазаря. Далее известно, что в 1811 году деревянная церковь в Лазареве сгорела, но была ли это таже церковь, что и в XVII столетии сведений не имеется.

Вместо сгоревшей деревянной церкви на средства Пелагеи Артемьевой Бычковой устроен каменный храм с такою же колокольнею. В 1893 – 95 гг. трапеза этого храма была расширена.

Престолов в этом храме три: главный во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и праведнаго Лазаря-Четверодневнаго.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. В холодном храме у северной стены устроена гробница, над аря Ивана Васильевича жил некий благоверный и нищелюбивый муж Иустин Недюрев с супругою местом упокоения праведной Юлиании Лазаревской (В Московской синодальной библиотеке имеется рукописное житие правед. Юлиании, списанное сыном ея Каллистратом «по реклу Дружиною» Осорьиным; (сборник №6) там же находится и рукописная служба ей. Память праведной Юлиании празднуется 2-го Января. Считаем не лишним привести здесь житие прав. Юлиании в сокращении. Во дни благовернаго царя Ивана Васильевича жил некий благоверный и нищелюбивый муж Иустин Недюрев с супругою Стефанидою; было у них много сыновей и дочерей, в том числе и блаженная

Юлиания. Шести лет по смерти матери, Юлиания взята была своею бабкой Анастасией Дубенской в Муром – на воспитание, а по смерти ея перешла к тетке своей. С детства Юлиания отличалась благочестием: любила молитву, пост и уединение, была послушна, трудолюбиви. Благотворила бедным, чуждалась развлечений и забав. Шестнадцати лет она была выдана замуж за Георгия Осорьина; брак был в церкви села Лазарева. И в замужестве Юлиания продолжала жить благочестивою жизнью и приобрела любовь родителей и родственников мужа. Каждый вечер, а иногда и ночью, она подолгу молилась; во время же отсутствия мужа все ночи проводила в молитве и труде, а на выработанныя деньги тайно творила милостыню. Родила она 10 сыновей и 3 дочери; 6 сыновей и дочь померли во младенчестве, остальных же она воспитала в страхе Божием. Когда старший сын ея был убит своим «рабом», а другой на царской службе, Юлиания стала просить у мужа своего отпустить ее в монастырь, но он не отпустил ее; она согласилась, но умолила мужа своего не иметь с нею супружескаго союза, хотя и жить вместе. После этого прав. Юлиания «пост и воздержание паче меры восприяла». По пятницам вовсе не вкушала. По понедельникам и средам однажды в день сухояденье без варива вкушала; по субботам и воскресеньям устрояла в своем доме трапезу попам, вдовам, сиротам и своим домочадцам. Больше всего пеклася о нищих. Ложилась спать на с вечера на час-два на печи без постели, только дрова вострою стороной к телу подстилала, дрова клала и под голову, а под ребра железные ключи. Когда домочадцы засыпали, Юлиания вставала на молитву и так оставалась до заутренняго благовестия. Потом шла к утрени и литургии, днем же «рукоделию прилежала». Тела своего в бане немыла стех пор, как от мужа разлучилась.

Наконец, преставился и муж ея; тогда Юлиания еще больше отверглась от всего мирскаго: пост к посту приложила, молитву к молитве и к слезам слезы, а милостыню паче меры показала. Зимою оставалась без теплой одежды, сапоги на босые ноги одевала, а под подошвы ореховыя скорлупы и вострые черепки подкладывала. И так пожила она во вдовстве 10 лет и дожила до царствования Бориса Годунова. И был в то время сильный голод по всей русской земле; тогда и в дому блаженной было великое оскудение пищи и дошла она до последней нищеты. В это время она переселилась в село Вочнево, в Нижегородские пределы. Когда бедствие усилилось, она отпустила часть рабов своих на свободу, а оставшиеся питались лебедой и древесной корой. Такую нищету блаженная терпела 2 года.

За 6 дней до кончины блаженная разболелась, но и в болезни непрестанно пребывала в молитве. Пред кончиною приобщилась Св. Таин, призвала детей и домочадцев и поучала их о молитве, любви, милостыне и о прочих добродетелех. Потом легла, трижды перекрестилась и предала душу свою в руки Господа. И положили святое и многотрудное тело ея в дубовый гроб и отвезли в пределы Муромские, и похоронили ее у церкви св. Лазаря в селе Лазаревском, где многотрудно подвизалась она. В лето 1605-е января в 10 день. Так пожила блаженная Юлиания! Восклицает в заключение списатель жития ея (См. Буслаева «Древне-русская народная литература» стр. 251 – 268. – Примеч. автора.). В 1889 году вместо прежде

 

 

бывшей здесь гробницы устроена новая. Гробница сделана из кипарисоваго дерева, обложена позолоченною посеребреною медью. На верху крышки гробницы чеканное изображение Господа Саваофа; по бокам гробницы изображения в клеймах: явление святителя Николая праведной Иулиании. Праведная Иулиания раздает

 

 

милостыню нищим, глас от иконы Пресв. Богородицы, слышанный иереем о прав. Иулиании, преставление прав. Иулиании; на самой гробнице икона прав. Иулиании во весь рост. На поклонение праведной Иулиании приходят богомольцы из Мурома и окрестных селений. Что касается св. мощей ея, то оне, полагают, утратились во время пожара деревянной церкви. В церкви сохраняются: древняя икона муромских чудотворцев благоверн. Князей Константина с чадами, Петра и Февронии и прав. Юлиании, серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей, вставленный в кипарисную доску; на этом кресте надпись: «сей крест Господень с мощами пожертвован в Муромский уезд в село Лазарево в церковь Лазаря праведнаго-другаБожия, где почивают мощи Иулиании праведной, Московскаго Благовещенскаго собора иеромонахом Иоанном». В церковной библиотеке сохраняется старинный большой требник печати 1689 года.

Причта в Лазаревском приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – от земли церковной, служб и требоисправлений и процентов с причтоваго капитала (390 руб.) да 475 руб. в год. Дома членов причтасобственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес. 2,160 кв. саж., пахатной 33 десят. 22 ½ саж., сенокосной нет; из пахатной 20 дес. неудобной; земля сдается причтом в аренду за 12 ½ четв. ржи.

Приход состоит из села Лазарева и деревень: Жемчужной (1 вер. от церкви), Черемисиной (2 вер.), Подболотной

 

 

(9 вер.), Кривиц (5 ½ вер.), Стараго Ратова (6 вер.), Новаго Ратова (8 вер.) и Максимовки (9 вер), в коих по клировым ведомостям числится 181 двор (в 1676 году было в приходе 96 дворов), 765 душ муж. пола и 939 женскаго.

В Лазареве имеется земская народная школа; учащихся в 1896 году было 68.

 

МАЛОТИЦКИЙ ПРИХОД.

 

Село Малотицы, на реке Ушне, находится в 115-ти верстах от губернскаго города и в 21 от уезднаго.

По писцовым книгам 1629 – 30 гг. село Малотицы значится за многими помещиками; церкви в то время в селе не было. Но во второй половине XVII в. церковь здесь уже была. В окладных книгах 1676 года в Малотицах значится церковь св. в.-муч. Георгия. «У тое церкви двор попа Ивана а в приходе помещиковых 7 дворов да крестьянских 8 дворов (в настоящее время в Малотицах 117 дворов); деревня Барановка, в ней 18 дворов крестьянских и 11 бобыльских (ныне здесь 50 дворов).

Конечно, этот храм был деревянный. В 1754 году помещиком Сергием Глебовским вместо деревяннаго был построен в Малотицах каменный храм; наружный вид этого храма сохраняется доселе без существенных изменений(только деревянная кровля заменена железною), внутренния же украшения обновлялись не однажды.

Престолов в храме два: главный в честь успения Пресв. Богородицы, в приделе теплом во имя св. в.-муч. Георгия.

Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Главная храмовая икона – Успение Пресв. Богородицы в серебряной ризе; в икону вставлен ковчежец с частицами св. мощей.

 

 

 

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, земли пахатной и процентов с причтоваго капитала (390 руб.) – более 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви значится 39 дес. 1,196 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из села Малотиц и деревень: Барановки (1 вер. от церкви) и Глебовки (7 вер.) (Деревня Глебовка образовалась из выселенцев из деревни Барановки на пустошь Глебовскую. – Примеч. автора.), в коих по клировым ведомостям числится 187 дворов (в 1676 г. в приходе было 74 двора), 750 душ мужескаго пола и 850 женскаго.

В селе Малотицах с 1892 года существует церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 45.

 

 

МУСКОВСКИЙ ПРИХОД.

 

Погост Муска, на реке Ушне, находится в 100 верстах от губернскаго города и в 31 от уезднаго.

Основание церкви на этом погосте нужно относить к глубокой древности. В писцовых книгах 1629 – 30 гг. мы находим о нем следующия сведения: «погост Муской на реке Ушне, на погосте церковь Успение Пречистые Богородицы – строение приходских людей, а изстари строение было государево, при церкви вдовый поп Григорий Третьяки сын его поп Демьян, дьячек и просвирница; на церковной земле два двора бобыльских и 2 кельи нищих, которые «питаются от церкви Божией»; пашни церковной 40 четвертей в поле, перелогу и лесом поросло 11 четв., сена 150 копен, лесу непашеннаго 10 десятин».

Что касается Мусковскаго прихода, то сведения о нем мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г.

 

 

 

«В погосте Муском церковь Успения Пресв. Богородицы; у тое церкви двор попа Федора, двор дьячков, в приходе деревня Лобанова, в ней 3 двора помещиковых, во всех живут дворники, 22 двора крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 64 двора); сельцо Ново, в нем двор Муромския Соборныя церкви протопопа, а в нем живет крестьянин, да 24 двора крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 127 дворов); да к той же церкви вновь приписан приход от пустовой церкви Флора и Лавра – деревня Прислон, а в ней 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, дер. Высокова, в ней 11 дворов крестьянских и 4 бобыльских (ныне здесь 62 двора); дер. Андреевка, в ней 6 дворов крестьянских и 2 бобыльских (ныне здесь 60 дворов); дер. Селищи (Деревни: Прислон, Высокое и Селищи приложены были Семеном Федоровым Киселевым в 7058 (1550) г. в Троице-Сергиев монастырь. По писцовым книгам 1593 – 94 гг. значится в дер. Прислон 5 дворов жилых и 2 пустых, в дер. Высоком 4 дв. жилых и 2 пустых, в дер. Селищах 8 дв. жилых и 2 пустых. (Сборн. Архива Троицкой Лавры № 608, л. 157 и др. – Примеч. автора.), в ней 9 дворов крестьянских и 2 бобыльских (ныне здесь 39 дворов). Да по сказке попа Федора у церкви Успения Пресв. Богородицы в погосте Муском церковной земли 3 четв. (?) в поле, а в дву по томуж, сена на 30 копен а писцовой выписи на ту землю и на покосы не положил. Да к той же церкви вновь приписана деревня Бычина, в ней 7 дв. крестьянских. По окладу данных денег 2 руб. 2 алтына 3 деньги».

Дальнейших сведений о церкви погоста Муски до XIX столетия не имеется. Известно только, что деревянная церковь существовала до 1895 года. В 1858 году эта церковь была вследствие ветхости капитально перестроена, а в 1895 году разобрана, так как был уже построен каменный храм.

Каменный храм строился в 1890 – 95 гг. Престол в новом храме один в честь Успения Пресвятыя Богородицы.

Утварью, ризницей, Св. иконами и Богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательнаго по древности и ценности в церкви нет.

 

 

Причта при церкви по штату положено: священник. Диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 650 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви значится 174 дес. 1062 саж., в том числе сенокосной до 10 дес.; план и межевая книга на землю имеются; для хлебопашества почти вся земля не удобна.

Приход состоит из деревень: Лобанова (1 вер. от церкви), селищ (3 ½ вер. от церкви), Новаго (1 вер.), Высокова (4 вер) и Андреевки (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 348 дворов (в 1676 году в приходе было 108 дворов), 1,025 душ муж. пола и 1,115 женскаго.

При церкви имеются две церковно-приходския школы – мужская и женская; учащихся в обеих школах в 1896 г. было 59. В деревнях Высокове и Андреевке существуют школы грамоты; учащихся в обеих школах в 1896 году было 60.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных