Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отраслевая структура права




Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Причем правовая доктрина раз­ли­чает от­расли права и отрасли правового законодатель­ства. От­расли (и подотрасли) права разграничиваются наукой (доктриной). Отрасли же правового законодательства разграничиваются законодателем по мере развития правовых систем в соответст­вии с выводами науки об отраслях (и подотраслях) права, об их соотношении и взаимодействии.

Сово­куп­ность от­раслей права и совокупность от­раслей пра­вового зако­нодатель­ства объемлют один и тот же норма­тивно-право­вой материал, но структу­рируют его по-раз­ному. Разли­чение отрас­лей правового за­коно­датель­ства дает более дробное и бо­лее сложное струк­ту­рирование права.

 

Отрасли права

Существует всего пять отрас­лей права. Во-первых, это част­ное, или гражданское, право: частное право как под­система права включает в себя только одну отрасль; сле­довательно, от­расль права, именуемую гра­жданским пра­вом, столь же уместно называть частным правом. Во-вто­рых, есть четыре от­расли пуб­личного права – конститу­ци­онное (“государствен­ное”), уго­лов­ное, административное и про­цес­су­альное. От­расли права раз­личаются по типу регу­лируемых от­но­шений и мето­дам регу­лиро­вания. Они имеют объектив­ное пред­на­зна­че­ние, их форми­рование и обособле­ние не за­ви­сит от ус­мотрения за­коно­дателя. Нормы всех от­раслей права су­щест­вуют с того вре­мени, когда возникает право. По­следнее утверждение отно­сится и к нор­мам кон­ституционного права – нормам, определяющим исходную правосубъектность индивидов.

Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характер­ные для типич­ных отно­ше­ний свободного эквивалентного обмена, и гаранти­руют установление субъективных прав и юридических обязанно­стей по принципу “неза­пре­щенное разре­шено”. Субъ­екты граж­данского права при­обре­тают и осуще­ствляют субъ­ективные права своей волей и в своем интересе. Граж­данское право регу­лирует, главным образом, иму­щест­венные отноше­ния по принципу формального равенства, но оно не регулирует имуществен­ные отноше­ния, ос­нованные на администра­тив­ном или ином вла­стном под­чине­нии од­ной сто­роны другой.

Предназначение конституционного права – установление общих правовых рамок пуб­личной политической власти. В пред­мет кон­ститу­ци­он­ного права входят, прежде всего, от­ноше­ния типа “индивид–го­су­дарство”. Кон­ституци­онное право определяет статус полноправных субъектов. Современные конституции, прежде всего, га­ранти­руют пер­вичные права инди­вида (общий правовой статус че­ло­века и граж­да­нина). Далее, конституционное право уста­нав­ливает орга­ни­зацию госу­дарственной власти, не­об­ходи­мую ради пра­во­вой сво­боды. Когда законы или обычаи государства регламентируют правомочия высших государственных органов, они тем са­мым полагают правовые пределы власти.

Нормы, описы­ваю­щие общий право­вой ста­тус че­ло­века и гражда­нина, тем са­мым косвенно за­прещают кому бы то ни было, пре­жде всего – властным субъектам, на­ру­шать пределы мини­маль­ной не­отъ­емле­мой сво­боды. Эти нормы гарантируют такую сво­боду, которая ис­ключает пуб­лич­ное или частное вмешательство (status negativus), обеспечивают гражданам воз­мож­ность уча­стия в пуб­лич­ной жизни (status activus), позво­ляют тре­бовать полицейской и судебной защиты прав и свобод (status positivus).

Другие нормы конституционного права определяют ста­тус (пра­вомо­чия) высших государственных органов, разграничи­вают их компе­тен­цию, устанавливают разделение вла­стей, пре­пятст­вующее узурпации государствен­ной власти и тирании. Если, вместо разделе­ния властей, кон­ституция закрепляет верховенство од­ного органа власти (“полновла­стие”), то это – фик­тивная конституция, имити­рую­щая огра­ничение вла­сти.

Специфика конституционного права, в частности, за­клю­ча­ется в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санк­ций. Действие норм конституцион­ного права защища­ется в пер­вую очередь уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм.

Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют цен­но­сти, гарантированные конституционным правом. Пре­жде всего, они защищают индивида от посяга­тельств на его жизнь и здоро­вье, личную свободу, честь и достоин­ство, собст­вен­ность, за­щи­щают его неприкосно­венность – ду­ховную и фи­зическую, не­прикос­новен­ность жи­лища, тайну частной жизни, тайну ком­муника­ций, а также за­щищают естествен­ную среду оби­та­ния человека, общест­венную безопасность и общественный поря­док, консти­туци­онный строй, порядок государственного управ­ления и дру­гие социаль­ные блага.

Смысл административного права заключается в уста­нов­ле­нии по­лицейских полномочий, предназначенных для за­щиты тех же ценно­стей, ко­торые гарантируются консти­туци­онным правом и охраняются правом уголов­ным. Это специ­фическая отрасль права – дозволенные правом поли­цейские полномочия, т.е. пра­во мочия, по­зволяющие осу­ще­ств­лять публично-власт­ное прину­жде­ние вплоть до наси­лия. По­скольку это – право мо­чия, а не произвольно уста­новлен­ные полномочия, они должны уста­навливаться ради обеспе­чения и за­щиты правовой сво­боды, но не наоборот.

Адми­нист­ративные (полицейские) правомочия государственных органов и должностных лиц уста­навлива­ются в за­коне (дозволяются законом) по принципу “все, что не разре­шено пра­вом, запрещено”. Конкретно они предназна­чены для обес­пе­чения правопорядка, пресече­ния и наказа­ния пра­вона­руше­ний, а также для управле­ния иму­щест­вом, находя­щимся в го­су­дар­ственной собст­венности и вообще для ис­полнения зако­нов, для осуще­ствле­ния испол­ни­тельно-рас­поря­дитель­ной (подза­кон­ной) деятельности.

Нормы процессуального права устанавливают надле­жа­щую право­вую процедуру разрешения споров, а также пра­вила уго­лов­ного пре­следования и компетенцию орга­нов, осуществ­ляю­щих процессуальные действия. Несо­блюдение процессу­альных правил лишает судебные и полицейские ре­шения юри­дической силы. Надлежащая правовая про­це­дура разре­шения споров препятст­вует произвольному огра­ниче­нию сво­боды и собствен­ности. Это су­дебная проце­дура: пе­ред лицом суда формально равны любые субъекты, высту­пающие в каче­стве сторон спора, любые участ­ники про­цесса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных