Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изображения раненого человека




Впервые я познакомился с одним из таких загадочных об- разов во время визита в пещеру Пеш-Мерль, о чем я уже рас- сказывал вкратце во второй главе. Надо сказать, что некото

 

рые ученые склонны сопоставлять черты раненого челове- ка из Пеш-Мерль с мордой животного или клювом птицы [11]. Ноги у него человеческие, но сильно укороченные, ру- ки тоже похожи на человеческие, но без кистей. Тело про- черчено тремя длинными линиями, которые исследовате- ли интерпретируют как копья. Каждая из них пронзает че- ловека насквозь: одна на уровне ягодиц, другая — в районе грудины, а третья проходит сквозь верхнюю часть спины. Еще одна линия, обозначающая скорее всего пенис, спус- кается из области паха. Две другие линии, вновь напоминаю- щие копья, пронзают фигуру на уровне шеи — одна спереВ пещере Куньяк, расположенной в 40 километрах от Пеш-Мерль, я смог ознакомиться еще с двумя изображе- ниями раненого человека. Они представлены на целой се- рии перемежающихся панно, занимающих едва ли не треть полезного пространства в очень красивом подземном гро- те. Примерно в центре этой волшебной страны находится маленький «островок» из сталагмитов. Еще 20 тысяч лет на- зад древние художники раскрасили красной охрой две ста- лагмитовые колонны, свалив третью, которая некогда стоя- л а между ними. Теперь два эти сталагмита образуют пре- восходную рамку, сквозь которую можно наблюдать один из наиболее захватывающих образов главного панно — больди, другая — сзади.

Раненый человек
из пещеры Пеш-Мерль

 

того ибекса с изящными, круто изогнутыми рогами, нари- сованного с помощью красной охры.

Слева от ибекса — в нескольких метрах от него — нахо- дится еще одна фигура, также очерченная красным. Здесь древний художник изобразил мегацера — разновидность гигантского оленя, вымершего в конце ледникового перио- да. Передние ноги, шея и голова животного обращены на- лево — в соответствии с естественным рельефом скальной поверхности. И уже на плечах этого мегацера изображена черным фигура первого человека, ориентированного, в от- личие от зверя, направо.

Образ этот поражает стороннего наблюдателя отсутст- вием шеи, головы, плеч и рук. Тем не менее фигура эта, не- взирая на внешнюю простоту, задумывалась и рисовалась таким образом, чтобы создать у зрителя иллюзию того, будто недостающие части все же прикреплены к верхней части тела — просто они скрыты от нашего взора релье- фом на поверхности скалы. Во всяком случае, создается впе- чатление, будто человек протискивается головой вперед сквозь узкое отверстие в стене, желая попасть в располо- женную выше комнату. То же самое касается и ступней че- ловека — они словно бы есть, только скрыты от наших глаз чем-то вроде тумана. Как и на прочих изображениях ране- ных людей, ноги у фигуры сильно укорочены. Отчетливо

Раненые люди из пещеры Куньяк

 

прорисованы ягодицы, а это значит, что человек изобра- жен нагим. Сзади в него вонзаются три линии (предполо- жительно копья): одна направлена в крестец, другая — в нижнюю часть позвоночника и третья — в центр спины.

Еще один раненый человек из Куньяка находится при- мерно на том же расстоянии от ибекса, что и первый — только на этот раз справа, а не слева от животного. Эта вто- рая фигура также очерчена черным цветом. Располагается же она поверх еще одного большого животного, выполнен- ного красной охрой, — а именно, мамонта. Голова живот- ного обращена в левую сторону, а очертания его во многом совпадают с контурами скальной поверхности. Что касает- ся фигуры самого раненого человека, то тут можно провес- ти несколько интересных параллелей. Рудиментарные руки этого существа во многом напоминают те, которые были у фигуры из Пеш-Мерль. Hy а туловище следует в целом очер- таниям «убитого человека» из Коске, включая такие его ха- рактеристики, как человеческий торс и ягодицы и укоро- ченные нижние конечности без ступней. Голова раненого человека, многими деталями напоминающая птичью [12], обращена налево и расположена внутри обширного чере- па мамонта — причем именно в том месте, где у животного должен находиться мозг. Наконец, этот второй человек из

Раненый человек из Куньяка. Фигура расположена поверх
головы огромного мамонта

 

Куньяка тоже пострадал от ударов предполагаемых копий — фактически он истыкан ими со всех сторон. Одно копье пронзило ему крестец, второе попало в бедро, третье — в центр спины, четвертое и пятое — в живот, шестое — в бок, седьмое — в плечо, а восьмое — в шею.

Что же может обозначать этот символ? Ведь нет никаких сомнений, что мы имеем дело именно с символизмом. Боль- шинство раненых людей, включая и убитого человека из Коске, словно бы «парят» в пространстве, не соотносясь ни с одним из направлений. И вообще складывается впечатле- ние, будто они ничего не весят. И хотя все эти фигуры дос- таточно разные, их объединяет явное отсутствие натурализ- ма, что особенно заметно на примере существа из Коске. Получив удар в спину «гарпуном» в два раза длиннее его са- мого, это создание падает, тем не менее, не вперед, а назад. Как отметил в свое время еще Жан Клотт, «получив удар в спину таким оружием, существо неизбежно упало бы лицом вперед» [13].

Помимо четырех этих фигур (две — из Куньяка и по од- ной — из Коске и Пеш-Мерль) [14] образ раненого челове- ка не так уж часто встречается в европейском пещерном искусстве эпохи раннего палеолита.

Одно из таких изображений находится в малоизвест- ной пещере Су-Гран-Лак, расположенной в департаменте Дордонь. И это существо, в свою очередь, можно причис- лить к категории териантропов. Только на этот раз к нор- мальному человеческому туловищу художник пририсовал не птичью голову или ласты тюленя, а небольшой отрос- ток, похожий на хвост. Три копья, нисходя практически вертикально сверху, пронзают верхнюю часть спины этого существа [15].

Наконец, образ еще одного раненого человека уже ветре- чался нам чуть ранее. Я имею в виду человека-бизона из Га- биллу (смотри четвертую главу), который в то же время «пронзен» несколькими линиями. Одна из них проходит сквозь его бедро, а две другие, более короткие, вонзаются в лицо. В этом создании, как и в фигуре из Коске, представле- ны сразу два всеобъемлющих замысла, что делает его, с од- ной стороны, териантропом, а с другой — позволяет отне

сти его к категории фигур, объединенных в рамках поня- тия «раненый человек» [16].

Но что же все это означает?

Приходится признать, что «без какого-либо экстраор- динарного открытия все наши надежды достичь ясности в этой и многих других сферах так и останутся не более чем иллюзией» [17].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных