Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восемь главных аномалий




В том же апреле 2004 года, покинув район реки Гамтус, я отправился в Драконовы горы, где можно увидеть большое количество наскальных росписей сан — в том числе и изо- бражения гигантских змей, которых ученые нередко ото- ждествляют с иханти [30]. Причем повод для такого ото- ждествления дали все те же этнографические записи. В XIX столетии художник Джордж Вильям Стоу не раз показывал бушменам свои замечательные репродукции наскальных росписей сан. В их числе было изображение большой ро- гатой змеи, скользящей по поверхности скалы. Пожилая женщина из племени сан, которую звали Коуке, тут же опо- знала рисунок и заявила, что в прежние времена такие ог- ромные змеи «жили в реке» [31]. Мы уже знаем, что это вы- ражение является ·распространенной метафорой транса. Так что сказать «они жили в реке» — все равно что сказать «это существа из мира видений» (подобно обитающим в реке иханти).

И все же это было далеко не единственной причиной, почему я решил взглянуть на подобные изображения. Я и сам встречался с гигантскими змеями, находясь под воздейст- вием южноамериканского галлюциногена аяуаски. И этот опыт оставил после себя странное впечатление. Мне каза- лось, будто мои видения не были просто видениями, что я на самом деле встречался с разумными духовными сущест- вами, общавшимися со мной на телепатическом уровне. Я по- нимаю, что подобные идеи выглядят довольно-таки стран- но с точки зрения современных ученых, которые знают (или полагают, что знают) немало ценного о деятельности мозга. Однако нашим доисторическим предкам, не обла- давшим подобными сведениями, ощущение абсолютной и

 

безусловной реальности, окружающее подобные видения, должно было представляться чем-то само собой разумею- щимся. Стоит ли удивляться, что они прониклись искрен- ней уверенностью в существовании иного мира, населен- ного нематериальными, меняющими облик созданиями.

И я не сомневаюсь, что человек, сумевший войти в транс (с помощью любых средств) и испытавший на себе необы- чайную мощь галлюцинаций, обязательно захотел бы по- делиться своим опытом с другими. Наверняка наши предки испытывали то же чувство удивления и любопытства, что и мы сами. И им было бы интересно рассказать другим о тех удивительных вещах, которые они увидели в состоянии тран- са — и не просто рассказать, но и осмыслить увиденное. Так, уже спустя несколько поколений история их видений превра- тилась в развернутую и последовательную мифологию [32].

Наконец, руководствуясь все той же логикой, можно пред- положить, что некоторые люди захотели нарисовать свои видения на подходящей поверхности — например, на сте- нах и потолках пещер и скальных укрытий. И потому я никак не могу согласиться с уже упомянутыми мною критиками Льюиса-Вильямса — Полом Баном и Патрицией Гельвен- стон (чья статья была опубликована в Кембриджском ар- хеологическом журнале), которые назвали «весьма странной догадкой» идею о том, что «наскальные росписи могут яв- ляться результатом галлюцинаторного опыта» [33]. История взаимоотношений человечества с растительными галлюци- ногенами насчитывает не одну тысячу лет (смотри главу двадцать первую и двадцать вторую). C учетом этого об- стоятельства возможность существования в разных регионах мира наскальных и пещерных росписей, вдохновленных трансовыми видениями, представляется отнюдь не «стран- ной», но вполне разумной. Как отметил в ответ на критику Бана и Гельвенстон археолог Дэвид Пирс, подобная возмож- ность

кажется странной лишь человеку двадцать первого столетия, привыкшему с пренебрежением относиться к иррациональ- ным аспектам сознания и использованию средств, кардиналь- но меняющих его состояние. Однако краткий обзор мировой этнографии способен вынести на наше обозрение целый спи- сок культур, необычайно высоко ценящих подобные состоя

 

ния. И вряд ли представителям этих культур могло показаться «странным» предположение, согласно которому часть на- скальных росписей имеет непосредственное отношение к из- мененным состояниям сознания [34].

Чем дольше я изучал имеющиеся на данный счет тео- рии и чем внимательнее присматривался к альтернатив- ным концепциям, тем больше крепла во мне уверенность в том, что Льюис-Вильямс прав и что пещерное искусство европейского палеолита и наскальные росписи бушменов сан действительно являются отражением трансовых виде- ний. Как бы то ни было, но в отношении искусства сан это объяснение считается на сегодняшний день наиболее при- емлемым — во многом благодаря обстоятельным этногра- фическим записям. Что касается пещерных росписей евро- пейского палеолита, то здесь мы можем лишь предполагать схожее развитие событий. Однако в пользу такого предпо- ложения говорит то обстоятельство, что рисунки европей- ских художников имеют немало общего с рисунками буш- менов сан. А это значит, что любая теория, пытающаяся дать наиболее полное истолкование всей системе образов, долж- на учесть и эти аномальные сходства. Как мы уже говорили в пятой главе, в их число входят:

• Териантропы.

• Химеры — животные, сочетающие в себе характеристики двух и более видов.

• Чудовища — причудливые и фантастические животные, порой не имеющие ничего общего с реальными сущест- вами.

• Наличие абстрактных и геометрических узоров и частое их сочетание с портретными образами.

• Типичный для обеих систем способ рассматривать по- верхность скалы как проницаемую завесу, скрывающую от наших глаз потусторонние миры.

• Изображение фигур поверх уже имеющихся рисунков.

• Отсутствие основания и линии горизонта, а также пре- небрежение относительными размерами фигур.

• Странные изображения «раненых людей», пронзенных стрелами или копьями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных