Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тайна речного народа




Позже мне удалось немного лучше разобраться в этом во- просе. На языке нгуни таинственных речных людей обычно называют абаншубомламбо. Говорят о них обычно вполго- лоса, как о существах благожелательных и злокозненных одновременно — а потому и непредсказуемых. Эти созда- ния могут принимать не только человеческий, но и змеи- ный облик [16]. Возможно, именно из-за этой способности их нередко ассоциируют с гигантскими водяными змеями, известными как иханти. Говорят, что они живут рядом с речным народом глубоко под водой, в потустороннем ми- ре [17]. Многие современные ученые полагают, что именно этих змей рисовали бушмены сан в своих скальных убежи- щах в районе Драконовых гор [18]. И прежде всего на эту мысль наводит то обстоятельство, что таинственные ихан- ши являются «мастерами преображений», способными ме- нять облик с поистине гипнотической быстротой: «Ихан- ши могут принять любую внешность — от змеи до козы и от железной цепи до перышка» [19].

В двадцатых годах XX века целителей коса расспраши- вали о том, как они воспринимают эти случайные преоб- ражения. И оказалось, что

 

им нравится наблюдать за тем, с какой скоростью меняются узоры в калейдоскопе иханти. Возможно, именно эта стреми- тельная трансформация обусловила веру в то, что иханти способны зачаровывать людей [20].

В 1931 году антрополог Дж.Х. Cora первым обратил вни- мание на то, что истории об иханти — он называл их «вод- ными духами» — очень похожи на изложение галлюцина- ций [21]. Благодаря современным знаниям, мы могли бы еще более конкретизировать этот вопрос. Описание стре- мительно меняющихся геометрических узоров, смешанных с портретными образами, и в самом деле похоже на тот галлюцинаторный процесс, который лежит в основе ней- ропсихологической модели пещерной и наскальной живо- писи. В свою очередь, сообщения антропологов лишь под- крепляют предположение, согласно которому и иханти, и связанный с ними речной народ берут свое начало в про- цессе видений:

В период посвящения прорицатели из племени нгуни путеше- ствуют во' сне и в трансе в подводное царство, где они ветре- чают огромную змею, иксанти [иханти], окруженную более мелкими змеями, которые ассоциируются у нгуни с духами предков. Посвященные должны схватить одну или несколько таких змей... В этом царстве можно встретить и других сверхъ- естественных существ, известных как Речной Народ, абанту- бомламбо... [22]

Последним кусочком этой головоломки является то об- стоятельство, что шаманы нгуни сами нередко ассоцииру- ются со змеями: «Они верят в то, что могут управлять змея- ми, а в некоторых случаях — и превращаться в этих су- ществ» [23].

Таким образом, мы вновь оказываемся на привычной уже территории видений с ее комплексными представле- ниями о духах, иных мирах и териантропических транс- формациях. И даже подводная тема, как мы уже отмечали в предыдущих главах, является весьма типичным шаманским верованием, включающим в себя образы водных ям, воро- нок и водоворотов [24]. Именно поэтому Дэвид Льюис-Виль- ямс и не хочет включать предполагаемые изображения спи

 

ралей и воронок, встречающихся порой в пещерных и на- скальных росписях, в общую категорию энтоптических феноменов, предпочитая рассматривать их — вкупе с рас- сказами о странствиях в подводных и подземных мирах — как часть тех галлюцинаций, что возникают при переходе на самый глубокий уровень транса [25]. Льюис-Вильямс указывает также на то, что западные участники экспери- ментов использовали такие понятия, как «конус», «сосуд» или «воронка», чтобы описать этот самый водоворот [26]. В ряде других культур этот же психологический феномен нередко ощущается как спуск по подземному туннелю, за- полненному шумящей водой:

Вероятно, потому, что в измененном состоянии сознания люди часто слышат шум и гул... Когда инуит живет на льду, его путь в подземный мир проходит сквозь море: «Он практически сколь- зит, как если бы падая вниз сквозь воронку» (Рамуссен, 1929, 124). Отверстие, по которому опускается шаман самоедов, ве- дет к реке, воды которой текут в противоположных направле- ниях. Существует и множество других сообщений об этих уни- версальных, психологически обусловленных видениях, связан- ных с путешествиями в подземный и подводный миры [27].

Все вышесказанное верно и в отношении Южной Аф- рики. Современные антропологи провели опрос среди буш- менов Ju/'hoansi (JKung) из пустыни Калахари. Оказалось, что шаманы этого племени часто рассказывают о том, что по мере углубления транса они обретают способность пу- тешествовать под воду, а также в глубины земли [28]. А бла- годаря документам Блика и Ллойд мы знаем, что инфор- манты сан из Капской провинции рассказывали

о шаманах, погружающихся в «водную яму», где вода, по их словам, была «живой». Там они ловили !kbwa-ka хого, дожде- вое животное, которое затем убивали — так, чтобы из его кро- ви и молока пошел дождь. Кагтен, главное божество бушменов, являющийся, помимо всего прочего, шаманом, также погру- жался во время транса в эти водные ямы [29].

А у основания этих отверстий, ведущих в иные миры, жили гигантские змеи, ассоциирующиеся порой все с теми Же дождевыми животными. Племена нгуни называли этих

 

змей иханти. Помимо них в подводных мирах обитали и другие существа — абантубомламбо, речные люди. Все они были не более чем галлюцинациями и все же могли выбираться на сушу, шествовать по берегу реки в сопрово- ждении свиты из водных змей и похищать по собственно- му усмотрению души людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных