Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материализация духа и бездонная пропасть




Но даже если духи реальны — о чем тысячелетиями твер- дят шаманы самых разных культур и что уже сотни лет от- рицают ученые, — нам все же необходимо задаться вопро- сом: а что им, собственно, нужно от нас? Разумеется, ученые тут же ответят, что им ничего от нас не нужно — по той простой причине, что духов просто не существует. В соот- ветствии с этой точкой зрения любые сверхъестественные создания представляют собой проекцию нашего разума, ко- торая и ввела в заблуждение наших предков на ранней ста- дии развития человеческой культуры. Однако в свете дос- тижений современной технологической мысли эти идеи

 

неизбежно теряют свою привлекательность. Антрополог Вестон JIa Барр сообщает нам с непоколебимой уверенно- стью — как если бы все это уже было доказано в лаборато- рии, — что «представление о душе, способной существовать вне тела (то есть о жизни вне рамок организма), давно уже утратило какое бы то ни было значение... и все предпола- гаемые атрибуты души имеет смысл объяснять исключи- тельно в терминах науки» [89]· Вдохновенно рассуждая о прогрессе западной науки в XIX и XX столетиях, влиятель- ный критик и журналист Х.Л. Менкен восхваляет тех уче- ных, которые положили начало этой неудержимой ныне технологической революции:

Мало-помалу главные тайны бытия уступили натиску этих блистательных умов... Вселенная перестала быть игрушкой в руках Яхве, превратившись в обычный механизм, чье дейст- вие определяется все теми же неизменными законами... Рай и ад стали чем-то вроде древних сказок, а вместе с ними при- шел конец представлениям о Троице, посмертном воздаянии и прочим благочестивым иллюзиям [90].

Но если допустить, что древний опыт общения с духа- ми и современный опыт общения с инопланетянами явля- ются, по сути, одним и тем же феноменом, то вряд ли мы сможем с прежней уверенностью утверждать, что все это — не более чем «иллюзии» и что Вселенная представляет со- бой «обычный механизм, чье действие определяется все те- ми же неизменными законами». Согласитесь, достаточно трудно понять, каким образом человеческий разум, без ка- кого бы то ни было объективного и реально существую- щего внешнего стимула, мог последовательно производить одну и ту же серию очень странных процедур и ощущений. И все это — в столь разных культурных контекстах, как пер- вобытное общество с его шаманскими верованиями и со- временная цивилизация, развивающаяся в условиях техни- ческого прогресса.

Разумеется, мы говорим здесь о галлюцинациях, которые обычно относят к категории восприятий, представляющих- ся реальными, однако не имеющих никакого внешнего сти- мула.

 

Слово «галлюцинации» происходит от латинского глагола алю- цинари, что означает «блуждать в сознании»... C точки зрения повседневного употребления галлюцинации — не что иное, как ложное явление, представляющееся внешним и объектив- ным, однако порожденное нашим собственным сознанием. Та- ким образом, данный феномен неотделим от понятий беспоч- венности и субъективности... [91]

Энтоптические феномены, наблюдаемые на ранней ста- дни транса, причисляются учеными к категории универ- сальных человеческих ощущений, характерных для состоя- ния измененного сознания (полагают, что истоки их еле- дует искать в структуре нашей нервной системы). Однако, согласно общепринятому мнению, полноценные портрет- ные галлюцинации — 3-я стадия транса в соответствии с теорией Льюиса-Вильямса — ни в коей мере не являются реальными. А содержание их «извлечено из памяти» и жиз- ненного опыта, так что все они обусловлены «культурным окружением человека, который во многом видит именно то, что ожидает увидеть» [92]. Допустим, эта общепринятая модель верна. Но в этом случае нам придется объяснить, какие именно общекультурные факторы ведут к тому, что люди, разделенные не только во времени, но и в простран- стве, видят одни и те же галлюцинации, связанные с похи- щением и перенесением на небеса (под землю или под воду). Причем в роли похитителей неизменно выступают малень- кие гуманоиды с большими глазами и головами, обладаю- щие способностью превращаться в животных и подвергаю- щие похищенных болезненным хирургическим процедурам (что не мешает им в то же время передавать людям необы- чайно ценные сведения).

И вот тут я почувствовал некоторое замешательство. Как хотите, но я не в состоянии понять, какие общие вое- поминания и общий жизненный опыт могут быть у Исаака Тенса, которому в 1890 году привиделась большая сова, па- рящая прямо перед его лицом (по словам Тенса, эта птица попыталась поднять его в воздух), и американкой Кэрол, чьи галлюцинации, относящиеся уже к 1990 году, также вклю- чали в себя образ совы, спустившейся с неба и парившей перед лицом женщины. И я не понимаю, какие воспомина- ния и жизненный опыт могут объединять Артура из Соеди

 

ненных Штатов и Маболеле Шикве из пустыни Калахари, если учесть, что оба они в видениях воспаряли вверх по «нитям светам», чтобы встретиться со сверхъестественны- ми существами, обитающими на небесах. И что же это за общекультурный контекст, обусловивший схожие видения неграмотной Марии Сабины из отдаленной мексиканской деревушки и высокообразованной Бетти Хилл из США? Ec- ли помните, обеим женщинам привиделось сверхъестест- венное существо, давшее им книгу знаний (которая позже исчезла). Наконец, я не в силах понять, какие именно об- щие воспоминания и общий жизненный опыт могут быть у современных представителей западной цивилизации, про- шедших через похищение инопланетянами, и простых ша- манов из Австралии и Южной Америки, коль скоро и те, и другие подверглись в своих видениях столь странным про- цедурам, как прокалывание иглами или копьями и вживле- ние в их тела инородных объектов.

И потому — да, я готов согласиться с тем, что опыт ша- манов и похищенных НЛО можно причислить к категории галлюцинаций. Однако я не думаю, что галлюцинации но- сят субъективный характер и обусловлены исключительно индивидуальностью людей или особенностями их культур- ного окружения. Я имею в виду не те поверхностные отли- чия, которые, без сомнения, и в самом деле зависят от куль- турного контекста. Говоря словами Льюиса-Вильямса, «ша- ман племени сан скорее всего увидит в трансе антилопу- канну, а инуит — тюленя или белого медведя» [93]. На са- мом деле внимания заслуживает тот факт, что видения и того, и другого будут включать в себя образ некоего духа в форме животного. Точно так же я не сомневаюсь, что имен- но культурный контекст заставляет одних людей интер- претировать летающие объекты как космические корабли, а других — как небесные «лодки», «щиты» и «металлические колодцы». Но куда интереснее для меня то, что в обоих слу- чаях мы имеем дело с общим ощущением присутствия в небе чего-то странного и в то же время реального.

Вполне естественно, что схожие события внешней дей- ствительности приводят к схожему восприятию и осмыс- лению этой действительности. Однако куда более необыч- ным можно счесть то обстоятельство, что иногда схожие

 

ощущения и переживания возникают словно бы ниоткуда, без какого бы то ни было внешнего стимула. Здесь можно предложить объяснение, которое хотя бы отчасти согласует- ся с научно-материалистическим подходом к действительно- сти. Я имею в виду гипотезу о возможном существовании своего рода «библиотеки» образов, ощущений и информаци- онных единиц, надежно упрятанных в наше сознание, Впол- не естественно, что библиотека эта является общей для всех нас. Hy а получить к ней доступ можно через изменен- ное состояние сознания. Но в этом случае нам необходимо понять, каким образом вообще мог быть сформирован столь странный архив и почему он так важен для нашего выжи- вания, что природа позаботилась о включении его в наш мозг на генетическом уровне. Безусловно, от вопросов этих нель- зя отмахнуться просто так, и мы еще вернемся к ним в еле- дующих главах.

Еще более яркими и вызывающими, учитывая их пря- мое столкновение с постулатами западной науки, представ- ляются мне идеи Уильяма Джеймса, Олдоса Хаксли, Альбер- та Хоффмана и Рика Страссмана, о которых я уже упоми- нал в одиннадцатой главе. По мнению этих мыслителей, галлюцинации могут являться отражением внешних сти- мулов. Просто в то время, когда мы пребываем в обычном состоянии сознания, эти стимулы находятся вне пределов восприятия нашего мозга.

Мы уже говорили о том, что шаманы с глубокой древ- ности пользовались всевозможными техниками, позволяю- щими изменить состояние сознания и проникнуть в мир духов. Тут можно упомянуть употребление галлюциноген- ных растений, ритмичный танец, нередко сопровождавший- ся барабанным боем, разные виды самоистязания (вспомним хотя бы то мучительное прокалывание тела, без которого немыслим Танец Солнца североамериканских индейцев), голодание и прочие формы самоограничения [94].

Тем не менее антропологам прекрасно известен тот факт, что некоторым шаманам нет необходимости прибегать к этим опробованным «техникам экстаза», поскольку они об- ладают способностью спонтанно впадать в транс (очень час- то это является побочным следствием тяжелой болезни или внутреннего кризиса, отмеченного нарушением сна). И эта

 

группа шаманов составляет явную параллель похищенным НЛО, чей опыт также носит спонтанный характер.

Те немногочисленные опросы, которые проводились в связи с феноменом похищения — в частности, исследова- ние организации Ропера, имевшее место в 1991 году (смот- ри одиннадцатую главу), — позволяют предположить, что примерно двум процентам жителей США знаком опыт пе- реживаний, который с полным правом можно назвать ша- манским. Учитывая, однако, что человеческая психология оставалась неизменной на протяжении по меньшей мере 50 тысяч лет, и приняв во внимание то обстоятельство, что наш мозг может как принимать, так и генерировать элек- тромагнитные волны, вполне допустимым будет предполо- жить, что около двух процентов всего человечества облада- ет спонтанной способностью впадать в транс. Что касается остальных 98 процентов, лишенных этого генетического дара и в то же время жаждущих проникнуть в тайны иных миров, то им в данном случае следует положиться на ми- лость природы. Я имею в виду то обстоятельство, что во многих широко доступных растениях и грибах, распро- страненных по всему миру, были обнаружены химические вещества, близкие по составу к гормонам нашего мозга. Употребляя эти растения или воздействуя на химический состав тела с помощью продолжительного танца, как по- ступают, например, бушмены !Kung из Южной Африки, или же используя другие техники, мы можем настолько изме- нить химическую составляющую нашего мозга, что это по- зволит нам временно «настроить» свое сознание на совер- шенно иные уровни реальности. И это хоть как-то уравняет нас с теми, кто обладает способностью спонтанно впадать в транс.

В любом случае, если два процента человечества уже ро- ждается с этой способностью, а остальные могут перена- строить сознание с помощью разумного употребления да- ров природы, легко допустить, что каждая культура в тот или иной момент своего развития обязательно откроет для себя те сверхъестественные сферы бытия, соприкоснуться с которыми можно в измененном состоянии сознания. Pa- зумеется, универсальность подобного опыта еще не дока- зывает его реальности. Однако схожие описания, приводи

 

мые столь независимыми и столь разнородными свидете- лями, как шаманы и похищенные инопланетянами, лишь укрепляют мою уверенность в том, что их опыт действи- тельно реален. Однако реален он в том смысле, который пока недоступен нашей науке с ее безусловной верой в су- ществование одного-единственного мира.

В 1958 году знаменитый психолог Карл Густав Юнг, значительно опередивший свое время, высказал еретиче- скую с научной точки зрения идею. Он предположил, что НЛО могут представлять собой «нечто, относящееся к ду- ховной реальности, и в то же время снабженное опреде- ленными физическими свойствами» [95]. Однако он же во- просил затем: «Откуда могла появиться подобная вещь?» И добавил, что «представление о материализации духа от- крывает бездонную пропасть у нас под ногами» [96]. И все же в другом месте, рассуждая на тему НЛО, Юнг выдвинул предположение, что «вся действительность» может «опи- раться на неизвестный пока субстрат, обладающий как ма- териальными, так и духовными качествами» [97]. В данном случае он имел в виду те самые параллельные вселенные, на существовании которых настаивает квантовая физика [98].

Но все это возвращает меня к вопросу, поднятому в на- чале этого раздела. Допустим, что духи и в самом деле ре- альны. Что они смогли подобрать множество квазифизиче- ских форм (включая и облик инопланетян), позволяющих проявиться в нашей материальной вселенной. И так они, судя по всему, поступают уже тысячи лет. Но если это и в самом деле так, то зачем они здесь? Что им нужно в нашем мире? И что, собственно, они хотят от нас?

Изучая этнографические записи и рассказы похищенных НЛО, я с изумлением обнаружил, что у духов и иноплане- тян большие планы в отношении людей. Однако об этом мы поговорим в следующей главе.

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

ЛЮБОВЬ ДУХОВ

Индейцы урубу, живущие в джунглях Амазонки по берегам реки Гурупи, и по сей день рассказывают странную исто- рию о двух шаманах, которые появились на свет «при соз- дании мира», однако позднее вынуждены были «уйти на не- 60», чтобы избежать планетарной катастрофы. Эти двое хо- тели вступить в связь со смертными женщинами, чтобы оставить на физическом плане потомство, способное хра- нить тайное знание. Однако попытки этих шаманов так и не увенчались успехом, поскольку пенисы их были слиш- ком малы [1].

Эти шаманы из мифа урубу были еще настолько бесплот- ны, что и сами легко могли сойти за духов. На самом деле у многих народов существуют легенды, согласно которым ис- тинными родителями шаманов были духи — даже в том слу- чае, если зачатие имело место в потусторонней реальности.

Сибирские народы, к примеру, рассказывают историю о Бо-Хане, смертном человеке, вступившем в связь с жен- щиной-духом. В свою очередь, ребенок их стал прародите- лем «расы шаманов» [2]. Тавгиций, великий шаман самоедов, живший в начале двадцатого века, прозрел в состоянии транса, что и он был ребенком духа. Во время эпидемии оспы будущий шаман на три дня потерял сознание. Его уже сочли умершим и хотели похоронить, как вдруг он внезап- но вернулся к жизни. Тавгиций поведал о том, как он поки- нул тело и отправился странствовать в компании двух духов (один из них был в образе горностая, а другой — в образе мыши), которые привели его в подземный мир. Там духи вы- рвали у него сердце и бросили его в котел (сравните с ис- торией Карин, которую похитили инопланетяне: «Они вскрыли мне грудь и вынули оттуда сердце»). Затем, в полном соответствии с уже знакомыми нам хирургическими процеду- рами, духи отсекли Тавгицию голову, расчленили тело и пе- ресчитали кости. После этого человека перенесли «в центр моря». Там он услышал голос: «Владыки Вод даруют тебе спо- собности шамана». В конце концов Тавгиций вскарабкался на гору. Здесь он встретил нагую женщину и стал сосать ее грудь. Та сказала ему: «Ты мое дитя. Вот почему я позволяю тебе сосать мою грудь» [3].

У многих сибирских народов есть легенды о том, как духи в образе животных или териантропов приходят в наш мир, чтобы забрать отсюда души будущих шаманов. Эти ду- ши приносят к большому дереву, которое растет в потусто- роннем мире у подножия горы Йокуо [4]. Андреас Ломмель, директор Мюнхенского национального музея этнологии, отмечает необычную форму этого дерева, верхушка кото- рого «отломана или отрублена»:

На каждой ветви дерева, с самого низу и доверху, пристроены птичьи гнезда. Сюда приносят шаманов со всего мира... Сами шаманы рассказывают о том, что учителем их становится во- рон. Он сидит на дереве и наставляет будущих шаманов. Неко- торые души кладут в гнезда на верхних ветках. И эти шаманы будут превосходить на земле тех, кого воспитывали в нижних гнездах. Сами гнезда приделаны к ветвям ровными рядами, ко- торые симметрично распределены по всему дереву... [5]

Это квазитехнологическое видение инкубатора, в кото- ром выращивают души будущих шаманов, во многом соот- ветствует легенде, бытующей в племени куна, коренных оби- тателей островов Карибского моря. Согласно этой легенде, рождение шаманизма связано с прибытием «с небес» чело- векоподобного существа по имени Ипеоркум. Он опустил- ся на землю на некоей разновидности летательного аппа- рата — «золотом диске, называемом олопатте». Ипеоркум поделился с людьми «небесным знанием», после чего от- был в свой мир, сопровождаемый весьма интересными ат- мосферными явлениями: «белый, желтый, синий и красный туман опустился на землю». Когда же туман рассеялся, «ку- на обнаружили на дереве ребенка. Он лежал на олопатте, подобном тому, в каком спускался с небес Ипеоркум. Позд

 

нее на землю попали еще десять таких детей». Согласно ле- гендам куна, именно эти дети стали первыми шаманами [6].

Колумбийские индейцы племени паэз рассказывают ле- генду о волшебном ягуаре, который в начале времен похи- тил одну из женщин, принадлежащую их роду. От этого союза родился Грозовой Ягуар, который позднее стал вели- ким шаманом. У него было много детей, каждый из кото- рых сочетал в себе черты как человека, так и животного [7]. Как отмечает антрополог Жерардо Рейчел-Долматофф, это были «невероятно прожорливые существа... которым тре- бовалось очень много кормилиц. В роли кормилиц высту- пали молоденькие девушки, которых дети ягуара убивали по мере взросления, выпивая их кровь и молоко» [8].

Единение с духами

Что отличает шамана от прочих представителей первобыт- ного общества — это его общение с духами, знакомство с потусторонней реальностью и умение по собственной во- ле покидать землю и переходить на другой уровень бытия. Именно духи даруют шаману способность находить дичь, защищать общину от нападения невидимых врагов и, что самое главное, исцелять больных. Но помимо этого, как мы могли понять из мифов, шаман еще и принадлежит миру духов по праву> рождения. Так что он в одно и то же время может быть ребенком духов, их возлюбленным и отцом, а в измененном состоянии сознания он и сам превращается в духа.

Неужели все это выдумки и галлюцинации или же здесь кроется нечто большее?

За несколько лет до своего посвящения будущий бурят- ский шаман отправляется в небесное странствие, во время которого у него завязываются сексуальные отношения с боль- шим количеством женщин-духов. И в итоге одна из них ста- новится его «небесной женой» [9]. Такая жена есть и у шама- на телеутов. Причем последний относится к ней с большим почтением: «Моя земная жена недостойна лить тебе воду на руки» [10].

Шаман сибирского племени голди рассказал о том, что

 

во время церемонии посвящения, проходившей, как обыч- но, в состоянии транса, он встретил женщину-духа. Невзи- рая на свой маленький рост (всего лишь около 60 см), она была необычайно красивой. Женщина сообщила человеку о том, что собирается сделать его шаманом, для чего даст ему двух помощников из мира духов: «Ты будешь исцелять с их помощью людей, а я буду учить тебя всему необходи- мому». Затем она добавила: «Я люблю тебя. У меня нёт сей- час мужа, и потому ты станешь моим мужем, а я буду твоей женой». После этого, как сообщил шаман, они регулярно поддерживали сексуальные отношения [11].

В племени варао, обитающем на востоке Венесуэлы, ша- ман входит в транс с помощью внушительной дозы южно- американского дикого табака (Nicotiana rustica, гораздо 60- лее действенная разновидность растения, чем общеупотре- бительная Nicotiana tabacwn, которую курят сегодня по всему миру) [12]. Погружаясь в поток галлюцинаций, ша- ман обнаруживает себя «на мосту, сделанном из толстых белых веревок табачного дыма». Этот мост ведет к «кругло- му белому дому» в небесах — «Обители Дыма», — в котором живут духи в образе насекомых. И тут мы вновь видим яв- ную параллель с историями похищенных. Правда, в их слу- чае «круглый белый дом» в небесах сменяется на летающую тарелку. Однако похитители с НЛО могут выступать как в образе животных, птиц и маленьких гуманоидов с болыпи- ми черными глазами, так и в виде насекомых (или насеко- мообразных существ) [13].

В свою очередь, существо, более всего напугавшее меня в моих видениях, также выглядело как «огромное насеко- мое с человекообразными чертами». В другом видении я наблюдал не менее причудливое создание, глаза которого, как я отметил на тот момент в своем блокноте, состояли из «множества сегментов, подобно глазам обычной мухи» (смот- ри главу третью). Интересно, что те люди, которым дове- лось увидеть инопланетян именно в образе насекомых, ча- ще всего упоминали потом богомола с его длинным телом, треугольной головой и большими черными глазами [14]. Думаю, читатель припомнит, что Кагген, бог-шаман южно- африканских бушменов, также наиболее часто принимает облик богомола.

 

Что касается «людей-насекомых», которых шаман варао встретил в небесной Обители Дыма, то они имели форму черных пчел, медоносных пчел, ос и термитов. Среди них была и «прекрасная девушка-пчела», с которой шаман всту- пил в сексуальную связь. В результате у них родилось чет- веро детей: Старший брат Черная Пчела, Младший брат Оса, Старший брат Термит и Младший брат Медоносная Пче- ла [15].

У индейцев племени алонкин существует рассказ о том, как охотник увидел 12 прекрасных девушек-духов, спус- кающихся с неба в большой корзине. Поймав одну из деву- шек, охотник привел ее домой и женился на ней. Вскоре она забеременела и родила сына, однако по-прежнему хо- тела вернуться к себе на небо. В результате она сама изго- товила маленькую корзинку. Забравшись туда вместе с ре- бенком, «девушка запела волшебную песню, которую прежде они пели с сестрами, и поднялась вместе с сыном на звез- ду, где и был ее дом» [16]. Два года она оставалась с сыном на небесах, однако ребенку, судя по всему, необходим был контакт с его земным отцом. Тогда голос свыше обратился к матери: «Твой сын желает видеть своего отца. Спускайся вниз и разыщи своего мужа» [17].

Женщина племени саора, обитающего на северо-западе Индии, получает посвящение в шаманы во время «визита поклонника из нижнего мира, который предлагает ей вый- ти за него замуж». Будучи духом, он способен принимать любой облик, какой только пожелает. Обычно он является в образе «хорошо одетого и привлекательного» мужчины, который приходит к своей избраннице «под покровом но- чи» [18]. Согласно преданиям, когда такой поклонник из мира духов входит в спальню к девушке, «ее домашние, как зачарованные, спят глубоким сном» [19]· Нечто схожее происходит и с людьми, которых похищают инопланетяне. В тот момент, когда возле дома появляется НЛО, близкие похищенных спят, как мертвые. Причем, и в том, и в дру- гом случае люди не способны противостоять воле непро- шеных гостей.

Женщина-шаман по имени Чампа рассказала о том, что отвергла поначалу предложения духа, появившегося возле ее кровати. После чего «он закрутил меня в вихре и пере-.

 

нес на верхушку очень высокого дерева, опустив на самую хрупкую ветвь». И женщина, испугавшись, приняла предло- жение выйти замуж [20]. Еще одна индианка из племени саора была уже замужней женщиной, когда к ней явился возлюбленный из мира духов. Поначалу она также отказа- лась принять его предложение, однако он пригрозил на- слать на нее безумие, и женщина в конце концов согласи- лась. «Она вынуждена была уступить, — отмечает Элйаде, — и освоила во сне искусство шаманизма. В подземном мире у нее было двое детей» [21].

В полном соответствии с традицией алонкинов, индий- цы племени саора утверждают, что отпрыски подобных браков обычно остаются в нижнем мире со своими отца- ми. Однако для того, чтобы вырасти, им необходимы лю- бовь и забота земной матери. В одной из легенд рассказы- вается о том, как молодая женщина уступила настояниям духа и стала его женой:

Вскоре она родила в подземном мире ребенка, и муж прино- сил ей его по ночам, чтобы она могла покормить дитя грудью. Дух приходил, когда все уже спали. Люди в деревне слышали плач ребенка, но родные этой женщины спали как мертвые. Позднее она вышла замуж за человека из этого мира, но не ду- мала, что у нее будут от него дети — ведь у нее уже был ребе- нок в мире духов [22].

Дон Солтеро Перез был шаманом в маленькой мекси- канской деревушке. Он получил посвящение в шаманы по- еле того, как в него попала молния. Дон Солтеро выздоро- вел, но продолжал регулярно терять сознание. Происходи- ло это раз или два в неделю — и так на протяжении шести месяцев. После того как к нему возвращались чувства, дон Солтеро рассказывал о том, что дух его похищали энани- тос, маленькие сверхъестественные существа, известные в Мексике со времен ацтеков. Эти создания хотели сделать из него шамана. Когда же дон Солтеро попытался отказать- ся, они стали бить его с головы до пят, причиняя «жесто- кую боль». В конце концов он вынужден был уступить, по- скольку понял, что иначе они его просто убьют. После это- го энанитос дали дону Солтеро посох и три волшебных камня, с помощью которых он мог фокусировать свои це

 

лительные силы. Наконец, они женили его на женщине своего племени. Она осталась в мире духов, «в пещере, где жили все ее родичи», а дон Солтеро должен был навещать ее здесь в состоянии транса. После того как этот человек стал целителем, — отмечает антрополог Хольгер Кальвейт, изучавший этот случай:

ему запретили поддерживать сексуальные отношения с его земной женой. Как-то раз он попытался нарушить запрет, но тут же потерял сознание и замертво упал на пол хижины. Эна- нитос утащили его дух в свою пещеру и там жестоко избили его. C тех пор сексуальная активность дона Солтеро сосредо- точилась исключительно на его жене из мира духов... У них ро- дилось несколько детей, которые жили вместе с матерью в пе- щере [23].

Южноамериканские индейцы, живущие по берегам Ама- зонки, уверены в том, что некоторые речные дельфины (60- тос) на самом деле являются духами иной реальности, су- мевшими материализоваться здесь, на земле. Эти существа могут выходить из воды и странствовать по суше в образе красивых молодых девушек или привлекательных юношей. В этом облике они соблазняют смертных и увлекают их в Энканте, зачарованный город, расположенный у самого дна глубокой и бурной реки [24]. Все это известно любому ло- дочнику: «Хуже всего, когда ты один на реке, и тут подплы- вают ботос... Они проделывают отверстие под водой... и они в самом деле притягивают тебя. Они соблазняют тебя. Вот почему следует быть осторожным» [25].

Женщины, как гласят легенды, нередко «беременеют от ботос». Однако дети, рожденные от таких союзов, страдают всевозможными увечьями и «очень быстро умирают» [26]. Одна женщина была убеждена в том, что ночью к ней при- шел бото, принявший облик ее мужа, и они «занимались с ним любовью, как если бы во сне». Эта женщина забереме- нела и через девять месяцев родила. Однако ребенок «был словно бы из воды. И он тут же исчез, растекся» [27].

Есть в джунглях Амазонки и еще один дух, которому нравится соблазнять смертных. Но он приходит к ним в образе нутрии — большой выдры. Местные жители утвер- ждают, что это существо «жаждет сексуальных отношений

 

с людьми, для чего и приходит к ним во сне». От этих свя- зей также рождаются дети. Если мать у них земная женщи- на, а отец — дух, то дети появляются на свет на земле, но, как и в случае с ботос, они редко бывают здоровыми. Со- гласно общепринятому убеждению, такие дети рождаются «с белой кожей и белыми волосами» [28]. C другой сторо- ны, если дитя появляется на свет в Энканте от матери-духа и земного отца, ему уготована совсем иная судьба. Он оста- ется в подводном царстве и со временем становится вели- ким шаманом [29].

Видения аяуаски. Фрагмент картины перуанского шамана Пабло
Амаринго. Слева: русалки завлекают лодочника в заколдованный
город, расположенный в глубинах Амазонки; справа: русалки и змеи

Внеземная любовь

Джон Мак сумел весьма немногословно и сжато передать суть той «субпрограммы» похищений, о которой — независимо друг от друга — поведали многие пленники инопланетян:

Многие женщины, прошедшие через опыт похищения ино- планетянами, сообщают о своей беременности от этих существ и о последующем... удалении плода. Они видели, как этих де

 

тей, сочетающих в себе черты людей и инопланетян, помеща- ли в особые контейнеры на космическом корабле. А во время последующих похищений они могли наблюдать, как дети вы- растают в таких инкубаторах... Порой инопланетяне побужда- ли матерей брать эти создания на руки и кормить их. Причем сами дети отличались вялостью и апатичностью... [30]

Если похищенным был мужчина, то у него регулярно брали образцы спермы, а спустя какое-то время показыва- ли детей (полулюдей, полуинопланетян), объясняя, что это и есть его потомство. Как и женщинам, которых порой оп- лодотворяли искусственно, а порой побуждали вступать в связь с «инопланетными существами», мужчинам тоже ино- гда приходилось заниматься сексом с инопланетянками. Но прежде чем психологи поспешат объявить, что все это — не более чем проекции нашего собственного воображения, хотелось бы отметить, что подобные сексуальные контак- ты очень редко описываются как приятные или доставля- ющие удовольствие. Тем не менее о них регулярно сообща- ют сотни похищенных, рассказы которых удивительным образом совпадают друг с другом. Благодаря многолетней работе с такими людьми гарвардский психиатр Джон Мак пришел к следующему выводу:

Я убежден, что для похищенных репродуктивная часть их опы- та носит вполне реалистичный характер. Подробно изучив истории и душевное состояние не одного десятка людей, я го- тов утверждать, что ни теория Фрейда, ни прочие психодина- мические концепции не способны объяснить базовые элемен- ты этих историй [31].

Но как же тогда объяснить эти крайне специфические и в то же время широко распространенные примеры из опыта «нереальных» ощущений?

Надо сказать, что подобный опыт представляется стран- ным, экстраординарным, пугающим и необъяснимым лишь с точки зрения западной науки, которой временно удалось вытеснить из нашего сознания саму мысль о существова- нии духов. Но если говорить о традиционных культурах с их шаманскими верованиями, то тут подобные истории

 

представляются чем-то обыденным и не нуждаются в ка- ком бы то ни было объяснении.

Так, например, пациентка Джона Мака Сара не раз со- общала о том, что ее вынуждали вступать в связь с инопла- нетянином, у которого не было «физического пениса как такового, только его легкие очертания» [32]. Проанализиро- вав свидетельства 60 похищенных [33], Дэвид Джекобе из университета Темпля так определил характер связи, парт- нером в которой выступает инопланетянин: «Пенис» вво- дится очень быстро, и ощущения при этом иные, чем при естественном сексуальном контакте, поскольку пенис этот очень тонкий и очень короткий» [34].

Сам Джекобе считает, что нет никакой связи между со- временными похищениями НЛО и всевозможными «мифа- ми, сказками, легендами и так далее». Он уверен, что его свидетельства относятся исключительно к «феномену по- хищения, возникшему в конце девятнадцатого столетия... и не ранее того» (из личной переписки, май 2005 года). Тем не менее его вывод практически полностью совпадает с мифологическими описаниями индейцев урубу. В соответ- ствии с их легендами, пенисы у первых шаманов были на- столько крохотными, что им никак не удавалось наладить сексуальных отношений с земными женщинами [35].

Если мы примем во внимание все те случаи, когда духи похищали шаманов и вынуждали их вступать с ними в сек- суальную связь, мы без труда придем к выводу, что произо- шедшее в 1957 году похищение молодого бразильца по имени Антонио Виллас-Боас относится к той же категории. Работая ночью на ферме своего отца, юноша увидел, как рядом приземлился НЛО. Четыре маленьких существа заста- вили его войти внутрь. Они раздели юношу догола и взяли из его подбородка образец крови. Затем в комнате появи- лась маленькая обнаженная женщина, внешне похожая на фею — с белокурыми волосами, большими глазами и высо- кими скулами. «Тело ее было похоже на человеческое, ступ- ни у нее были маленькими, а пальцы на руках — длинными и заостренными. В высоту она достигала четырех с поло- виной футов» [36]. Женщина стала обнимать юношу, после чего между ними произошло бурное совокупление. После этой связи у молодого бразильца осталось впечатление,

 

что его использовали как «породистого жеребца, призванно- го улучшить... состояние стада» [37]. Позднее Антонио при- помнил, что инопланетянка, невзирая на хрупкий и изящный облик, издавала во время совокупления звуки, «благодаря которым у меня сложилось впечатление, будто я занима- юсь сексом с животным» [38].

Питер, один из пациентов Джона Мака, также поведал доктору о многочисленных сексуальных контактах с ино- планетянкой. Однако он, в отличие от бразильца, совсем не чувствовал себя жертвой. Более того, он сообщил Маку о том, что эта женщина для него, как «настоящая жена — я имею в виду, в духовном плане» [39].

Схожие чувства любви и преданности своему инопланет- ному партнеру испытывают и другие похищенные, что при- водит, как отметил Мак, к «моральной дилемме», обусловлен- ной наличием второго — земного — брака [40]. Подобные треугольники напоминают историю с бурятским шаманом, который считал, что его земная жена недостойна даже «лить воду на руки» его небесной жене. В свою очередь, дон Солте- ро Перез вынужден был прекратить сексуальные отношения со своей земной супругой, чтобы сосредоточить все внима- ние на той, которая обитала в мире духов.

Надо сказать, что первый опыт сексуального общения с инопланетянами нередко проходит в атмосфере мнимой безопасности, поскольку эти существа приходят к людям в облике их супругов или возлюбленных. При этом похищен- ные «иногда рассказывают, что лицо мужа или жены может то наплывать на лицо инопланетянина, то выходить за его контуры» [41]. И здесь мы наблюдаем явную параллель с ис- торией женщины из южноамериканской деревушки, о кото- рой мы говорили немногим ранее. Эта женщина также за- нималась любовью с духом, который принял облик ее мужа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных