Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Один феномен — разное культурное осмысление?




Я уже был знаком с тем видом процедур, которым подверга- ется шаман во время ритуала посвящения. Причем сами по- священные, находящиеся в этот момент в состоянии тран- са, верят в то, что эти операции проводят над ними сами духи. Даже незначительные извлечения из обширного эт- нографического материала, приведенные нами в главе де- сятой, позволяют понять, что подобные процедуры легко укладываются в понятие «хирургические». Далее я убедился в том, что существуют тесные параллели между этими стран- ными и весьма болезненными эпизодами из шаманской практики и теми фигурами раненых людей, которые пред- ставлены в пещерном искусстве европейского палеолита.

 

Но затем я с удивлением обнаружил, что столь же явные параллели прослеживаются и еще в одной сфере. Я имею в виду те хирургические операции, которым якобы подвер- гаются на борту НЛО наши современники, все как один — представители западного типа мышления:

Джерри рассказала о том, как «нечто острое, похожее на иг- лу» вонзилось в ее шею... Маленькое существо воткнуло «иглу, составляющую в длину около фута», в шею Джо, чуть пони- же его уха, причинив ему тем самым жестокую боль... В мозг Катерины, через одну из ее ноздрей, погрузили металличе- ский, «около фута длиной» инструмент: «Он пробил что-то, чтобы попасть внутрь, чтобы проникнуть в мой мозг...»

Сравните эти описания с этнографическим изложени- ем галлюцинаторного опыта шаманов, представленного на- ми в десятой главе:

«Три черных дьявола пронзили его голову копьем...» (якут). «Дух бросил в него невидимое копье, которое пронзило сзади его шею, прошло через язык, проделав в нем большую дыру, и вышло наружу> через рот...» (арунта, Австралия). «В головы их вкладывают змею, а носы их протыкаю?п магическими объектами...» (варрамунга, Австралия)

И вновь похищенные инопланетянами:

Они удалили правый глаз Бетти Эхо и вложили ей в голову крошечный предмет; другие такие же предметы они им- плантировали ей в спину и ступни... Джо был уверен в том, что в его мозг вживили «маленький серебристый предмет, отчасти напоминающий пилюлю». И он же был свидетелем того, как эти существа держали «кристаллы» возле головы его сына и «направляли луч света на глаза и руки ребенка»... Кристаллы использовались в качестве хирургических инст- рументов и в той необычайно болезненной операции, кото- рой подвергся Карлос на борту похитившего его НЛО.

Из этнографических записей:

«Они рассекли его голову, извлекли оттуда мозги, промыли и восстановили их, ч7побы позволить его сознанию проникать в тайны... В глаза его они вложили золотую пыль...» [41] (дая- ки, Борнео). «Затем приходит человек с палкой. Он вонзает палку в голову неофита, после чего вюгадывает в рану вол- шебный камень размером с лимон. Затем появляются духи...

 

чтобы обучить его искусству целительства...» [42] (вотод- жобалук, Австралия). «Шаман племени кобено в1тадывает горный хрусталь в голову посвящаемого. Камни выедают его мозг и глаза, после чего занимают место этих органов и становятся источником силы человека...» (Южная Америка). «Как только они оказываются в небесах, наставник вклады- вает в тело будущего шамана маленьких радужных змей и кристаллы кварца. Затем посвящаемого вновь переносят на землю...» [43] (племяЛесной Реки, Австралия).

Похищенные инопланетянами:

Два существа оперировали спину Евы: «Это было похоже на то, как если бы они пронзали мое тело какими-то острыми инструментами, вставляя их между плотью и кожей». В пу- пок Бетти Хилл воткнули длинную иглу, причинив ей мучи- тельную боль.

Этнографические записи:

«Яувидел образ человека... голову которого окружало яркое сияние... Он сказал: «Прими без страха все, что я намерен сказать и сделать». Вслед за этим я почувствовал, как в мою плоть вонзаются острые инструменты. Некоторые из них были похожи на ножи, другие — на иглы...» [44] (племя оджиб- ее, Северная Америка). «Вступающий 6 общество Куксу ее- рит, что сам Куксу пронзает его пупок стрелой и копьем...» (племя Ривер Патвин, Северная Америка)

После того как Сандру Ларсон доставили на борт НЛО, ей пришлось пережить нечто необычное и незабываемое:

«существа извлекли ее мозг и положили его рядом с ней...»

Но даже в этом случае галлюцинаторные посвящения предлагают удивительные параллели. Вот что говорит, к при- меру, якутский шаман (цитата из Элиаде):

«Духи отсекли его голову и отложили ее в сторону» [45]>

Загадка костей

Я обнаружил и другие примечательные параллели между ме- дицинскими аспектами, характерными для феномена похи- щения, и теми описаниями духовной хирургии, которыми изобилуют этнографические записи. Один эпизод представ

 

ляется мне в данном случае наиболее странным, и касается он ритуала «подсчета костей», который зафиксирован в са- мых разных шаманских культурах. В качестве примера можно упомянуть тунгусского шамана, который также про- шел через ритуал посвящения во время глубокого транса:

Они [духи] метали в него стрелы до тех пор, пока он не потерял сознание и не упал на землю. Затем они рассекли его плоть, вы- рвали кости и пересчитали их. И если бы одной не оказалось, он бы не смог стать шаманом [46].

Другой сибирский шаман по фамилии Кузласов расска- зал о том, как «два черных и два светлых» существа «рассекли его на куски на черном столе», после чего, по приказу своего вождя, пересчитали кости человека:

Между ребер они нашли кость, которая внутри оказалась по- лой. Это была лишняя кость. Именно она решила дело в мою пользу. Поскольку лишь те люди могуч стать шаманами, в теле которых есть подобная кость [47].

Казалось совершенно невероятным, чтобы в литературе, посвященной похищениям НЛО, можно было найти нечто подобное. Однако вскоре я понял, что ошибался. Например, Дэвид Джекобе из университета Темпля, опросивший не од- ну сотню похищенных, решительно отвергает какую-либо связь между их опытом и духовной практикой шаманов [48]. Тем не менее он вынужден был признать, что похищенные нередко упоминают о том, как инопланетяне осматривали и ощупывали их кости и связки:

Маленькие существа внимательно рассматривали ребра и груд- ную клетку человека. Порой [они] делали небольшой надрез на левом боку похищенного... Они методично касались каждо- го позвонка от шеи до копчика... У них ушло на это много вре- мени, поскольку они детально изучили каждую кость [49]·

Точно так же пациентка Джона Мака Катерина, с кото- рой мы уже встречались ранее, описала случай своего по- хищения, когда маленькие существа «с огромными минда- левидными глазами» [50] перенесли ее на серебристый, с металлическим блеском НЛО, а затем отвели в одну из внут- ренних комнат, «размером примерно с самолетный ангар».

 

Когда похитители вели ее сквозь комнату, она заметила ря- ды столов. Некоторые из них были пусты. На других лежа- ли люди, число которых, по мнению Катерины, составляло «от ста до двухсот». Катерину также заставили опуститься на один из столов, после чего ее подвергли той же стран- ной процедуре «подсчета костей».

Их маленькие пальцы скользили вдоль моего позвоночника, как если бы они хотели пересчитать там все позвонки. «Ради бога, для чего это делается?» «Чтобы убедиться, что все в по- рядке», — ответил один из них [51].

Загадочные явления

Любопытство мое было растревожено. И все же первой реак- цией на целую серию совершенно необъяснимых аналогий было такое чувство, как скептицизм. Я просто не понимал, что общего могло быть у первобытных шаманов, общавших- ся с «духами» и вызывавших дождь, с современными жите- лями американских мегаполисов, прошедших, как они счи- тали, через опыт похищения инопланетянами. И потому я постарался отнести все эти сходства на счет простого сов- падения.

Однако затем, по мере увеличения подобных совпаде- ний, в душу мою закралось беспокойство. Почему духи, имевшие отношение к одному периоду истории, и инопла- нетяне, неразрывно связанные с другой эпохой, считают необходимым похищать мужчин и женщин, вкладывать за- гадочные объекты в их голову, протыкать их шеи копьями или большими иглами, пересчитывать их кости, извлекать их глаза и мозги, ну и т.д.? Немного поразмыслив над этим, я понял, насколько нелепо было бы предположить, что лю- ди, мыслящие столь разными категориями, как шаманы и жители современных мегаполисов, могли независимо друг от друга придумать одних и тех же существ, равно как и одинаковые медицинские процедуры.

Но если это не выдумка, то что же тогда?

Я чувствовал, что все эти явления скрывают под собой какую-то общую основу, готовую вот-вот предстать нашим взорам.

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

ШАМАНЫ В НЕБЕСАХ

Большинство читателей этой книги наверняка слышало о феномене похищений. Некоторые знают об этом достаточ- но много, другие — совсем чуть. Скорее всего, многие из них полагают (причем ошибочно), что феномен этот дав- но был развенчан как некая смесь сознательной лжи и бе- зумного самообмана. Но наверняка есть и такие, кто считает, что люди, рассказывающие эти истории, ничуть не похожи на безумцев или лжецов, да и сами истории столь много- численны, что их нельзя просто так списать со счета. Cpe- ди представителей последней группы наверняка найдутся те, кто не имеет ни малейшего представления о том, на ко- го следует возложить ответственность за эти похищения. Однако большинство скорее всего разделяет точку зрения, ставшую весьма популярной после показа в 90-х годах те- лесериала «Секретные материалы». Согласно этой версии, похищения — дело рук внеземных существ, то есть пред- ставителей высокоразвитых инопланетных цивилизаций, которые путешествуют в космическом пространстве и время от времени, по неизвестным для нас причинам, похищают отдельных человеческих особей.

Разумеется, нет никаких убедительных доказательств в пользу той или иной теории. Просто существует некий фе- номен, подтвержденный многочисленными документами. И он, судя по всему, так или иначе затрагивает судьбы мил- лионов людей. Однако нет никаких фактов, которые явно свидетельствовали бы о том, что за похищениями — если они вообще имеют место как таковые — стоят именно иноплане- тяне. Точно так же не существует никаких доказательств, позволяющих с большей или меньшей уверенностью ут- верждать, что те самые НЛО, на которые доставляют похищенных, — это и в самом деле космические корабли. При ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные пред- ставления являются не более чем допущениями, опирающи- мися на привычный комплекс идей XX века.

Давайте вспомним, что произошло в XX столетии. Мы изобрели космические корабли. Мы совершили путешест- вие на Луну, а затем отправили летательные аппараты на Марс. И мы стали первым поколением, которое всерьез за- думалось над тем, что в космосе должны существовать и другие разумные существа — возможно, даже более высоко- развитые, чем мы, с технологической точки зрения. И при- мерно в это же время, с конца сороковых годов XX века и далее — по нарастающей, в небе над Америкой, Европой и Японией начали наблюдать НЛО, которые летали с неверо- ятной скоростью и совершали маневры, опровергающие все законы физики. Неудивительно, что первая догадка, пришед- шая нам в голову, звучала так: «Это инопланетяне на своих космических кораблях».

Первые похищения — а вместе с ними и первые «хирур- гические операции» — привлекли к себе внимание в шее- тидесятых годах XX века. Так, в 1961 году была опубликова- на история Барни и Бетти Хилл. Мы уже говорили в один- надцатой главе о том, что во время этого похищения Бетти подверглась чудовищному испытанию — когда ей в живот через пупок вонзили длинную иглу. На протяжении после- дующих трех десятилетий тысячи других людей поведали о схожем опыте, гротескный характер которого наиболее ярко проявился в знаменитой книге Витли Страйбера, рас- сказавшего миру свою собственную историю похищения (. Контакт, опубликован в 1987 году. Впоследствии по нему был снят одноименный фильм с Кристофером Уокеном в главной роли). В 1989 году доктор Джон Мак из Гарвард- ского университета, будучи практикующим психиатром, начал предлагать помощь людям, которые верили в то, что их похищали инопланетяне. Многочисленные беседы док- тора с пациентами, которых он часто погружал в состояние гипноза, позволили установить, что многие из этих людей пережили не одно, а несколько похищений. Причем самые ранние из них относились еще к детскому возрасту. Оказа- лось, что первые случаи похищений восходят к концу со

 

роковых и началу пятидесятых годов XX века. Иными ело- вами, они произошли примерно за десять лет до того, как история Барни и Бетти Хилл привлекла к себе внимание публики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных