Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шаманы и духи-помощники




В отличие от Пейксото с его обширным опытом путешест- вий и контактов, подавляющее большинство шаманов ни- когда не слышали об инопланетянах или об НЛО. И в то же время они, как мы уже успели убедиться, знают очень мно- го о повадках духов, которые нередко ведут себя столь же странно, как и инопланетяне. Мы уже говорили в предыду- щих главах о превращении духов и шаманов в животных и териантропов — опыт, характерный для состояния глубо- кого транса. В согласии с этим находится еще одна универ- сальная тема. Я имею в виду ту помощь, которую оказыва- ют шаманам духи потусторонней реальности, наделяющие людей способностями целителей. Такие духи обычно явля- ются людям в образе животных или териантропов. При- чем очень часто человек встречается с ними еще в детстве, задолго до посвящения в шаманы. И здесь также проел ежи- вается параллель с похищенными, чей опыт знакомства с НЛО начинается еще в детстве и продолжается затем во взрослом возрасте.

 

Как рассказывает Мирна Элиаде, «духи-помощники» бу- дущих эскимосских шаманов являются

животными, которые предстают людям в человеческом обли- ке. Они приходят сами, в том случае, если человек выказывает несомненные способности. Лисы, совы, медведи, собаки, аку- лы и все виды горных духов — необычайно могущественные и эффективные помощники [65].

Индейцы племени кахилла из южной Калифорнии верят, что сам Мукат, Создатель, наделяет их сверхъестественны- ми способностями при посредстве духов-хранителей, ко- торые являются людям в образе лис, сов, койотов и медве- дей [66]. Индейцы еще одного южноамериканского племе- ни, павиотсо, утверждают, что это «дух ночи» дарует шама- нам «силу исцеления». И делает он это с помощью «речных детей [водных фей или духов], сов, орлов, оленей, антилоп, медведей, а также других животных и птиц» [67].

Мун-йир-йир, представитель австралийского племени мурнгин, поведал о случае, который произошел с ним в са- мом начале его шаманской практики:

Я склонился над ямой с водой и стал пить. И тут душа целите- ля схватила меня за нос и заставила окунуться в воду. Целите- лей было трое: два мальчика и девочка... Внешне они были по- хожи на опоссумов... Они открыли мне нос, глаза и рот и пол- ностью исцелили меня [68].

В конце девятнадцатого столетия антрополог Франц Бо- ас рассказал о случае, произошедшем с индейцем племени квакиутл, который стал шаманом и целителем после вме- шательства духа животного. Это был волк, который пона- чалу просто помогал индейцу охотиться.

Но однажды волк прижался мордой к груди индейца и вытош- нил в него всю свою волшебную силу. Индеец тут же погру- зился в глубокий сон. Волк, превратившийся во сне в человека, поведал о том, что теперь индеец способен исцелять больных. Когда тот проснулся, его сотрясала крупная дрожь. Теперь он стал шаманом [69].

Исаак Тене, шаман из племени гитксан, с которым мы уже встречались в предыдущих главах, ощутил свое призва- ние в возрасте 30 лет, когда он стал внезапно впадать в глу

 

бокий транс. Причем нередко это случалось с ним во вре- мя какой-либо повседневной деятельности. После таких происшествий на теле Тенса обнаруживались кровоточа- щие раны, сам же он рассказывал о неприятных эпизодах, включавших в себя опыт общения с совами. Кстати говоря, все это очень сильно напоминало события из жизни со- временных людей, похищение которых также было отме- чено появлением странных сов. Вот, например, что случи- лось с Тенсом в 1890 году, незадолго до наступления тем- ноты, когда индеец рубил в лесу дрова.

Не успел я набрать последнюю вязанку дров, как надо мной раздался громкий шум... и тут же рядом появилась большая сова. Она вцепилась мне в лицо и попыталась поднять меня вверх. Тут я потерял сознание. Когда же чувства вернулись ко мне, я понял, что упал прямо в снег [70].

В другом случае, находясь на охоте, Тене «взглянул на- верх» и увидел на верхушке кедра большую сову.

Я выстрелил в нее, и сова упала в кусты неподалеку от меня. Но когда я подошел, чтобы поднять ее, птица исчезла. Не оста- лось даже маленького перышка. И это было очень странно... И тут я вновь погрузился в состояние транса и упал без созна- ния на землю [71].

Когда будущий шаман одного австралийского племени, обитающего в Арнемленде, ощутил в себе призвание стать целителем, он также прошел через церемонию посвяще- ния. После того как абориген впал в состояние транса, его посвятили в целители сверхъестественные существа, явив- шиеся ему в виде других шаманов (marrnggijt), превратив- шихся для этой цели в больших птиц. Рассказ этого абори- гена был записан этнографами в 1935 году.

Он услышал, как marrnggijt громко хлопают крыльями. Один из них находился позади человека, другой — на дереве, прямо над его головой. Открыв глаза, он увидел того, который нахо- дился на дереве. Внешне тот выглядел как джабиру [большая птица, напоминающая нашего аиста], однако глаза у него бы- ли, как у совы. И практически сразу тот, что стоял за ним, уда- рил человека палкой по голове, едва не оглушив его. Hy а тот,

 

который сидел на дереве, спрыгнул вниз и оказался у человека на груди... Затем marmggijt стали бросать в его тело всеми ука- занными предметами... сказав при этом: «Мы делаем это для того, чтобы ты понял, что отныне являешься marmggijt» [72].

То, что посвящение в шаманы и похищение людей ино- планетянами начинается порой с материализации сов — или других птиц и животных с огромными, как у совы, гла- зами, — загадочно само по себе. Однако совпадение это по- казалось мне тем более странным, когда я обнаружил схо- жие образы на рисунках эпохи европейского палеолита. Так, в пещере Труа Фрер, расположенной на юго-западе Фран- ции, можно увидеть изображение двух больших сов, кото- рые, по мнению археологов, обладают ярко выраженными человеческими чертами [73].

Человекообразные совы из пещеры Труа Фрер

В той же пещере можно встретить изображение еще од- ного териантропа, известного как «Волшебник». Это суще- ство, нарисованное более 15 тысяч лет назад, обладает но- гами и телом человека, однако на голове у него видны рога, а лицо украшают клюв и большие совиные глаза. В целом этот образ может служить альтернативной моделью той ро- гатой фигуре шамана, которую видела Кэрол незадолго до похищения. И это тем более верно, что и в ее случае была представлена «сова с черными глазами не менее четырех дюймов в разрезе».

 

Знание

В какой бы форме ни являлись шаману его духи-помощники (будь то в образе животных или териантропов) и как бы они ни были настроены по отношению к нему, в любом случае в задачу их входит передача тех сведений и навыков, бла- годаря которым он может стать настоящим шаманом: сво- бодно и по желанию отправляться в мир духов, вступать в общение с его обитателями, а затем возвращаться на зем- лю, чтобы исцелять больных, влиять на погоду, контроли- ровать передвижения животных и находить утерянные ве- щи. Иными словами, действовать на благо общины, а не ра- ди собственных интересов.

Как уже отмечалось ранее, очень часто эти сверхъесте- ственные помощники приходят к будущему шаману еще в детстве. И прежде всего это касается случаев, так или иначе связанных с его необычными способностями, а также в пе- риоды тяжелой болезни или эмоционального кризиса [74]. И тут нельзя не вспомнить о пациенте Джона Мака по име- ни Джо, о похищении которого мы уже говорили в один- надцатой главе. Именно тогда предполагаемые иноплане- тяне заявили ему: «Мы рядом. Мы с тобой. Мы здесь, чтобы

 

помочь тебе. Мы будем поддерживать тебя в тяжелые мо- менты жизни» [75]. Однако столь приятные на тот момент слова поддержки практически сразу сменились куда менее приятным экспериментом, во время которого в шею Джо, прямо у основания черепа, вонзили «большую иглу около фута длиной» [76]. Тем не менее подобные парадоксы — отнюдь не редкость и для историй похищенных, и для рас- сказов о посвящении в шаманы.

Мы уже говорили о том, что рассказы похищенных ино- планетянами пестрят упоминаниями о прокалывании, раз- резании, вкладывании всевозможных предметов, пересчете костей, удалении и замещении органов и т.д. и т.п. И все же, невзирая на весь этот травматический опыт, многие из по- хищенных рассматривают встречу с инопланетянами как возможность обучения. К примеру Джейн, социолог и пре- подаватель с западного побережья США, была уверена в том, что частые похищения значительно обострили ее интуи- цию и творческие способности. Она полагала, что встречи с инопланетянами каким-то образом «перепрограммирова- ли» ее, так.что она получила возможность «воспринимать знание, а затем передавать его остальным» [77]. Точно так же Джим Спаркс, торговец недвижимостью сорока лет, рас- сказал Джону Маку о том, что непосредственно перед каж- дым похищением инопланетяне проецировали в его созна- ние зрительный образ, «чаще всего представлявший сову». Стоило только появиться сове, и Спаркс понимал, что при- шло время «готовиться к обучению» [78].

Можно ли счесть совпадением то обстоятельство, что и шаманы, в свою очередь, относятся к трансовым путешест- виям как к процедуре обучения, во время которой им дару- ется новая информация и активизируются их внутренние ресурсы? Так, например, женщина-шаман из Чили, принад- лежащая племени араукано, поднимается в состоянии тран- са на небо. Там она не только «встречается с Богом», как сообщает Мирча Элиаде, но и общается со сверхъестест- венными существами, которые «указывают ей лекарства, не- обходимые для исцеления болезней» [79]. А шаман бушме- нов по имени Бо рассказал антропологу Брэдфорду Кини, что он карабкается на небо по веревке, чтобы учиться там у «Большого Бога» и сопровождающих его духов:

 

Это один из способов изучить новые песни и танцы и понять, как лучше исцелять других. Они показывают нам, какие расте- ния использовать для той или иной болезни и как лечить дан- кого конкретного человека [80].

Гао Теми, еще один шаман племени !Kung, поведал о схожем опыте:

Они учат тебя и наделяют тебя силой. Они и в самом деле бе- седуют с тобой. Они рассказывают тебе много нового о танце [ритуальном танце, с помощью которого бушмены входят в измененное состояние сознания]. А еще они учат, какими рас- тениями нужно пользоваться [81].

Шаманы племени местизо, обитающие в районе перу- анской Амазонки, твердо уверены в том, что аяуаска пере- носит их в мир духов. И эти самые духи — иногда в виде животных, а иногда и в образе «маленьких, красиво ело- женных людей» — обучают их всему, что должен знать на- стоящий шаман [82]. Эти существа, называемые индейцами докторитос [маленькие доктора], }7чат их петь икарос — магические песнопения, используемые во время приема аяуаски. Они же показывают им, как можно диагностиро- вать болезнь и какие растения следует употреблять, чтобы вылечить то или иное заболевание [83].

Иногда бывает и так, что суровые уроки боли и позна- ния, которые шаманы получают в царстве духов, не огра- ничиваются одной лишь устной передачей необходимого знания. Порой в этнографической литературе встречаются истории шаманов, которым — по их же собственным ело- вам — духи дали специальную книгу, позволяющую усво- ить нужные сведения. Мария Сабина, женщина-шаман из индейского племени мазатек, в пятидесятых годах XX века занималась целительством в мексиканской деревне Уатла де Хименез. В ясновидческое состояние она приходила с помощью разновидности псилоцибиновых грибов, извест- ных здесь с незапамятных времен под названием теона- нактпь (буквально — «плоть богов») [84]. Во время одного из трансов видения Марии были особенно сильными, и ей Удалось проникнуть в «мир, где все известно».

 

Там ко мне подошел дуенде, дух. И он задал мне странный во- прос: «Кем бы ты хотела стать, Мария Сабина?» И я ответила ему, сама не понимая, что говорю, что хотела бы стать святой. Дух улыбнулся, и тут же в руке его появилось нечто такое, чего там не было прежде. Я увидела большую Книгу с множеством исписанных страниц. «Я даю тебе эту книгу, — сказал дух, — чтобы ты могла лучше выполнять свою работу, помогать тем, кто нуждается в помощи, и познать секреты того мира, где все известно». Я полистала страницы книги, много исписанных страниц, и подумала, что я, к несчастью, не умею читать. Я ни- когда не училась, так что от книги мне не было никакого про- ку. И тут[י вдруг я поняла, что читаю и понимаю все, что напи- сано в Книге. И мне даже показалось, что я становлюсь разум- нее и мудрее. В одно мгновение я выучила миллион вещей. И я все читала и читала [85].

Дух не позволил Марии взять с собой книгу, которая, по словам женщины, «осталась на небесах» [86]. Можно ли счесть совпадением то обстоятельство, что практически та же самая история, но уже в рамках феномена НЛО, про- изошла с Бетти Хилл? Во время похищения, имевшего ме- сто в 196 К году, существо, руководившее действиями ино- планетян, вручило женщине большую книгу. Однако Бетти пришлось вернуть ее перед тем, как покинуть корабль [87]. Другой похищенной, Бетти Андреассон, также дали «ма- ленькую голубую книгу с сорока сияющими страницами», однако и она в скором времени исчезла [88].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных