ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В то же время я не забывал и о втором направлении своих исследований.В связи с этим мне пришлось вернуться к загадке ране- ных людей, представленных в пещерном искусстве евро- пейского палеолита, и гипотезе Дэвида Льюиса-Вильямса, предположившего, что эти пронзенные фигуры «олицетво- ряют мучения шаманов в ином мире, Pix «смерть» и посвя- щение, тесно ассоциировавшиеся с галлюцинациями». Ду- маю, читатель припомнит чудовищные детали тех мук и истязаний, которые, по словам шаманов, им пришлось вы- держать в потусторонней реальности от рук сверхъестест- венных существ (причем подобные легенды характерны как для аборигенов Австралии, так и для обитателей Грен- ландии). 'Несмотря на то что в этнографических и антро пологических исследованиях, посвященных первобытных обществам, очень часто встречается изложение подобны: историй, ученые так и не сочли нужным поинтересоваться не кроется ли за этими рассказами о «волшебной хирур гии», имплантации «кристаллов» в головы и тела посвяще1 ных, «расчленении», извлечении из тела мозга и глаз, нечт очень странное и в то же время совершенно реально И хотя подобные истории изучаются ради той информа ции, которая способна пролить свет на определенные тен денции в развитии первобытных обществ, в самих истори- ях, по мнению ученых, нет ни грамма истины. Все это — суеверные выдумки людей, лишенных какого бы то ни было научного знания и оттого склонных слепо доверять всему, что рассказывают им шаманы. Каково же было мое удивле- ние, когда я обнаружил, что схожие истории излагают и по сей день здравомыслящие, респектабельные, хорошо обра- зованные люди, проживающие в таких высоко технологи- чески развитых странах, как Англия, Япония и Соединен- ные Штаты Америки.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В МИРЕ ДУХОВ. ВИДЕНИЯ ПЕРУАНСКОГО ШАМАНА ПАБЛО АМАРИПГО
Человеческие Химера с двумя Превращение Танцующие женши- ны и энтоптические узоры Фотография: Санта Файл Фигуры слона и лю- дей с энтоптически- ми точками. Фото- графил: Санта Файл Загадочная «сцена на мосту» Ущелье Джанкшен, Драконовы горы (смотри главу девятую). Фотография: Санта Файл
Слева: Змеиная скала. В71изу: фрагмент Увеличенное лицо одной из фигур из ущелья Скала с изображением шамана, частично преоб- Энтоптические узоры в наскальных росписях сан. Такие решетки, точки и зигза- ги, совмещенные порой с более сложными фигурами, относятся к универсаль- ным образам измененных состояний сознания. Фотографии: Санта Файя
Похищения и прочие факты, не укладывающиеся в рамки обыденности На основании трех общенациональных опросов, проведен- ных в 1991 году организацией Ропера, было установлено, что примерно каждый пятый американец хотя бы раз в жиз- ни просыпался с ощущением того, что в комнате присутст- вует какая-то странная личность или просто нечто необыч- ное. Кроме того: • у каждого восьмого был период в час или больше, кото- рый словно бы выпал из жизни человека — тот просто не мог вспомнить, что с ним происходило в это время; • каждый десятый чувствовал, что он и в самом деле летит по воздухе׳ — не понимая, как или почему это происходит; • каждый двенадцатый видел в комнате необычные огни или шары света, не понимая в то же время, что вызывает это свечение; • каждый двенадцатый находил на своем теле загадочные шрамы, однако не мог вспомнить, откуда они появились [12]. Эти опросы, формально направленные на сбор сведе- ний относительно «необычного личного опыта>>, проводи- лись под руководством и наблюдением таких людей, как док- тор Джон Мак, профессор психиатрии, преподававший на медицинском факультете Гарвардского университета, док- тор Дэвид Джекобе, адъюнкт-профессор истории из универ- ситета Темпля, Джон Карпентер, психиатр из Спрингфил- да, Миссури, доктор Рон Вестрем, профессор социологии из Восточного Мичиганского университета, и Бад Хопкинс, писатель, исследователь и советник из Нью-Йорка, хорошо разбирающийся в таком феномене, как «похищение людей инопланетянами» [13]. На самом деле устроители этого опроса хотели устано- вить некоторые статистические данные. В частности, их интересовало, как много людей сталкивалось в своей жиз- ни с теми необычными факторами, которые ассоциируют- ся с феноменом НЛО и похищениями, якобы совершаемы- ми инопланетянами. 12-6853
Как правило, представление о том, что человек может быть похищен инопланетянами и перенесен на неопо- знанный летающий объект, воспринимается в нашем об- ществе как признак неуравновешенной психики и вызывает одни лишь насмешки. И потому устроители опроса стара- лись не спрашивать напрямую о подобных вещах, сосредо- точившись взамен того на «опыте, который обычно ассо- циируется с такими похищениями» [14]. Сами эти факторы были установлены на основании множества бесед, прове- денных с глубоко встревоженными и обеспокоенными людь- ми. Hy а в качестве интервьюеров выступали все те же Джон Мак, Джон Карпентер, Дэвид Джекобе и Бад Хопкинс. В жизни их собеседников происходили на редкость странные и неприятные события — причем начиналось это порой в детстве, а затем продолжалось уже во взрослом возрасте. Самим людям эти события казались вполне ре- альными, однако с объективной точки зрения они пред- ставлялись совершенно невозможными. Во многих случаях люди стыдливо относили эти эпизоды на счет похищения «внеземными существами», которые поднимали их с помо- щыо космических кораблей на небо (иногда — опускали под землю или под воду). И там они проделывали с похи- щенными на редкость неприятные и унизительные вещи, после чего возвращали их в привычное земное окружение. Но очень часто люди даже не могли припомнить, что имен- но с ними случилось. Они знали только, что что-то про- изошло. Однако под гипнозом они полностью излагали ис- торию своих «похищений», которые происходили с ними порой на протяжении всей жизни — с интервалами в опре- деленное количество лет. И поскольку многие люди не в состоянии были вспом- нить о факте похищения до того, как их погружали в гип- ноз, вопросы, задававшиеся специалистами из организа- ции Ропера, были сформулированы таким образом, чтобы обратить внимание опрашиваемых на целый ряд необыч- ных ощущений, характерных для этого опыта. Ведь именно эти ощущения, как правило, и заставляли людей обращать- ся за помощью к специалистам. Наиболее часто упомина- лись среди них те самые пять характеристик, о которых мы говорили выше (то есть пробуждение от того, что в комнате присутствует чья-то фигура, неожиданное ощущение поле
та, странные шрамы на теле, час или более потерянного времени, необъяснимые огни в помещении). И потому уст- роители опроса решили, что, если человек отвечает «да» хотя бы на четыре вопроса из пяти, его уже можно причис- лить к потенциальным жертвам инопланетян. Оказалось, что два процента опрошенных попадают в эту категорию. Это позволяет предположить, что два процента взрослого на- селения Америки испытали на себе целый ряд ощущений, ха- рактерных для феномена похищения. Таким образом, опира- ясь на данные опроса 6000 человек, мы можем утверждать, что каждый пятидесятый американец мог хотя бы раз в жизни столкнуться с подобным опытом [15]. В 1991 году, когда проводился этот опрос, сказать «каж- дый пятидесятый американец» значило то же самое, что сказать «четыре миллиона человек» [16]. Моя собственная позиция в отношении «НЛО» и «инопланетян» Прежде чем приступить к дальнейшему изложению этой те- мы, я бы хотел предупредить, что с самого начала довольно скептически относился к тому, что НЛО и в самом деле мо- гут оказаться космическими кораблями с других планет. Точ- но так же не верил я и в возможность того, что «иноплане- тяне», ассоциирующиеся с появлением этих самых НЛО, могут быть реальными представителями внеземных циви- лизаций, которые по той или иной причине решили посе- тить Землю. Здесь они якобы похитили некоторых, специ- ально подобранных индивидуумов, перенесли их на свои космические корабли и произвели над ними целый ряд очень странных и малоприятных процедур, а затем вернули до- мой — и все для того, чтобы спустя определенное время вновь похитить тех же самых индивидуумов и подвергнуть их еще более странным процедурам. В третьей главе я описывал собственное знакомство с существами, внешность которых прекрасно согласовыва- лась с распространенным представлением об инопланетя- нах. Думаю, читатель припомнит, что я столкнулся с этими 12*
существами в видениях, вызванных приемом аяуаски. Не- обычайно убедительная и даже устрашающая природа этих галлюцинаций (включавших в себя объекты, похожие на летающие тарелки) заставила меня заново переосмыслить столь частые в последнее время сообщения о появлениях НЛО и похищениях людей. Возможно, эти странные фено- мены не имеют ничего общего с фактическим прибытием инопланетян, но берут свое начало в измененных־ состоя- ниях сознания. Теперь, по завершении своего исследования, я и вовсе не склонен верить в физическую природу так называемых НЛО и инопланетян. И потому я честно предупреждаю чи- тателей, что в дальнейшем, при обсуждении этой темы, они не найдут ничего, что могло бы подтвердить идею о том, будто инопланетяне и в самом деле являются представите- лями внеземных цивилизаций. Разумеется, никто не вправе полностью исключать такую возможность. Но лично я скло- нен считать их чем-то гораздо более интересным и гораз- до более загадочным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|